Слайд 1
Профессиональное общение медика. Конфликты в медицине.
Слайд 2Задачи, которые ставит перед собой врач, общаясь с пациентом:
Установление контакта
с больным;
Диагностика болезни;
Оценка эффективности лечения.
Наименее определенным здесь является
психологическое содержание «установления контакта с больным».
Слайд 3
«В обыденном сознании врачей симптом представляет собой лишь манифестацию
лежащей в его основе биологической реальности». Но сама биологическая реальность
оказывается лишь условно биологической, поскольку ее рассмотрение вне социального и психологического контекста бессмысленно.
А.Ш. Тхостов
Слайд 4Процесс лечения заболевания сопровождается:
Психологическими явлениями, связанными с личностью больного;
Изменениями личности,
связанными с болезнью;
Личностью врача;
Применяемыми методами лечения.
Слайд 5Успех во врачебной деятельности определяется следующими психологическими особенностями
I.Высокий уровень коммуникативной
компетентности
Аффилиация − потребность человека быть в обществе других людей,
живое, заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им, защита от профессиональной деформации.
Эмоциональная стабильность − контроль над эмоциональными реакциями.
Эмпатия − психологическая «включенность» в мир переживаний больного.
Сенситивность к отвержению − способность воспринимать негативное отношение окружающих.
II. Независимость и автономность, сочетающаяся с уверенностью в собственных силах.
III. Гибкость и пластичность поведения в изменяющихся нестандартных профессиональных ситуациях.
IV. Высокая степень устойчивости к стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам
Слайд 6Коммуникативная компетентность:
наличие определенных психологических знаний (например, о типах личности, о
способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в
зависимости от типа темперамента, о специфике связи между типами телосложения и особенностями психического склада личности и т. п.),
Слайд 7Коммуникативная компетентность
сформированность специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный
язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы.
Слайд 8Коммуникативная компетентность
владение врачом собственными эмоциями, способность сохранять уверенность, контролировать свои
реакции и поведение в целом.
правильное понимание больного и соответствующее
реагирование на его поведение.
Слайд 9Коммуникативная компетентность врача
Коммуникативная толерантность;
умение не только психологически правильно строить отношения
с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться
в рамках профессиональной роли.
Слайд 10Врачи, которые владеют коммуникативными навыками:
могут поставить точный диагноз, особенно, если
это касается психологических проблем пациента;
могут научить пациента контролировать свое
состояние и лечение
имеют более хорошие результаты лечения
обеспечивают большую безопасность для пациента
сталкиваются с меньшим количеством жалоб по поводу использования служебного положения
Слайд 11Виды общения во врачебной практике
Контакт масок – формальное общение, когда
отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные
маски – вежливости, учтивости, скромности, участливости.
Малая заинтересованность медработника или пациента в результатах взаимодействия
Слайд 12Примитивное общение
Когда оценивают человека как нужный или мешающий объект;
Цель обращения
к врачу – получение дивидендов; от пациента зависит
благополучие
врача
Слайд 13Формально-ролевое общение
Вместо знания личности собеседника, ограничиваются знанием его социальной роли.
Слайд 14Манипулятивное общение
Извлечение выгоды путем специальных приемов;
Способ ипохондризации пациента
Слайд 15Деловое общение
Общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при
нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения.
Слайд 16Духовное общение
Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает столь интимного контакта.
Слайд 30Положение "расставленные ноги".
Подобное положение характер-
но в основном для мужчин. Это
своеобразный вариант демонстрации паха.
В таком положении мужчина
уверенно стоит двумя ногами
на земле, своим видом
показывая, что не намерен убегать. Всем своим видом он передает окружающим сигнал доминирования, эффект от этого положения может быть усилен руками на бляхе ремня. Для женщин, подобное положение воспринималось бы неестественным и мужеподобным.
Слайд 31Положение "одна нога выставлена вперед".
В таком положении вес тела сосредоточен на одной ноге, а вторая нога выставлена вперед.
Такое положение ног сразу же дает понять намерения человека, ведь мы обычно
направляем носок туда, куда бы нам хотелось направиться. Если Вы увлеченно беседуете с человеком, а его носок направлен в сторону,например, двери, то он был бы сейчас не против уйти. С другой стороны, если носок направлен на Вас - это признак того, что человек также, как и Вы, увлечен беседой.
Слайд 32Положение "скрещенные ноги".
Показывают закрытое, подчиненное или оборонительное настроение. Подобное положение принимается
когда человек испытывает стресс или определенные неудобства, например, находится в
незнакомой компании. Чаще всего такой человек будет стоять немного отдаленно от основной группы. Если человеку не комфортно до такой степени, что он не может выйти из такого
состояния очень вероятно, что у него также на груди будут скрещены руки. В таком дополненном положении человек закрыт от общения и практически совсем не воспринимает информацию. Скрещенные руки являются барьером, которым человек ограждает себя от внешнего мира. Такие руки можно немного по-другому интерпретировать - в детстве, когда нам было тяжело, наша мама нас обнимала, что являлось стимулом к успокоению. Скрещенные руки - это знак того, что человек пытается обнять себя сам, а соответственно успокоить себя и взять себя в руки, он полностью сосредоточен на себе и плохо воспринимает внешний мир.
Слайд 33Положение "скрещивание ног при сидении"
Имеет такое же значение как и скрещивание ног при стоянии, человек
будет взвешивать каждое слово, которое говорит.
Правда, если человек начинает
"пинать" воздух ногой - это значит, что Вы задали ему неудобный
вопрос, и он хочет, чтобы Вы как можно быстрее ушли.
Слайд 34Положение "американская четверка"
Представляет собой положение ног, когда одна нога стоит на полу, а вторая
закинута на опорную ногу. Это является демонстрацией области паха, что
подчеркивает уверенность человека. Такое положение может быть усилено с помощью рук:
- человек откинулся в кресле и завел обе руки за голову - это является
признаком того, что человек уверен в себе и показывает доминирование.
- человек двумя руками обхватывает ногу - это является сигналом того, что человек настроен решительно и намерен стоять на своем до победного конца.
- пальцы рук человека образуют шпиль - это означает, что человек сконцентрирован и уверен в себе.
Слайд 37Вербальная коммуникация
- Папа, а почему яблоко становится коричневым?
- Понимаешь, сын,
яблоко это фрукт, содержащий много железа. Когда ты откусываешь от
яблока, свободные ионы кислорода вступают в соединение с частицами железа, образуя так называемый окисел. Я не помню точно химической формулы, но этот окисел имеет специфический рыжый цвет и люди называют это ржавчиной. Так что такой процесс окисления железа ты и наблюдаешь на своем яблоке.
- Папа, а с кем ты сейчас разговаривал?
Слайд 40
Как Вы думаете, почему Бог дал
человеку два уха и один рот?
Все просто))
Это для
того, чтобы мы слушали в два раза больше, чем говорим.
Слайд 44Виды слушания
Вообще не слушаю собеседника (активное неслушание);
Демонстрирую, что слушаю собеседника
(псевдослушание);
Слышу то, что хочу услышать (избирательное слушание);
Слушаю и слышу собеседника
(активное слушание)
Слайд 45Виды активного слушания
Нерефлексивное слушание ;
Рефлексивное слушание;
Эмпатическое слушание.
Слайд 46Приемы активного слушания
Пауза
Уточнение
Пересказ (парафраз)
Развитие мысли
Сообщение о
восприятии
Сообщение о восприятии себя
Замечания о ходе беседы
Слайд 47ТЕХНИКИ, СНИЖАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЕСЕДЫ
1. Выспрашивание — адресация многочисленных вопросов собеседнику
(происхождение которых ему непонятно), исходя из своего представления о ситуации.
2.
Игнорирование — отсутствие заинтересованности в собеседнике:
перебивание;
ответ вопросом на вопрос;
монолог.
Слайд 48Перцептивная сторона общения
характеризует восприятие, понимание и оценку людьми социальных
объектов.
Проблемы восприятия в межличностном общении:
объект не пассивен
и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. По существу, в этом случае действуют два субъекта. Каждый из субъектов стремится определенным образом представить себя, привлечь внимание, создать необходимое впечатление.
важную роль играет субъективная сторона: восприятие и оценка партнерами друг друга всегда субъективны и нередко подвержены изменениям в зависимости от конкретных условий, настроения партнеров по общению. Нередко оценка сопровождается приписыванием партнеру черт или свойств, которыми он в действительности может и не обладать. Отсюда и частые ошибки в понимании партнера по общению. Они могут быть связаны с недостаточным знанием истинных причин поведения, поступка участников общения.
восприятие в процессе общения связано с эмоциональной стороной межличностных контактов. Известно, что люди склонны преувеличивать достоинства того человека, который им нравится, и недостатки того, кто им не нравится. Иногда такое отношение к человеку является результатом всего лишь одного, но эмоционально значимого события.
