Слайд 1Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации.
Проектирование коробок скоростей
Установочные лекции
Лекции
5, 6,7
Автор Д.Г. Мирошин
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Слайд 2Литература
Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. пособие для студентов вузов. –
3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1982.
– 351 с., ил.
Детали и механизмы металлорежущих станков // Под. ред. Д.Н. Решетова. Т2. М.: Машиностроение, 1972. – 520 с.
Детали машин: атлас конструкций. Учеб. пособ. для вузов / Под ред. Д.Н. Решетова, М.: Машиностроение, 1979. – 367 с.
Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1978. – 352 с., ил.
Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. Пособие для машиностроит. спец. техникумов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Высш. шк., 1990. – 399 с., ил.
Кочергин А.И. Конструирование и расчет металлорежущих станков и станочных комплексов. Курсовое проектирование: Учеб. пособ. для вузов.- Мн.: Выш. Шк., 1991.- 382 с.
Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие для учащихся машиностроительных специальностей техникумов / С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1988. 416 с.: ил.
Орликов М.Л., Федоренко И.Г., Шишкин В.Н. Металлорежущие станки. Курсовое и дипломное проектирование: учеб. пособ. – К.: Вища шк, 1987. – 152 с.
Проников А.С. Расчет и конструирование металлорежущих станков.М.: Высш. шк., 1968 - 431 с.
Тарзиманов Г.А. Проектирование металлорежущих станков. – М.: Машиностроение, 1980. – 288 с.
11.Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособ. для техникумов. – М.: Высш. шк., 1991 – 432 с.
Слайд 3Некоторые требования к оформлению проекта
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Филиал
в г. Омске
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРОБКИ СКОРОСТЕЙ ТОКАРНОГО СТАНКА
Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Оборудование отрасли»
050501.65.№вар.
Исполнитель
студент гр. Ом-413 СТО С.В. Иванов
Руководитель
Доцент Д.Г. Мирошин
Нормоконтроль
Доцент Д.Г. Мирошин
Омск, 2012
Шифр проекта:
На титульном листе:
050501.65.№вар
На последующих листах:
050501.65.№вар.ПЗ
На чертеже развертки валов
050501.65.№вар.01
На чертеже свертки валов
050501.65.№вар.02
На спецификации
050501.65.№вар.01
Слайд 4Некоторые требования к оформлению проекта
Штампы
На листе содержания – форма 2
На
листах чертежей – форма 1
На листах ПЗ – форма 2а
Слайд 5Разделы курсового проекта
Кинематический расчет коробок скоростей
Силовой расчет коробок скоростей
Проектные расчеты
коробки скоростей
- расчет зубчатых передач
- расчет валов
- расчет шпинделя
- выбор
и расчет долговечности подшипников
- расчет шпоночных соединений
Конструирование коробки скоростей
- конструирование корпусов
- конструирование шпиндельных узлов
- конструирование валов
- выбор системы смазки и конструирование смазочных устройств
Вычерчивание коробки скоростей
Слайд 6Проектный расчет
Расчет зубчатых передач
Методика расчета зубчатых передач соответствует требованиям ГОСТ
16530-70, 81345-75. 16532-70 и РТМ2 Н45-1-80 «Расчет на прочность цилиндрических
зубчатых колес с учетом условий работы современных автоматизированных станков».
Расчет выполняется в два этапа:
1) проектный расчет;
2) проверочный расчет.
Слайд 7Расчет зубчатых передач
Выбор материала зубчатых колес
Средне напряженные колеса коробок скоростей,
работающие без больших перегрузок и ударов, например, в легких и
средних токарных и сверлильных станках, рекомендуется изготовлять из стали 40Х с закалкой ТВЧ. Объемную закалку применяют для слабонагруженных и мелкомодульных колес.
Для напряженных колес при динамических нагрузках выбирают цементируемые стали типа 18ХГТ.
