Слайд 1Психология как наука. Представления о предмете
и объекте психологии
Слайд 2Слово «психология» (psyche – душа, logos – учение, наука) появилось
в XVIII веке в трудах немецкого философа Христиана Вольфа
Слайд 3Психика – это свойство высокоорганизованной материи (мозга), проявляющееся в отражении
внешних воздействий объективных раздражителей и регулировании поведении отражающего на основе
данного отражения
Слайд 4Психика
Психические свойства
Психические состояния
Психические процессы
Слайд 5Психические процессы - это
Отдельные формы и виды психической деятельности
Слайд 6Психические процессы
Познавательные
Эмоциональные
Волевые
Слайд 7Психические свойства личности
наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека
Слайд 8Психические состояния -
это особая характеристика психической деятельности человека за
некоторый период времени
Слайд 9Основная задача психологии -
изучение и научное объяснение психических явлений
Слайд 101879 год – год основания первой психологической лаборатории
Вильгельм Максимиллиан Вундт
(1832-1920)
Слайд 11Основные направления психологии в XX веке
Бихевиоризм
Гештальт-психология
Когнитивизм
Психоанализ
Гуманистическая психология
Слайд 12Индивидуальная психология Альфреда Адлера
Альфред Адлер
(1870 – 1937)
Слайд 13
По Адлеру, не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость
компенсировать дефект занимают центральное место в личности и выступают факторами
развития каждого человека.
Чувство неполноценности — нормальное чувство, оно—не пассивное состояние, но является стимулом психического развития индивида.
Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, даже к превосходству. Вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта.
Слайд 14Аналитическая психология К. Юнга
Карл Густав Юнг
(1875—1961)
Слайд 15
По Юнгу, либидо — это психическая энергия, выражающая интенсивность жизни,
имеет различные формы своего проявления в разные периоды человеческого развития,
сексуальность есть только одна из таких форм.
Слайд 16
Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение
о двух системах бессознательного — личном и коллективном бессознательном.
Личное
бессознательное — это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления.
Главную роль Юнг отводил коллективному бессознательному. Коллективное бессознательное — это сверхличная бессознательная психика, включающая -инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух.
Коллективное бессознательное — это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая ют развития индивида, от его сознания.
Слайд 17Архетипы
Архетипы — это некоторые прообразы. Они существуют в форме образов
и, символов и соответствуют самым глубоким слоям бессознательного.
Слайд 18Примеры архетипов
Персона (или Маска),
Тень,
Анима (Анимус),
Мудрый Старец
Слайд 19Неофрейдизм
Карен Хорни
(1885—1952)
выступила с социологизированным вариантом фрейдизма, в котором поставила
проблему социальной (в терминологии Хорни, культурной) обусловленности формирования характера человека
и неврозов.
Слайд 20
Г. Салливен (1892—1949)—психиатр-практик, автор концепции межличностной психиатрии.
Ее основу составляет
тезис о роли межличностных отношений в формировании личности и процесса
ее развития. При этом задача воспитания сводится к социальной адаптации человека.
Слайд 21
Э.Фромм (1900—1980)—самый видный представитель психологии неофрейдизма. Разработал концепцию, которую назвал
«радикально-гуманистическим психоанализом».
Центральное место в системе Э. Фромма занимает разработка идеи
об общественной обусловленности человеческой, в том числе бессознательной, психики..
Слайд 22Гештальтпсихология
(от нем. Gestalt — образ, структура).
Понятие «гештальт» было введено X.
Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при
исследовании восприятий.
История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.
Слайд 24
Феномен фигуры и фона
(Э. Рубин, 1915)
Слайд 25Гуманистическая психология
Это направление, появившееся в США в 40-х годах, строилось
на основе философской школы экзистенциализма
Слайд 29
Основные теории гуманистической психологии
Слайд 30Когнитивная психология
В когнитивной психологии психика рассматривается как система когнитивных
реакций и постулируется связь этих реакций не только с внешними
стимулами, но и с внутренними переменными, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания и т.д.
Психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации
Слайд 31
Д.Миллер (1920 - 2012) создал первый научный Центр когнитивной психологии
и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов.
Слайд 32
У.Найссер (р. 1928) выпустил в 1967 г. книгу «Когнитивная психология»,
в которой изложил основные положения этого направления.
Слайд 33Методы психологического исследования
Наблюдение и самонаблюдение.
Эксперимент (лабораторный, естественный).
Опрос (письменный, устный).
Психологическое
тестирование.
Проективные методы.
Слайд 34
МЕТОД ОБЪЕКТИВНОГО НАБЛЮДЕНИЯ — общенаучный метод эмпирического исследования; применяется в
психологии для опосредствованного изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения
и физиологических процессов, которые, согласно гипотезе исследователя, выявляют психические процессы.
Слайд 35
МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ— получение эмпирических данных посредством наблюдения субъекта за его
собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания или
вслед за ним.
Слайд 36
МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану
исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся участники эксперимента —
испытуемые. Применение метода эксперимента целесообразно в тех случаях, когда исследователю известны подлежащие проверке элементы гипотезы.
Слайд 39
ТЕСТ (англ. test) — стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для
диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении
практических задач. Тест представляет собой серию кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.).
Слайд 40
Проективные методы — группа методик, предназначенных для диагностики личности, в
которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например: интерпретировать
содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера), дерево и т. п.
Слайд 42Этические принципы психологического исследования
минимизация риска
наличие информированного согласия
право испытуемых на конфиденциальность
участников
психологических исследований следует считать полноценными партнерами