Разделы презентаций


Нарушения памяти при локальных поражениях мозга, проблема амнезий лекция №14 презентация, доклад

Содержание

Памятью называется сохранение информации о раздражителе после того, как его действие уже прекратилось.Это общее определение памяти подходит к самым различным ее проявлениям.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Нарушения памяти при локальных поражениях мозга, проблема амнезий лекция №14 нейропсихология
К.м.н. Королева

В.В.
Челябинск - 2014

Нарушения памяти при локальных поражениях мозга, проблема амнезий лекция №14 нейропсихологияК.м.н. Королева В.В.Челябинск - 2014

Слайд 2Памятью называется
сохранение информации о раздражителе после того, как его

действие уже прекратилось.
Это общее определение памяти подходит к самым различным

ее проявлениям.
Памятью называется сохранение информации о раздражителе после того, как его действие уже прекратилось.Это общее определение памяти подходит

Слайд 4В настоящее время различают
память как биологическую функцию и
память

как функцию психическую
(или нервно- психическую).

В настоящее время различают память как биологическую функцию и память как функцию психическую (или нервно- психическую).

Слайд 5Все биологические системы характеризуются наличием механизмов памяти, т. е. обладают

определенными нервными аппаратами, которые обеспечивают фиксацию, сохранение, считывание и воспроизведение

следа.
Эти четыре самостоятельные фазы, выделяемые в процессах памяти как в биологических, так и в более сложных — психических — системах, являются всеобщими.

Все биологические системы характеризуются наличием механизмов памяти, т. е. обладают определенными нервными аппаратами, которые обеспечивают фиксацию, сохранение,

Слайд 6Память как биологическая функция — это прежде всего память филогенетическая,

или наследственная, которая определяет строение каждого организма в соответствии с

историей его вида.
Биологическая память существует не только в филогенетической, но и в онтогенетической форме.

Память как биологическая функция — это прежде всего память филогенетическая, или наследственная, которая определяет строение каждого организма

Слайд 7К онтогенетической памяти относится явление иммунитета, приобретаемого в процессе онтогенеза,

и многие другие явления, протекающие на элементарных — физиологическом и

даже клеточном — уровнях.
Память как психическая функция тоже относится к онтогенетической памяти.

К онтогенетической памяти относится явление иммунитета, приобретаемого в процессе онтогенеза, и многие другие явления, протекающие на элементарных

Слайд 9Основными характеристиками памяти как биологической и психической функции являются:

длительность формирования следов; ♦ их прочность и продолжительность удержания; ♦ объем запечатленного

материала;
♦ точность его считывания; ♦ особенности его воспроизведения.

Основными характеристиками памяти как биологической и психической функции являются: ♦ длительность формирования следов; ♦ их прочность и

Слайд 10По мнению E. H. Соколова (1974, 1997), разные биологические системы

четко различаются по этим параметрам.
Многие биологические системы памяти характеризуются

слабым развитием и даже отсутствием механизмов считывания и воспроизведения.
У человека, обладающего сложными формами мнестической деятельности, эти две фазы (считывания и воспроизведения) развиты в максимальной форме.
Однако именно механизмы считывания и воспроизведения следов являются наиболее ранимыми при разных патологических состояниях (в том числе и при локальных поражениях мозга).
По мнению E. H. Соколова (1974, 1997), разные биологические системы четко различаются по этим параметрам. Многие биологические

Слайд 11По длительности процессы памяти подразделяются на три категории.
1. Мгновенная память

— кратковременное запечатление следов, длящееся несколько секунд. 2. Кратковременная память —

процессы запечатления, которые длятся несколько минут. 3. Долговременная память — длительное (возможно, в течение всей жизни) сохранение следов.
Предполагается, что в основе
этих видов памяти лежат
разные механизмы
(физиологические, структурные и др.).
По длительности процессы памяти подразделяются на три категории. 1. Мгновенная память — кратковременное запечатление следов, длящееся несколько

Слайд 12Память как психическая функция характеризуется и другими параметрами: 1) модальная специфичность 2) произвольность