При значительных динамических нагрузках импульсного характера, например, для фрезерных станков, целесообразно применение хромоникелевых сталей типа 12ХН3А, 35ХМ, 40ХН.
Слайд 8Характеристики материалов зубчатых колес
Слайд 9Расчет зубчатых передач
расчет допускаемых напряжений
Расчет допускаемого напряжения изгиба выполняют по
формуле:
где: σFlimb – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому
числу циклов нагружения N, определяется в зависимости от марки стали и ее характеристик по табл. 4;
SF – коэффициент безопасности, равен 1,7...2,2 (большее значение для литых заготовок);
КFc – коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки на зубьях, при одностороннем действии КFc = 1, двустороннем КFc = 0,7...0,8.
КFL – коэффициент долговечности;
Допускаемые контактные напряжения определяют по формуле:
где: σFlimb - предел контактной усталости поверхностей зубьев, в мПа; соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений (табл.5.);
SH - коэффициент безопасности (табл. 5);
ZR - коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей зубьев;
ZV - коэффициент, учитывающий окружную скорость передачи;
При приближенном расчете принимают ZR =1; ZV =1.
КHL - коэффициент долговечности:
Слайд 10Расчет зубчатых передач
расчет модуля зубчатых колес
Для каждой элементарной коробки принимают
число зубьев zi ведущей шестерни базовой передачи (наименьшего по числу
зубьев колеса элементарной коробки) из предварительного кинематического расчета методом наименьшего кратного. Для обеспечения достаточной толщины стенки втулок шестерен целесообразно назначить zi ≥20.
Определяют модуль mi зубчатого колеса каждой элементарной коробки.
Расчет выполняется для ведущей шестерни базовой передачи по формуле:
где: zi – число зубьев рассчитываемой шестерни;
Ψ – коэффициент ширины зубчатого венца Ψ=6÷10, для предварительного расчета принимать Ψ =8;
YFi – коэффициент, учитывающий форму зуба рассчитываемой шестерни, принимается по табл.10.
TFi – расчетный крутящий момент по напряжениям изгиба на валу рассматриваемой шестерни, Н·м;
σFp – допускаемое напряжение изгиба, МПа.
Расчетный крутящий момент:
где: Тimax – максимальный крутящий момент на валу рассчитываемой шестерни;
КFV – коэффициент, учитывающий динамические нагрузки, принимается по табл.9., на стадии проектного расчета – для 7-й степени точности (К =1,2);
КFβ – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца, выбирается по табл.8., на стадии проектного расчета – для 7-й степени точности, расположение передачи относительно опор принимается по кинематической схеме.
Слайд 11Значения коэффициентов KFβ, KНβ для прямозубых колес
Слайд 12Значения коэффициентов KFV, KНV для прямозубых колес
Слайд 13Проверка прочности втулки ведущих шестерен базовой передачи
Для обеспечения равнопрочности
втулки насадного колеса шлицевому соединению его с валом (наиболее распространенному
в коробках скоростей современных станков) необходимо, чтобы толщина стенки втулки была не менее 2m:
где: mi, zi, di – соответственно модуль, число зубьев и наружный диаметр вала ведущей шестерни базовой передачи.
Если это условие не выполняется, принимаемое число зубьев увеличивают при неизменном модуле.
Слайд 14Проверка условия свободного переключения блоков
Необходимо гарантировать зазор между цилиндрами выступов
колес z5 и z4 при переключении блока влево (в этом
случае свободное переключение блока вправо также будет гарантировано, т.к. z1
z3 – z5 ≥ 5.
Слайд 15Проверочный расчет зубчатых передач
Расчет проводят на выносливость по напряжениям изгиба
и контактным напряжениям для ведущих шестерен базовых передач по формуле:
- по напряжениям изгиба.
- по контактным напряжениям.
где: σF и σH – расчетные напряжения изгиба и контактное, МПа;
σFр и σHр – допускаемые напряжения;
mi, zi, bi – соответственно модуль, число зубьев и ширина венца рассчитываемой шестерни i-й передачи, принимаются из проектного расчета;
YFi – коэффициент, учитывающий форму зуба рассчитываемой шестерни;
uфi - фактическое передаточное число рассчитываемой передачи; равно обратной величине передаточного отношения (отношению чисел зубьев ведомого колеса к ведущему); для базовых передач uфi >1;
aWi - межосевое расстояние рассчитываемой элементарной коробки, мм.;
Слайд 16Расчет параметров зубчатых колес
Диаметр делительной окружности:
di=m·z, мм,
где: m, мм –
стандартный модуль;
zi – число зубьев
Диаметр
окружности выступов:
da=di+2m, мм
Диаметр окружности впадин:
df=di+2,5m, мм
Ширина венца колеса:
bw= ψ·m, мм,
где: ψ=6…10 – коэффициент ширины зуба (п.4.3.1).
Межосевое расстояние определяется для каждой пары валов по формуле:
где: dш, dк – делительные диаметры шестерни и колеса, мм
Слайд 17Расчет валов
Основными критериями работоспособности
валов являются прочность и жёсткость
В курсовом
проекте выполняется прочностной расчёт для одного из валов коробки
скоростей.
Порядок расчёта вала:
Предварительный расчёт.
Конструктивное оформление вала включающее: монтаж подвижных и неподвижных блоков колёс, выполнение шлицев и шпоночных пазов, размещение и конструктивное решение опор.
Замеры расстояний между опорами и колёсами находящихся в зацеплении. Для расчёта принять работу вала при минимальных частотах вращения.
Выполнение свёртки, с целью установления расположения полюсов зацепления колёс.
Составление расчётных схем.
Определение реакций в опорах.
Построение эпюр крутящих и изгибающих моментов.
Выполнение проверочного расчёта на сложное сопротивление.
Слайд 18Расчет валов
В прямозубой передаче силу нормального давления возможно представить в
виде двух составляющих:
тангенциальной силы Ft=2⋅Ti⋅103/di, H
радиальной силы Fr=Ft⋅tgα=Ft⋅0,36, H
Для проверяемого
на прочность сечения рассчитывают суммарный изгибающий момент Mz и эквивалентный момент Мэ.
Коэффициент α=0,75 при неизменном направлении крутящего момента, α=1,0, если направление крутящего момента меняется.
Оценка прочности выполняется по формуле
σи=Мэ/W≤[σ]и
Допускается, в целях упрощения, рассчитывать шлицевые валы по внутреннему диаметру, и не учитывать ослабление вала шпоночным пазом.
Слайд 19Допускаемые напряжения [σ]и для стальных валов
Слайд 20Уточнённый расчёт вала
Построение эпюр нагрузок на вал.
Расстояния между опорами, линиями
действия сил определяются исходя из эскизной компоновки коробки скоростей
Углы наклона
линий действия сил также определяются из эскизной компоновки свертки коробки скоростей
Слайд 21Уточнённый расчёт вала
Для опасного сечения вала рассчитывают величину суммарного изгибающего
МΣ и приведенного Мп моментов:
Для валов коробок скоростей обычно используют
стали 45 и 40Х с нормализацией, улучшением, а в ответственных случаях с закалкой.
Момент сопротивления W вала в расчетном сечении определяют по формуле:
где d – диаметр вала в расчетном сечении, мм. Шлицевые валы рассчитывают по внутреннему диаметру.
Зная величину приведенного момента Мп и момента сопротивления W, находят расчетные напряжения σи и сравнивают его с допускаемым:
В случае необходимости выполнения расчетов с достаточно точным учетом концентрации напряжений коэффициент безопасности можно принимать равный 1,3 -1,5.
Слайд 22Расчет шпинделя на жесткость
Приближённый расчёт шпинделя сводится, как правило, к
расчёту на жёсткость при изгибе или при кручении, и лишь
для тяжелонагруженных шпинделей производят проверочный расчёт на прочность.
Расчёт на жёсткость при изгибе выполняют для шпинделей токарных, револьверных, фрезерных станков.
Расчёт сводится к определению величины y прогиба переднего конца шпинделя и угла θ поворота оси шпинделя в передней опоре.
Слайд 24Расчет шпинделя на жесткость
Схемы компоновки шпиндельных узлов сводятся к двум
вариантам
Тип опор шпинделя
Расчетная схема
Расчетные формулы
Угол поворота
Прогиб
Угол поворота
Прогиб
Q = 0
Слайд 25Конструирование коробки скоростей
Компоновка коробки
Компактная по длине Компактная по сечению
Слайд 26Конструкции валов коробки скоростей и их опор
Плавающая опора
Фиксированная опора
Уплотнение
Слайд 27Способы закрепления внутреннего кольца подшипника на валу
Слайд 28Способы закрепления наружных колец подшипников в корпусе
Слайд 30Конструирование неподвижных зубчатых колес и передвижных блоков колес
При конструировании зубчатых
колес следует предварительно рассчитать следующие параметры: наружный (dст) и внутренний
диаметр (d) ступицы, длину ступицы (Lст), толщину диска (С) и диаметры отверстий (D) на диске для колес большого диаметра.
Внутренний диаметр ступицы (d) принимается равным расчетному диаметру посадочной поверхности вала.
Наружный диаметр ступицы (dст) рассчитывается по формуле:
dст = 1,55× d, мм;
Длина ступицы (Lст) рассчитывается по формуле:
Lст = (1,0 – 1,2) × d,мм
Толщина диска (С) рассчитывается по формуле:
C = 0,5 (2,2 m + 0,05 b + 0,3 d), мм
Диаметры отверстий на диске для колес большого диаметра D= 25 мм, а их количество принимается равным 4 – 6 отв.
Слайд 31Конструктивные варианты передвижных блоков
Слайд 32Конструирование шпиндельных узлов
Материалы шпинделей
Слайд 33Рекомендации по проектированию конструкции шпинделя
Приводные зубчатые колёса располагать максимально близко
к опорам.
Расстояние между опорами выбирают в пределах четырёх – пяти
диаметров шпинделя в передней опоре.
Длина консоли от передней опоры до крайнего торца шпинделя или инструмента не более 0,5-0,3 расстояния между опорами.
Сокращать число переходов, шпонок и резьбы в межопорной части шпинделя.
Все поверхности шлифовать, особенно при nшп>1000 об/мин.
Не рекомендуется размещать на шпинделе более двух колёс.
Слайд 34Выбор конструктивного варианта шпиндельного узла
Конструкцию шпинделей определяют следующие условия:
- размер
шпинделя и расстояние между опорами, наличие осевого отверстия в шпинделе;
-
расположение приводных деталей на шпинделе (зубчатых колес, шкивов);
- тип подшипников шпинделя
- способ крепления приспособления или инструмента на шпинделе.
Передние концы шпинделей предназначены для установки инструмента, они стандартизированы и их конструкция и основные размеры.
Передние концы шпинделей воспринимают радиальную и осевую нагрузку, поэтому их конструкция должна обеспечивать высокую точность позиционирования шпинделя в подшипниках.
Слайд 35Выбор конструктивного варианта шпиндельного узла
Слайд 36Способы создания предварительного натяга подшипников шпинделя
Слайд 37Способы фиксации регулировочных гаек и втулок на шпинделях
Слайд 38Уплотнения подшипниковых
узлов
Уплотнения шпиндельных узлов служат для того, чтобы защищать
подшипники шпинделя от проникновения грязи, пыли и влаги, а также
для препятствия вытеканию смазки из подшипника.
