Разделы презентаций


Модернизация

Содержание

Первые концепции политической модернизации появились в 50-60-е годы ХХ в. в США. В то время политическая модернизация понималась преимущественно как заимствование освободившимися от колониальной зависимости странами политического устройства и политической культуры

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Модернизация
История понятия и её цели
Кризисы модернизации
Виды и типы модернизации

МодернизацияИстория понятия и её целиКризисы модернизацииВиды и типы модернизации

Слайд 2
Первые концепции политической модернизации появились в 50-60-е годы ХХ в.

в США. В то время политическая модернизация понималась преимущественно как

заимствование освободившимися от колониальной зависимости странами политического устройства и политической культуры западных стран, прежде всего США. В качестве основных направлений политической модернизации рассматривались: демократизация политической системы по западному образцу (централизованное государство, парламент, многопартийность, всеобщие выборы), активное сотрудничество развивающихся стран с государствами Западной Европы и Северной Америки.
В 70-80-е годы концепция политической модернизации превратилась в обоснование общей модели процесса развития цивилизации, суть которой состоит в описании перехода от традиционного общества к рациональному. В этот период активно разрабатывают теорию политической модернизации Г. Алмонд, Д. Аптер, С. Верба, Л. Пай, С. Хантингтон. В рамках современной концепции выделяется два исторических типа модернизации.


Первые концепции политической модернизации появились в 50-60-е годы ХХ в. в США. В то время политическая модернизация

Слайд 3
Модернизация —процесс перехода от традиционного к современному обществу. Есть 3 вида

модернизации
1) оригинальная-как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки,

относящееся к европейскому Новому времени (15-19в.);
2) догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать;
3) процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ (Западная Европа3) процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ (Западная Европа и Северная Америка3) процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ (Западная Европа и Северная Америка), то есть модернизация как некий перманентный процесс, осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций, что сегодня означает переход к постиндустриальному обществу
Модернизация —процесс перехода от традиционного к современному обществу. Есть 3 вида модернизации1) оригинальная-как внутреннее развитие стран Западной Европы

Слайд 4
Обычно выделяют четыре периода модернизации:
I период - мануфактурная или раннеиндустриальная

модернизация (XVI - середина XVIII века)
II период — индустриальная модернизация (конец

XVIII века - XIX век);
III период — позднеиндустриальная модернизация, создавшая массовое общество (первая половина XX века);
IV период — постиндустриальнаяIV период — постиндустриальная модернизация (с середины XX века до нашего времени)(Ю. ХабермасIV период — постиндустриальная модернизация (с середины XX века до нашего времени)(Ю. Хабермас,Э. Гидденс)

Обычно выделяют четыре периода модернизации:I период - мануфактурная или раннеиндустриальная модернизация (XVI - середина XVIII века)II период —

Слайд 5
Ответом стран с изначально незападной культурой на наступление западной цивилизации

стала догоняющая модернизация. Можно выделить её три типа:
Приближение изначально незападного

общество к западному (вестернизацияПриближение изначально незападного общество к западному (вестернизация). Пример -реформы Петра IПриближение изначально незападного общество к западному (вестернизация). Пример -реформы Петра I в России, "Революция МэйдзиПриближение изначально незападного общество к западному (вестернизация). Пример -реформы Петра I в России, "Революция Мэйдзи" в Японии, реформы Мустафы Кемаля в Турции;
Попытка вписаться в западноцентричный мир, эксплуатируя сырьевые ресурсы (Латинская Америка, нефтедобывающие арабские страныПопытка вписаться в западноцентричный мир, эксплуатируя сырьевые ресурсы (Латинская Америка, нефтедобывающие арабские страны Персидского залива);
Попытка достичь военного и технологического паритета при сохранении социальной и политической самобытности. Пример - индустриализация в СССР
Ответом стран с изначально незападной культурой на наступление западной цивилизации стала догоняющая модернизация. Можно выделить её три

Слайд 6
Под политическая модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической

системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые

виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.
Под политическая модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей

Слайд 7цели политической модернизации
создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося

круга социальных и экономических проблем;
изменение политических ориентаций элиты и

лидеров на открытую борьбу;
формирование рациональной бюрократии.
цели политической модернизациисоздание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических

Слайд 8
Политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого

общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. В

современных исследованиях выделяется пять основных кризисов:
идентичности,
легитимности,
участия,
проникновения,
распределения,
Политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью

Слайд 9
Кризис идентичности связан с проблемой политической и национальной идентификации социального

субъекта (индивида, группы, социального слоя). В условиях политической идентификации выделяются

три основных типа кризиса идентичности. Первый тип характеризуется требованиями национального или территориального самоопределения, что мы сейчас часто наблюдаем в современной России. Второй тип характеризуется социальной дифференциацией общества, когда резкие социально-классовые различия препятствуют национальному объединению. Модернизация социально-экономической системы общества приводит к качественному изменению социального статуса различных групп населения. Многие прежние группы разрушаются, резко растет численность маргинальных слоев общества. Это приводит к тому, что люди, утрачивая свой прежний социальный статус, не знают к какому социальному слою, они принадлежат, не осознают своих интересов, не имеют четких представлений о новых правилах политической игры.
Кризис идентичности связан с проблемой политической и национальной идентификации социального субъекта (индивида, группы, социального слоя). В условиях

Слайд 10
При кризисе идентичности есть конфликт между этнической и субнациональной принадлежностью.
Одним

из типичных проявлений кризиса идентичности является рост национализма. Разрушение прежних

социальных связей усиливает роль национальности как важного канала социальной идентификации. Усиление националистических тенденций и настроений связано также и с преодолением комплекса неполноценности для маргинальных слоев общества. Подобные настроения часто используются политиками для привлечения масс. Кризис идентичности характеризуется также социальным патронажем. Политические лидеры прямо апеллируют к населению, минуя традиционные для цивилизованного общества каналы.
Преодоление кризиса идентичности возможно с помощью политических лидеров харизматического типа, способных объединить национальную или территориальную общность, а также посредством содействия людям в поисках чувства идентичности. Важную роль в решении этой задачи может сыграть система образования.

При кризисе идентичности есть конфликт между этнической и субнациональной принадлежностью.Одним из типичных проявлений кризиса идентичности является рост

Слайд 11
Кризис легитимности обуславливается следующими факторами. Во-первых, не все основные группы

интересов получают доступ к сфере принятия политических решений. Во-вторых, статус

основных традиционных институтов подвергается угрозе в процессе политической модернизации. Можно выделить характерные черты кризиса легитимности: отсутствие согласия в обществе относительно политической власти, признания гражданами процесса принятия решений; чрезмерная конкуренция в борьбе за власть; политическая пассивность масс, не обращающих внимание на призывы власти к легитимности; неспособность правящей элиты усилить свое политическое господство.
В современных исследованиях выделяются следующие пути преодоления кризиса легитимности. Во-первых, достижение легитимности возможно за счет реальной демонстрируемой эффективности режима. Во-вторых, обретение легитимности возможно посредством привлечения на свою сторону оппозиции.
Кризис легитимности обуславливается следующими факторами. Во-первых, не все основные группы интересов получают доступ к сфере принятия политических

Слайд 12
Кризис участия обусловлен увеличением числа групп интересов, претендующих на доступ

к процессу принятия решений в обществе. Это неизбежно обостряет конкуренцию

в борьбе за политическую власть. Вместе с тем политическая система переходного общества развита слабо, вследствие чего не все группы интересов в ней представлены. К тому же правящая элита может создавать (а часто и создает) искусственные препятствия для включения в политический процесс социальных групп, заявляющих о своих претензиях на власть. В результате происходит резкая радикализация требований со стороны оппозиционных групп, что, естественно, не способствует политической стабильности. В этом случае возможны три варианта действий правящей элиты по отношению к политической оппозиции.
Первый вариант - всеобщее подавление оппозиции путем насилия. Например, Чили времен Пиночета. Второй вариант - признание законности существования оппозиции, но в условиях постоянного конфликта. По всей видимости, ситуация в современной России ближе всего к этому варианту. Третий состоит не только признание оппозиции де-юре, но и сотрудничество с ней в процессе принятия важных политических решений. Таким образом, важным условием преодоления кризиса участия - является обеспечение каналов для включения в политическую жизнь общества всех групп, претендующих на участие в осуществлении власти. Успешное осуществление политической модернизации во многом зависит именно от способности политической системы переходного общества интегрировать требования оппозиционных групп интересов.
Кризис участия обусловлен увеличением числа групп интересов, претендующих на доступ к процессу принятия решений в обществе. Это

