Слайд 1Тема: «Социально-психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения»
План:
1. Сущностно-содержательная
характеристика социально-психологических тренинговых методов.
2. Основные парадигмы социально-психологического тренинга.
Слайд 21. Сущностно-содержательная характеристика социально-психологических тренинговых методов.
Термин «тренинг» (от англ. —
train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка.
Ю.Н.
Емельянов определяет тренинг как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.
Дж. Морено тренинг охарактеризует как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организаций с целью гармонизации профессионального и личностного бытия.
Слайд 3Социально-психологический тренинг
представляет собой вид методов активного социально-психологического
обучения, основанных на целенаправленном, комплексном и относительно продолжительном по времени
использовании совокупности методов групповой работы (ролевых игр, групповых дискуссий, психотехнических упражнений и др.) в интересах развития, психокоррекции и психотерапии личности.
Слайд 4Сущностными признаками социально-психологического тренинга является:
групповое обучение участников тренинга;
стадийность, обусловленная социально-психологическими
закономерностями развития малой группы;
комплексное применение совокупности методов групповой работы;
относительно продолжительное
по времени проведение тренинговых занятий;
широкая целевая направленность тренингов на развитие, психокоррекцию и психотерапию личности человека, его профессиональных и жизненных умений и качеств;
в работе тренинговой группы всегда присутствуют два плана, две стороны: содержательная и личностная.
Слайд 5В тренинге индивидуальные и групповые процессы слиты в едином потоке,
поэтому сам тренер фактически реализует тренинговые методы на трех уровнях:
в группе — с отдельным участником;
с группой — как единым целым;
через группу — с отдельным участником средствами самой группы.
Тренинг должен сам по себе быть событием для каждого участника. Лишь тогда возможно личное движение участника и изменения в нем. В этом случае освоение какой-либо деятельности в процессе тренинга будет сопровождаться осознанием роста своих возможностей.
Слайд 62. Основные парадигмы социально-психологического тренинга.
Парадигма — это метамоделъ тренинга, отражающая
позиции тренера и клиента, а также характер взаимодействия между ними.
Характеристика
парадигмы должна содержать три переменные: 1) тренер, 2) клиент и 3) взаимодействие между ними.
Человек может выступать в качестве источника активности, — тогда он называется "субъектом ". Однако он может выступать и как пассивное "нечто", на которое направлена активность других людей, — тогда он называется "объектом".
Кем является в межличностном взаимодействии с участниками группы тренер?
Кем является в межличностном взаимодействии с тренером клиент?
Слайд 72. Основные парадигмы социально-психологического тренинга.
Характер взаимодействия.
В первом случае —
это одностороннее воздействие тренера на клиента.
Во втором — такое
же одностороннее воздействие, но при этом ответные реакции клиента рассматриваются как обратная связь и учитываются в дальнейшей работе тренера.
В третьем — оно представляет собой уже взаимное воздействие, но тренер еще откровенно доминирует.
В четвертом — взаимоотношения клиента с тренером являются единым целостным процессом взаимного влияния, т.е. настоящим взаимодействием.
Слайд 8Парадигма тренинга как дрессуры
В основе образа мира тренера, лежит представление
о том, что мир — это четко отлаженный механизм, все
в нем подчиняется законам природы, каждое действие имеет закономерное и предсказуемое последствие, которое можно зафиксировать, измерить и изучить.
Кроме того, мир объективен и однозначен, а то, что люди воспринимают его по разному, есть лишь результат субъективных искажений, которые происходят из-за несовершенства человеческой природы.
Человек должен приспосабливаться к окружающей среде. Поскольку для каждой ситуации есть оптимальный способ поведения, человек для эффективной жизнедеятельности как раз то и должен его освоить.
Слайд 9Парадигма тренинга как дрессуры
Вывод: поведение человека, в общем виде, есть
реакция на окружающую среду. У всех видов научение происходит методом
«проб и ошибок»: эффективный способ поведения получает со стороны окружающей среды положительное подкрепление, а неэффективный — отрицательное. Следовательно, правильно организовав систему подкреплений, можно сформировать у человека оптимальный поведенческий паттерн, закрепив его путем повторения.
Тренер - занимает позицию носителя «единственно правильного» знания.
Клиенты ставятся тренером в позицию объектов. Их задача - четко следовать инструкциям тренера.