Слайд 49Интерактивная сторона общения врача и пациента
информационная (бесстрастный врач, полностью независимый
пациент);
интерпретационная (убеждающий врач);
совещательная (доверие и взаимное согласие);
патерналистская (врач-опекун).
Общение как взаимодействие
Слайд 50
Смысл коммуникации – в той реакции которую она вызывает!
Карта –
не территория!
Намерение любого поступка – позитивно!
Слайд 51Этапы коммуникации врача и пациента
Установление личного контакта;
Фаза ориентации;
Фаза аргументации;
Фаза корректировки
- ответы на возражения;
Завершение встречи;
Оценка действий;
Сопровождение пациента.
Слайд 52Установление контакта
Самое важное – возникновение доверия!
Слайд 53
– Как вы могли обманывать людей, которые вам верили?
– Очень
странно, господин судья. Ведь не могу же я обманывать людей,
которые мне не верят!
Слайд 55Невербальные признаки качественного общения
Слайд 57
Доверие = Подстройка + Конгруэнтность
Слайд 582 этап: Сбор информации. Техники опроса.
Цель вопросов: Выяснение потребностей и
возможностей
Типы вопросов:
Открытые; Кто, как, отчего, что, почему, каким образом, …?
Особенности
применения:
Вынуждает клиента рассказывать (нельзя ответить ни словом «да» ни «нет»).
Хорош для закрытых клиентов.
Позволяет сделать наиболее точное заключение о потребностях, мотивах и главном среди них.
Слайд 59Закрытые вопросы
Имеете ли, знаете ли, есть ли у Вас, можете
ли Вы, …?
Особенности применения:
Служат для достижения согласия и контроля взаимопонимания.
Дают
дополнительную детальную информацию.
Хорош для открытых людей.
При частом повторе и использовании беседа напоминает допрос - соблюдайте баланс
Слайд 60Альтернативные вопросы
Вы предпочитаете «то» или «это» …(или/или)…
Особенности применения:
Повышает вероятность положительного
ответа: два «да», одно «нет».
Хорош (в сочетании с внушающим вопросом)
для медлительных, сложно принимающих решение клиентов.
У клиента впечатление, что он сам выбрал/принял решение.
Слайд 61Внушающие вопросы
Вы же … (согласны…, предпочитаете….)
Вас же устраивает …
Особенности применения:
Для
получения согласия, управления разговором.
Для осознания клиентом потребностей.
Перевод разговора в нужное
русло.
При частом повторе - огромное давление и возможное сопротивление клиента.
Соблюдать осторожность в работе с закрытыми клиентами.
Слайд 62Гипотетические;
Если…; предположим, что…; допустим, что…
Особенности применения:
Обращает в желаемую для нас
ситуацию.
Подводит к осознанию потребностей, желаний.
Есть определенное давление на клиента.
Слайд 63Рефлексирующие/отражающие;
Правильно ли я Вас понял, что…
Другими словами…
Могу ли я понять
так, что …
Особенности применения:
Для контроля взаимопонимания.
При работе с возражениями.
Для возможности
собственной корректировки мнения собеседника.
Для получения согласия в завершении беседы.
Уточнение потребности, подтверждение правильности выбранного Вами «пути».
Слайд 64Риторические вопросы
Особенности применения:
Войти в новую тему.
Концентрация, фокусировка внимания.
Эмоциональная поддержка.
Слайд 653 этап: Презентация плана лечения
Формула успешной коммуникации:
А – Attention –
Внимание!
I – Interest - Интерес
D – Desire – Желание
A –
Action - Действие
Слайд 66"На самом ли деле нужно, чтобы я принимал это лекарство?"
"Врач
должен знать, что пациенты часто лгут, когда говорят, что они
принимали лекарства". Эта цитата из сочинений Гиппократа напоминает нам о том, что врачи всегда сталкивались с той проблемой, что пациенты не соблюдают их предписаний.
58.6% пациентов искажают предписания врачей
из них - 21.5% не соблюдают дозировки или указаний относительно числа приемов лекарств
37% - не принимают лечения в течение рекомендованного времени (как правило, сокращают это время).
Слайд 67Язык выгод
Для вас это означает…
Это дает вам возможность…
Это позволяет вам…
Это
избавляет от необходимости…
Благодаря этому вы снижаете …
Это увеличивает возможность…
Это способствует
повышению …
Это сводит до минимума…
Это укрепляет вашу …
Это оправдывает…
Это делает более оптимальным…
Благодаря этому вы получаете…
Это облегчает…
За счет этого вы экономите …
Слайд 68Работа с возражениями – умение убеждать
аудиально (на слух) мы усваиваем
только 5% информации;
аудиально + визуально – уже до 50%;
аудиально,
визуально + записи от 60 до 70%;
а если аудиально, визуально, а еще записи подкрепляются упражнениями, то мы усваиваем до 90% информации.
Слайд 69Виды аргументов
Рациональные
(прямые):
Факты,цифры;
Мнения экспертов;
Аналогии
Формула аргументов: 2 рациональных + 2 эмоциональных
Эмоциональные
(косвенные):
Свидетельства третьих лиц;
Примеры и демонстрация;
Личный опыт
Слайд 70
Однако не со всеми больными врачу удается наладить взаимоотношения. Таких
больных условно можно отнести к категориям:
больные, не склонные к
сотрудничеству с врачом;
больные, имеющие цели, отличные от лечения;
больные, с которыми трудно наладить взаимопонимание;
больные, доверительные отношения с которыми мешают процессу лечения.
Слайд 71Психология конфликта
Конфликт (от латинского conflictus – столкновение) – одновременное столкновение
разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых
ими в жесткой форме.
Противоречия могут существовать длительные период и не перерастать в конфликт. Поэтому, необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство
Слайд 72Функции конфликта
Позитивные функции:
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами
Получение новой информации об
оппоненте
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом
Стимулирование к изменениям
и развитию
Снятие синдрома покорности у подчиненных
Диагностика возможностей оппонентов
Негативные функции:
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
Представление о побежденных группах как о врагах
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива
Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)
Слайд 73Стороны конфликта
Субъект конфликта – это активная сторона, способная создать
конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от
своих интересов.
Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт.
Слайд 74Участники конфликта: прямые и косвенные
Косвенные участники представляют
определенные силы, преследующие в
чужом конфликте свои интересы. Они могут:
Провоцировать конфликт и способствовать его
развитию;
Содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению.
Поддерживать ту или иную сторону, или обе стороны одновременно.
Выделяют косвенных участников: провокаторов, консультантов, сочувствующих, примирителей.
Слайд 75Выделяют конфликты:
1. Ложный конфликт – субъект воспринимает ситуацию как конфликтную,
хотя реальных причин нет;
2. Потенциальный конфликт – существуют реальные основания
для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе (в силу различных причин, к примеру – из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную.
3. Истинный конфликт – реальное столкновение между сторонами.
Слайд 76Истинный конфликт
Конструктивный – возникший на основе реально существующих между субъектами
противоречий;
Случайный – возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;
Смещенный –
возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта.
Неверно приписанный – это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта находится «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения.
Слайд 77Межличностный конфликт.
столкновение двух и более личностей с взаимопротивоположными, несовместимыми потребностями
(мотивами, интересами, ценностями) в бытовой, производственной, экономической, политической и других
сферах
Объективные факторы – это реально существующие в социальном микроокружении объекты, которые субъекты не могут разделить или обладать ими одновременно.
Субъективные факторы — складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личности.
Слайд 78Рефлексия процесса коммуникации
Сам субъект, какой он есть в действительности;
Субъект, каким
он видит самого себя;
Субъект, каким он видится другому.
Слайд 79Барьеры общения:
различные уровни познавательной сферы у общающихся между собой людей;
отсутствие
эмпатии между общающимися;
отсутствие условий для самореализации у одной из сторон
общения;
несовместимость характеров коммуникантов;
экстремальные ситуации, нарушающие привычный процесс взаимодействия;
барьер отвращения (брезгливость).
нарушение межличностной дистанции.
манипулирование в процессе общения одной из сторон;
сексуальный барьер (самый сильный физиологический фактор).
Слайд 81КОНФЛИКТЫ В МЕДИЦИНЕ
Конфликты в медицине, так же как и в
других отраслях, происходят на трех уровнях противоречий (высшем, среднем и
низком):
Система здравоохранения – общество;
Учреждения здравоохранения (администрация) – медицинский персонал;
Медицинский персонал – пациенты (и их родственники).
Слайд 82
Противоречия, из-за которых возникают конфликты в системе здравоохранения
На уровне «ОБЩЕСТВО
– ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
Отсутствие целостной и последовательной концепции развития здравоохранения.