или непроизвольность 3) семантическая организация

Память как психическая функция характеризуется и другими параметрами:  1) модальная специфичность 2) произвольность или непроизвольность 3)

Слайд 13Память как психическая функция характеризуется и другими параметрами:
Во-первых, процессы памяти можно

характеризовать с точки зрения их модальности.
Мнестические процессы могут протекать

в разных анализаторных системах;
соответственно, выделяют разные модально-специфические формы памяти:
♦ зрительную; ♦ слуховую; ♦ тактильную; ♦ двигательную (или моторную); ♦ обонятельную и др.
Память как психическая функция характеризуется и другими параметрами:Во-первых, процессы памяти можно характеризовать с точки зрения их модальности.

Слайд 14Существует также аффективная, или эмоциональная, память,
или память на эмоционально

окрашенные события.
Разные формы памяти характеризуют работу различных систем и

имеют отношение к разным модальностям или качеству раздражителя.
Существует также аффективная, или эмоциональная, память, или память на эмоционально окрашенные события. Разные формы памяти характеризуют работу

Слайд 15Во-вторых, это уровень управления или регуляции мнестическими процессами.
Как и

все другие высшие психические функции, память характеризуется произвольным и непроизвольным

уровнями реализации (запоминания и воспроизведения материала), т. е. существует произвольная и непроизвольная память.
Именно в произвольной форме память выступает как особая мнестическая деятельность.
Во-вторых, это уровень управления или регуляции мнестическими процессами. Как и все другие высшие психические функции, память характеризуется

Слайд 16В-третьих — это характеристика памяти с точки зрения ее семантической

организации.
Согласно этому параметру, память подразделяется на неосмысленную (механическую) и

семантически организованную (семантическую).
Эти три основных параметра характеризуют процессы памяти у человека.
В-третьих — это характеристика памяти с точки зрения ее семантической организации. Согласно этому параметру, память подразделяется на

Слайд 17В нейропсихологии лучше всего исследована память как произвольная мнестическая деятельность,

которая, как и всякая другая произвольная психическая деятельность, имеет определенную

структуру.
Она включает в себя: а) стадию мотива (или намерения);
б) стадию программирования мнестической деятельности; в) стадию использования различных способов запоминания материала, различных мнестических операций (приема укрупнения материала, его семантической организации и др.); г) стадию контроля за результатами деятельности и коррекции, если эти результаты неудовлетворительны с точки зрения поставленной задачи.

В нейропсихологии лучше всего исследована память как произвольная мнестическая деятельность, которая, как и всякая другая произвольная психическая

Слайд 18Можно выделить
некоторые
специфические закономерности,
которые характеризуют
произвольную
мнестическую деятельность


как таковую.

Можно выделить некоторые специфические закономерности, которые характеризуют произвольную мнестическую деятельность как таковую.

Слайд 191. Известно, что различные по модальности раздражители запечатлеваются испытуемыми по-

разному.
В этом немаловажную роль играют врожденные способности человека.
Одни

склонны к лучшему запечатлению зрительной информации,
другие — кожно- кинестетической
или звуковой (вербальной или невербальной).
Этот феномен имеет отношение к так называемым частным способностям, которые проявляются также и в особенностях памяти.
1. Известно, что различные по модальности раздражители запечатлеваются испытуемыми по- разному. В этом немаловажную роль играют врожденные

Слайд 202. Мнестическая деятельность
четко зависит от
характера смысловой организации
материала


(как невербального, наглядно-образного,
так и вербального).

2. Мнестическая деятельность четко зависит от характера смысловой организации материала (как невербального, наглядно-образного, так и вербального).

Слайд 213. Различные этапы (или стадии) мнестической деятельности в разной степени

подчиняются произвольной регуляции.
Наиболее регулируемыми являются стадия запечатления (с помощью

специальных приемов) и стадия воспроизведения материала.
В меньшей степени произвольному контролю подчиняется стадия хранения материала.
Эти особенности организации произвольной мнестической деятельности находят свое проявление в особенностях их нарушений при локальных поражениях мозга.
3. Различные этапы (или стадии) мнестической деятельности в разной степени подчиняются произвольной регуляции. Наиболее регулируемыми являются стадия

Слайд 22Непроизвольное запоминание материала характеризуется своими закономерностями.
Существует ряд факторов, от

которых зависит лучшее или худшее непроизвольное запоминание материала.

