Слайд 1проблемы природопользования
Медицинские
проблемы
экологии
Слайд 2Экология как наука.
Основные законы экологии.
Глобальный экологический кризис.
Слайд 3Экология как наука.
Экология – это наука, которая изучает взаимоотношения
организмов с окружающей средой.
Это наука о связях, поддерживающих устойчивость
жизни в окружающей среде.
Слайд 4Экология как наука.
Термин «экология» в 1866 году предложил немецкий биолог
Эрнст Геккель (1834–1919 гг.)
Слайд 5
В 1868 г.
И.И. Мечников (1845-1916 гг.) впервые упоминает это
слово на русском языке.
Слайд 6Экология как наука.
Слово «экология» образовано от греческого – «ойкос», что
значит «дом» или «жилище».
В буквальном смысле слова, экология –
это наука об организмах «у себя дома».
Слайд 7Экология как наука.
Предмет экологии – это совокупность или структура связей
между организмами и их средой.
Рассматривая человека и его взаимоотношения с
окружающей средой, в каждом случае имеется в виду и влияния этих взаимоотношений на все экологические системы.
Слайд 8Основные разделы экологии
1) аутэкология — экология особей;
2) демэкология — экология
популяций;
3) эйдоэкология — экология видов.
4) синэкология — экология сообществ,
или биоценозов.
5) биогеоценология — учение о биогеоце-нозах или экологических системах,
6) биосферология — учение о функционировании биосферы.
Слайд 9Основные разделы экологии
Частная, или специальная экология занимается изучением групп организмов
(различных видов растений, животных, человека) или сообществ (агроэкология, фитоценология и
т. д.).
Развитие промышленности, сельского производства привело к возникновению прикладной экологии (промышленная (инженерная), сельскохозяйственная, промысловая экология).
Экологическими проблемами Земли как планеты занимается глобальная экология.
Слайд 10Экология как наука.
Основные законы экологии были сформулированы американским экологом Барри
Коммонером.
Они сводятся к четырем основным принципам, объясняющим устойчивое развитие природы
и призывающим человечество руководствоваться ими в своем воздействии на окружающую среду.
Слайд 11Экология как наука.
1. Все связано со всем
2. Все должно
куда-то деваться.
3. Природа знает лучше.
4. Ничто не дается
даром или За все надо платить.
Слайд 12Экология как наука.
В качестве естественно-научной основы экологии человека принято рассматривать
учение Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945) о биосфере и ноосфере.
Слайд 13Экология как наука.
Биосфера— «область жизни», пространство на поверхности земного шара,
в котором обитают живые существа.
Автором термина «биосфера» является французский естествоиспытатель
Жан-Батист Ламарк, который употребил его в 1803 г. Затем термин был забыт.
Слайд 14Экология как наука.
В 1875 г. профессор Венского университета геолог Эдуард
Зюсс (1831-1914) ввел в науку представление о биосфере как особой
оболочке земной коры, пространстве на поверхности земного шара, в котором распространены живые существа.
Слайд 15Экология как наука.
В таком общем смысле В.И. Вернадский впервые в
1914 г. использовал этот термин в статье об истории рубидия
в земной коре.
В 1926 г. академик В.И. Вернадский опубликовал свой классический труд «Биосфера», где представил целостное учение о биосфере.
Слайд 16Экология как наука.
По В.И. Вернадскому, биосфера представляет собой уникальную геологическую
оболочку земного шара, глобальную систему Земли, в которой геохимические и
энергетические превращения определяются суммарной активно-стью живых организмов.
Слайд 17Экология как наука.
Биосфера — это нижняя часть атмосферы, гидросфера и
верхняя часть литосферы, населенные живыми организмами, или, по выражению В.И.
Вернадского, — «область распространения живого вещества»
Слайд 19Экология как наука.
Верхняя граница биосферы находится на высоте 15-20 км
от поверхности Земли, в стратосфере, ограничивается УФ и космическими излучениями.
Нижняя граница жизни проходит по литосфере на глубине 2-3 км и по дну океана в гидросфере (10-12 км). Средняя толщина биосферы составляет 12-17 км, а максимальная не превышает 33-36 км. Реальные границы распространения живого обычно являются более суженными.
Слайд 20Экология как наука.
В.И. Вернадский отмечал, что воздействие человека на окружающую
природу растет столь быстро, что скоро он превратится в решающую
геологообразующую силу и должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие природы.
Биосфера перейдет однажды в сферу разума — в ноосферу.
Слайд 21Экология как наука.
Французский математик Э.Леруа в 1927г., находясь под впечатлением
лекций В.И. Вернадского, разработал понятие о ноосфере — современной геологической
стадии развития биосферы. Переход биосферы в ноосферу означает при таком понимании всего лишь постепенное освоение человеком биосферы.
Слайд 22
Ноосфера — это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит
целенаправленно, когда разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах
эволюции человека.
Слайд 23
Прямое продолжение идеи В.И. Вернадского о ноосфере нашли в работах
академика Н.Н. Моисеева, который обосновал научные основы перехода России к
устойчивому развитию. Устойчивое развитие — это путь общества, приемлемый для сохранения экологической ниши человека и создания благоприятных условий для выживания цивилизации. Эколо-гической нишей человечества является вся био-сфера, поэтому устойчивое развитие Н.Н. Мои-сеев трактует как совместную, скоординиро-ванную эволюцию человека и биосферы (ко-эволюцию).
Слайд 24Экология как наука.
Под экологическим кризисом понимают устойчивое нарушение равновесия между
человеком, обществом и природой, проявляющееся в деградации окружающей природной среды
и ухудшении здоровья населения.
Глобальные экологические проблемы биосферы достигли такой степени, что весьма проблематично восстановление равновесия без кардинального пересмотра обществом отношения к природе.
Слайд 25Экология как наука.
изменения атмосферы и климата; гидросферы; литосферы;
изменение биоты (растительного
и животного мира); изменение в сельском и лесном хозяйстве;
демографические проблемы,
в том числе проблема производства продуктов питания;
урбанизация - проблемы населенных пунктов;
влияние окружающей среды на здоровье человека;
проблемы, связанные с производством и потреблением электроэнергии; с развитием транспорта;
проблемы, связанные с воздействием войн на окружающую среду, а также возможные экологические последствия войн.
Слайд 26Основные причины экологического кризиса:
недостаточность экологических научных знаний о природных ресурсах,
законах природы и процессах взаимодействия между окружающей средой и человеком;
недостаточность
профессиональных экологических знаний;
хищнический способ производства, который характеризуется нерациональным использованием природных ресурсов без одновременного решения вопросов их хранения;
недостаток средств на природоохранные мероприятия;
Слайд 27Основные причины экологического кризиса:
ресурсный путь развития экономики, высокая степень изношенности
основ-ных фондов, высокая доля «теневой» экономики в использовании природных ресурсов,
«местничество»;
низкая эффективность механизмов природопользования,
кажущаяся безграничность природных ресурсов и процессов самоочищения,
низкий уровень экологического сознания и культуры населения страны.
Слайд 28Экология как наука.
Концепция «устойчивого развития», конференция ООН по окружающей среде
и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.).
Экологическая безопасность населения -
защищенность жизненно важных потребностей человека, и прежде всего право на чистую, здоровую, благоприятную для жизни природную среду.
Слайд 29Экология как наука.
Развитие – это увеличение радости общения, счастья, здоровья
и безопасности, а не количества вещей.
Развитие устойчиво, если дети
счастливее родителей, а высшей ценностью на земле провозглашается жизнь.
При устойчивом развитии обеспечивается равенство прав настоящего и будущего поколений на жизнь в благоприятной природной среде, сохранение здоровья и удовлетворение духовных потребностей.
Ущерб наносимый окружающей среде, здоровью и безопасности населения должен компенсироваться в соответствии с фактически оказываемым воздействием.
Здоровье всех народов является основным фактором достижения мира и безопасности на Земле.
Слайд 32Гигиенические проблемы экологии.
«Экология человека» (Human Ecology) - фундаментальная область науки
по изучению на популяционном уровне основных биологических закономерностей и механизмов
взаимодействия окружающей среды и человека с широким использованием в исследованиях биомониторинга различных показателей (биомаркеров воздействия, эффекта и чувствительности).
Слайд 33Гигиенические проблемы экологии.