Недостаточность финансового и
материально-технического обеспечения системы здравоохранения. Имеет объективные (экономика в упадке, недостаток ресурсов) и субъективные (недальновидная, безответственная политика государства) причины.
Скудность выделяемых средств ведут к таким негативным последствиям как:
Социально-трудовые конфликты, забастовки, митинги, пикетирование;
Закрытие участковых больниц;
Недостаток денежных средств на лекарственное обеспечение и оборудование;
Недовольство медицинского персонала уровнем вознаграждения своего труда. Это заставляет искать дополнительные заработки, что снижает качество работы.
Слайд 83Конфликты в системе врач – больной
Объективные конфликты вызваны неудовлетворением обещанного,
несправедливым распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных
результатов.
Например:
Обещание врачом больному полного излечения, а в результате особенностей течения болезни наступила стойкая утрата трудоспособности;
Некачественное выполнение своих обязанностей (послеоперационные осложнения по вине медицинского работника, несвоевременный обход);
Отказ в госпитализации больного или несвоевременная госпитализация.
Несвоевременное выполнение операций, процедур и т.п.
Помещение в палату с умирающим больным.
Требование в покупке медикаментов.
Требование вознаграждения за выполненную работу.
Слайд 84Конфликты в системе врач – больной
Субъективные конфликты. Этот тип конфликта
часто связан с несовпадением ожиданий пациента с реальностью.
Поводом может служить
несоответствующее представление о должном поведении медицинского персонала (грубость, неучтивость), проведении процедур (нерегулярность, непунктуальность, халатность), санитарно-гигиенические условия нахождения в стационаре (грязь, шум, запах), неправильная диагностика или неправильное назначение терапии.
Слайд 85Конфликты в системе врач – больной
Нереалистичные конфликты имеют своей целью
открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, — когда острое
конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Этот конфликт нередко обусловлен предвзятым отношением пациента к медицинской службе в целом или к отдельному врачу в частности.
Слайд 86
Предметом конфликта в медицине выступают:
объективные причины (не зависящие от
врача): организационно-технические, финансовые (экономические);
субъективные причины (зависящие от врача): информационно-деонтологические, диагностические,
лечебно-профилактические, тактические.
Слайд 87
Наиболее распространенные способы разрешения конфликтов в медицинской практике:
досудебный: разрешение конфликта
на первичном уровне врач – пациент, заведующего отделением, администрации ЛПУ,
КЭК, этическим комитетом;
судебный: органами государственной юрисдикции; органами негосударственной юрисдикции — специализированными третейскими судами.
Слайд 88Методы разрешения межличностных конфликтов
Признание существующих между оппонентами противоречий.
После этого
необходимо:
- определить предмет спора;
- очертить границы взаимных претензий;
- выявить позиции
сторон.
Слайд 89
Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации предполагает соблюдение ряда условий:
Отделение
реальных причин конфликта от инцидента (формального повода для начала столкновения);
Концентрация
внимания на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;
Действовать по принципу «здесь и сейчас»;
Создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;
Говорить только за себя; уметь слышать и слушать другого;
Соблюдать уважительное отношение к личности оппонента – говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;
Создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.
Слайд 90Поведение в напряженной конфликтной ситуации
Фаза 1. Настройка на партнера.
Не замыкайтесь
в беседе на себе, на своем состоянии, на своих мыслях.
Старайтесь
смотреть в глаза партнеру, на его лицо, руки, позу, следить за изменениями выражения лица и позы.
Пытайтесь мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в конфликтное состояние.
Попытайтесь поставить себя на место партнера и почувствовать: «А каково бы было мне в этом состоянии?»
Слайд 91Фаза 2. Перестройка поведения партнера
Техники выравнивания напряжения:
Дайте партнеру выговориться
и сделайте паузу.
Скажите о том впечатлении, которое производят на вас
слова партнера.
Скажите о состоянии: а) своем, б) партнера.
Подчеркните свою общность с партнером.
Подчеркните значимость мнений и суждений партнера для вас.
Обратитесь к фактам.
В случае вашей неправоты немедленно признайте ее и предложите выход из ситуации.
Сохраняйте самообладание.
Ведите себя корректно и даже подчеркнуто вежливо.
Повторяйте самые неразумные слова партнера.
Если партнер слабее вас или имеет более низкий статус, покажите ему, что вы понимаете его состояние.