Слайд 13
Кризис участия обусловлен увеличением числа групп интересов, претендующих на доступ

к процессу принятия решений в обществе. Это неизбежно обостряет конкуренцию

в борьбе за политическую власть. Вместе с тем политическая система переходного общества развита слабо, вследствие чего не все группы интересов в ней представлены. К тому же правящая элита может создавать (а часто и создает) искусственные препятствия для включения в политический процесс социальных групп, заявляющих о своих претензиях на власть. В результате происходит резкая радикализация требований со стороны оппозиционных групп, что, естественно, не способствует политической стабильности. В этом случае возможны три варианта действий правящей элиты по отношению к политической оппозиции.
Первый вариант - всеобщее подавление оппозиции путем насилия. Например, Чили времен Пиночета. Второй вариант - признание законности существования оппозиции, но в условиях постоянного конфликта. По всей видимости, ситуация в современной России ближе всего к этому варианту. Третий состоит не только признание оппозиции де-юре, но и сотрудничество с ней в процессе принятия важных политических решений. Таким образом, важным условием преодоления кризиса участия - является обеспечение каналов для включения в политическую жизнь общества всех групп, претендующих на участие в осуществлении власти. Успешное осуществление политической модернизации во многом зависит именно от способности политической системы переходного общества интегрировать требования оппозиционных групп интересов.

Кризис участия обусловлен увеличением числа групп интересов, претендующих на доступ к процессу принятия решений в обществе. Это

Слайд 14
Кризисы проникновения и распределения образуют кризис государственного управления. Кризис проникновения

проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои директивы в

различных областях общественной жизни. Инициируемые центром инновации осуществляются не в желаемом для политической элиты виде. По мере осуществления решений происходит искажение их смысла, что часто бывает связано с усилением влияния местных социальных структур, стремящихся обособиться от влияния извне. С другой стороны, население ориентируется в большей степени на региональные и национальные обычаи и нормы, а не на центр. В этом отношении преодоление кризиса проникновения может быть связано с нахождением разумного компромисса между центром и регионами.
Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющее избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующее доступность основных социальных благ. Современная Россия - характерный тому пример. Тотальная маргинализация российского общества сопровождается сильным имущественным расслоением.
Преодоление кризиса распределения возможно лишь при выполнении ряда условий. Одно и них заключается в том, что распределение должно осуществляться исходя из интересов наименее преуспевающих членов общества, людей с наихудшей исходной позицией.

Кризисы проникновения и распределения образуют кризис государственного управления. Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить

Слайд 15
По участию соц.групп - 4 типа модернизации:
— при приоритете конкуренции

элит над участием рядовых граждан складываются наиболее оптимальные предпосылки для

последовательной демократизации общества и осуществления реформ;
— в условиях возвышения роли конкуренции элит, но при низкой (и отрицательной) активности основной части населения складываются предпосылки установления авторитарных режимов правления и торможения преобразований;
— доминирование политического участия населения над со­ревнованием свободных элит (когда активность управляемых опережает профессиональную активность управляющих) способствует нарастанию охлократических тенденций, что может провоцировать ужесточение форм правления и замедление преобразований;
— одновременная минимизация соревновательности элит и политического участия масс ведет к хаосу, дезинтеграции социу­ма и политической системы, что также может провоцировать приход третьей силы и установление диктатуры.

По участию соц.групп - 4 типа модернизации:— при приоритете конкуренции элит над участием рядовых граждан складываются наиболее

Слайд 16
Либерал Роберт Даль выделял 7 условий, влияющих на успех модернизации:


последовательность в осуществлении политических реформ;
установление сильной исполнительной власти для

социально-экономических преобразований в обществе;
достижение определенного уровня социально-экономического развития, позволяющего производить структурные преобразования в государстве;
установление определенных отношений равенства—неравенства;
субкультурное разнообразие;
наличие интенсивной иностранной помощи (международного контроля);
демократические убеждения политических активистов и лидеров.