Непроизвольное запоминание материала характеризуется своими закономерностями. Существует ряд факторов, от которых зависит лучшее или худшее непроизвольное запоминание

Слайд 231. Из классических
работ по психологии известно,
что лучше запоминается

то,
что является целью деятельности
или вызывает какие-то затруднения
во

время ее осуществления.
1. Из классических работ по психологии известно, что лучше запоминается то, что является целью деятельности или вызывает

Слайд 242. Непроизвольная (или непосредственная) память неодинакова в разные периоды жизни

человека:
она лучше в детском возрасте и постепенно ухудшается по

мере старения.
Однако механизмы непроизвольного запечатления информации действуют в течение всей жизни человека.
И человеческий мозг, так же как и мозг высокоразвитых животных, в той или иной степени запечатлевает всю информацию, которую он воспринимает.
Огромное количество следов в обычных условиях не воспроизводится, и они актуализируются лишь в специальных ситуациях
(например, в условиях гипноза
или при каких-то особых —
в том числе патологических — состояниях).
2. Непроизвольная (или непосредственная) память неодинакова в разные периоды жизни человека: она лучше в детском возрасте и

Слайд 253. Хранение следов, запечатленных непроизвольно (а также с помощью произвольных

усилий),
не пассивный процесс.
В это время происходит их
определенное

преобразование, которое совершается по особым законам
(по закону семантизации или кодирования информации и др.).
3. Хранение следов, запечатленных непроизвольно (а также с помощью произвольных усилий), не пассивный процесс. В это время

Слайд 264. Воспроизведение следов при непроизвольном запоминании
как конечная фаза
мнестических

процессов
происходит либо в виде
пассивного узнавания объектов,
либо в

виде
активного припоминания.
4. Воспроизведение следов при непроизвольном запоминании как конечная фаза мнестических процессов происходит либо в виде пассивного узнавания

Слайд 27Закономерности нарушений непроизвольного запоминания, наблюдающиеся в клинике
локальных поражений головного

мозга, начали особенно подробно изучаться в связи с интересом
к

проблеме
межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.
Закономерности нарушений непроизвольного запоминания, наблюдающиеся в клинике локальных поражений головного мозга, начали особенно подробно изучаться в связи

Слайд 28Нейропсихология памяти
как специальный раздел нейропсихологии когнитивных процессов
стала интенсивно

разрабатываться
в 60-70-е годы XX века,
хотя описания различных форм


нарушений (и аномалий) памяти
при разных патологических состояниях в клинической литературе довольно многочисленны.
Нейропсихология памяти как специальный раздел нейропсихологии когнитивных процессов стала интенсивно разрабатываться в 60-70-е годы XX века, хотя

Слайд 29Нарушения памяти бывают чрезвычайно разнообразными.
В качестве особых форм аномальной

памяти в клинической литературе описаны не только ослабление или полное

выпадение памяти, но и ее усиление.

Нарушения памяти бывают чрезвычайно разнообразными. В качестве особых форм аномальной памяти в клинической литературе описаны не только

Слайд 30Гипомнезия, или ослабление памяти, может иметь различное происхождение.
Она может

быть связана с возрастными изменениями, или быть врожденной, или появиться

как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов и др.).
Такие больные характеризуются ослаблением всех видов памяти.

Гипомнезия, или ослабление памяти, может иметь различное происхождение. Она может быть связана с возрастными изменениями, или быть

Слайд 31Как самостоятельные нарушения памяти описаны парамнезии (ложные узнавания) — особые

состояния, когда человек испытывает ощущение «знакомости» при встрече с незнакомыми

объектами.
Это обманы памяти, связанные с изменениями состояния сознания, хорошо известны в психиатрии и описаны как состояния «дежа вю» (déjà vu).

