Разделы презентаций


Память

Содержание

Тема 8: «Психический процесс память»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский

университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Владивосток
2014
Общая психология Корнилова Дарья Сергеевна старший преподаватель

кафедры общепсихологических дисциплин специальности «Клиническая психология»
Блок 2: «Психические процессы»


Государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования  «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской ФедерацииВладивосток

Слайд 2Тема 8:
«Психический процесс память»


Тема 8: «Психический процесс память»

Слайд 3
Цель лекции:
Изучить психический процесс память.

Цель лекции:Изучить психический процесс память.

Слайд 4Учебные вопросы:

Понятие памяти как психического процесса.
Взгляды ученых на природу памяти.
Теории

памяти.
Виды памяти.
Процессы памяти.
Развитие памяти.
Патология памяти

Учебные вопросы:Понятие памяти как психического процесса.Взгляды ученых на природу памяти.Теории памяти.Виды памяти.Процессы памяти.Развитие памяти.Патология памяти

Слайд 5Учебный вопрос №1. Понятие памяти как психического процесса.
Под памятью понимают

запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее

накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Учебный вопрос №1. Понятие памяти как психического процесса. Под памятью понимают запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение

Слайд 6Учебный вопрос № 2. Взгляды ученых на природу памяти.
В античной

философии память понималась как Дар, роднящий человека с миром Божественного.


Платон считал память основной способностью души. «Знание истины заключено в памяти души, в припоминании некогда виденных всеми душами идей, смутными копиями которых являются все земные вещи. Всякое знание и всякое научение в этом случае есть попытка припомнить сущности, приведя в единство множество чувственных восприятий через соотнесение их с идеальными формами»
Бл. Августин считал память истинной «сокровищницей души» и утверждал, что в конгломерате трех основных способностей души (воля, рассудок, память) именно последняя заключает в себе идею Бога.



Учебный вопрос № 2. Взгляды ученых на природу памяти.В античной философии память понималась как Дар, роднящий человека

Слайд 7Еще в 80-х годах 19 столетия Эббингауз предложил метод с

помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой

памяти, независимые от деятельности мышления – это заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые запоминания информации.
На первых порах исследовались в основном процессы памяти у человека, сводясь к процессу преднамеренного заучивания и воспроизведения следов. В конце 19 и в начале 20 веков появились исследования Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного, применяя для этой цели анализ того, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло свои полученные навыки. В первом десятилетии 20 века И.П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов. Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые влияют на это удержание.
Еще в 80-х годах 19 столетия Эббингауз предложил метод с помощью которого, как он считал, было возможно

Слайд 8Л.С.Выготский
Заслуга первого систематического изучения высших психических форм памяти у

детей.
Показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности.
Проследил

основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания.
Исследовал сложнейшие формы произвольной мнемической деятельности.
Детально описал формы организации запоминаемого.
Раскрывает проблематику социальности и
опосредствования натуральной памяти.
Французский ученый П.Жане, писал: «Память представляется нам своеобразным действием, изобретенным людьми в ходе исторического развития, а главное, - действием, совершенно отличным от обычного, автоматического повторения».



Л.С.Выготский Заслуга первого систематического изучения высших психических форм памяти у детей.Показал, что высшие формы памяти являются сложной

Слайд 9Советский психолог П.П.Блонский предложил генетическую классификацию видов памяти, которая отражает

путь развития памяти у ребенка. Генетически первичной является моторная память,

которую можно зафиксировать уже у месячного младенца. Здесь наблюдается сочетательный рефлекс в моторной сфере.
Далее появляется аффективная (чувственная) память. На этой стадии развития основанием для формирования реакции служит эмоция.
Следующая стадия – возникновение образной памяти, за которой следует высшая форма, свойственная взрослому – словесно-логическая память.



Советский психолог П.П.Блонский предложил генетическую классификацию видов памяти, которая отражает путь развития памяти у ребенка. Генетически первичной

Слайд 10
Учебный вопрос №3. Теории памяти.
Ассоциативные теории
Предметы и явления запечатляются

и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи

друг с другом, по выражению Сеченова «группами или рядами».  Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.
Учебный вопрос №3. Теории памяти.Ассоциативные теории Предметы и явления запечатляются и воспроизводятся не изолированно друг от друга,

Слайд 11Нейронные и биохимические теории
Запоминание осуществляется посредством электрической активности, т.е. химические

или структурные изменения в мозге должны каким-то образом влиять на

электрическую активность.
Если системы памяти являются результатом электрической активности, то, следовательно, мы имеем дело с нервными цепями, способными реализовать следы памяти.
Простейшая цепь, обеспечивающая память, представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит весь круг и начинает новый. Такой процесс называется реверберацией.

