Слайд 1Фазы сна
Медленный (ортодоксальный) – занимает около 80% времени ночного сна
Быстрый
(парадоксальный) – занимает 20-25% у взрослого человека, у маленьких детей
> 50%, у пожилых людей 15%
Слайд 3Стадии медленного сна
А –сонливость, дремота: альфа-ритм снижается, сменяется тета-волнами
Б- поверхностный
сон: одиночные тета- и дельта-волны
С- сон средней глубины: появление сонных
веретен и К-комплексов
D – глубокий сон: преобладание дельта волн
Слайд 5ЭЭГ в разные фазы сна
бодрствование
засыпание
неглубокий сон
умеренно глубокий сон
глубокий сон
Слайд 6Характеристики медленного сна
Отсутствие сознания
Понижение тонуса скелетной мускулатуры
Урежение дыхания, пульса, снижение
АД, снижение секреции пищеварительных желез
Могут быть сновидения (черно-белые, нечеткие, недлительные,
в форме мыслей) и снохождения (сомнамбулизм)
Слайд 7
Основная функция медленного сна – поддержание
гомеостаза, саморегуляция деятельности внутренних органов через гипоталамо - гипофизарную систему,
преобладание восстановительных процессов (лечебная роль сна)
Слайд 8Быстрый сон
На ЭЭГ – десинхронизация ритма, появление бета -ритма
(активное состояние мозга)
Сопровождается быстрым движением глазных яблок – БДГ
или REM –фаза
Повышается двигательная активность в виде вздрагиваний, подергиваний
Сновидения –красочные, длительные, эмоциональные- «небывалые комбинации бывалых впечатлений»
Слайд 9Быстрый сон
Основная роль быстрого сна –
отбор и переработка информации, поступившей в течение дня, упрочение следов
памяти, упрочение и восстановление временных связей в КБП, активация пластических свойств мозга (роль сна в механизмах обучения)
Слайд 10
Длительность полного цикла около 1,5 ч.
А-Б-С-D
– БДГ.
За ночь 4 – 5 циклов
Длительность полного цикла около 1,5 ч.
А-Б-С-D – БДГ.
За ночь 4 – 5 циклов
Слайд 11Чередование фаз сна в течение ночи
Слайд 12Соотношение фаз сна и бодрствования в онтогенезе
Слайд 13Механизмы (теории) сна
Гуморальная (токсическая)
Нервные теории:
Подкорковая – наличие центра сна в
ГПТ (ц. Гесса)
Корковая (И.П.Павлов) – генерализованное торможение КБП
Корково-подкорковая (П.К.Анохин) –
роль Rf мозга
Нейрохимическая – роль медиаторных систем мозга
Слайд 14Роль ретикулярной
формации
Гипногенные структуры – ядро шва Rf (медиатор серотонин)
– способствуют развитию медленного сна
Активация голубого пятна (ядро Rf в
среднем мозге, медиатор норадреналин) вызывает парадоксальный (быстрый) сон
Слайд 15Функциональные соотношения структур мозга во сне и при бодрствовании
торможение
активность
Слайд 16Активирующее влияние РФ на кору мозга (реакция пробуждения)
Слайд 17Типы высшей нервной деятельности
Слайд 18План
Классификация темперамента по Гиппократу
Свойства нервных процессов
Классификация типов ВНД по
И.П.Павлову и современные дополнения к ней
Методы определения типа ВНД
Экспериментальные
неврозы
1-я и 2-я сигнальные системы
Речевые функции
Слайд 20Темперамент
Соотношение жидких сред
в организме человека определяет особенности его поведения (от «tempore»- cмешивать)
Слайд 21Темперамент
Холерик – едкая желчь
Меланхолик –черная испорченная желчь
Сангвиник – горячая кровь
Флегматик
–холодная слизь
Слайд 22Свойства нервных процессов
Характеристики возбуждения и торможения, дающие
представление о том, в какой степени каждый из этих процессов
проявляется и как они воздействуют друг на друга
Сила
Уравновешенность
Подвижность
Слайд 23Типы ВНД
Это совокупность индивидуальных свойств
нервной системы, определяющие индивидуальные особенности условно-рефлекторных механизмов и уравновешивание организма
с окружающей средой.
Определяются в процессе выработки условного рефлекса и условного торможения
Слайд 24Классификация типов ВНД по И.П.Павлову
Сильный неуравновешенный (безудержный)
Сильный уравновешенный подвижный (живой
тип)
Сильный уравновешенный инертный (спокойный)
Слабый
Слайд 27
Темперамент (тип ВНД) – категория поведенческая, отражающие
динамические характеристики (интенсивность, скорость, реактивность, импульсивность, эмоциональность), но не содержательную
сторону личности (мировоззрение, взгляды, интересы).
Особенность темперамента – его устойчивость, результат взаимодействия врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств. Изменение свойств в онтогенезе: до 6 лет слабые процессы возбуждения, преобладание возбуждения над торможением
Слайд 28Классификация типов ВНД детей дошкольного возраста (А.Г.Иванов-Смоленский)
Основана на способности ребенка образовывать (+) и (-) условные рефлексы:
Лабильный
Инертный
Возбудимый
Тормозной
Существенные коррективы в характеристику типов ВНД вносит период полового созревания
Слайд 29
Тип ВНД отражает общие свойства нервной системы,
характеризует особенности функционирования структур, выполняющих функции регуляции и управления основными
звеньями поведенческого акта (мотивацией, эмоциями, программированием, оценкой результатов) – лобная кора, лимбическая система, неспецифические системы мозга
Слайд 31Представления о структурной организации типов ВНД (П.Симонов)
Относительное функциональное
преобладание различных систем мозга лежит в основе типов ВНД:
Гипоталамус -
лобная кора -холерик
Миндалина –гиппокамп - меланхолик
Гипоталамус-гиппокамп - сангвиник
Миндалина –лобная кора - флегматик
Слайд 32Классификация темперамента по Айзенку
Основана на выявлении степени экстра-
и интроверсии и уровня нейротизма (стабильности). Об экстра- и интроверсии
судят по тому, от чего зависит реакция и деятельность человека: от внешних впечатлений и общения с людьми (экстраверсия) или от внутреннего мира (интроверсия)
Слайд 33Классификация темперамента по Айзенку
Стабильный экстраверт
Нестабильный экстраверт
Стабильный интроверт
Нестабильный интроверт
Слайд 34Значение типов ВНД
Индивидуальный подход к больным
Индивидуальный подход в воспитании и
учебе
Различная адаптация к неблагоприятным факторам
Профессиональная ориентация
Слайд 35Методы определения типа ВНД
Определение силы:
Выявление порога работоспособности – по порогу
запредельного торможения (кофеиновая проба)
Определение сопротивляемости тормозному процессу
Определение силы возбуждения и
торможения в анализаторах
2 Оценка уравновешенности:
Определение скорости угасания рефлексов
Определение величины ориентировочной реакции
Сравнение скорости выработки (+) и (-) условных рефлексов
3 Определение подвижности: скорость переделки (+) и (-) условных рефлексов
Слайд 36Экспериментальные неврозы
Невроз – функциональные нарушения нормальных свойств
нервных процессов, сопровождающиеся хроническими отклонениями ВНД от нормы. Изменения взаимоотношений
возбуждения и торможения в КБП приводит к нарушению регуляторных механизмов и к психосоматическим заболеваниям
Невроз –это обратимое состояние, являясь пограничным между нормой и патологией
Слайд 37Форма нервного срыва определяется:
Индивидуальными особенностями ВНД (тип ВНД)
Исходным состоянием высших
отделов мозга
Соматическим состоянием организма в момент развития невроза
Слайд 38Факторы, способствующие развитию невроза
Перенапряжение процесса возбуждения
Перенапряжение тормозного процесса
Перенапряжение подвижности нервных
процессов
«Сшибка» нервных процессов – столкновение возбуждения и торможения (одновременное действие
раздражителей с противоположным эффектом)
При неврозе преимущественно страдает тот процесс, отставание которого исходно характеризует нервную систему
Слайд 39Фазовые явления в КБП при неврозах
Наблюдается неадекватная
реакция на различные по силе раздражители (нарушение закона силы):
Уравнительная фаза
Парадоксальная
фаза
Ультрапарадоксальная фаза
Слайд 40Сигнальные системы
1-я сигнальная система – общая для животных и человека.