Слайд 10Парадигма тренинга как репетиторства
В основе образа мира тренера лежит представление
о том, что мир — это система, в которой отдельные
элементы соединены прямыми и обратными связями.
Любое воздействие порождает ответное действие, вносящее определенные коррективы в последующее взаимодействие. Мир представлен разным людям в разных субъективных образах. Эти образы могут быть более или менее адекватными реальности, но никогда до конца ей не соответствуют. Поэтому для всех людей мир не может быть однозначным.
Человек по своей природе — это единство биологического и социального, поэтому его основная задача — занять свою нишу в социально обусловленном мире. Имеющееся у человека сознание дает ему возможность самостоятельного выбора наиболее эффективного в каждой конкретной ситуации способа поведения на основе усвоенных им знаний, которые создало общество.
Слайд 11Парадигма тренинга как репетиторства
Вывод: поведение человека есть внешняя реализация сложившихся
у него представлений о мире. Научение происходит не только методом
«проб и ошибок», но и в результате целенаправленной передачи информации от одного человека к другому, за счет формирования более адекватных реальности представлений о мире. Следовательно, основная задача обучения — дать человеку необходимую информацию и объяснить, как ею пользоваться.
Тренер - рассматривает активность клиентов как сигнал обратной связи, который он учитывает в дальнейшем.
Клиенты ставятся тренером в позицию объектов с элементами субъектности. Их задача – давать тренеру обратную связь.
Слайд 12Парадигма тренинга как наставничества
В основе образа мира тренера лежит представление
о том, что одностороннее воздействие в этом мире фактически отсутствует,
всегда есть взаимодействие. Поэтому, хотя мир и объективен, но принципиально неоднозначен и вариативен для разных людей.
В этой парадигме клиент рассматривается как личность, обладающая своим уникальным внутренним миром. Сознание человека позволяет ему действовать в мире не только под влиянием внешних обстоятельств (стимулов среды), не только в соответствии с выработанными обществом поведенческими паттернами, но и на основе системы собственных ценностей, имеющихся у него отношений, выбирая из нескольких оптимальных способов поведения именно тот, который в наибольшей степени им соответствует, — находя свой неповторимый путь достижения целей.
Слайд 13Парадигма тренинга как наставничества
Вывод: поведение человека, в общем виде, есть
внешняя реализация освоенных им достижений человеческой культуры, которые избирательно (в
зависимости от мотивов, отношений и т.д.) присваиваются им в процессе жизни - иными словами, человек не столько научается, сколько учится, проявляя собственную познавательную активность! Следовательно, основная задача обучения - сформировать у человека все необходимое, чтобы он мог жить так, как это органично для его личности.
Тренер - готов взять на себя всю полноту ответственности только за создание необходимых для обучения условий, а вот ответственность за конечный результат склонен возлагать на самих клиентов .
Клиенты - младшие партнеры тренера. Их задача — в предложенных тренером обстоятельствах проявлять собственную активность, причем максимально возможную, чтобы искать и находить наиболее приемлемые для себя способы поведения.
Слайд 14Парадигма тренинга как развития субъектности
В основе образа мира тренера лежит
представление о том, что человек – это "субъект". В своем
исконном смысле быть субъектом (от лат. subjectum — подлежащее) означает быть "под-лежащим" и "пред-лежащим", т.е. быть "лежащим-в-основе".
Человек потому-то и рассматривается как субъект, что он "лежит-в-основе" не только мира субъективных образов, душевных переживаний и т.п., но и реального, "внешнего" мира, в котором разворачивается его жизнь — иными словами, от него и только от него зависит, в каком мире он будет жить!
Принципиально важно, что человек стремится стать субъектом не потому, что этого требует окружающий мир, а потому, что такова его человеческая сущность, — не будучи субъектом своего мира, он не может быть подлинно Личностью.
Слайд 15Парадигма тренинга как развития субъектности
Основной задачей тренинга является не результат,
а сам процесс: не столь важно, каковы имеющиеся сейчас успехи
данного человека на пути построения своего мира, главное — какова динамика этого процесса.
Тренер – стремится к тому, чтобы клиент смог открыть собственный путь, стал субъектом, "лежащим-в-основе" собственной жизни.
Клиенты – являются полноправными партнерами тренера.
Тренинг в парадигме субъектности как многолетнее растение: приносит плоды не сразу, зато живет долго и все время набирает силы.