Слайд 2Классификация информации
Информация о внешней среде фирмы
Демографическая информация
Информация о покупателях
Общеэкономическая информация
Информация
о промышленности
Информация о конкурентах
Информация о состоянии фирмы
Слайд 3Средства сбора и анализа информации
1. Информационные системы менеджмента (MIS)
Особенности MIS:
данные
представляются в заранее заданном виде всем, кому они нужны;
формат входной
информации и способ хранения четко определены;
параметры отчетов фиксированы;
задачи по обработке данных запрограммированы и не требуют от пользователя квалификации программиста.
Слайд 4Средства сбора и анализа информации
2. Системы поддержки принятия решений (DSS)
DSS
состоит из трех основных частей.
1. Система данных для сбора и
хранения информации о маркетинге, финансах и производстве, получаемой из внутренних и внешних источников. Обычно это база или банк данных, как и в MIS.
2. Система диалога, позволяющая пользователю задавать, какие данные следует выбирать и как их обрабатывать.
3. Система моделей – идеи, алгоритмы и процедуры, которые позволяют обрабатывать данные и проводить их анализ. Пользователь (менеджер) имеет опыт, знает ситуацию и руководствуется определенными соображениями при выборке данных. В обработке данных используются различные процедуры, от простого суммирования до статистического анализа и нелинейной оптимизации.
Слайд 5Средства сбора и анализа информации
3. Маркетинговые исследования
Структура рынка:
Мировые агентства
Национальные агентства
Местные
компании
Слайд 6Понятие МИ
Маркетинговые исследования - это деятельность, которая связывает потребителя, покупателя,
общество с маркетинговыми структурами через информацию, предназначенную для:
определения возможностей и
проблем маркетинга;
разработки, оценки и корректировки действий по маркетингу;
мониторинга рынка;
улучшения понимания маркетинга как процесса
Слайд 7Организация служб МИ
В случае использования принципа разделения по областям исследования
отдел маркетинговых исследований может включать группы, занимающиеся отдельными продуктами, торговыми
марками, сегментами рынка, географические области.
Если разделение проводится по выполняемым функциям, то создаются группы анализа продаж, исследования рекламы, планирования продукта.
В некоторых случаях производится структурирование по технологиям исследования. Тогда различные группы выполняют математический анализ, интервью, анкетирование, исследование вторичных данных.
Слайд 8Структура исследовательских компаний
Отдел маркетинга
Полевой отдел
Отдел обработки информации
CATI
Слайд 9Этика МИ
Этика это моральные стандарты для ситуаций, связанных с потенциальным
вредом индивидууму или группе
Этика определяет поведение исследователя по отношению
к респонденту
Слайд 10Ситуации, возникающие при работе с респондентом
Анонимность ответов:
1. Опрашиваемый имеет право
знать, кому он отвечает
НО
2. Опрашиваемый не обязан называть свое имя
Слайд 11Ситуации, возникающие при работе с респондентом
Стресс при опросах:
Следует приходить на
интервью вовремя,
Компенсировать потери времени опрашиваемого
Слайд 12Ситуации, возникающие при работе с респондентом
Ущерб для имиджа:
1. Вопрос о
приемлемости цены товара
может оказаться «больным» для респондента
2. Человек,
считавший себя знатоком марок кофе,
не смог отличить их по вкусу. Надо восполнить моральный ущерб, нанесенный ему в результате теста
Слайд 13Ситуации, возникающие при работе с респондентом
Использование оборудования:
Респондент может испытывать страх
перед сложной техникой, датчиками, электродами. В случае звукозаписи – бояться
нарушения инкогнито, возможности шантажа. Требуется выраженное согласие опрашиваемого после вводных разъяснений. Исключения могут составлять случаи, когда ущерб для респондента мал и нет других способов получения информации
Слайд 14Ситуации, возникающие при работе с респондентом
Обман:
Если рассказать о цели исследования
перед тестом на запоминание, то участники будут стараться запомнить задания
получше. Поэтому придумывается легенда,
а в конце теста участникам дают разъяснения,
принося соответствующие извинения.
Слайд 15Ситуации, возникающие при работе с респондентом
Принуждение:
Неэтично, когда начальник предупреждает, что
примет меры к тем, кто не отвечал на вопросы
Большое
количество опросов, чаще всего по телефону, утомляет граждан. В некоторых странах рассматриваются меры по ограничению телефонных опросов в законодательном порядке
Статус исследователя влияет на ответы.
Респонденты (особенно – дети и пожилые люди)
могут изменить мнение, чтобы сказать приятное
или дать исследователю ожидаемый им ответ
Слайд 16Ситуации, возникающие при работе с респондентом
Предупреждение об исследовании:
1. При исследовании
поведения групп людей, их поведение искажается, если они знают о
наблюдении
2. Наблюдение в общественных местах. Часто проводится наблюдение за реакцией на новый товар, стенд, причем посетители не знают об этом
3. Потеря выгоды контрольной группой. Лекарство против СПИДа не проходит проверку с использованием контрольной группы, так как у людей отнимается шанс выздороветь.
Слайд 17Принципы взаимоотношений с заказчиком
Соблюдение конфиденциальности. Никогда не следует говорить о
клиенте другим заказчикам
Профессионализм. О результатах исследования маркетолог должен доложить честно,
не скрывая за специальной терминологией недостатков своей работы, не используя чрезмерно сложных методов обработки недостоверных данных.
Правильная форма сотрудничества.
Корректное использование результатов. В отчете следует обязательно обсудить ограничения на достоверность выводов и область применения даваемых рекомендаций.
Слайд 18Этапы маркетинговых исследований
Формулировка проблемы
Проектирование исследований
Проектирование процедуры сбора данных
Проектирование выборки и
сбор данных
Анализ и интерпретация данных
Подготовка отчета