«Гигиена окружающей среды» (Environmental Health) - прикладная область
науки по разработке и внедрению государственной системы первичной профилактики с
целью предупреждения неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровье настоящего и будущих поколений людей.
Слайд 34Гигиенические проблемы экологии.
«Медицина окружающей среды» (Environmental Medicine) - специальная область
медицинской науки по разработке методов диагностики и лечения заболеваний, вызванных
или опосредованных воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, а также на восстановление (реабилитацию) здоровья населения с экологически обусловленной патологией.
Слайд 35
Гигиеническая характеристика факторов окружающей среды.
Слайд 36
Экологические факторы.
Совокупность конкретных условий живой и неживой природы, которая окружает
организм и с которой он непосредственно взаимодействует, называется средой обитания.
Отдельные
компоненты или элементы среды, которые воздействуют на организмы, называются экологическими факторами. Свойства факторов обусловливают специфику их влияния на человека.
Слайд 37 Физические факторы окружающей среды
Это солнечная радиация, атмосферное давление, температура, влажность
и подвижность воздуха, вибрация, шум, ионизирующее излучение, магнитное и электромагнитное
поля различных частотных диапазонов, степень ионизации среды и др.
По воздействию на организм выделяют 7 классов физических факторов: механические, тепловые, оптические, электрические, магнитные, электромагнитные, ионизирующие.
Слайд 38 Физические факторы окружающей среды
Усиление ветрового режима, изменение ионизирующей радиации, колебания
электромагнитного и гравитационного полей, гипоксия, изменение интенсивности солнечной радиации в
течение года, динамика осадков, усиление жесткости климата с высотой и географическим положением, частота и разнообразие стихийных явлений влияют на состояние здоровья человека.
Слайд 39 Химические факторы окружающей среды
Химические элементы или соединения, входящие в состав
воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, могут быть природного или антропогенного
происхождения.
В определенных количествах химические вещества природного происхождения (кислород, водород, макро- и микроэлементы и др.) являются биологически необходимыми. Они входят в состав тканей организма человека и снижение или повышение их содержания в окружающей среде приводит к изменениям в состоянии здоровья человека.
Слайд 40 Химические факторы окружающей среды
Антропогенные вещества – это химические соединения, связанные
с деятельностью человека, поступающие в окружающую среду с выбросами промышленных
предприятий. Нарастающее содержание антропогенных химических соединений в биосфере меняет химический состав воздуха, воды, почвы, а также растений и животных организмов. Когда антропогенные вещества накапливаются в организме человека, это приводит к развитию экологозависимых изменений в состоянии здоровья.
Слайд 41 Биологические факторы окружающей среды
Патогенные микроорганизмы, вирусы, гельминты, дрожжеподобные грибы, биологически
активные вещества (антибиотики, аминокислоты, чужеродные белки).
В определенных условиях могут явиться
причиной инфекционных и аллер-гических заболеваний, пищевых отравлений.
Слайд 42 Социальные факторы окружающей среды
Социально-экономические факторы обусловлены производственными отношениями (отношение работника
к труду, специальности, организация трудового процесса, социальная защищенность, материальное стимулирование,
наличие льгот, психологический микроклимат в коллективе).
Социально-бытовые факторы (жилище, одежда, питание, развитость инфраструктуры сферы обслуживания, уровень благоустройства, возможность отдыха).
Слайд 43 Социальные факторы окружающей среды
Уклад жизни (социальное положение, материальная обеспеченность, уровень
культуры и образования, наличие семьи, друзей, ведение здорового образа жизни
или наличие вредных привычек).
Чувство удовлетворенности работой, зарплатой, домом, семьей, страной и т.д.
Способность сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях
Социальные факторы опосредованно влияют на организм и здоровье человека. Они усугубляют действие других экологических факторов.
Слайд 44 Адаптация
Важнейшей теоретической основой экологии человека является учение об адаптации.
Адаптация
– это постоянно развивающиеся в пространстве и во времени процессы
приспособления, обеспечивающие формирование и сохранение целесообразных взаимоотношений человека и окружающей его среды обитания.
Слайд 45 Социальные
механизмы адаптации
- коллективные усилия людей, направленные на защиту
или изоляцию человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Например: защита
человека с помощью одежды, благоустроенного жилья, питания, средств медицины – так называемая «броня цивилизации».
Слайд 46Биологические
механизмы адаптации
- морфологические изменения: в процессе адаптации растет масса
мембранных структур клетки и тем самым увеличивается энергообеспечение клетки;
- физиологические
изменения: появляются и закрепляются новые функциональные возможности человека, которые помогают ему приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды и выжить в процессе естественного отбора;
- поведенческие изменения способствуют формированию более адекватного образа жизни человека в ответ на действие окружающей среды.
Слайд 47 Три фазы адаптации:
- фаза «тревоги» – «аварийная фаза» – призыв
к мобилизации защитных сил организма в ответ на внешнее воздействие;
-
фаза резистентности или стабильности функций. Она характеризуется наличием динамической устойчивости между состоянием функциональных систем организма и окружающей средой, универсальна для разных раздражителей;
- фаза истощения. Она не обязательна и возникает лишь когда организм не в состоянии компенсировать очень сильное или длительное неблагоприятное воздействие любых факторов окружающей среды.
Слайд 48Окружающая среда может быть:
- здоровая или комфортная – когда воздействие
не превышает адаптационные возможности человека;
- нездоровая или дискомфортная – воздействие
среды превышает адаптационные возможности и развиваются предпатологические или патологические состояния;
- абсолютно экстремальная – невозможны взаимоотношения человека и среды без специальных систем жизнеобеспечения (космос, глубоководное погружение).
Слайд 49
Принципы гигиенического нормирования факторов окружающей среды
Слайд 50Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды
Одной из главных задач гигиены
окружающей среды является разработка и научное обоснование критериев качества атмосферного
воздуха, воды, почвы и др.
Гигиенический норматив гарантирует сохранение здоровья в широком смысле этого слова, включая генетическое и репродуктивное здоровье как отдельного человека, так и всей человеческой популяции в целом
Слайд 51Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды
Законодательная основа - «Положение о
государственном санитарно-эпидемио-логическом нормировании», утв. 15.09.2005 г. № 569.
«Основной задачей
государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является разработка санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека и среды его обитания».
Слайд 52Гигиенические нормативы -
это устанавливаемые в законодатель-ном порядке, обязательные для исполнения
всеми ведомствами, органами и организациями допустимые, максимальные или минимальные количественные
и/или качественные значения показателя, характеризующего фактор среды обитания с позиций его безопасности и/или безвредности для человека
Слайд 53Особенности отечественной концепции гигиенического нормирования:
государственный характер гигиенических нормативов и обязательность
их соблюдения всеми органами, организациями и отдельными лицами;
опережение разработки нормативов
по сравнению с появлением вредного фактора.
Слайд 54Две концепции гигиенического нормирования
1. Теория пороговости
Порог – минимальная интенсивность
раздражителя, вызывающая специфическую реакцию.
Каждый фактор окружающей среды обладает минимальной величиной
воздействия, которая не оказывает отрицательного влияния на организм.
Слайд 55Гигиенические нормативы -
Разработано свыше 15000 нормативов. Для
более 2000 химических веществ установлено свыше 7000 ПДК и ОБУВ,
в т.ч. для воды водоемов – 1750, в атмо-сферном воздухе – более 2000, в почве – свыше 60, в пищевых продуктах – более 100, в воздухе производственных помещений – свыше 2700. Для основных физических факторов окружающей среды разрабатывают ПДУ.
Слайд 56Основные принципы гигиенического нормирования
1. Принцип примата медицинских показаний.
2. Принцип
опережения.
3. Принцип дифференциации биологических ответов (принцип единства предполагает проводить
одновременную оценку воздействия фактора на молекулярном, структурном и функциональном уровнях)
Слайд 57Частота биологических ответов среди населения
Уровни вредного влияния на здоровье
населения
Население, распределенное по возможным вредным воздействиям
Уровень гигиенического норматива
Слайд 58Градации тяжести эффектов, используемые при установлении критериев для оценки острых
воздействий химических веществ
Концентрация
Эффекты, угрожающие жизни и здоровью
Тяжелые и необратимые эффекты,
снижающие работоспособность
Обратимые эффекты у здоровых
Вредные эффекты у чувствительных индивидуумов
Отсутствие вредных эффектов у чувствительных индивидуумов
Отсутствие субъективных реакций и дискомфорта у всего населения
Уровень гигиенического норматива
Слайд 59Основные принципы гигиенического нормативы
4. Принцип пороговости действия .
5. Принцип
зависимости эффекта от концентрации (дозы) и времени.
6. Принцип биологического
моделирования.
7. Принцип разделения критериев для объектов окружающей среды и учета всех неблагоприятных воздействий
Слайд 60Перечень неблагоприятных воздействий на организм человека и среду его обитания
Слайд 63Основные принципы гигиенического нормативы
8. Принцип лимитирующего показателя вредности (принцип
учета слабого звена).
9. Принцип стандартизации условий и методов гигиенического нормирования
10.
Принцип этапности в проведении исследований.
11. Принцип единства экспериментальных и натурных исследований.
12. Принцип относительности норматива.
Слайд 64Две концепции гигиенического нормирования
2. Теория беспороговости или теория риска
Прогностическая
направленность – ориентация не на последствия от действия установленного норматива,
а их предвидения на основании прогноза.
Слайд 65
Риск для здоровья - вероятность развития угрозы жизни или здоровью
человека либо угрозы жизни или здоровью будущих поколений, обусловленная воздействием
факторов среды обитания.
Слайд 66
Индивидуальный риск - оценка вероятности развития неблагоприятного эффекта у экспонируемого
индивидуума, например, риск развития рака у одного индивидуума из 1
000 лиц, подвергавшихся воздействию (риск 1 на 1000 или 1•10-3).
Слайд 67
Популяционный риск - мера ожидаемой частоты вредных эффектов среди всех
подвергшихся воздействию людей (например, четыре случая заболевания раком в год
в экспонируемой популяции).
Слайд 68
Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических
веществ, загрязняющих окружающую среду
Human Health Risk Assessment from Environmental Chemicals
P
2.1.10.1920-04
Слайд 69
Основные элементы анализа риска
Анализ риска ставит своей целью выбор оптимальных
в данной конкретной ситуации путей устранения или снижения риска.
Анализ
риска включает три взаимосвязанных элемента: оценка риска для здоровья, управление риском и информирование о риске.
Слайд 71
Задачи гигиенической науки и практики в решении
медицинских проблем экологии.
Слайд 72
Отечественные гигиенисты первыми в мире обосновали научную концепцию управления качеством
окружающей среды на основе системного подхода с учетом последних научных
достижений.
В системе «здоровье – среда обитания» основным приоритетом является состояние здоровья населения.
Конечной целью является достижение такого качества окружающей среды при минимальных финансовых и других затратах на природоохранные мероприятия, которое гарантировало бы сохранение и упрочнение здоровья населения.
Слайд 73Основные задачи
гигиенической науки и практики
1. Выявление и изучение факторов
риска окружающей среды, а также изучение механизмов взаимодействия их с
организмом человека.
2. Гигиеническое регламентирование или нормирование факторов окружающей среды.
3. Научное обоснование и разработка оздоровительных мероприятий.
Слайд 74Технологические мероприятия
экологически чистые, ресурсосберегающие, малоотходные или безотходные технологии
технологии с многократным
повторным или оборотным использованием сточных вод
замена высокотоксичного сырья менее
токсичным, замена открытых технологических процессов закрытыми, прерывистых - непрерывными
широкое использование автоматизированных и гибких линий, вычислительной техники, робототехники.
Слайд 75Санитарно–технические мероприятия
разработка новых, более совершенных методов очистки сточных вод и
атмосферных выбросов, которые имеют высокую не только техническую, но и
гигиеническую эффективность.
Слайд 76Градостроительные и планировочные мероприятия
рациональное расположение (с учетом розы ветров) жилой
и производственной зон города,
организация и благоустройство санитарно–защитных зон (СЗЗ), зон
санитарной охраны (ЗСО), зон отдыха населения,
решение транспортных и жилищных проблем,
борьба с шумом,
озеленение, благоустройство городов
Слайд 77Реабилитационно-оздоровительные мероприятия
1. Периодическое курсовое стационарное лечение (элиминация вредных веществ и
их токсичных метаболитов, ликвидация последствий токсического действия ксенобиотиков, коррекция аллергического,
иммунологического, соматического статуса и т.п.).
