Слайд 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный медицинский
университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Общая психология
Корнилова Дарья Сергеевна
старший преподаватель кафедры
общепсихологических дисциплин
специальность клиническая психология
Блок 4: Психические свойства
Слайд 2Тема:
Личность. История развития взглядов на понятие личность.
Слайд 3Учебные вопросы:
Понятие личность.
История исследований личности.
Периодизация личностного развития человека.
Устойчивость личностных свойств.
Слайд 4Понятие личность.
Человек- представитель рода Homo отряда приматов, из которых единственным
выжившим видом является Homo sapiens. Понятие «человек» означает принадлежность к
человеческому роду.
Индивид – отдельное живое существо, представитель биологического вида.
Персонализация – процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности.
Личность – человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Личность – это системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в современной деятельности и общении.
Слайд 5История исследований личности.
Философско-литературный период. От работ древних мыслителей до начала
девятнадцатого века(вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его
поступках и поведении. Определения личности были очень широкими и включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным. )
нач. 19 века. В этот период делались профессиональные заключения и общенаучные выводы о природе человеческой личности. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больных людей. Было обнаружено, что эти же особенности проявляются и у здоровой личности, но в умеренной выраженности. Тогда как у больных эти особенности как правило гипертрофированы. Это относится к таким качествам, как: экстраверсия и интроверсия, тревожность и ригидность, заторможенность и возбудимость.
Слайд 63. нач. 20 века. Экспериментальный период.
Разработка надежных и валидных тестовых
методов оценивания здоровой личности.
Р. Кеттел ввел метод факторного анализа, выделил,
описал и определил ряд реально существующих факторов или черт личности. Разработав один из первых личностных тестов (16-факторный тест Кеттела), он заложил основы современной тестологии личности.
Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности
Г. Айзенк разработал методы и процедуры математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов
Слайд 7Г. Олпорт разработал основы новой теории личности – «теории черт».
Личность – это прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем
– черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.
Слайд 8Периодизация личностного развития человека.
Сенситивный период- наибольшая восприимчивость человека к усвоению
какого-то знания, приобретению навыков, умений, развитию способности в какой-то сфере
деятельности.
до 3 лет является наиболее благоприятным для формирования правильной речи.
в возрасте от 20 – 25 быстрее усваивается социальный опыт взаимодействия с людьми.
Критический период – это биологически определенный отрезок времени, за пределами которого у человека резко ограничивается готовность к усвоению разнообразного опыта.
Например, «дети – Маугли», лишенные до подросткового возраста возможности общения с людьми, не восполняют личностных качеств, которыми обладают их сверстники, воспитанные в нормальной социальной среде.
Слайд 9Ж.Пиаже фактически отождествлял процесс периодизации развития личности со стадиями интеллектуального
развития: сенсомоторного интеллекта (до 2 лет); дооперационального мышления (от 2
до 7 лет); конкретных операций (от 7 до 11 лет); формальных отношений (до 14-15 лет). По его мнению, мировоззренческая, нравственная, поведенческая стороны человека обусловлены его способности мыслить.
З.Фрейд объяснял периодизацию личностного развития психосексуальными процессами. Он считал, что индивид приобретает ту или иную черту личности именно в те периоды, когда врожденная энергия человека (либидо) оказывается реализованной не в полной мере
Слайд 10Если либидо не удовлетворено в возрасте:
- до года (оральная
стадия) из-за преждевременного «отлучения» ребенка от материнской груди, то личность
обречена на конформность, пассивность, нерешительность;
- от 1 до 2 лет (анальная стадия) из-за чрезмерных или недостаточных усилий родителей по прививанию ребенку чистоплотности, то к чертам личности прибавляются либо крайняя степень пунктуальности, либо устойчивая манера идти наперекор всему, что ожидает индивида его окружение;
- от 2 до 5 лет (фаллическая стадия) из-за неадекватного поведения родителей при проявлении у ребенка характерных для этого возраста комплексов Эдипа и Электры, то возникает опасность гомосексуальных тенденций;
Слайд 11- от 6 до 11 лет (латентная стадия) из-за ошибок
в привитии полоролевого поведения мальчикам и девочкам, то это грозит
личности психическим инфантилизмом (поведением, характерным для более младшего возраста);
- от 12 лет (генитальная стадия) из-за крайних позиций в ориентации на половое удовлетворение с партнерами противоположного пола, то личность лишается возможности познавать чувство любви, дружбы.
Слайд 12Э. Эриксон был уверен, что развитие личности охватывает всю жизнь
человека и обусловлено взаимодействием психосексуальных и социальных начал. Последнее представлено
важнейшей составляющей личности – «Я». Процесс развития отмечен рядом возрастных кризисов. Первые четыре возрастных кризиса по содержанию и причинам, их вызывающих, во многом напоминают аналогичные стадии развития личности по З.Фрейду. отличия состоят в том, что существенную роль в преодолении кризисных состояний, ведущих к появлению негативных свойств личности, играют усилия родителей по развитию у ребенка инициативности и уверенности в своих силах.
Слайд 13- кризис подросткового и юношеского возраста, обусловленный исходами предыдущих кризисов
и имеющий своим результатом тот или иной уровень осознания своего
«Я» и, как следствие, либо следование намеченной цели, либо непредсказуемое существование;
- кризис ранней зрелости (20-40лет), обусловленный способностью любить, дружить и завершающийся либо чувством отчужденности, одиночества, либо стремлением к контактам с людьми;
- кризис среднего возраста (40-60 лет), развивающийся по шкале «общечеловечность – самопоглощенность» и воплощающийся либо в полной ориентации на свои собственные нужды и потребности, либо в способности беспокоиться о своих детях, друзьях, коллегах, будущих поколениях и т.д.;
- кризис поздней зрелости (после 60 лет), выражающийся в критическом анализе прожитых лет и соответствующих переживаниях
Слайд 14 Д. Эльконин представил процесс периодизации личностного развития в
системе отношений двух тесно связанных и чередующихся линий: «ребенок –
вещь» и «ребенок – взрослый». Чередование обусловлено тем, что в определенные периоды жизни для индивида в качестве ведущей выступает:
либо практическая деятельность с вещами;
либо деятельность в рамках взаимодействия с людьми.
Слайд 15Устойчивость личностных свойств.
- устойчивость обеспечивается за счет стимулирующего воздействия в
виде повседневных повторяющихся ситуаций;
- адаптацией человека к внешним условиям, когда
ему со стороны общества навязывается определенный набор стратегий поведения в соответствии с его статусом;
- стремлением индивида поддерживать свойства своей личности стабильными, так как устойчивость личности входит в круг нравственных ценностей людей.
Слайд 16Исследования выявили ряд конкретных результатов, касающихся устойчивости личности
Поведение человека более
стабильно на продолжительных отрезках времени его жизни, чем при переходах
от одной ситуации к другой.
Высокой устойчивостью вплоть до юношеского возраста характеризуются (при условии их сформированности) способности, дружелюбие и открытость, настойчивость, уровень притязаний, общительность, сила воли.
Слабо подверженной времени оказывается самооценка личности, ее темперамент, экстраверсия – интроверсия.
Более половины личностных свойств, с которыми ребенок приходит в школу, сохраняются на весь период обучения.