Слайд 2
Понятие.
Особенности восприятия
Виды восприятия
Слайд 3Восприятие -
Представляет собой отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных
ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств
(Слободчиков В.И., Исаев Е.И «Психология человека»)
Слайд 4
В процессах восприятия формируется целостный образ: образ предмета, ситуации, образ
другого человека, иначе сказать – перцептивный образ.
Слайд 5Восприятие
требует выделения из комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства,
вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением
(абстракцией) от несущественных признаков
Слайд 6Восприятие
требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого
комплекса признаков с прежними знаниями о предмете (комплексность восприятия)
Слайд 7
Сложный активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих
специального paссмотрения, а именно:
Слайд 8
В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты в виде ощупывания
предмета, движения глаз, выделяющих наиболее информативные точки, пропевания или проговаривания
соответствующих звуков.
Слайд 9Процесс восприятия тесно связан с
а) оживлением следов прежнего опыта;
б) сличением доходящей до
субъекта информации с ранее сложившимися
представлениями;
в) сравнением актуальных воздействий со сложившимися в
прошлом представлениями;
г) выделением существенных признаков;
Слайд 10
д) созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации;
е) синтезом воспринимаемых
признаков в целые комплексы и принятием решения о том, к
какой категории относится воспринимаемый предмет.
Слайд 11
Воспринимающая (перцепторная) деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления, причем
эта близость тем больше, чем новее и сложнее воспринимаемый предмет.
Слайд 12
Воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределом одной модальности, но
включает в свой состав результат совместной работы нескольких органов чувств
(анализаторов), в процессе которой сложились представления, сформировавшиеся у субъекта.
Слайд 13
Выделяя и объединяя существенные признаки, человек всегда обозначает воспринимаемые предметы
словом, называет их и тем самым глубже познает их свойства
и относит их к определенным категориям.
Слайд 14Особенности восприятия
активный опосредованный характер;
предметный и обобщенный характер;
постоянство (константность)
и правильность (ортоскопичность);
подвижность и управляемость.
Слайд 15
Детерминированность восприятия задачей, которая ставится перед человеком или его установкой;
Слайд 16Правильное восприятие сложных предметов зависит
прежний опыт субъекта, широта и
глубина его представлений;
задача, которую он ставит, рассматривая данный предмет;
активный, последовательный
и критический характер его перцепторной деятельности;
Слайд 17
сохранность тех активных движений которые входят в состав воспринимающей деятельности;
умение вовремя затормозить догадки о значении воспринимаемого предмета, если они
не соответствуют поступающей информации.
Слайд 18Виды Восприятия
Осязательное восприятие
Зрительное восприятие
Слуховое восприятие
Восприятие времени
Слайд 19Осязательное восприятие
Осязание является сложной формой чувствительности, включающей в свой состав
как элементарные (протопатические), так и сложные (эпикритические) компоненты.
Слайд 20
К первым относятся ощущение холода и тепла и ощущение боли;
Ко
вторым осязательные ощущения (прикосновения и давления) и те виды глубокой,
или кинестетической, чувствительности, которые входят в состав проприоцептивных ощущений.
Слайд 21
Наиболее интересным в осязательном восприятии предмета является факт постепенного превращения
последовательно (сукцессивно) поступающей информации об отдельных признаках предмета в его
целостный (симультанный) образ
Слайд 22Зрительное восприятие.
Если в осязательном восприятии человек улавливает лишь
отдельные признаки предмета и лишь затем объединяет их в целый
образ, то посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ предмета;
Слайд 23Гештальт-психология
зрительное восприятие является не процессом ассоциации отдельных элементов, а целостным
структурно организованным процессом.
Слайд 24
Закон Фигуры
Закон четкости структуры
Закон дополнения до структурного целого
Законами
целостного структурного восприятия объясняются и некоторые оптико-геометрические иллюзии.
Слайд 25Окружность в центре кажется искаженной.
Слайд 26Сколько тут лиц? Одно? Два? А может быть три?
Слайд 29Круги находятся на одной прямой.
Слайд 30Красные линии - прямые, хотя и кажутся изогнутыми.
Слайд 32Прямые, на самом деле, параллельны. Иллюзия Геринга (иллюзия веера)
Слайд 33Американский индеец или эскимос?
Слайд 36Параллельны ли горизонтальные линии?
Слайд 38Кого здесь вы видите?
Молодую девушку или грустную старуху?
Слайд 39Смотрите не отрываясь 30 секунд на точку в центре.
Слайд 40Теперь переведите взгляд на эту фотографию.
Слайд 41
Вы не увидите разницы в цвете между правой и левой
половинами фотографии.
Слайд 42Классический пример соотношения фигуры и фона.
Можно увидеть как вазу, так
и два лица.
Слайд 43Что Вы здесь видите? Женское лицо или мужчину, играющего на
саксофоне?
Слайд 44
Все эти особенности геометрических иллюзий объясняются тем, что наше геометрическое
восприятие не состоит из изолированных элементов, а имеет все черты
целостного, структурно организованного восприятия.
Слайд 45Слуховое восприятие
Коренным образом отличается как от осязательного, так и от
зрительного восприятия.
Если зрительное и осязательное восприятие отражает мир предметов, расположенных
в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени.
Слайд 46Восприятие времени
Имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях.
Наиболее элементарными
формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат
элементарные ритмические явления, которые известны как биологические часы.
Слайд 47
Сложные формы восприятия времени, опираются на вырабатываемые человеком «эталоны» оценки
времени
(секунды, минуты и др.)