2. Амбулаторные (поддерживающие) медико-реабилитационные мероприятия
3. Интенсивная медико-экологическая реабилитация в случае аварийных или экстремальных экологических ситуаций (перемена места жительства,отселение детей в чистую зону; иммуностимуляция; лечебное питание, БАД).
Слайд 78Основные задачи
гигиенической науки и практики
4. Оценка гигиенической эффективности проведенных
оздоровительных мероприятий.
Мероприятие считается гигиенически эффективным, если концентрация вредного вещества
не превышает предельно допустимой концентрации.
Слайд 79Основные задачи
гигиенической науки и практики
5. Разработка приборов и автоматизированных
систем для мониторинга качества окружающей среды.
6. Гигиеническое прогнозирование -
это прогноз
влияния предполагаемых изменений в окружающей среде на здоровье населения в будущем.
Слайд 80Основные задачи
гигиенической науки и практики
7. Гигиенисты принимают участие в
разработке природоохранного законодательства в стране.
Федеральный закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения»,
ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»,
ФЗ РФ «Об экологической экспертизе»,
Слайд 81Основные задачи
гигиенической науки и практики
ФЗ РФ «Об охране атмосферного
воздуха»,
ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления»,
ФЗ РФ
«Об особо охраняемых природных территориях»,
Водная стратегия РФ,
Экологическая доктрина РФ,
Климатическая доктрина РФ
Слайд 82
Основы государственной политики в области экологического развития России на период
до 2030 года
(утв. Президентом РФ от 30.04.2012 г.)
Определены стратегическая цель
и принципы государственной политики в области экологического развития, основные задачи и их механизмы реализации
Слайд 83
Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение
социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей
среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Слайд 84УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ПРОВЕДЕНИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОДА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В
целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду постановляю:
1.
Провести в 2013 году в Российской Федерации Год охраны окружающей среды…
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
10 августа 2012 года
N 1157
Слайд 855-й Невский международный экологический конгресс
Для решения этих проблем существует ряд сдерживающих
факторов: несовершенство законодательства, неэффективное управление ресурсосбережением, отсутствие мотивации к применению ресурсо-сберегающих
технологий, недостаточность информа-ционной поддержки, недостаточность инвестиций в сберегающие технологии, отсутствие финансовых механизмов, обеспечивающих внедрение этих технологий.
Назрела насущная необходимость постепенной замены техногенного типа развития экономики на экологически ориентированный
Слайд 865-й Невский международный экологический конгресс
Дискуссия показала, что, несмотря на серьезные усилия,
прилагаемые для перехода к устойчивому развитию на всех уровнях – глобальном, региональном, национальном,
местном, — кардинально изменить ситуацию пока не удается.
Одним из главных препятствий остается недостаточное понимание проблем устойчивого развития как лицами, принимающими решения, так и большинством населения. Для перехода к устойчивому развитию необходимы осознание взаимосвязи между экономическими, социальными и экологическими проблемами и возможность претворять в жизнь эти принципы в профессиональной, общественной деятельности и повседневной жизни. Следовательно, необходима система образования и просвещения, которая позволила бы эффективно решать эти задачи.
Слайд 875-й Невский международный экологический конгресс
В «Основах государственной политики в области экологического развития
Российской Федерации на период до 2030 года» среди основных задач государственной политики
в области экологического развития выделяются развитие экологического образования и воспитания, формирование экологической культуры. Ставится задача научного и информационно-аналитического обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Предусматривается формирование у населения страны экологически ответственного мировоззрения, развитие системы экологического образования, стимулирование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности.
Слайд 885-й Невский международный экологический конгресс
В структуре экологического образования особую ценность приобретают
знания об экологии человека, геоэкологии, ведущие к интеграции экологии, географии, экономики, морали
и права.
Назначение экологического образования – защищать и отстаивать право человека на благоприятную среду жизни. Оно призвано формировать подлинно человеческое отношение к природе, ставить предел допустимой меры ее преобразования, способствовать усвоению специфических социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.