Нейронные и биохимические теорииЗапоминание осуществляется посредством электрической активности, т.е. химические или структурные изменения в мозге должны каким-то

Слайд 12Кратковременная и долговременная  память могут быть связанны с одними и

теми же нервными элементами, с той разницей, что кратковременная память

– это временная электрическая активность определенных нейронов, а долговременная память – постоянная структура тех же самых нейронов.
Гипотезы участия механизмов участвующих в консолидации памяти:
Долговременная память заключена в структуре белковых молекул в каждом синапсе. Нервная информация переходит через синаптическую щель химическим путем.
Долговременная память – результат возникновения новых синапсов. Всякий раз при заучивании нового материала в мозгу возникают физические изменения.
После того, как были открыты химические процессы, возникла мысль, что те же самые механизмы могли бы участвовать в процессах запоминания.

Кратковременная и долговременная  память могут быть связанны с одними и теми же нервными элементами, с той разницей,

Слайд 13Гештальт-терапия
Системная организация целого, определяет свойства и функции образующих его частей.

При запоминании и воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры,

а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов. Некоторое, актуальное в данный момент времени, состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых, запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.


Гештальт-терапияСистемная организация целого, определяет свойства и функции образующих его частей. При запоминании и воспроизведении материал выступает в

Слайд 14Успешность памяти зависит от: 
Степени завершенности действий запоминания
Интересов и склонностей личности
Отношение

личности к той или иной деятельности
Эмоционального настроя
Волевого усилия


Успешность памяти зависит от: Степени завершенности действий запоминанияИнтересов и склонностей личностиОтношение личности к той или иной деятельностиЭмоционального настрояВолевого

Слайд 15Свойства памяти
Объем – количество информации, которое человек способен запомнить за определенное

время.
Скорость – время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем

информации.
Прочность – длительность сохранения информации.
Точность – правильность и полнота воспроизведения информации.
Готовность – умение своевременно вспомнить требуемое.

Свойства памятиОбъем – количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время.Скорость – время, в течение которого человек способен

Слайд 16Учебный вопрос №4. Виды памяти.
Классификации памяти:
Генетическая (наследственная)
Онтогенетическая (прижизненная)
Онтогенетическая делится по:
Характеру

запоминания:
1. произвольная сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправленный характер, избирательно.
2. непроизвольная осуществляется

без специфических усилий, когда не ставятся цели, осуществляется само собой. Преимущества - большой объем и прочность запоминания. Непроизвольное запоминание характеризуется неполнотой, не прочностью, искажением действительности.
Способу запоминания:
1. осмысленное – логические приемы организации материала.
2. механическое – приемы, которыми успешно пользуются при запоминании исторических дат, номеров телефонов, адресов, понятий. Является мало продуктивным.


Учебный вопрос №4. Виды памяти.Классификации памяти:Генетическая (наследственная)Онтогенетическая (прижизненная)Онтогенетическая делится по:Характеру запоминания:1. произвольная сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправленный

Слайд 17По характеру психической активности:
1. двигательная память. Память на движения, имеет значение

при выработке двигательных навыков, трудовых, танцевальных движений, во всех видах

моторного научения.
2. образная память. В ее основе лежат ощущения, восприятия, представления.
3. эмоциональная память. Память на эмоции, чувства. Эмоциональные отношения к информации, эмоциональный фон существенно влияет на запоминание.
4. словесно-логическая память. Память, в основе которой лежит оперирование понятиями. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли.

По характеру психической активности:1. двигательная память. Память на движения, имеет значение при выработке двигательных навыков, трудовых, танцевальных движений,

Слайд 18 Временной характеристике:
1. сенсорная (следовая) память – обеспечивает сохранение воспринятого образа

на протяжении доли секунды.
2. кратковременная память – характеризуется очень кратким

(около 20 секунд) сохранением после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.
3. вторичная, долговременная память – длительное сохранение информации (от 20 секунд и на долгие годы) после многократного повторения и воспроизведения.
4. оперативная память – мнемические процессы, обслуживающие деятельность человека.
5. третичная, вечная память – способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию на протяжении всей жизни.