У быстроходных шпинделей устраивают исключительно бесконтактные уплотнения. Лабиринтные уплотнения являются в большинстве случаев достаточно эффективными. Для надежной их работы желательно, чтобы радиальный зазор в уплотнении не был больше 0,2—0,3 мм. В шпиндельных узлах, работающих в тяжелых (по загрязнению) условиях, лабиринты заполняют консистентной смазкой
Слайд 40
Разработка развертки и свертки коробки скоростей
Слайд 41Конструирование корпусов коробок скоростей
Корпус коробки скоростей ТВС
Корпус коробки скоростей ГФС
Корпус
коробки скоростей ВСС
Слайд 42Конструирование механизмов переключения скоростей
Слайд 43Конструирование механизмов переключения скоростей
Слайд 44Конструирование механизмов переключения скоростей
Слайд 45Конструирование механизмов переключения скоростей
Слайд 46Конструирование механизмов переключения скоростей
Слайд 47Конструирование механизмов переключения скоростей
Слайд 48Конструирование механизмов переключения скоростей
Слайд 49Выбор систем смазки и конструирование смазочных устройств
Последовательная система смазки
Слайд 50Выбор систем смазки и конструирование смазочных устройств
Циркуляционная смазка применяется в
первую очередь для шпиндельных узлов, работающих при напряженных режимах (значительные
числа оборотов, высокие нагрузки). Циркуляционная система смазки включает в себя систему охлаждения смазки. В большинстве станков система циркуляционной смазки — общая для шпинделя и коробок скоростей. Поскольку радиально-упорные подшипники (шариковые и роликовые) производят насосное действие, смазку следует подавать в зону всасывания. При выходе смазки из нижнего подшипника она поступает в ванну с хорошим уплотнением.
Капельная смазка. Дозировка объема поступающей в подшипник смазки осуществляется с помощью игольчатых капельных или фитильных капельных масленок. При капельной смазке тепловыделение в подшипниках невелико и поэтому ее широко применяют для смазки цилиндророликовых подшипников шпиндельных узлов. При капельной смазке масло из подшипника обычно стекает в общую систему смазки станка и для смазки подшипников шпинделя повторно не используется.
Слайд 51Выбор систем смазки и конструирование смазочных устройств
Импульсная система смазки
Слайд 52Выбор систем смазки и конструирование смазочных устройств
Смазка масляным туманом. Достоинства
этой смазки заключаются в том что в подшипники подается малое
количество смазки, осуществляется интенсивное охлаждение подшипника сжатым воздухом, избыточное давление воздуха в подшипнике препятствует проникновению в подшипники внешнего загрязнения, подшипники постоянно и равномерно обеспечиваются смазкой. Масляный туман образуется с помощью специальных приборов — туманообразователей.
Смазка впрыскиванием. Для смазки подшипников, работающих в особо напряженных условиях (очень высокие числа оборотов, высокие температуры), применяется смазка впрыскиванием.
Слайд 53Выбор систем смазки и конструирование смазочных устройств
Вид системы смазки на
чертеже
Слайд 54Вычерчивание коробки скоростей
Чертеж развертки
Слайд 55Вычерчивание коробки скоростей
Чертеж свертки
Слайд 56Вычерчивание коробки скоростей
На обоих чертежах коробки скоростей чертеже должны быть
указаны:
- номера позиций составных частей коробки;
- габаритные размеры коробки;
- размеры,
предельные отклонения и другие параметры, которые должны быть выполнены или проконтролированы по данному сборочному чертежу.
- технические требования;
- техническая характеристика (при необходимости).
Слайд 57Вычерчивание коробки скоростей
Чертеж развертки коробки скоростей должен иметь технические требования.
Технические требования к чертежу излагают, группируя однородные и близкие по
своему характеру требования по возможности в следующей последовательности:
Число ступеней коробки Z
Знаменатель геометрического ряда ϕ
Мощность электродвигателя N
Вращающий момент на шпинделе T