Слайд 1Бюджетно-налоговая политика РФ
Слайд 2Бюджетно-налоговая политика - это целенаправленная деятельность государства по использованию бюджетно-финансовой
системы для реализации целей социально-экономической политики. Часто бюджетно-налоговую политику называют
фискальной.
Слайд 3Реформирование бюджетно-налоговых отношений является важнейшей составной частью проводимых в России
социально-экономических преобразований. Ведь, успех экономической стабилизации в стране зависит от
создания оптимального механизма бюджетно-налоговых отношений, обеспечения действительного сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной мере зависит
Слайд 4Бюджетно-налоговая политика, система регулирующая экономику посредством изменений государственных расходов, налогов
и состояния государственного бюджета с целью изменения реального объема производства
и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Слайд 5В это же время расходная часть Бюджета России 2018 года
направлена на обслуживание государственного аппарата. Если сложить финансирование чиновников, армии
и спецслужб, то данные статьи расхода составят 37,5% расходов казны.
Формально расходы на социальную политику стоят на первом месте в бюджете России, но обеспечение самого государства разбито на несколько разделов и в сумме оказывается намного выше.
Расходы на образование и здравоохранение в сумме составляют всего 7% расходов казны, что совершенно не говорит о заботливом отношении государства к своему народу. Рост ВВП обещают всего 2%, но это очевидно недостаточно, чтобы полноценно восстановить экономику страны
Слайд 6Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов, по обещаниям государства, в рассматриваемом
периоде будут являться ценные бумаги, кредиты от кредитных организаций, изменение
остатков средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов, и прочие источники финансирования.
Слайд 7Фискальная функция бюджета – предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми
ресурсами выполнения государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных
задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг.
Слайд 8Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу или
инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о
ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике.
Стимулирующая фискальная политика включает:
1) увеличение государственных расходов, или
2) снижение налогов, или
3) сочетание первого и второго.
Слайд 9Сдерживающая фискальная политика включает:
1) уменьшение правительственных расходов, или
2) увеличение налогов,
или
3) сочетание первого и второго.
Фискальная функция проявляется в обеспечении государства
финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный фонд государства, за счет которого создается значительная часть доходов бюджета.
Слайд 10Через фискальную функцию государство обеспечивает:
- достижение баланса между доходами и
расходами бюджетов;
- равномерное распределение налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы;
-
повышение уровня социальной инфраструктуры в стране и в каждом отдельном регионе;
- выполнение функций и задач государства;
- сохранение социальной стабильности.
Слайд 11Основными инструментами фискальной политики является государственные (или правительственные) расходы и
налоги. Государственные (или правительственные) расходы – это затраты на содержание
института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг.
Слайд 12Налоги представляют собой второй важнейший инструмент фискальной политики.
Слайд 13Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета.
Налоговая система включает в
себя:
субъект налогообложения (кто должен платить налог);
объект налогообложения (что облагается налогом);
налоговые ставки (процент, по
которому рассчитывается сумма налога).
Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.
Слайд 14Существует два основных типа налогов: прямые налоги, которые являются прямым
вычетом из доходов, получаемых фирмами и домашними хозяйствами (например, подоходный
налог), и косвенные налоги, которыми непосредственно облагаются фирмы и которые устанавливаются в зависимости от объема их производственной деятельности и включаются в цену той продукции, которая производится фирмами и поставляется ими на рынок (например, налог на добавленную стоимость) на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т.п.).
Слайд 15К прямым налогам относятся:
личный подоходный налог;
налог на прибыль;
налог на наследство;
налог
на имущество;
налог с владельцев транспортных средств и др.
Слайд 16К косвенным налогам относятся:
налог на добавленную стоимость-НДС;
налог
с оборота,
налог с продаж,
акцизный налог
(подакцизными товарами являются сигареты, алкоголь, автомобили, ювелирные изделия, меха);
таможенная пошлина.
Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку этот налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер и представляет собой налог на потребление, а не на доход. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены.
Слайд 17Принципы налогообложения проявляются в способах взимания налогов. Таких принципов достаточно
много:
принцип выгоды;
принцип пожертвования;
прогрессивность ставок налогообложения доходов;
равенство налогов на доходы предприятий
разной формы собственности;
сочетание устойчивости налоговой системы с ее гибкостью;
определение уровня налоговых ставок, не подрывающих воспроизводственного процесса;
исключение возможностей переложения налогового бремени;
простота и ясность системы и процедуры налогообложения.
Слайд 18Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, я пришёл к выводу, что
воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной
стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.
Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-фискальной политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.