Слайд 1МЕНЕДЖМЕНТ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА
Кафедра
управления образованием
Кравцов А. О.,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления образованием
РГПУ им.
А.И. Герцена
Санкт-Петербург
ak90@yandex.ru
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Слайд 3Механистический тип структур управления
консервативная, негибкая структура;
четко определенные стандартизированные, устойчивые задачи;
сопротивление
изменениям;
власть проистекает из иерархических уровней;
иерархическая система контроля;
командный тип коммуникаций, идущий
сверху вниз;
содержанием коммуникаций являются преимущественно распоряжения, инструкции, принятие руководящих решений.
Слайд 4Органический тип управления
гибкую структуру;
динамичные, не жестко определенные задачи;
готовность к изменениям;
власть,
базирующуюся на знании и опыте;
самоконтроль и контроль коллег;
многонаправленность коммуникаций (вертикальные,
горизонтальные, диагональные);
содержанием коммуникаций являются информация и советы
Слайд 51. Работа как выживание.
Человеческий труд на этом этапе соответствует базовой
категории потребностей и состоит в усилиях, направленных на то, чтобы
обеспечить подобающие стол, кров и одежду в объеме, достаточном для выживания индивидума, семьи или племени.
Работа состоит в данном случае в том, чтобы вырвать у природы кусок хлеба, заставить ее поделиться своими богатствами.
На этом этапе труд обычно характеризуется непритязательностью и необходимостью, но он остается естественным и приносящим удовлетворение.
Слайд 62. Работа как признак общественного положения
В процессе формирования привилегированного класса
и становления рабства труд начинает рассматриваться как унижение и свидетельство
крайне низкого статуса.
Сменивший рабство феодализм также тесно связан со статусом, принуждением и необходимостью обеспечивать элементарные жизненные потребности.
Слайд 73. Работа как ремесло.
Искусная работа феодальных кустарей обращала природные материалы
в предметы, которые служили не только практической цели, но и
обеспечивали удовлетворение духовных потребностей.
На этом этапе работу можно рассматривать как акт творчества, заключающийся в превращении простых, естественных материалов в полезные и высокохудожественные произведения прикладного искусства.
Слайд 84. Работа как товар.
На этом этапе работа превращается в товар:
работник продает свою способность работать капиталисту, который использует эти способности
для производства предметов потребления, приносящих прибыль в результате их реализации.
Здесь работа рассматривается как акт отчуждения, тирании, инструмент, призванный принести удовлетворение третьим лицам.
Работники отделены и от средств производства, и от плодов собственного труда, благосостояния, удовольствия от выполненной работы.
Слайд 95. Работа как информация.
Когда информация и ее анализ стали приобретать
первостепенное значение, в задачу работника начинают включаться поиск, формирование и
направление информации таким образом, чтобы преумножить осведомленность и информированность организации;
поэтому работа становится олицетворением естественного любопытства и стремления повысить уровень собственных знаний.
В этом случае работу можно рассматривать как метод обучения и личного совершенствования.
В настоящее время организация труда по этому принципу стремительно развивается.
Слайд 106. Работа как общественный вклад.
Работа рассматривается как форма социальной ответственности,
акт формирования чувства сообщества, единения, общественный вклад, участие в сети
социальных контактов, которое увеличивает наши шансы прожить полную, насыщенную жизнь.
В этом ключе работа рассматривается как связующее звено и дар всему человечеству.
Слайд 117. Работа как акт самовыражения.
Когда работа приобретает черты самовыражения, люди
используют ее как инструмент создания и развития собственной жизни и
собственного существа.
В связи с этим работу можно рассматривать как путь к духовному и личному удовлетворению, как дополнительный мотив, стимул, смысл жизни, источник роста и личного совершенствования.
Слайд 128. Работа как искусство
Высшим проявлением человеческого труда является воплощение творческих
замыслов в произведение искусства, где работа состоит в том, чтобы
изменить сложившиеся представления, построить новый мир, получить от этого удовольствие.
Работа здесь выходит за рамки ремесла или полезности и призвана подстегнуть человеческое воображение.
Таким образом, работу в данном случае можно рассматривать как нечто элитарное, прекрасное, что-то такое, для чего понятие «работа» становится уже не вполне адекватным.
Слайд 15СЕМЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Слайд 16Стратегия 1: сформируйте содержание ценностей, этических вопросов, целостности
В качестве основы
для самоуправления нам необходим контекст, где ключевую роль будут играть
ценности, этика и целостность.
Причем эти составляющие, разделяемые всеми членами организации, должны быть четко сформулированы, получив отражение в реальных поведенческих моделях, распространившихся на всю организацию.
Ценности, определяя форму выполняемой работы и направляя ее определенным образом, имеют не только внутриорганизационное, но и внешнее значение, поскольку они создают также основу для отношений организации с окружающим миром.
Слайд 17Стратегия 2: сформируйте живую, эволюционирующую сеть ассоциаций
Самоуправляемые организации характеризуются гибкостью
и способностью к обновлению.
Они постоянно меняются и эволюционируют по
форме и структуре, стремясь полностью соответствовать условиям окружающей среды, выявляя при этом проблемы, связанные с процессом трансформации, и пытаясь усовершенствовать стратегии, призванные решать эти проблемы.
Представление о таких изменяемых структурах возникло из предложения рассматривать организацию по аналогии с живыми, эволюционирующими организмами, где организация воспринимается как сетевая система ассоциаций, где отдельных участники, партнеры, команды, подсистемы и альянсы формулируют собственные роли, выстраивая собственные коммуникации, системы, процедуры и отношения.
В сети ассоциаций при непредсказуемом, стремительном изменении внешних условий, возникновении новых проблем и благоприятных возможностей каждое направление деятельности регулируется самостоятельно, находясь тем не менее в тесной связи с остальными элементами сети.
Слайд 18Стратегия 3: сделайте лидерство связующим звеном, обеспечьте его проникновение во
все организационные сферы
В самоуправляемой организации ключ к успеху лежит в
способности лидеров объединить в единое целое отдельных сотрудников, команды и подсистемы сети ассоциаций, активизировать процессы и направить их в нужное русло, решить проблему, выстроить группы поддержки, сделать выводы из собственного опыта.
Лидеры или элита должны способствовать эволюции команд, должны дать им возможность расти, развиваться и стабилизироваться на определенном уровне.
Воспользуется или не воспользуется организация благоприятной возможностью, будет зависеть от того, какой масштаб примет развитие лидерских качеств, в идеале дух лидерства должен проникнуть во все сферы организации.
Слайд 19Стратегия 4: сформируйте самоуправляемые команды с инновационным мышлением
Основу сети ассоциаций
составляют небольшие, гибкие, самоуправляемые команды, существенно варьирующиеся по величине, функциям,
целям, формам и жизненному циклу.
На команды возлагается ответственность за формулирование и реализацию поставленных задач, решение проблем, оптимальное использование благоприятных возможностей.
В идеальные команды подбирается соответствующий состав участников; они самостоятельно формируются, самостоятельно выбирают направление развития и управляются изнутри, изыскивая внутренние резервы, достаточные для успешной деятельности.
Связь между командами, входящими в сетевую структуру, осуществляется посредством лидеров, информационных систем, процессов, облегчающих совместную деятельность, что позволяет эффективно преодолевать организационные границы, с тем чтобы выстроить надежную систему взаимопомощи.
Слайд 20Стратегия 5: внедрение упрощенных, открытых процедур и процессов, облегчающих совместную
деятельность
Для поддержания разделяемых ценностей, формирования команд и разветвленной системы ассоциаций,
а также развития всепроникающего, связующего лидерства существует широкий диапазон групповых процессов, облегчающих совместную деятельность в самых разных организационных условиях.
Для того чтобы поощрить альтернативное мышление, объединение усилий, самоуправление и демократию, следует иначе взглянуть на систему коммуникаций, совещания, на ведение переговорного процесса и на процесс принятия решений.
В то время как несущественные решения можно принять в рамках совещания, оповестить и делегировать полномочия по их исполнению, ожидая комментариев исполнителей, серьезные вопросы требуют совершенного единодушия и абсолютного согласия всех уровней.
Важнейшим элементом системы самоуправления будет понимание того, какой процесс принятия решений наиболее адекватен для данной цели и какой вид должны принять процессы и процедуры, поощряющие объединение усилий.
Слайд 21Стратегия 6: создание комплексной, самокорректирующейся системы
Системы саморегуляции и самосовершенствования побуждают
персонал и организацию к непрерывному процессу обучения и расширения собственных
возможностей.
Чем более сложными будут организационные задачи и отношения, которые характеризуются множеством параметров, тем более сложными и многофакторными должны быть системы саморегуляции, не позволяющие всей системе пойти вразнос или сбиться с пути.
Под такими системами мы подразумеваем обратную связь и адекватную оценку, мотивацию и вознаграждение, дисциплину и исправление ошибок, переговорный процесс и разрешение конфликтов, методы, позволяющие создать обучающиеся организации и профессиональные сообщества.
Используя эти инструменты и методы, организация, объединенная общими целями, самоуправляемая, саморегулируемая, получает возможность обратить ошибки, проблемы, конфликты и непредвиденные затруднения в благоприятные возможности, сулящие перспективы улучшения.
Слайд 22Стратегия 7: стратегическая интеграция, изменение самого способа изменений
Когда организация реализует
эти стратегии на практике, все сразу включаются в единое, унифицированное
целое, при этом трансформируются сами процессы, используемые для осуществления этих стратегий.
Невозможно разрушить систему иерархических отношений, используя иерархические методы и способы осуществления перемен.
Демократические принципы внедрения изменений создают множество возможностей для стратегической интеграции, что дополняет организационную свободу третьим измерением, придает ей объем, глубину.
Изменение направления перемен превращает каждого сотрудника в сознательного агента перемен, организационного революционера.