Слайд 1Лекция №2
История культурологической мысли
Автор – к.ф.н., доцент
Толстикова И.И.
Санкт-Петербург
2015
Слайд 2План лекции
1. Проблема культуры в истории европейской культурологической мысли
2. Культурологическое
знание второй половины ХIX в.
3. Проблема типологии культур
4. Культурологическая
мысль ХХ в.
Слайд 3
Антиномии (противоречия) культуры и природы в античной философии
Отпpaвной точкой в
формировании теоретических представлений о культуре принято считать работу "Тускуланские беседы",
принадлежащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу Марку Туллию Цицерону (106-43 до н.э.). Именно здесь Цицерон не просто описывает ряд явлений, но пытается понять, в чем суть культуры, что и отличает теорию от обыденных представлений.
Слайд 6 Софисты - так условно, (от греч. sophis masophia) –
рассудительность, мудрость, обозначала себя группа древнегреческих мыслителей (второй пол. V
- первой пол. IV в. до н.э.)
киники (IV до н.э.), одна из так называемых сократических школ Древней Греции. Антисфен и Диоген Синопский
римский стоицизм – (конец IV до н.э.) знаменовал поворот римской культуры в целом от внешнего к внутреннему.
антиномия (от греч. anti - против и nomos - закон; противоречие закона самому себе, аntinomia – противоречие в законе) природного и нравственного, которая в сущности идентифицировалось с культурным.
Слайд 7Эпикуреизм - (конец IV - нач. III вв. до н.э.)
Культуркритические мотивы входили неотъемлемым элементом в духовную атмосферу, в которой
развивалась раннехристианская общественная мысль.
Софисты, киники, стоики и эпикурейцы разрабатывали в конечном счете антиномии культуры и природы.
Слайд 8Теологическое понимание культуры. Провиденциализм
Бог и культура
Теологическое понимание природы можно назвать
провиденциализмом (от лат. providentia – провидение).
Развитое Августином Блаженным провиденциалистское
понимание культурного и исторического процесса как пути к эсхатологическому (от греческого eschaton – конец во времени и пространстве, предел, конечная цель и logos – учение) "царству божию" легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.
Слайд 10Постижение культуры в эпоху Возрождения
Культура Возрождения знаменовала собой поворотный пункт
в истории Европы, после которого путь к новой цивилизации был
предопределен. Гуманизм – великое открытие этой культуры.
Слайд 11Итальянское, французское, немецкое Просвещение
и понятие "культура"
Совокупность идей, выдвинутых европейскими философами
XVII- XVIII вв., называют идеологией Просвещения.
ядро - акцентирование свободы
и суверенности человеческого разума.
натурализм, рационализм, исторический оптимизм, вера в прогресс.
Слайд 12
Выдающиеся деятели эпохи Просвещения
Джамбаттиста Вико (1668-1744)
Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694-1778)
Дени
Дидро (1713-1784)
Шарль Луи де Монтескье (1689-1755)
Жан Жак Руссо (1720-1773)
Мари
Жан Антуан де Кондорсе (1743-1794)
Иоган Готфрид Гердер (1744-1803)
Иммануил Кант (1724-1804)
Слайд 14Культура как точка разрыва с природой
Слайд 17Культурологические воззрения Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831)
Культура у Гегеля есть реализация,
инобытие мирового духа;
только в культуре происходит осознание человеком самого
себя;
культура как целостная система;
выделяет прежде всего высокую и низкую культуры, а также теоретическую, практическую, нравственную, моральную, интеллектуальную и культуру высказываний.
Слайд 18Философия культуры немецкого романтизма
Немецкие романтики основывали свое понимание культуры
не на разуме, а на интуиции. Истинная жизнь, а, следовательно,
и истинная культура достигаются для них в спонтанном творческом акте – в философском созерцании и художественном озарении.
Слайд 19Философия культуры немецкого романтизма
Август Вильгельм Шлегель (1767-1845)
Фридрих Шлегель (1772-1829)
Фридрих Вильгельм
Йозеф Шеллинг (1775-1854)
Фридрих фон Харденберг Новалис (1772-1801)
Слайд 20Национальные формы романтизма весьма самобытны:
немецкий романтизм - серьезный и мистический,
разрабатывал эстетику романтизма, одновременно рождая шедевры в музыке, литературе (А.
В. Шлегель (1767-1845), Ф. Шлегель (1772-1829),Ф. В. Й. Шеллинг (1775-1854), Ф. Новалис (1772-1801), Л. ван Бетховен (1770-1827);
французский романтизм - порывистый и свободолюбивый, проявил себя в жанровой живописи и романистике (А. Гро (1771-1835), Э. Делакруа (1798-1803), Ж. Санд (1804-1876), А. Л. де Сталь (1766-1817);
английский романтизм - сентиментальный и чувственный, видел возвышенное в простых, обыденных вещах (У. Блейк (1757-1827), У. Тернер (1775-1857), Дж. Г. Байрон (1788-1824).
Слайд 21Культурологическое знание второй половины XIX-XX вв.
Критика классического образа культуры. Кризис
рационализма.
(А. Шопенгауэр, Р. Вагнер, Ф. Ницше, К. Маркс)
В осмыслении феномена
культуры в XIX в. впервые напрямую столкнулись три подхода:
Слайд 22Артур Шопенгауэр (1788-1860)
Фридрих Ницше (1844-1900)
Слайд 23Искусство представляется Ницше как дополнение и завершение бытия.
Аполлоническое начало
- рациональное; золотая середина; иллюзорно-оптимистическое, состояние покоя; индивидуальность;
Дионисическое начало -
иррациональное; безмерное буйство; трагико-героическое; нарушение покоя, беспокойность, неудовлетворенность; уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство.
Слайд 24Понятие культуры в марксизме
Карл Маркс (1818-1883)
культура -
это прежде всего процесс творения человеком самого себя;
общественно-трудовая деятельность
является основным источником культуры и творцом самого человека;
положение о двух формах культуры - материальной и духовной;
детерминирующая роль принадлежит материальной культуре.
Слайд 25Неокантиантство
Вильгельм Виндельбанд(1848-1915)
Генрих Риккерт (1863-1936)
различие между культурой как органической
целостностью и цивилизацией как формой механического и утилитарного отношения к
миру.
Слайд 26Классический эволюционизм
Основные черты этого подхода:
идея единства человеческого рода и
единообразия развития культур;
прямая однолинейность этого развития — от простого к
сложному, очень часто обязательность выделенных стадий развития для всех обществ;
идея общественного прогресса и исторического оптимизма;
просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур;
психологическое обоснование явлений культуры и нередко выведение закономерностей развития обществ из психических свойств индивида.
Слайд 27Э.Б. Тайлор (1832-1917) - основатель антропологии в Англии, автор знаменитой
книги
"Первобытная культура" (1871).
Определение
культуры
Тайлора
считается
первой
дефиницией
в
англоязычной
антропологии
Слайд 28 "Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается
в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев
и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества" (Определение из книги "Первобытная культура").
Слайд 30Типология культуры
Типология культуры - метод научного познания, в
основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их
группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания или сопоставления. При этом в научном сообществе существуют как более или менее равноправные различные основания для типологии культуры.
Основными логическими параметрами культурологической типологии являются диахрония - синхрония и линейность - дискретность.
Слайд 31Диахрония реализует исторический подход к типологии культуры, рассматривая ее в
системе пространства-времени, горизонтали и вертикали. Диахронический подход предполагает изучение отношений
между последовательно разворачивающимися стадиями художественного развития, то есть стадиями, следующими друг за другом во временной перспективе.
Синхрония рассматривает культуру только в системе пространственных координат, выделяя, как основную, горизонталь. Синхронический подход направлен на изучение явлений и событий, сосуществующих параллельно, одновременно, в рамках одной и той же эпохи, друг рядом с другом, т.е. в большей мере в пространственной перспективе. Синхрония изучает культуру в определенный период времени, делая как бы одновременный срез, что используется прежде всего при сравнительном изучении культур в рамках вполне конкретного временного отрезка.
Линейный подход видит в истории культуры непрерывную неразомкнутую цепь развития, тогда как дискретный подход реализует идею о прерывистости мирового культурно-исторического процесса.
Слайд 32Схема истории представляет собой не однонаправленный линейный процесс (концепции Н.
Я. Данилевского, О. Шпенглера, Л. Фробениуса, А. Тойнби и др.).
В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры (концепции Вольтера, Монтескье, Г. Лессинга, И. Канта, И.Г. Гердера, В. Соловьева, К. Ясперса и др.).
Слайд 33Концепция Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885)
"Россия и Европа. Взгляд на
культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому" (1869) –
первый вариант широко распространенной впоследствии в западной философии и истории концепции локальных цивилизаций
Слайд 34Н.Я.Данилевский выделяет – тринадцать культурно - исторических типов
10 типов:
египетская культура, китайская культура, ассирийско-вавилонско-финикийская, халдейская древнесемическая), индийская, иранская, еврейская,
греческая, римская, аравийская, германо-романская, или европейская культура.
Особое место - мексиканская и перуанская культуры и
Славянский тип, которому предначерчено стать полным четырехосновным культурно-историческим типом.