Это система восприятия непосредственных, чувственных сигналов внешней и внутренней среды
(звук, свет, запах и др.), анализ и синтез этой информации.
Формирует конкретно-чувственное отражение окружающего мира –ощущения, восприятия, представления; является базой конкретно- образного мышления
Слайд 41Сигнальные системы
2-я сигнальная система – характерна для человека – особая
система сигнализации, связанная со словесным раздражителем- «сигналом сигналов»
Особенности 2-й сигнальной системы:
сигналы носят обобщенный характер
создают возможность абстрагирования, отвлечения от действительности
Слайд 422-я сигнальная система
Формирует абстрактно-обобщенное отражение окружающего мира – в понятиях,
суждениях, умозаключениях
Является основой абстрактно-логического мышления человека
1-я и 2-я сигнальные системы – функции коры больших полушарий мозга
Слайд 43Типы ВНД человека
Художественный – преобладание 1-ой сигнальной системы
Мыслительный - преобладание
2-й сигнальной системы
Средний – нет преобладания сигнальных систем
Смешанный – обе
системы преобладают (гениальность)
Слайд 44Функции речи
Речь – специфически человеческая функция – процесс
общения посредством языка.
Коммуникативная функция
Понятийная функция
Регуляторная функция
Слайд 45Виды речевой деятельности
Экспрессивная – характерна для субъекта, формирующего высказывание. Может
быть устной и письменной, пассивной (механическое повторение или запись под
диктовку) и активной. Активная экспрессивная речь проходит стадии замысла, программы высказывания, стадии внутренней (свернутой) и развернутого внешнего высказывания
Слайд 46Виды речевой деятельности
Импрессивная – характерна для субъекта, воспринимающего речь –
процесс понимания речи. Начинается с восприятия речевого сообщения (через соответствующий
анализатор), декодирования (выделение информации), завершается формированием общей смысловой схемы сообщения, включением её в смысловой контекст
Слайд 47Формы речевой деятельности
Акустическая (звуковая, устная). Речевой слух включает компоненты:
Фонемы –
смыслоразличительные звуки, являются сигналами 2-й сигнальной системы
Интонации – звуковая окраска
речи, сигналы 1-й сигнальной системы
Кинестетическая (двигательная)- работа речедвигательного аппарата, жесты
Оптическая (зрительная)- восприятие и понимание зрительных речевых символов - чтение
Слайд 48Этапы становления речевой деятельности
Подготовительный – 2-3 месяца (гуление, лепет)
Понимание устной
речи – с 5-6 месяцев. Возможна выработка условных рефлексов на
слово.
Умение говорить – произношение фонем и отдельных слов – с 10-12 месяцев до 3-х лет (до 1500 слов)
Речь как средство общения (предложения, фразы) – 2-3 года
Формирование внутренней речи (орудие мышления)- с 5-6 лет
Слайд 49Первичные речевые зоны коры
Зона
Брока
Зона
Вернике
Слайд 50Речевые центры
Сенсорный центр – задняя часть верхней височной извилины (зона
Вернике) –понимание устной речи
Моторный центр -задняя часть нижней лобной извилины
(зона Брока)-умение говорить
Оптический центр – угловая извилина (нижнетеменная область)- понимание буквенных изображений
Слайд 52Подкорковые речевые центры
Регулируют двигательные компоненты устной и
письменной речи:
Стриапаллидарная система
Мозжечок
Особенность локализации всех речевых центров
– асимметричность. В 96%- левое полушарие