Слайд 1ЛЕКЦИЯ №1
ТЕМА:
«ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ»
Докладчик: Аббясов И.Х. –
директор ГОУ
СПО
Кузнецкий медицинский колледж, заслуженный работник здравоохранения, кандидат медицинских наук, доцент
СамГМУ
Слайд 2ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ:
Понятия: здоровье, болезнь.
Факторы, определяющие здоровье.
Факторы риска заболеваний.
Слайд 3
Группировка некоторых определений болезни
человека (по Ю.П. Лисицину)
Биологизаторские дефиниции: «Болезнь»
– это:
- нарушения, поломки, дефекты деятельности организма, его органов
и систем;
- нарушение связей, гармонии с внешней средой, адаптации к окружающей среде;
- нарушения целостности организма, его внутренней среды, нарушения постоянства внутренней среды;
- нарушение функций и механизма адаптации, общего адаптационного синдрома, состояние дистресса;
- адаптация через механизм нарушенной адаптации; адаптация через болезнь;
- несоответствие природных и организменных биоритмов (дисхроноз)
Кибернизаторские, управленческие дефиниции: «Болезнь» - это
- нарушения в механизмах управления, координации, регуляции функций организма;
- разлад, расстройство в функциональной структуре организма как сложнейший кибернетической системе;
- нарушение модели организации, расстройство алгоритмов жизнедеятельности
Слайд 4
Группировка некоторых определений болезни
человека (по Ю.П. Лисицину)
Энергизаторские дефиниции: «Болезнь»
- это
- дефицит, избыток, дисбаланс энергии человеческого организма;
- нарушения расходования
энергетических ресурсов организма;
неадекватное, не соответствующее его потребностям воздействие энергетических силовых, магнитных «полей»; воздействий извне и внутри- организменных.
Социологизаторские и психологизаторские дефиниции: «Болезнь» - это
- нарушение, «стеснение» свободы человеческой жизни во всех ее проявлениях, функций человека;
- нарушение человеческих (общественных) отношений, взаимосвязей, контактов, социальных черт, свойств;
- психологический срыв, психологическая дезадаптация, дезинтеграция личности, человеческих чувств, психологических установок, психосоматическая дезорганизация, дезадаптация;
- нарушение условий, образа жизни, жизненного стериотипа, стиля жизни человека.
Слайд 5В преамбуле Устава ВОЗ написано: «Здоровье является состоянием полного физического,
духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и
физических дефектов»
Слайд 6 Индивидуальное здоровье – это здоровье отдельного человека. Оно оценивается
по самочувствию человека, наличию или отсутствия заболевания, характеру потери трудоспособности,
физическому состоянию и развитию. Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей, например – ресурсы здоровья, потенциал здоровья, баланс здоровья.
Ресурсы здоровья – это морально-функциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону, повышение ресурса обеспечивается всеми мерами здорового образа жизни.
Потенциал здоровья – это совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на воздействие внешних факторов. Адекватность реакций определяется состоянием компенсаторно –приспособительных систем (нервной, эндокринной и т.д.) и механизмом психической саморегуляции.
Слайд 7 Баланс здоровья – выраженное состояние равновесия между потенциалом здоровья
и действующими на него факторами. С целью индивидуальной комплексной оценки
здоровья принято относить человека к той или иной группе здоровья.
Здоровье человека может рассматриваться в различных аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, психофизическом и т.д. Поэтому сейчас в практике стали широко использоваться термины, отражающие лишь одну какую-либо грань здоровья человека – «психическое здоровье», «биологическое здоровье», «социальное здоровье», «духовно-нравственное здоровье», «экологическое здоровье» и т.д.
Общественное здоровье – это здоровье общества, популяции в целом. Если речь идет о групповом или общественном здоровье, то наряду с оценками индивидуального здоровья прибегают с медико-статистическим показателям, характеризующим различные стороны общественного здоровья.
Слайд 8Для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показатели:
Отчисление валового
национального продукта на здравоохранение.
Доступность медико-социальной помощи.
Охват населения медицинской
помощью.
Уровень иммунизации населения.
Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
Состояние питания детей.
Уровень детской смертности.
Средняя продолжительность предстоящей жизни.
Гигиеническая грамотность населения.
В медико-социальных исследованиях
общественного здравоохранения населения принято использовать критерии:
Демографические показатели
Заболеваемость и инвалидность.
Физическое развитие
Слайд 9При изучении общественного здоровья, факторы его определяющие, принято объединять в
следующие группы:
Социально-экономические (условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние и
т.д.).
Социально-биологические (возраст родителей, пол, течение антенатального периода и т.д.).
Экологические и природно-климатические (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации и т.д.).
Организационные или медицинские (уровень и организация медицинской помощи).
Слайд 10МЕДИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ:
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Показатели естественного
движения населения:
смертность общая и возрастная;
средняя продолжительность предстоящей жизни (ППЖ);
рождаемость, плодовитость;
естественный
прирост населения;
брачность;
возрастно-половая структура населения.
Показатели динамики населения:
миграция населения, иммиграция, эмиграция
Показатели заболеваемости и распространенности болезни:
по обращаемости –уровень и структура;
по медицинским осмотрам;
по причинам смерти.
Показатели инвалидности:
взрослого населения;
детского населения.
Показатели физического развития:
антропометрические;
соматоскопические;
функциональные.
Слайд 11С ПОЛНЫМ ОСНОВАНИЕМ МОЖНО СЧИТАТЬ, ЧТО ЗДОРОВЬЕ И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ
В ЦЕЛОМ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ФАКТОРАМИ:
биологическими, психологическими (наследственность, тип телосложения, темперамент,
тип высшей нервной деятельности и др.) свойствами человека;
состоянием окружающей человека среды, экологии (ее чистоты, загрязнения химическими, физическими, биологическими и прочими агентами);
природными (климат, погода, ландшафт, местности, флора, фауна) воздействиями;
социально-экономическими, политическими и прочими факторами, действующими обычно через условия труда и быта;
здравоохранением, состоянием его служб, кадров, уровня медицинской науки, а также многими другими воздействиями окружающей человека среды, отношениями между людьми и др.
Слайд 13Факторы риска, отличаются от непосредственных факторов (причин) возникновения и развития
заболеваний – бактериальных, химических, физических, механических, психических и многих других
неблагоприятных воздействий, которые вызывают прямо или косвенно, опосредованно патологические изменения в организме, его органах и системах; факторы риска создают неблагоприятный фон, то есть, способствуют возникновению и развитию заболеваний.
Слайд 14ГРУППЫ РИСКА
Группа демографических факторов риска:
дети
престарелые
одинокие
вдовы, вдовцы
мигранты, беженцы, перемещённые лица
Группы производственного, профессионального риска:
Работающие в условиях вредных для здоровья производств (тяжелое машиностроение, химическая, металлургическая промышленность, транспорт и др.)
Группа риска функционального, патологического состояния:
Беременные
Недоношенные дети, родившиеся с малой массой тела
Лица с генетическим риском, врожденными аномалиями, дефектами
Инвалиды детства
Слайд 15ГРУППА РИСКА
Группа риска низкого материального уровня жизни, бедности, нищеты:
Бедные
Необеспеченные
Безработные, работающие неполный рабочий день
Бомжи
Группа риска лиц с
девиантным поведением, наличием психопатических, социально-психологических и других отклонений:
Алкоголики
Наркоманы
Токсикоманы
Проститутки
С сексуальными отклонениями («сексуальные меньшинства»)
С деформациями психического здоровья и поведения (невропатии, психопатии и пр.)
Религиозные и другие сектанты с психическими и физическими отклонениями