 Временной характеристике:1. сенсорная (следовая) память – обеспечивает сохранение воспринятого образа на протяжении доли секунды.2. кратковременная память –

Слайд 19В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается в:
различной

скорости запоминания
прочности сохранения
легкости воспроизведения

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается в:различной скорости запоминанияпрочности сохранениялегкости воспроизведения

Слайд 20Теории забывания:
1.  теория угасания следов – следы постепенно угасают, стираются. Следовательно,

забывание рассматривается как естественный, пассивно протекающий процесс.
2.    теория интерферирующего торможения следов

– забывание – продукт влияния побочных воздействий, взаимного торможения следов.
Проактивное торможение – отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности.
Ретроактивное торможение – отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности.


Теории забывания:1.  теория угасания следов – следы постепенно угасают, стираются. Следовательно, забывание рассматривается как естественный, пассивно протекающий процесс.2.    теория

Слайд 21Учебный вопрос №5. Процессы памяти.

Учебный вопрос №5. Процессы памяти.

Слайд 22Формы воспроизведения:
узнавание – возникает при повторном восприятии объекта.
воспоминание – осуществляется

в отсутствии восприятия объекта.
припоминание – наиболее активная форма воспроизведения, во

многом зависит от ясности поставленных задач.
реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно забытого.
Формы воспроизведения:узнавание – возникает при повторном восприятии объекта.воспоминание – осуществляется в отсутствии восприятия объекта.припоминание – наиболее активная

Слайд 23Учебный вопрос №5. Развитие памяти в онтогенезе.
С раннего детства процесс

развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.
Во-первых механическая память

постепенно дополняется и замещается логической.
Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств.
В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.
Учебный вопрос №5. Развитие памяти в онтогенезе.С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.

Слайд 24Изначально формируется моторная, или двигательная память. В генетическом плане она

предшествует всем остальным.
Около шести месяцев от роду начинает проявляться аффективная

память.
Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту.
Позже других складывается и начинает работать логическая память.

Изначально формируется моторная, или двигательная память. В генетическом плане она предшествует всем остальным.Около шести месяцев от роду

Слайд 25 Учебный вопрос № 6. Патология памяти.
Гипермнезия –

непроизвольное оживление памяти, повышение способности воспроизведения, воспоминания давно забытых событий

прошлого, незначительных и малоактуальных в настоящем. Усиление вспоминания сочетается с ослаблением запоминания текущей информации.
Гипомнезия – частичное выпадение из памяти событий, фактов, явлений. Это – нарушение способности запоминать, удерживать, воспроизводить некоторые события и факты, отдельные их части. Возникает так называемая «прорешливая память», когда человек вспоминает не все, что должен был бы вспомнить, а лишь наиболее важное для него, сильные и яркие впечатления, а также часто повторяющиеся в его жизни события.
Амнезия – полное выпадение из памяти событий, фактов, явлений, имеющих место в определенный временной период, или же выпадение той или иной конкретной ситуации.
Учебный вопрос № 6. Патология памяти.Гипермнезия – непроизвольное оживление памяти, повышение способности воспроизведения, воспоминания

Слайд 26Ретроградная амнезия – выпадение из памяти впечатлений, предшествовавших острому периоду

болезни. Основной функцией памяти, страдающей при этом виде амнезии является

воспроизведение.
Антероградная амнезия – утрата воспоминаний о текущих событиях, переживаниях, фактах, происходящих на период, следующий за острым этапом болезни. Страдают функции запоминания.
Антероретроградная амнезия – выпадение из памяти событий, происходивших до, во время и после острого периода болезни.
Прогрессирующая амнезия – распад памяти в соответствии с законом Рибо. Ход этого процесса идет в порядке, обратном формированию памяти. Вначале исчезает память о наиболее поздно запечатленных событиях и фактах. Более ранние исчезают в последнюю очередь.
Истерическая амнезия – из памяти выпадают лишь отдельные неприятные события и факты, психологически неприемлемые для больного.


Ретроградная амнезия – выпадение из памяти впечатлений, предшествовавших острому периоду болезни. Основной функцией памяти, страдающей при этом

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика