знаний
Подсистема накопления знаний
Инженер по знаниям
Пользователь
Интерфейс пользователя служит
для ввода информации и команд в ЭС и получения выходной информации из нее. Команды включают в себя параметры, направляющие процессом обработки знаний. Выходная информация обычно выдается в форме значений, присваиваемых определенным переменным.
Ввод информации может осуществляться посредством меню, команд, естественного языка и собственного интерфейса.
Предусматривается возможность получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения.
Объяснения могут быть следующих видов: объяснения, выдаваемые по запросам; объяснения полученного решения проблемы (система поясняет каждый шаг своих рассуждений, ведущих к решению).
Знания представляются в виде фактов, характерных для проблемной области (то есть соответствующих классов объектов и взаимосвязей между ними), процедур и правил манипулирования этими фактами, а также информации о том, когда и как следует применять правила и процедуры. Кроме фактов и правил следующая необходимая компонента процесса обработки знаний является управляющая структура. Управляющая структура определяет способ применения разнообразных правил (она позволяет решить, какое из правил должно применяться следующим). Каждое правило определяет, что следует делать в данной конкретной ситуации и состоит из двух частей: условия (каждая из которых может выполняться или не выполняться); действия (каждую из которых следует произвести, если соответствующее условие выполняется). Процедуры порождают новые экземпляры отношений и классы на базе уже существующих.
Все виды экспертных знаний могут быть представлены с помощью одной или нескольких семантических моделей. Наиболее распространенными моделями являются: логические; продукционные; фреймовые; семантические сети.
Во многих ЭС вводятся дополнительные блоки − блок расчета (необходим в ситуациях, связанных с принятием управленческих решений); блок ввода и корректировки данных (используется для оперативного и своевременного отражения текущих изменений в базе данных).
Модуль создания системы служит для создания набора (иерархии) правил. В основу создания системы могут быть положены или использования алгоритмических языков программирования, или же использования оболочек ЭС.