Слайд 1
ТЕМА 4.
«ТЕОРИИ ВОСПРИЯТИЯ. ВИДЫ И СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ.»
Слайд 2Цель лекции:
Изучить психический процесс восприятия.
Слайд 3Учебные вопросы:
Понятие процесса восприятия.
Теории восприятия.
Свойства восприятия.
Виды восприятия.
Патология восприятия.
Слайд 4Учебный вопрос №1. Понятие процесса восприятия
Восприятие – это целостное отражение
предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на
рецепторные поверхности органов чувств.
Суть процесса восприятие состоит в отражении реально существующего мира. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы.
Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
Слайд 5Ощущение – процесс физиологический, восприятие – процесс когнитивный. Говоря об
ощущениях, мы употребляем термин стимул или сенсорный сигнал, говоря о
восприятии мы используем слово паттерн.
Паттерн – сложное сочетание сенсорных стимулов, которые мы относим к тому или иному классу объектов.
Слайд 6Учебный вопрос №2. Теории восприятия.
Теория Германа Гельмгольца.
Г. Гельмгольц (1821-1894)
– ученый в области экспериментального изучения зрения. Он один из
первых создал целостную теорию восприятия. Он утверждал, что восприятие может состоять из множества сведений, полученных опытным путем, которые не представлены непосредственно в стимуле.Те аспекты восприятия, которые не представляют стимул непосредственно, являются, в некотором смысле, дополнениями, которые получают восприятие в соответствии со своим развитием в прошлом опыте.
Теория Гельмгольца называется теорией бессознательных умозаключений. Восприятие есть умозаключение, но на бессознательном уровне. Есть образ в представлении (наш прошлый опыт), первичный образ (стимул) и образ в восприятии, который формируется на основе первых двух. Прежний опыт и текущее чувственное ощущение взаимодействуют друг с другом, образуя перцептивный образ.
Слайд 7
3 характеристики бессознательных умозаключений:
Бессознательные умозаключения обычно непредсказуемы. Обычно они проявляются
как непреодолимые. Явления типа цветового контраста и единства бинокулярного зрения
происходят непосредственно и всегда при данных условиях и их нельзя модифицировать подумав.
Бессознательные заключения формируются опытом. Эти заключения в начале являются сознательными (за исключением инстинктов) и становятся путем ассоциации и повторения бессознательным умозаключением.
Бессознательные заключения по своим результатам сходны с сознательными, и , поэтому, являются индуктивными
Слайд 8Структурализм (Вундт, Титченер).
Задачей структуралистов было выделить чистое ощущение как единицу
сознания. Вундт говорил, что выделить чистое ощущение крайне трудно.
Титченер
разработал технику выделения чистых ощущений – аналитическая интроспекция. Чтобы быть аналитичными, люди должны быть внимательными и точно сообщать лишь ощущения в чистом виде.
Титченер вводил закон суммации ощущений, согласно которому образ как представление – это сумма ощущений. Следующее положение – положение о прошлом опыте субъекта. Прошлый опыт – это совокупность образов-представлений. Каждый такой образ-представление есть сумма ощущений. Воспринимаемый первичный материал, первичные образы, накладываются на прошлый опыт субъекта и путем такого наложения происходит опознание объекта по его ключевым признакам.
Слайд 9Восприятие как процесс категоризации. Теория Джерома Брунера.
Для Брунера, восприятие –
часть интеллекта.
2 основных положения:
Восприятие – это процесс категоризации, т.е. отнесения
объекта к категории. На организм воздействует некий раздражитель, и он отвечает на него, относя его к соответствующему классу вещей или явлений.
Восприятие – это процесс принятия решений. На основе набора признаков нервная система должна «решить», чем является раздражитель.
Слайд 10Этапы принятия решения:
Первичная категоризация – явления перцептивно изолируются и оказываются
обладающими пространственными, временными и количественными характеристиками. На этой стадии «значение»
события может ограничиваться только тем, что это «объект», «звук» или «движение». Этот процесс происходит бессознательно.
Поиск признаков. Здесь мы ищем дополнительные признаки, которые позволили бы точно отнести объект к какой-либо категории.
Подтверждающая проверка. Поиск ограничивается кругом признаков, которые могут подтвердить предварительную гипотезу (категорию).
Завершение проверки. Внимание к дополнительным признакам уже почти исчезает, и несоответствующие признаки либо отбрасываются, либо блокируются.
Слайд 11
Основным для Брунера является понятие прошлого опыта. Прошлый опыт субъекта
– это определенный набор устоявшихся категорий. У каждой категории есть
своя степень готовности обнаружения, перцептивная готовность. Объект выступает для субъекта как проблеме.
Слайд 12 Теория перцептивного цикла У. Найсера.
Найсер предлагает для анализа процесса
восприятия схему перцептивного цикла. Он пытался рассматривать как стимулы окружающей
среды, так и внутренние когнитивные механизмы.
Схема – это та часть полного перцептивного цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична в отношении того, что воспринимается. Схема принимает информацию, как только последняя оказывается на сенсорных поверхностях, и изменяется под влиянием этой информации. Схема направляет движения и исследовательскую активность, благодаря чему, открывается доступ к новой информации, вызывающей в свою очередь дальнейшие изменения схемы.
С биологической точки зрения, схема – часть нервной системы.
Слайд 13Схема – это план сбора информации об объектах и событиях,
план получения новой информации.
Восприятие по своей природе избирательно.
Схема, не только план, но также и исполнитель плана. Это структура действия, равно как и структура для действия.
Восприятие – конструктивный процесс, в каждый момент воспринимающим конструируются предвосхищения некоторой информации, делающие возможным для него ее принятие, когда она оказывается доступной.
Слайд 15
Сравнение с эталоном.
В процессе приобретения жизненного опыта у нас образуется
огромное количество эталонов, каждый из которых связан с некоторым значением.
Этот эталон находится в долговременной памяти и при восприятии объекта, мы ищем, какой эталон к нему лучше всего подходит. Распознание происходит путем сравнения внешнего сигнала с набором внутренних эталонов.
Слайд 16Подетальный анализ.
Восприятие – многоуровневая обработка информации, в которой сложному этапу
предшествует этап идентификации входных стимулов по их более простым деталям.
Механизм разложения паттерна на простые детали скорее всего этап, предшествующий анализу информации на высшем уровне.
Ярбус предположил, что чем больше информации содержит деталь, тем дольше на ней задерживается взгляд.
Восприятие деталей сложного паттерна зависит не только от физических свойств стимула, но и от работы высокоуровневых когнитивных процессов, таких как внимание и мотивация.
Слайд 17Прототипное сравнение.
Альтернативная теория сравнения с эталоном.
Прототип – абстракция набора стимулов,
воплощающая множество сходных форм одного и того же паттерна. Прототип
позволяет нам распознавать образ, даже если он не идентичен прототипу, а только похож на него.
Можно представить, что процесс приобретения знания в паттерне состоит из 2 этапов: получения информации о признаках паттерна и об отношениях между признаками.
Слайд 18Общие характеристики прототипов:
Мы формируем прототипы на основе усредненных характеристик отдельных
экземпляров.
Мы приобретаем определенные знания о прототипе даже когда имеем дело
только с его видоизменениями.
Мы приобретаем некоторую обобщенную информацию об общих признаках прототипов, причем, хорошо известные прототипы содержат меньше включений, чем знакомые.
О модифицированных экземплярах мы судим по степени их близости к прототипу.
Формируем прототип путем абстрагирования отдельных образцов и затем оцениваем взаимосвязь между прототипическими формами, исходя из степени их отличия от этого прототипа, а также от других отдельных образцов.
Слайд 19
Существуют 2 теоретические модели построения прототипов:
Модели пространственной тенденции – прототип
из всех экземпляров.
Модель частоты признаков – прототип отражает наиболее часто
встречающиеся сочетания признаков.
Слайд 20Экологическая теория восприятия Джеймса Гибсона.
Реальное восприятие – это извлечение субъектом
возможностей для его жизни и развития из окружающей среды.
Субъект
– это обитатель мира.
Мир – это среда обитания, где есть все необходимое для восприятия.
В стимуле есть все.
Источник восприятия – это свет, который создает рельеф и передает структуру поверхности.
Гибсон рассматривает не наблюдателя, а обитателя среды и определяет восприятие как активное извлечение важной для субъекта информации из всеобщего светового строя, который упорядочен также как реальные поверхности.
Восприятие – это извлечение возможностей.
Слайд 21
Учебный вопрос №3. Свойства восприятия.
Предметность
Целостность
Структурность
Осмысленность
Активность
(избирательность)
Константность
Слайд 22Учебный вопрос №4. Виды восприятия.
Классификация по основной модальности.
Зрительное
Слуховое
Осязательное
Обонятельное
Вкусовое
Классификация по форме
существования материи.
Восприятие пространства
Восприятие времени
Восприятие движения
Слайд 23
Восприятие пространства.
Пространственные свойства присущи всем предметам, к ним относят: величина,
форма, положение в пространстве.
Закономерность: воспринимаемый размер = зрительный угол x
расстояние.
Восприятие формы – константно.
Слайд 24Восприятие движения и времени.
Теории восприятия движения могут быть разбиты на
2 группы:
выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом
зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение.
восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к элементарным ощущениям.
В восприятии времени человеком необходимо выделить 2 аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный связан с нашей личной оценкой происходящих событий. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени.
Слайд 25Восприятие глубины.
В зрительном восприятии пространства существенную роль играют глубинные ощущения,
возникающие в результате раздражения не вполне соответствующих точек сетчатых оболочек
обоих глаз, получающих одинаковые раздражения от равноудаленных от наблюдателя точек пространства.
Слайд 26Учебный вопрос №5. Патология восприятия.
Галлюцинации
Стабильные галлюцинации
Сценоподобные галлюцинации
Одиночные галлюцинации
Галлюцинирующего человека невозможно
убедить, что галлюцинаторного образа не существует. Предполагают, что галлюцинации возникают
при наличии гипнотической парадоксальной фазы работы мозга, при наличии тормозного состояния в коре головного мозга.
Псевдогаллюцинации – когда образы проецируются не во внешнее пространство, а во внутреннее.
Слайд 27Сочетание псевдогаллюцинаций с симптомом отчужденности, «сделанности» называется синдромом Кандинского: у
человека появляется чувство воздействия со стороны.
Можно выделить 3 компонента
этого синдрома:
- идеаторный – «сделанность, насильственность мыслей», возникает неприятное чувство «внутренней раскрытости»;
- сенсорный – «сделанность ощущений» (насильственно возникают картины);
- моторный – «сделанность движений» (руками, ногами, телом кто-то действует).
Слайд 28
Иллюзии - ошибочные восприятия реальных вещей или явлений.
Аффективные иллюзии –
чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным состоянием. В этом
состоянии висящая на вешалке одежда может казаться грабителем, а случайный прохожий – насильником или убийцей.
Вербальные – заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих.
Парейдолические – обычно вызываются снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях воспринимаются как фантастические чудовища, необыкновенные растения.