Слайд 1БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
1.Экономическая сущность и функции бюджета.
2. Бюджетная
система РФ.
3. Межбюджетные отношения.
Слайд 2
Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного
самоуправления[1].
[1] Бюджетный Кодекс РФ. – Ст.6.
Слайд 3Бюджет –это финансовая категория
Денежные отношения.
Перераспределительный характер
Формирование
и использование денежных фондов.
Слайд 4ПРИЗНАКИ БЮДЖЕТА
Экономический признак.
С этой точки
зрения, бюджет – денежные отношения, возникающие между государством, субъектами хозяйствования
и гражданами по поводу формирования и использования централизованного денежного фонда государства и местного самоуправления
Организационный признак.
Бюджет организован как смета доходов и расходов
государства и местного самоуправления на
определенный период.
Слайд 5
Нормативный признак.
Бюджет – основной финансовый план государства
на определенный период (как правило, на три года). Бюджет имеет
силу закона, т.е. является юридическим документом.
Материальный признак.
Бюджет – совокупность денежных средств, денежный фонд, государственная казна, за счет которых осуществляется финансовое обеспечение реализации функций государства.
Регулирующий признак.
Бюджет является инструментом реализации государственной финансовой политики.
Слайд 6Функции бюджета
аккумулирующая
распределительная
регулирующая
стимулирующая
Слайд 7
Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях
и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов[1].
[1] Бюджетный Кодекс РФ от 17.07.1998
Слайд 8Бюджетная система РФ
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ
Слайд 9Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской
Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за
исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Слайд 10Принципы бюджетной системы
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов, расходов и
источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
самостоятельности
бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета;
результативности и эффективности бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
прозрачности (открытости);
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов;
единства кассы.
Слайд 11
Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования
бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Бюджетный федерализм как самостоятельное
функционирование звеньев бюджетной системы и их взаимоотношения на основе конституционных бюджетных прав и полномочий.
Слайд 12Основные принципы федеративного государства
1. Сочетание внешнего единства государства и внутреннего
разнообразия территории.
2. Возможность государственного регулирования существующих региональных различий.
3. Возможность влияния
со стороны населения на государственные решения.
4.Деятельность территорий не всегда соответствует интересам государства.
5. Вмешательство регионов в общегосударственные интересы.
Слайд 13
Для любой модели бюджетного федерализма характерны три главных
условия ее эффективного функционирования:
1) четкое разграничение полномочий между всеми
уровнями власти по расходам,
2) наделение соответствующих уровней власти достаточными для реализации этих полномочий доходными источниками;
3) сглаживание вертикальных и горизонтальных дисбалансов доходов и расходов нижестоящих бюджетов, вызванных как объективными, так субъективными причинами, с помощью системы межбюджетных трансфертов.
Слайд 14Модели бюджетного федерализма
Децентрализованная
признаются высокая степень финансовой независимости и самостоятельности бюджетов
территорий.
Слайд 15
Комбинированная
(кооперативная)
наличие и рациональ-ное сочетание всех трех главных состав-ляющих условий бюд-жетного
федерализма
Слайд 16
Централизованная
усиление роли меж-бюджетных трансфер-тов из вышестоящих бюджетов нижесто-ящим для их
регулиро-вания и бюджетного выравнивания террито-рий.
Слайд 17Механизмы выравнивания
Вертикальное выравнивание
Долевое участие различных уровней власти в общегосударственных доходов.
Закрепление
по постоянной основе доходных источников.
Слайд 18
Горизонтальное выравнивание
Предоставление межбюджетных трансфертов на основе единой методике (
налоговый потенциал, индекс бюджетных расходов).
Финансовый контроль за использованием средств.
Слайд 19Фонды межбюджетного регулирования
Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (муниципальных образований)
Фонд компенсаций
Фонд
софинансирования социальных расходов
Фонд регионального (муниципального) развития
Фонд реформирования региональных (муниципальных) финансов