Слайд 35Н.Я.Данилевский выделяет направления культурной деятельности человека:
религиозная, культурная, политическая, общественно-экономическая
деятельности
и различает следующие культурные типы:
культуры
первичные (египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская культуры, заложившие основы последующего развития);
одноосновные (еврейская, греческая, римская);
Двухосновные (германо-романская, или европейская);
Четырехосновные (славянская).
Удел России, писал Данилевский, - удел счастливый: «…не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать...».
Слайд 36Освальд Шпенглер (1880-1936)
"Закат Европы" (1914). Полное название книги -
"Закат Европы". Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Гештальт и действительность".
Шпенглер
выделяет восемь типов культур, достигших своего завершения: китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную (греко-римскую) или "аполлоновскую", арабскую, или "магическую", западноевропейскую, или "фаустовскую", культуру народа майя.
В особый тип, находящийся на стадии возникновения, О.Шпенглер выделял "русско-сибирскую" культуру.
Слайд 37Концепция культуры Н. Бердяева
(1874-1948)
"Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое.
Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся … Культура
имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия".
Основные сочинения: "Смысл творчества" (1916), "Смысл истории" (1923), "Философия неравенства" (1923), "Новое средневековье" (1924), "О назначении человека" (1931), "Самопознание" (1949).
Слайд 38Питирим Сорокин (1889-1968)
Русско-американский социолог
«Социальная и культурная динамика» - фундаментальный
труд - теория культурных суперсистем, где главным фактором, определяющим поведение
отдельных людей и характеристики социальных систем является фактор культуры.
базовым принципом культуры является ценность.
три основных типа культуры: идеациональный, идеалистический, чувственный (сенситивный).
Слайд 39Концепция круговорота «локальных цивилизаций» Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975)
«Постижение истории» -
фундаментальный 12-томный труд.
Типология цивилизаций Тойнби насчитывает 21 цивилизационную систему.
В настоящее время, как считает Тойнби, существуют только 8 (западная, византийская ортодоксальная, русская, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская).
Идея "вызова-и-ответа" - основная мысль учения Тойнби о развитии цивилизаций.
Слайд 40Концепция "идеальных типов" Макса Вебера (1864-1920 )
Идеальный тип – это
методологический инструмент социального познания, построенный на основе наблюдений и исследовательского
воображения; это образ культуры, который накладывается на изучаемую реальность.
различает три "чистых" типа власти: рациональный, традиционный и харизматический.
Знаменитая работа – «Протестантская этика и дух капитализма»(1905)
Слайд 41Концепция "осевого времени" Карла Ясперса (1883-1969 )
«Смысл и назначение
истории» (1949) - предлагал единое происхождение человечества и единую историю
культуры.
Рисуя схему мировой истории, вычленяет 4 периода в генезисе культуры:
1. «прометеевская» эпоха;
2. эпоха «великих культур древности»;
3. эпоха "духовной основы человеческого бытия"- "осевое время" - (между 800 и 200 гг. до н.э.);
4. эпоха развития техники
Слайд 42Психоаналитическая концепция культуры Зигмунда Фрейда(1856-1936)
Слайд 45"Тотем и табу"
Культура у З.Фрейда выступает в качестве системы
норм и запретов, которой присущ психологический конфликт между устремлениями к
индивидуальной свободе и сдерживающими (во имя интересов социума) эти устремления культурными нормами.
Слайд 46Игровые концепции культуры
(Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе)
Йоханн Хейзинга (1872-1945)-
«Осень Средневековья» (1919) и «Homo ludens», «Человек играющий» (1938);
Хосе
Ортега-и-Гассет (1883-1955) –
«Восстание масс» (1929).
Герман Гессе (1877-1962) –
«Игра в бисер» (1943).
Слайд 47Учение Альберта Швейцера (1875-1965) о культуре
«Культура и этика» (1923
г.)
проблема этического содержания современной западной культуры
идея спасения гибнущей культуры
требование
преклонения, благоговения перед жизнью.
Слайд 48Структурализм. Концепции Клода Леви-Строса, Юрия Михайловича Лотмана
С точки зрения структуралистов,
разного рода социокультурные явления представляют собой специфические языки, содержательно отражающие
тот или иной феномен культуры.
Цель структурализма - анализ культуры на строго научной базе с использованием точных методов естественных наук (математического моделирования, формализации и т.п.) Образцом стала методология структурного анализа, используемая в лингвистике и литературоведении. Другим источником стал психоанализ и, прежде всего, юнговское понятие коллективного бессознательного.
Слайд 49Постмодернизм
Where is the Life we have lost in living?
Where is
the wisdom we have lost in knowledge? Where is the
knowledge we have lost in information?
T.S. Eliot. Chorus from "The Rock", I.
Где жизнь, которую мы потеряли в жизни ? Где мудрость, которую мы потеряли в знаниях ? Где знания, которые мы потеряли в информации?
T.S. Элиот. Хор из "The Rock", И.