Как самостоятельные нарушения памяти описаны парамнезии (ложные узнавания) — особые состояния, когда человек испытывает ощущение «знакомости» при

Слайд 32Одной из аномалий памяти является гипермнезия — обострение памяти, резкое

увеличение объема и прочности запоминания материала по сравнению со средними

нормальными показателями.
Известны случае врожденных гипермнезий.
Один из них описан А. Р. Лурия в «Маленькой книжке о большой памяти» (1968), где рассказывается о человеке с исключительной механической памятью, основанной на тесном взаимодействии разных видов ощущений (синестезиях).
Возможны гипермнезий и при локальных поражениях мозга, например при гипофизарных очагах, воздействующих на срединные структуры мозга.
Одной из аномалий памяти является гипермнезия — обострение памяти, резкое увеличение объема и прочности запоминания материала по

Слайд 33Особый тип аномалий памяти составляют амнезии (значительное снижение или отсутствие

памяти).
Среди разного рода амнезий самостоятельную группу составляют амнезии (или

нарушения памяти), возникающие при локальных поражениях мозга.
Особый тип аномалий памяти составляют амнезии (значительное снижение или отсутствие памяти). Среди разного рода амнезий самостоятельную группу

Слайд 34Нарушения памяти (как и нарушения внимания) при локальных поражениях мозга

длительное время расценивались как общемозговые симптомы, не имеющие локального значения.


Считалось, что у всех больных, независимо от локализации очага поражения, наблюдаются симптомы ослабления или нарушений памяти.
Нарушения памяти очень широко представлены в клинике локальных поражений мозга и наблюдаются в той или иной степени почти у каждого больного.
Нарушения памяти (как и нарушения внимания) при локальных поражениях мозга длительное время расценивались как общемозговые симптомы, не

Слайд 35Нейропсихологические исследования нарушений памяти, проведенные А. Р. Лурия и его

сотрудниками, показали, что мозговая организация мнестических процессов подчиняется тем же

законам, что и другие формы
познавательной психической деятельности, и разные формы и звенья этой деятельности имеют различные мозговые механизмы.
Нейропсихологические исследования нарушений памяти, проведенные А. Р. Лурия и его сотрудниками, показали, что мозговая организация мнестических процессов

Слайд 36Были выделены
два основных типа нарушений памяти, а также
особый

тип нарушений, который можно обозначить как нарушение мнестической деятельности (или

псевдоамнезия).

Были выделены два основных типа нарушений памяти, а также особый тип нарушений, который можно обозначить как нарушение

Слайд 37К первому типу относятся модально-неспецифические нарушения памяти.
Это целая группа

патологических явлений, неоднородных по своему характеру, для которых общим является

плохое запечатление информации любой модальности.
Модально-неспецифические нарушения памяти возникают при поражении разных уровней срединных неспецифических структур мозга.


К первому типу относятся модально-неспецифические нарушения памяти. Это целая группа патологических явлений, неоднородных по своему характеру, для

Слайд 38МОДАЛЬНО-НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ

МОДАЛЬНО-НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ

Слайд 39НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ПРОДОЛГОВАТОГО МОЗГА

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ПРОДОЛГОВАТОГО МОЗГА

Слайд 40В зависимости от уровня поражения неспецифических структур модально-неспецифические нарушения памяти

носят разный характер.
При поражении уровня продолговатого мозга (ствола) нарушения

памяти протекают в синдроме
нарушений сознания,
внимания,
цикла «сон—бодрствование».
Эти нарушения памяти характерны для травматических поражений мозга и описаны в клинической литературе как ретроградная и антероградная амнезия, сопровождающая травму.
В нейропсихологии эта форма нарушений памяти изучена сравнительно мало.

