Слайд 1Диффузное звуковое поле
характеризуется тем, что
во всех его точках
усредненные во времени
уровни
звукового давления
и потоки звуковой энергии,
приходящие по любому направлению,
постоянны
Постоянство уровней звукового
давления – однородность поля
Постоянство потоков звуковой энергии по всем направлениям –
изотропность поля
Слайд 2Реверберация
– процесс постепенного замирания звука в помещении после выключения
источника звука
Слайд 3Основные допущения,
принятые в статистической теории
При рассмотрении распространяющихся звуковых волн не
учитывают интерференционные явления, поэтому в каждой точке звукового поля плотность
звуковой энергии есть сумма плотностей энергии каждой волны (энергетическое суммирование)
Звуковое поле в помещении принимается диффузным, т.е. плотность звуковой энергии в любой точке звукового поля принимается одинаковой
Слайд 5После включения источника плотность звуковой энергии возрастает по закону
- средний коэффициент звукопоглощения
- звуковая мощность источника, Вт
- общая площадь внутренних поверхностей помещения
- объем помещения
- скорость звука в воздухе
при
Слайд 6После выключения источника звуковая энергия затухает по закону
Стандартное время
реверберации соответствует
формула Эйринга
для определения стандартного времени реверберации
Слайд 7Время реверберации
Формула Эйринга
для прямоугольного помещения
для помещения произвольной формы
Формула Сэбина
Формула, учитывающая поглощение звука в воздухе
- объем помещения
- общая площадь внутренних поверхностей
- средний коэффициент звукопоглощения
- полное звукопоглощение помещения
- показатель затухания звука в воздухе
Слайд 8Зависимость коэффициента затухания звука в воздухе
от его влажности
Слайд 11Ориентировочные значения времени реверберации на частоте 500 Гц
Слайд 15Структура звуковых отражений
Очертания потолка и стен
должны способствовать
правильному распределению
отраженного звука,
направляя большую
долю его
на удаленные от источника
слушательские места
Слайд 16Построение геометрических отражений с помощью мнимого источника
Слайд 17Отражения звуковых волн можно считать направленными, если
наименьший размер отражающей поверхности
не менее чем в 1,5 раза превышает длину волны
наименьший радиус
кривизны поверхности не менее чем в 2 раза превышает длину волны
отражения возникают от точек отражателя, удаленных от его краев не менее чем на половину длины волны
Слайд 20ОПТИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ЗАПАЗДЫВАНИЯ
АУДИТОРИЯ, ЛЕКЦИОННЫЙ ЗАЛ,
КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
0,01 – 0,015 С
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР 0,015 – 0,02 С
ЗАЛ МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ 0,02 – 0,03 С
ОПЕРНЫЙ ТЕАТР 0,07 С
ФИЛАРМОНИЯ,
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ (БЕЗ ОРГАНА) 0,09 С
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ С ОРГАНОМ И ХОРОМ 0,10 – 0,15 С
Слайд 21 -
ОСЛАБЛЕНИЕ ПРЯМОГО ЗВУКА
L = L0 – 20lgR – 8
УРОВЕНЬ
ОДНОКРАТНО ОТРАЖЕННОГО ЗВУКА
L = L0 – 20lg(R1+R2) – 10 lg(1/(1-))
– 8
ЗВУКОВАЯ МОЩНОСТЬ ИСТОЧНИКА
АУДИТОРИЯ, ЛЕКЦИОННЫЙ ЗАЛ 65 – 70 ДБ
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР 80 ДБ
ОПЕРНЫЙ ТЕАТР 90 ДБ
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ, ФИЛАРМОНИЯ 100 ДБ
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ С ОРГАНОМ 110 ДБ
Если разница уровней прямого и отраженного звука превышает 8 дБ,
то такое отражение не формирует характера звучания,
а имеет вредное влияние
Слайд 22Формирование отражений от плоского горизонтального потолка
Слайд 23Устройство отражателя над авансценой
Слайд 24Рациональное примыкание потолка к задней стенке
Слайд 28Звукоотражатели в передней части боковых стен
Слайд 29Наиболее рациональная форма зала в плане
Слайд 31Отражения от поперечных пилястр или ребер
Слайд 32Образование диффузных отражений от поверхности с рельефом полукруглого сечения
Слайд 33Для обеспечения достаточной степени
диффузности звукового поля
необходимо,
чтобы значительная часть
внутренних поверхностей помещения
создавала
рассеянные отражения
Слайд 37ОТРАЖЕНИЕ ЗВУКА ОТ ВОГНУТОЙ ПОВЕРХНОСТИ
Q - ИСТОЧНИК ЗВУКА, О -
ЦЕНТР КРИВИЗНЫ, Ф - ФОКУС
Слайд 43«Полезные» отражения
Отражения от плоских и выпуклых поверхностей, находящихся вблизи
источника
Отражения от потолка, направленные в зону расположения слушателей
Отражения от боковых
поверхностей стен, расположенных на уровне голов слушателей
Слайд 44«Вредные» отражения
Отражения от удаленных поверхностей
Отражения от вогнутых поверхностей
Отражения от параллельных
поверхностей
Отражения от верхней части стен
Отражения, приходящие к слушателю сзади
Слайд 50ОПТИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ВОЗДУХА НА ОДНОГО СЛУШАТЕЛЯ
АУДИТОРИЯ, ЛЕКЦИОННЫЙ ЗАЛ,
КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
4 КУБ.М
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР 5 КУБ. М
ЗАЛ МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ 4—6 КУБ. М
ЗАЛ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ И ОПЕРЕТТЫ 6 КУБ. М
ОПЕРНЫЙ ТЕАТР 6—7 КУБ. М
ФИЛАРМОНИЯ,
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ (БЕЗ ОРГАНА) 8—9 КУБ. М
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ С ОРГАНОМ И ХОРОМ 10—12 КУБ. М