Слайд 1ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
Слайд 2Финансы это совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и
использовании фондов денежных ресурсов.
Финансы - это денежные
отношения, но не все денежные отношения - суть финансы.
Слайд 3 Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями.
Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты
труда хозяйствующих субъектов.
Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Слайд 4
Денежные отношения возникают между:
- предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей,
реализации продукции и услуг;
- предприятиями и вышестоящими организациями при создании
централизованных фондов денежных средств и их распределении;
- государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджет и финансировании расходов;
- государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
- предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
- отдельными звеньями бюджетной системы в процессе бюджетного регулирования;
- страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т.д.
Слайд 5Субъектами финансовых отношений являются:
Государство,
Физические лица (население),
Юридические лица (предприятия, организации и
др.).
Слайд 6Принципы финансов
Первый принцип финансов - единство законодательной и нормативно-правовой
базы, единство денежной, кредитной и налоговой систем, унификация форм финансовой
документации и отчетности, единообразие порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учете, унифицированность расчетов и платежей, общий порядок формирования затрат и финансовых результатов, а также применения санкций за нарушение финансовой, платежно-расчетной и налоговой дисциплины.
Слайд 7Сбалансированность финансов означает полное и своевременное исполнение денежных обязательств и
погашение задолженности.
Напротив, разбалансированность выражается в росте просроченной
задолженности и обязательств, оборачивающихся банкротством и требующих реструктуризации (пересмотра обязательств на иных финансовых условиях).
Слайд 8
Важный принцип развития финансовых отношений - целевая направленность. Цели выбирают
как предприятия и организации, так и государство.
Движение финансов без обозначенных целей бессмысленно.
Слайд 9
Целями коммерческой деятельности предприятий и организаций являются: извлечение прибыли, повышение
рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке,
достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Слайд 10 Цели государственных финансов - привлечение доходов в форме налогов, сборов
и неналоговых поступлений; перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами
и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям.
Слайд 11диверсификация источников финансирования и направлений вложений средств.
Каждый участник финансовых отношений должен быть кредитором не
для одного, а для нескольких заемщиков. Одновременно он должен заимствовать не у одного, а у нескольких кредиторов. Не следует делать ставку на один источник средств, каким бы крупным и надежным он ни был. В равной мере не следует осуществлять вложения средств по одному направлению, какие бы высокие прибыли оно ни приносило сегодня.
Диверсификация позволяет снизить предпринимательский риск и повышает стабильность и конкурентоспособность предприятия. Правда, она требует высокой маневренности в использовании ресурсов. Удобным способом диверсифицировать свою финансовую деятельность служат вложения в ценные бумаги с формированием портфеля ценных бумаг разных эмитентов.
Слайд 12
организация во времени. Наряду с текущими задачами субъекты финансовых отношений
должны ориентироваться на долгосрочные и среднесрочные перспективы. В ряде случаев
текущие выгоды следует приносить в жертву ради достижений более крупных выгод в дальнейшем.
Слайд 13Функции финансов
Распределительная функция финансов включает в себя как собственно
распределение, так и перераспределение.
Распределению и перераспределению подлежит общественный продукт,
созданный в стране, а также его составляющие, и прежде всего национальный доход. В отечественной экономической литературе структура совокупного общественного продукта (СОП) традиционно обозначается символами C + (V + m), где С - стоимость израсходованных на производство продукции средств производства (орудий труда и предметов труда); (V + m) - национальный доход (стоимость рабочей силы - V и прибавочный продукт - m).
Слайд 14 Собственно распределение (или первичное распределение) означает, что после того как
продукт создан в сфере материального производства он и распределяется между
его участниками. Часть СОП предназначается для возмещения предметов и орудий труда, использованных в предшествующем цикле воспроизводства. Эта часть обеспечивает простое воспроизводство. Оставшаяся часть - (V + m) - распределяется между работодателями и наемными работниками материальных отраслей и используется для расширения общественного производства. Завершается первичное распределение.
Слайд 15 Затем следует вторичное распределение, или, иначе - перераспределение. Объективная необходимость
этого процесса вызвана тем, что наряду с участниками материального производства
общество состоит из членов, которые непосредственно не участвуют в производстве, но создают предпосылки его нормального развития: учителя, врачи, ученые, чиновники, военные, деятели культуры и т.д. Общество состоит также из несовершеннолетних и недееспособных лиц. Все они должны получить свою долю созданного продукта. Кроме того, общество, реализуя систему выработанных социально-экономических приоритетов, должно осознанно развивать некоторые отрасли и регионы, которые не имеют на первых порах собственных источников для этого.
Слайд 16Сущность стимулирующей функции финансов сводится к тому, что государство с
помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие хозяйствующих субъектов,
отраслей, регионов в нужном обществу направлении.
Посредством распределения денежных средств государство стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-экономических процессов. Для этих целей государство использует прежде всего следующие финансовые рычаги:
бюджет,
тарифы и цены,
налоги.
Слайд 17
Контрольная функция финансов осуществляется при проведении любой
финансовой операции - будь то операция по формированию денежных фондов
или по использованию средств. Нельзя сказать, что контроль проводится только после того, как произошел процесс распределения или осуществилось стимулирование какого-либо социально-экономического процесса.
Слайд 18
Все функции действуют одновременно и скоординированно. Финансовые процессы начинаются, длятся
и завершаются, и на каждом из этих этапов необходим контроль.
Соответственно финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий - до, во время и после осуществления операции.
Слайд 19 Финансовому контролю подвергается деятельность всех участников финансовых
отношений. Поэтому финансовый контроль осуществляется как на микро-, так и
на макроуровне.
Его предметом на макроуровне является распределение валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению.
На микроуровне финансовый контроль имеет целью рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, потерь, борьбу с бесхозяйственностью и расточительством.
Слайд 20Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений.
Слайд 21Финансовая система
Централизованные финансы:
Государственный бюджет;
внебюджетные фонды;
государственный кредит;
фонды
личного и имущественного страхования;
фондовый рынок.
Финансы домашних хозяйств.
Децентрализированные финансы:
-
финансы коммерческих организаций;
- финансы некоммерческих организаций;
- финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов) .
Слайд 22
Централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в
целом.
С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему
и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения.
Слайд 23
Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в
рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов.
Слайд 24 Сформировавшаяся к настоящему времени государственная бюджетная система РФ состоит из
трех самостоятельных звеньев:
- республиканского (федерального) бюджета РФ;
- бюджетов национально-государственных и
административно-территориальных образований (республиканских бюджетов республик в составе РФ, краевых, областных бюджетов, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга);
- бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).
Слайд 25Государственный бюджет - главное звено всей финансовой системы.
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных
групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.
Слайд 26Внебюджетные фонды - это средства Правительства РФ и местных органов
власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование
внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.
Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.
Слайд 27В настоящее время в РФ насчитывается более 30 внебюджетных фондов
социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируются огромные средства
- свыше 60% доходов государственного бюджета.
Основными по размерам и значению являются социальные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. К экономическим относятся Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.
Слайд 28Государственный кредит - представляет собой особую форму денежных отношений между
государством, юридическими и физическими лицами.
Главная форма экономических отношений в его рамках - когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно является кредитором, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, оно выступает как гарант.
Слайд 29
Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного
стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному
лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
Слайд 30Фондовый рынок (рынок ценных бумаг) — это часть финансового рынка,
представляющая собой совокупность экономических отношений по вопросам выпуска и обращения
ценных бумаг. Рынок ценных бумаг складывается из спроса и предложения на специфический товар, которым являются ценные бумаги.
На первичном рынке размещаются впервые выпускаемые ценные бумаги, на вторичном рынке происходит их обращение в форме перепродажи. Основной формой организованного, регулярно функционирующего рынка ценных бумаг и других финансовых инструментов служат фондовые биржи.
Слайд 31Второй блок финансовой системы составляют децентрализованные финансы, и прежде всего
финансы коммерческих предприятий и организаций.
Финансы предприятий представлены совокупностью экономических
отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании децентрализованных фондов финансовых ресурсов предприятий, организаций, учреждений.
Слайд 32 КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — юридическое лицо, преследующее в качестве основной цели
своей деятельности получение прибыли и распределяющее ее между своими участниками
(учредителями) (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
Юридические лица, являющиеся коммерческой организацией, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, гос. и муниципальных унитарных предприятий.
Слайд 33 НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — юридическое лицо, не имеющее в качестве цели
своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между
участниками.
Юридические лица, являющиеся Н. о., могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений) Юридические лица, являющиеся Н. о., могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений Юридические лица, являющиеся Н. о., могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов Юридические лица, являющиеся Н. о., могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Н. о. могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Допускается создание объединений коммерческих и (или) Н. о. в форме ассоциаций и союзов.
Особенности создания и деятельности отдельных форм Н. о. установлены ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.
Слайд 34 КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как
основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального
банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным выше Федеральным законом.
К. о. образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. К. о. подразделяются на банки К. о. образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. К. о. подразделяются на банки, осуществляющие весь спектр банковских операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских К. о. устанавливаются Банком России. К. о. подлежат гос. регистрации в Банке России (ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г.).
Слайд 35третий блок финансовой системы составляют финансы домашних хозяйств - экономические
отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств.
Слайд 36
Финансы домохозяйств - это личные финансы, т.е. финансовые отношения между
физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие
от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.