В зависимости от уровня поражения неспецифических структур модально-неспецифические нарушения памяти носят разный характер. При поражении уровня продолговатого

Слайд 41
Хорошо изучены мнестические расстройства, связанные
с поражением

диэнцефального уровня (уровня гипофиза).
Гипофизарные заболевания в нейрохирургической клинике долгое

время считались с точки зрения нейропсихологии бессимптомными.
При изучении этой категории больных были обнаружены отчетливые нарушения памяти, имеющие свои особенности.
Хорошо изучены мнестические расстройства, связанные с поражением диэнцефального уровня (уровня гипофиза). Гипофизарные заболевания в

Слайд 42НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ДИЭНЦЕФАЛЬНОГО (ГИПОФИЗАРНОГО) МОЗГА

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ДИЭНЦЕФАЛЬНОГО (ГИПОФИЗАРНОГО) МОЗГА

Слайд 43У таких больных больше страдает кратковременная, а не долговременная память.


Кратковременная память, или память на текущие события, у них очень

ранима.
Но даже при грубых нарушениях памяти мнестический дефект связан не столько с самим процессом запечатления следов, сколько с плохим их сохранением в связи с усиленным действием механизмов интерференции
(т. е. воздействия на следы побочных раздражителей),
что и является причиной повышенной тормозимости следов кратковременной памяти.

У таких больных больше страдает кратковременная, а не долговременная память. Кратковременная память, или память на текущие события,

Слайд 44При запоминании словесного, зрительного, двигательного или слухового материала введение интерферирующей

деятельности на стадии кратковременной памяти приводит к резкому ухудшению последующего

воспроизведения материала.
Посторонняя деятельность, предложенная таким больным сразу же после предъявления материала, как бы «стирает» предшествующие следы.
Исследовались два типа интерференции: гомогенная и гетерогенная.
При запоминании словесного, зрительного, двигательного или слухового материала введение интерферирующей деятельности на стадии кратковременной памяти приводит к

Слайд 45Гомогенная̆ интерференция -
при которой в качестве «помех» также используется деятельность

запоминания, но уже другого материала.
Например, больному предлагается для
запоминания

3-4 слова.
После их повторения ему предлагается
запомнить другие 3-4 слова.
После того как больной правильно воспроизводит вторую группу слов, его
просят воспроизвести первую группу.
В этих условиях, когда запоминаются две группы слов (т. е. когда интерферирующим фактором выступает та же мнестическая деятельность),
возникает наиболее отчетливый феномен тормозимости следов (слов первой группы — словами второй группы).

Гомогенная̆ интерференция -при которой в качестве «помех» также используется деятельность запоминания, но уже другого материала. Например, больному

Слайд 46При гетерогенной интерференции в качестве «помехи» используется другая — немнестическая

— деятельность
(например, счет в уме, чтение и др.).

В

этих случаях следы запечатлеваются лучше, однако тоже оказываются весьма ранимыми по сравнению с фоновыми данными (при «пустой паузе»).



При гетерогенной интерференции в качестве «помехи» используется другая — немнестическая — деятельность (например, счет в уме, чтение

Слайд 47Таким образом,
диэнцефальный уровень
поражения мозга характеризуется нарушениями
преимущественно
кратковременной

памяти,
ее повышенной ранимостью, подверженностью следов явлениям интерференции
(особенно гомогенной).

Таким образом, диэнцефальный уровень поражения мозга характеризуется нарушениями преимущественно кратковременной памяти, ее повышенной ранимостью, подверженностью следов явлениям

Слайд 48Особенностью диэнцефальных нарушений памяти является
повышенная реминисценция следов,
т. е.

лучшее воспроизведение материала при отсроченном (на несколько часов или даже

дней) воспроизведении материала по сравнению с непосредственным воспроизведением.
Это недостаточно хорошо изученное явление в определенной степени присуще и здоровым людям.
Однако у больных с поражением диэнцефальной области оно проявляется более отчетливо, что связано с нарушениями нейродинамики следовых процессов.
Особенностью диэнцефальных нарушений памяти является повышенная реминисценция следов, т. е. лучшее воспроизведение материала при отсроченном (на несколько

Слайд 49НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ЛИМБИЧЕСКОГО МОЗГА

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ЛИМБИЧЕСКОГО МОЗГА

Слайд 50К модально-неспецифическим нарушениям памяти приводит поражение лимбической системы.
При поражении лимбической

системы возникает особый синдром нарушений памяти - корсаковский синдром.


К модально-неспецифическим нарушениям памяти приводит поражение лимбической системы.При поражении лимбической системы возникает особый синдром нарушений памяти -

Слайд 52У больных с корсаковским синдромом отсутствует память на текущие события.


Они по несколько раз здороваются с врачом, хотя он только

что был в палате, не могут вспомнить, что они делали несколько минут тому назад и т. п.
Это грубый распад памяти на текущие события.
В то же время у этих больных сравнительно хорошо сохраняются следы долговременной памяти, т. е. памяти на далекое прошлое.
Такие больные сохраняют и
профессиональные знания.
Они помнят что с ними было во время войны, когда и где они учились и т. п.
В развернутой форме этот синдром возникает при поражении гиппокампальных структур обоих полушарий.
У больных с корсаковским синдромом отсутствует память на текущие события. Они по несколько раз здороваются с врачом,

Слайд 53Даже одностороннего поражения области гиппокампа достаточно, чтобы возникла картина выраженных

нарушений кратковременной памяти.
Особую форму корсаковского синдрома составляют нарушения памяти

в сочетании с нарушениями сознания, что встречается при психических заболеваниях (алкогольная энцефалопатия Гайя-Вернике).
Даже одностороннего поражения области гиппокампа достаточно, чтобы возникла картина выраженных нарушений кратковременной памяти. Особую форму корсаковского синдрома

Слайд 54Специальное изучение больных с корсаковским синдромом в клинике локальных поражений

мозга показало, что в целом логика нарушений памяти у данной

категории больных та же, что и у больных с поражением диэнцефальной области мозга, т. е. непосредственное запечатление и воспроизведение материала оказалось у них отнюдь не таким плохим, как это можно было предположить.
Больные иногда могли правильно воспроизвести 4-5 элементов ряда (например, 4-5 слов из 10) после первого их предъявления.
Однако достаточно было пустой паузы (не говоря уже о гомо- и гетерогенноиинтерференции), чтобы следы «стирались».
Здесь фактически наблюдалась та же картина, что и у больных с диэнцефальными поражениями мозга, но в более обостренном виде.
В этих случаях следы еще в большей степени оказывались подверженными влиянию различных «помех».
Это первая особенность нарушений памяти у данной категории больных.

Специальное изучение больных с корсаковским синдромом в клинике локальных поражений мозга показало, что в целом логика нарушений

Слайд 55Вторая особенность связана с процессами компенсации дефекта.
Клинические наблюдения показали,

что при диэнцефальных поражениях запоминание материала улучшается, если больной особенно

заинтересован в результатах исследования или если материал организуется в семантически осмысленные структуры.
Таким образом, у этих больных существует определенный резерв компенсации дефекта.
У больных с корсаковским синдромом
этот резерв отсутствует.
Повышенная мотивация или обращение к семантическому структурированию материала не приводят у них к заметному улучшению запоминания.
У таких больных наблюдаются и конфабуляции (тонкие симптомы нарушения сознания), так что нарушения памяти протекают у них в ином синдроме.
В целом, это те же модально-неспецифические нарушения памяти, подверженной влиянию интерференции, как и у больных с диэнцефальными поражениями мозга.
Вторая особенность связана с процессами компенсации дефекта. Клинические наблюдения показали, что при диэнцефальных поражениях запоминание материала улучшается,

Слайд 56НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ЛОБНОГО МОЗГА

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ЛОБНОГО МОЗГА

Слайд 57Следующая форма модально-неспецифических нарушений мнестической деятельности связана с поражением медиальных

и базальных отделов лобных долей мозга,
Которые поражаются при аневризмах

передней соединительной артерии.
В этих случаях возникают относительно узко локальные зоны поражения, что и позволяет изучать их симптоматику.
Следующая форма модально-неспецифических нарушений мнестической деятельности связана с поражением медиальных и базальных отделов лобных долей мозга, Которые

Слайд 58Базальные отделы лобных долей мозга часто поражаются опухолями, что дает

возможность исследовать нейропсихологические проявления этих поражений.
Часто наблюдаются смешанные медиобазальные

очаги поражения.
У таких больных возникают нарушения памяти также по модально-неспецифическому типу в виде преимущественного нарушения кратковременной памяти и повышенной интерференции следов.
Кроме того, к этим нарушениям добавляются и расстройства семантической памяти, или памяти на логически связанные понятия.
Они смыкаются с нарушениями сознания по типу конфабуляции, которые также нередко наблюдаются у таких больных, особенно в острой стадии заболевания.

Базальные отделы лобных долей мозга часто поражаются опухолями, что дает возможность исследовать нейропсихологические проявления этих поражений. Часто

Слайд 59Расстройства семантической памяти проявляются в нарушении
избирательности воспроизведения следов, например

в трудностях логического последовательного изложения сюжета только что прочитанного больному

рассказа, басни (или какого-либо другого логически связного текста), в легком соскальзывании на побочные ассоциации.

Расстройства семантической памяти проявляются в нарушении избирательности воспроизведения следов, например в трудностях логического последовательного изложения сюжета только

Слайд 60
В заданиях на повторение серии слов такие больные обнаруживают
«феномен

привнесения новых слов»,
т. е. тех, которых не было в

списке,
слов-ассоциаций
(смысловых или звуковых).
В заданиях на повторение серии слов такие больные обнаруживают «феномен привнесения новых слов», т. е. тех, которых

Слайд 61Неустойчивость семантических связей
у подобных больных проявляется
не только в

заданиях
на запоминание
логически связного материала
(словесного, наглядно-образного),
но и

при решении разного рода интеллектуальных задач (на аналогии, определение понятий и др.).

Неустойчивость семантических связей у подобных больных проявляется не только в заданиях на запоминание логически связного материала (словесного,

Слайд 62
У этой категории больных
страдают и процессы опосредования запоминаемого материала


(например, с помощью его семантической организации),
что также является особенностью

нарушений памяти
при медиобазальных поражениях
лобных долей мозга.
У этой категории больных страдают и процессы опосредования запоминаемого материала (например, с помощью его семантической организации), что

Слайд 63МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ

МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ

Слайд 64Ко второму типу мнестических дефектов, встречающихся в клинике локальных поражений

головного мозга, ОТНОСЯТСЯ модально-специфические нарушения памяти.
Эти нарушения связаны с

определенной модальностью стимулов и распространяются только на раздражители, адресующиеся какому-то
одному анализатору.
Ко второму типу мнестических дефектов, встречающихся в клинике локальных поражений головного мозга, ОТНОСЯТСЯ модально-специфические нарушения памяти. Эти

Слайд 65К модально-специфическим нарушениям относятся нарушения
зрительной,
слухоречевой,
музыкальной,
тактильной,
двигательной

памяти и др.

К модально-специфическим нарушениям относятся нарушения зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти и др.

Слайд 66
В отличие от модально-неспецифических расстройств памяти, которые наблюдаются при поражении


I функционального блока мозга, модально-специфические нарушения памяти возникают при поражении

разных анализаторных систем, т. е.
II и III функциональных блоков мозга.
В отличие от модально-неспецифических расстройств памяти, которые наблюдаются при поражении I функционального блока мозга, модально-специфические нарушения памяти

Слайд 67При поражении
разных анализаторных систем соответствующие модальные нарушения памяти могут

проявиться
вместе с гностическими дефектами.
Нередко нарушения в работе анализаторной

системы распространяются только на мнестические процессы,
в то время как
гностические функции остаются сохранными.