Либерал Роберт Даль выделял 7 условий, влияющих на успех модернизации: последовательность в осуществлении политических реформ; установление сильной

Слайд 17
консерваторы считают, что для экономики главным показателем реформирования является рост,

то для политики — стабильность. Поэтому для модернизируемых государств необходим

«крепкий» политический режим с легитимной правящей партией, способной сдерживать тенденцию к дестабилизации.
С. Хантингтон делает упор на организованности, порядке, авторитарных методах правления. Именно эти средства приспособления политического режима к изменяющейся обстановке предполагают компетентное политическое руководство, сильную государственную бюрократию, возможность поэтапной структурализации реформ, своевременность начала преобразований и другие необходимые средства и действия, ведущие к позитивным результатам модернизации.
консерваторы считают, что для экономики главным показателем реформирования является рост, то для политики — стабильность. Поэтому для

Слайд 18
X. Линдз полагал, что, во-первых, авторитарные режимы могут осуществлять частичную

либерализацию, связанную с определенным перераспределением власти в пользу оппозиции (т.е.

устанавливать т.н. полусостязательный авторитаризм), чтобы избежать дополнительного социального перенапряжения, но сохранить ведущие рычаги управления в своих руках; во-вторых, авторитарные режимы могут пойти на широкую либерализацию в силу ценностных привязанностей правящих элит; в-третьих, режим правления может развиваться по пути «тупиковой либерализации», при которой жесткое правление сначала заменяется политикой «декомпрессии» (предполагающей диалог с оппозицией, способный втиснуть недовольство в законное русло), а затем выливается в репрессии против оппозиции и заканчивается установлением еще более жесткой диктатуры, чем прежде. В принципе не исключался и четвертый вариант эволюции авторитарного режима, связанный с революционным развитием событий или военной катастрофой и приводящий к непредсказуемым результатам.
В целом, несмотря на подтверждение целесообразности установления авторитарных режимов в ряде стран (например в Южной Корее, Тайване, Чили), отрицание значения демократизации несет в себе серьезную опасность произвола элит и перерастания переходных режимов в откровенные диктатуры.
X. Линдз полагал, что, во-первых, авторитарные режимы могут осуществлять частичную либерализацию, связанную с определенным перераспределением власти в

Слайд 19
Только последовательность и постепенность использования национальных культурных стереотипов могут способствовать

позитивному решению стоящих перед обществом проблем. Ни игнорирование прежних традиций,

ни гоночный темп реформ психологически непосильны для человека традиционного общества. В противном случае протест «массы рассерженных индивидов» (X. Арендт) — даже не возражающих против модернизации как таковой — может быть направлен против реформаторского режима и, как показал опыт ряда стран Восточной Европы и России, вызвать достаточно серьезную дестабилизацию в обществе, поставить под вопрос реализацию принципиально необходимых целей.
Не менее серьезное значение для процесса модернизации имеет и противоречие между дифференциацией ролей в политической системе, императивами равенства граждан (на участие в политике, перераспределение ресурсов) и возможностями власти к интеграции социума. В этом смысле, как свидетельствуют многочисленные исследования, правящие режимы должны акцентировать внимание на правовых способах решения конфликтов, соблюдении равенства всех граждан перед законом, решительно пресекать политический радикализм, противодействовать терроризму.

Только последовательность и постепенность использования национальных культурных стереотипов могут способствовать позитивному решению стоящих перед обществом проблем. Ни

Слайд 20
для успешного реформирования модернизируемых государств необходимо достичь трех основных консенсусов

(между правящими и оппонирующими политическими силами):
по отношению к прошлому

развитию общества (избежать «охоты на ведьм», стремиться к примирению побежденных и победителей, относительному затишью полемики по поводу переоценки прежних режимов правления);
в установлении временных норм при обсуждении в условиях политической свободы целей общественного развития;
в определении правил «политической игры» правящего режима. Достижение подобного рода социально-политических консенсусов зависит не только от искусства правящих и оппозиционных элит, их способности вести заинтересованный диалог и находить точки соприкосновения с оппонентами, но и от степени ценностной и идеологической дифференциации общества. Так, например, в России традиционный для общества ценностный раскол существенно затрудняет решение этих задач, постоянно провоцируя подрыв достигнутого гражданского согласия.
для успешного реформирования модернизируемых государств необходимо достичь трех основных консенсусов (между правящими и оппонирующими политическими силами): по

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика