Слайд 1НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
ПЛАН:
1. Понятие научного стиля.
2. Возникновение и развитие
научного стиля.
3. Языковые особенности научного стиля:
3.1. лексические;
3.2. морфологические;
3.3. синтаксические.
4. Правила
текстовой композиции научного стиля.
Слайд 2Понятие научного стиля.
Научный стиль речи –
одна из функциональных разновидностей литературного языка, цель которой – передать
объективную научную информацию, доказать её истинность, а также часто новизну и ценность. Тексты этого стиля адресованы читателям или слушателям, подготовленным к восприятию научной информации.
Слайд 3Понятие научного стиля.
Сфера общественной деятельности,
в которой функционирует научный стиль, - это наука. Научным стилем
пользуются при написании и обсуждении проектов, научных отчётов, докладов, статей, монографий, диссертаций… Научный стиль, а точнее - его учебная разновидность, используется также в высших учебных заведениях на лекционных и практических занятиях, в учебниках, дипломных работах и т. п.
Слайд 4Понятие научного стиля.
Научный стиль относится
к так называемым книжным стилям русского языка, используется преимущественно в
письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.
Слайд 5Понятие научного стиля
Научная речь всегда
подготовлена, будь она в письменной или устной форме. Самая, казалось
бы, простая, легко воспринимаемая лекция тщательно готовится преподавателем. И чем легче понимать сложную по содержанию лекцию или статью, тем, следовательно, внимательнее работал над ней автор. Великие учёные неоднократно говорили, что о самых сложных вещах можно рассказать просто. В этом отразилась общеизвестная истина: “Кто ясно мыслит, тот ясно излагает”.
Слайд 6
Требования, предъявляемые к научному стилю.
Во-первых, чтобы понятно объяснить сложное явление, нужна логичность, чёткая
последовательность мысли. Во-вторых, необходима точность - точные понятия, точные определения. Именно логичность и точность делают научное произведение ясным. Цель научного исследования – не только объяснение каких-либо единичных явлений или фактов действительности, но и выявление того общего, что объединяет его с похожими явлениями или фактами или отличает от них. Поэтому третье требование к научному стилю - обобщённость изложения. Далее, в научных работах всегда говорится о новом: или об абсолютно новом (открытия, изобретения) или об относительно новом, т.е. новом только, например, для учащихся (учебники). Чтобы убедить читателя или слушателя в своей правоте, учёный должен быть объективным, поэтому на первое место выдвигается изучаемый предмет, а не личность учёного. Вследствие этого в научных произведениях редко используются слова и выражения, говорящие о чувствах автора. И, наконец, научные книги, статьи, отчёты, как правило, лаконичны (лаконичность – сжатость формы при насыщенности содержания).
Слайд 7
Языковые особенности научного стиля:
Одна
из самых заметных языковых особенностей научного стиля заключается в употреблении
многочисленных терминов. Благодаря быстрому распространению по всему миру достижений науки существует очень много интернациональных терминов, например: анализ, амплитуда, контакт. В мире действует тенденция к международной стандартизации языка науки.
В научном стиле широко используют составные термины, т.е. термины, образованные из нескольких слов. Кроме того, в лексический состав научного стиля входит много сложных слов, появляющихся из-за стремления их создателей к лаконичности. Часто при образовании терминов используются особые русские и международные терминологические элементы, соотносительные по значению, например: дву-/би-, между-/интер-, мелко-/микро- и др.
Слайд 8
Языковые особенности научного стиля:
Другая яркая черта лексики научного стиля - широкое использование абстрактных
существительных, обозначающих состояние, качество, признак, движение, например: удаление, коррекция, кодификация.
Слайд 9
Морфологические особенности научного стиля
Специфика употребления
имени прилагательного в научной речи заключается в том, что из
двух форм выражения превосходной степени сравнения предпочитают аналитическую, сложную форму, а именно выражение превосходной степени с помощью вспомогательных слов: наиболее/ самый крупный; самый мелкий; наименее заметный.
В большинстве случаев используются глагольные формы настоящего времени: складывается, преобразовывая.
Слайд 10Синтаксические особенности научного стиля
Синтаксические особенности научного
стиля речи обнаруживаются уже в словосочетании. Как и в других
книжных стилях речи, в научном стиле распространены словосочетания из существительного и глагола, частично утратившего своё лексическое значение: оказывать влияние, производить исследование
Слайд 11Синтаксические особенности научного стиля
Для наиболее
концентрированного выражения мыслей в научном стиле, как и в других
книжных стилях, широко используются причастные и деепричастные обороты, напр., любой говорящий, выносящий тезис на обсуждение, …; Аристотель, преподавая риторику в лицее, утверждал, что…
Слайд 12Синтаксические особенности научного стиля
Логичность и
точность научного изложения приводят к активному употреблению в научных текстах
средств связи: сложных предлогов, возникших из существительных. Эти предлоги до некоторой степени сохраняют значения существительных, что и делает связь мыслей более ясной: вследствие, в заключение, в течение, в связи, за счёт.
Слайд 13Синтаксические особенности научного стиля
Более подробно
рассмотрим употребление вводных слов. Из многочисленных разрядов вводных слов русского
языка с целью достижения точности, объективности, последовательности научного изложения выбирают вводные слова преимущественно трёх типов: 1) для указания на источник мысли, : на наш взгляд, по данным научных публикаций, с точки зрения, согласно теории и др.; 2) для выражения степени достоверности сообщаемого: вероятно, по-видимому, бесспорно, предположительно и др.; 3) для логической связи мыслей: во-первых, наконец, таким образом и др.
Слайд 14Синтаксические особенности научного стиля
Объективность научного изложения требует
использования таких конструкций, в которых бы главное внимание обращалось на объект исследования. Таких конструкций несколько. Главная из них - пассивная конструкция, или пассивный оборот, например, явление объясняется, проблема исследуется. Ещё одним средством выражения объективности высказывания являются неопределённо-личные и безличные предложения. Неопределённо-личные предложения показывают, что действие совершается какими-то неопределёнными лицами. Для говорящего в данном случае важно только действие, а не деятели: предполагают (предполагается), что ... . В безличных предложениях тоже важно именно действие. Главный член безличных предложений обычно выражается сочетанием инфинитива со словами можно, нужно, необходимо, следует, требуется и др.
Слайд 15Правила текстовой композиции научного стиля.
В
научном стиле, как и в каждом функциональном стиле, существуют свои
определённые правила текстовой композиции. Текст воспринимается от частного к общему, а создаётся от общего к частному. Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования: 1. осознание проблемы и постановка цели; 2. поиск способов решения проблемы, перебор различных вариантов, выдвижение гипотезы, доказательство; 3. решение проблемы, получение ответа.
Способ изложения, т. о., является способом доказательства.
Слайд 16Правила текстовой композиции научного стиля
Наиболее
общие фазы исследования представляют собой сложные действия, которые состоят из
более конкретных, а они, в свою очередь, из элементарных действий, таких, как обоснование, сравнение, противопоставление, приведение примера, ссылка, дополнение, пояснение, актуализация информации. Текст научного произведения создаётся как цепочка шагов, образующих логический каркас.
Слайд 17Правила текстовой композиции научного стиля
В
научном тексте по любой специальности можно выделить языковые средства, при
помощи которых осуществляется конструирование этого логического каркаса. Автор методично, шаг за шагом, поясняет, подсказывает своему собеседнику, какие именно мыслительные операции он совершает: даёт определение, переходит к следующему вопросу, возвращается к исходному пункту, приводит пример, анализирует результаты эксперимента, делает вывод.