При поражении разных анализаторных систем соответствующие модальные нарушения памяти могут проявиться вместе с гностическими дефектами. Нередко нарушения

Слайд 68Наиболее изученной формой модально-специфических нарушений памяти являются нарушения слухоречевой памяти,

которые лежат в основе акустико-мнестической афазии.
В этих случаях у

больных нет общих нарушений памяти, как у описанной выше группы больных (как и нарушений сознания).
Дефект слухоречевой памяти выступает в изолированной форме.
У таких больных отсутствуют четкие расстройства фонематического слуха, что указывает на возможность поражения только одного мнестического уровня слухоречевой системы.
Наиболее изученной формой модально-специфических нарушений памяти являются нарушения слухоречевой памяти, которые лежат в основе акустико-мнестической афазии. В

Слайд 69При оптико-мнестической форме афазии определенным образом нарушается зрительно-речевая память и

больные не могут назвать показываемые им предметы, хотя их функциональное

назначение им понятно и они пытаются его описать
(жестами, междометиями и т. п.).
У этих больных нарушены зрительные представления объектов, вследствие чего нарушен и рисунок, однако они не обнаруживают никаких собственно гностических зрительных расстройств, полностью ориентируясь в окружающем зрительном мире (и его изображениях).
В этих случаях также страдает лишь мнестический уровень работы зрительной (или зрительно-речевой) системы.

При оптико-мнестической форме афазии определенным образом нарушается зрительно-речевая память и больные не могут назвать показываемые им предметы,

Слайд 70Нарушения слухоречевой и зрительно-речевой памяти характерны лишь для поражений левого

полушария мозга (у правшей).
Для поражения правого полушария мозга присущи

другие формы модально-специфических расстройств памяти.
В этих случаях нарушения слуховой памяти распространяются преимущественно на неречевой (музыкальный) слух — возникают явления амузии, в которых объединяются и гностические, и мнестические дефекты.
Нарушения зрительной памяти наблюдаются по отношению к конкретным невербализуемым объектам (например, лицам) — возникают явления агнозии на лица, в которых также объединены и гностические, и мнестические дефекты.
Как специальные формы модально-специфических нарушений памяти, связанные преимущественно с поражением теменно-затылочных отделов правого полушария, возможны нарушения пространственной и цветовой памяти, протекающие на фоне сохранного пространственного и цветового гнозиса.
Нарушения слухоречевой и зрительно-речевой памяти характерны лишь для поражений левого полушария мозга (у правшей). Для поражения правого

Слайд 71МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ – ПСЕВДОАМНЕЗИЯ

МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ – ПСЕВДОАМНЕЗИЯ

Слайд 72Псевдоамнезия
характерна для больных с массивными поражениями лобных долей

(левой лобной или обеих лобных долей)
Грубо нарушен процесс формирования намерений,

планов и программ поведения (страдает структура любой сознательной деятельности)
Непроизвольная память сохранна, возможно пассивное узнавание при предъявлении картинок
Активная (произвольная) мнестическая деятельность нарушена
Нет первичного нарушения следовых процессов
Отмечаются и другие псевдодефекты (зрительая, слуховая и тактильная псевдоагнозия), связанные с распадом произвольности познавательной деятельности
Псевдоамнезия характерна для больных с массивными поражениями лобных долей (левой лобной или обеих лобных долей)Грубо нарушен процесс

Слайд 73Достижения отечественной нейропсихологии – А.Р. Лурия
«Высшие корковые функции»
«Маленькая книжка о

большой памяти»
«Нейропсихология памяти»

Достижения отечественной нейропсихологии – А.Р. Лурия«Высшие корковые функции»«Маленькая книжка о большой памяти»«Нейропсихология памяти»

Слайд 74Направления изучения памяти в нейропсихологии:
Структура нарушений памяти, возникающих при разной

локализации поражения
Роль мозговых структур в осуществлении разных по характеру мнестических

процессов
Особенности нарушений разных звеньев и этапов в структуре мнестической деятельности
Особенности модально-неспецифических и модально-специфических нарушений памяти в детском возрасте

Направления изучения памяти в нейропсихологии:Структура нарушений памяти, возникающих при разной локализации пораженияРоль мозговых структур в осуществлении разных

Слайд 75Новое направление в нейропсихологии памяти
изучение особенностей
нарушений мнестических процессов

том числе и латеральных различий)
при поражении глубоких подкорковых областей

мозга и
при воздействии на эти структуры вследствие стереотаксических операций.
Новое направление в нейропсихологии памятиизучение особенностей нарушений мнестических процессов (в том числе и латеральных различий) при поражении

Слайд 76СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика