Слайд 1
СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Слайд 2
1. ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ И
САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Организм – сложная
биологическая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием
психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействие окружающей среды.
Слайд 3Гомеостаз - это
совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление
относительно динамического постоянства внутренней среды и физиологических функций организма.
Этот процесс основывается на изменении активности ферментов, в результате которых меняется скорость или направление биохимических реакций.
Слайд 4 Онтогенез – это развитие организма,
охватывающее все периоды его жизни,
т.е. процесс возрастных изменений
Онтогенез складывается из двух одновременно протекающих процессов:
- эволюции
(рост, развитие, совершенствование);
- инволюции (старение, угасание).
Слайд 5
Выделяют следующие стадии онтогенеза:
- прогрессивная стадия (младенческий, детский,
юношеский возраст);
- стационарная стадия – процессы эволюции и
инволюции взаимно уравновешиваются (молодой, зрелый возраст);
- регрессивная стадия – преобладание процессов инволюции (пожилой и старческий возраст).
Слайд 6Организм органы ткани клетки
Клетка – элементарная, универсальная единица
живой материи, которая имеет упорядоченное строение, обладает возбудимостью и раздражимостью,
участвует
в обмене веществ и
энергии, способна к росту,
регенерации, размножению,
передаче генетической
информации и приспособлению
к условиям среды.
Слайд 7Виды тканей организма
эпителиальную, выполняющую покровную, защитную, всасывающую, выделительную, секреторную функции;
соединительную, включающую рыхлую, плотную, хрящевую, костную и жидкую ткань –
кровь;
мышечную (поперечно - полосатая и гладкая мускулатура);
нервную, состоящую из клеток или нейронов, важнейшей функцией которых является генерирование и проведение нервных импульсов
Слайд 8 В зависимости от формы, функции кости делятся на
- трубчатые (кости конечностей),
- губчатые (ребра, грудина, позвонки и др.),
- плоские (кости черепа, таза и др.),
- смешанные (основание черепа).
Слайд 9Костная система
1 – череп;
2 -позвоночный столб;
3 - ключица;
4
– ребро;
5 – грудина;
6 — плечевая кость;
7
- лучевая кость;
8 - локтевая кость;
9 - кости запястья;
10 - пястные кости;
11 - фаланги пальцев
кисти;
12 - подвздошная
кость;
13 - крестец;
14 - лобковая кость;
15 - седалищная кость;
16 - бедренная кость;
17 – надколенник;
18 – большеберцовая
кость;
19 - малоберцовая
кость;
20 - кости
предплюсны;
21 - плюсневые кости;
22 - фаланги пальцев стопы.
Мышца как орган представляет собой сложное структурное образование и состоит на 72-80 % из воды и на 16-20 % из плотного вещества.
Мышцы состоят из мышечных
волокон, которые содержат
миофибриллы. Каждая миофибрилла разделена на чередующие светлые и темные участки. Темные участки состоят из миозина, светлые образованы белковыми нитями актина.
Слайд 12Сократимость мышцы обеспечивается благодаря сократительным мышечным белкам –
актину и
миозину
Слайд 13
СИСТЕМА КРОВИ
Кровь – жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе и
обеспечивающая жизнедеятельность клеток и тканей организма. Она состоит из плазмы
(55-60 %) и взвешенных в ней форменных
элементов:
эритроцитов,
лейкоцитов,
тромбоцитов.
Слайд 19Центральная нервная система
Главная и специфическая
функция ЦНС — осуществление простых и сложных рефлексов.
Низшие и средние отделы ЦНС — спинной мозг, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг и мозжечок — регулируют деятельность отдельных органов и систем высокоразвитого организма, осуществляют связь и взаимодействие между ними, обеспечивают единство организма и целостность его деятельности.
Высший отдел ЦНС — кора больших полушарий головного мозга и ближайшие подкорковые образования — в основном регулирует связь и взаимоотношения организма как единого целого с окружающей средой
Слайд 20
Распределение функций и чувств между полушариями
головного мозга
левое полушарие
1. Речь и изучение иностранного языка
2. Чтение
3.
Письмо
4. Логическое мышление
5. Хорошее настроение
6. Приветливость
7. Жизнерадостность
8. Счет
9.Правосторонние двигательные
функции
10. Юмор
11.Экстраординарная чувствительность
12. Управление психическими процессами
13. Устремленность в будущее
14. Формулирование задачи
15. Оценка последовательности событий
правое полушарие
1. Музыка
2. Светоощущения
3. Слух, вкус
4. Образное мышление
5. Мрачное настроение
6. Агрессивность
7. Сосредоточенность на неприятном
и ужасном.
8. Художественные способности
9. Левосторонние двигательные функции
10. Сатирическое отношение
к действительности
11. Интуиция, творческая деятельность
12. Эмоциональное восприятие
окружающей среды
13. Сосредоточенность на настоящем
и прошедшем
14. Обоняние
15. Оценка продолжительности событий
16. Зрение
17. Ориентирование в пространстве
Слайд 21Периферическая нервная система (ПНС)
Соединяет ЦНС с органами и конечностями. Нейроны
периферической нервной системы располагаются за пределами ЦНС.
В отличие от ЦНС, периферическая
нервная система не защищена костями или гематоэнцефалическим барьером, и может быть подвержена механическим повреждениям и действиям токсинов.
Периферическую нервную систему классифицируют на соматическую нервную систему и вегетативную нервную систему.
Слайд 22Периферическая нервная система
Соматическая нервная система
- часть нервной системы,
управляющая произвольной мускулатурой скелета и некоторых внутренностей (язык, гортань, глотка)
Вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов, желёз внутренней
и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов. Играет ведущую роль в поддержании постоянства внутренней среды организма и в приспособительных реакциях всех позвоночных.
Слайд 23 Вегетативная нервная система контролирует органы дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения и
размножения. Этой же системе подчинен рост человека и обмен веществ
в организме
Симпатическая НС
усиливает обмен веществ, повышает возбуждаемость большинства тканей, мобилизует силы организма
на активную деятельность.
Парасимпатическая НС
способствует восстановлению израсходованных
запасов энергии, регулирует работу организма во время сна.
Слайд 24СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
Сенсорные репрезентативные системы
(органы чувств и восприятия)
визуальная (зрительная)
аудиальная
(слух)
кинестетическая
(чувство, ощущение, эмоции)
ольфакторная (запахи)
густаторная (вкус)
Слайд 25ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА
Функции желез внутренней секреции
Гипофиз:
контроль над функцией других эндокринных желез (щитовидной, половых,
надпочечников);
контроль роста и созревания органов;
координация функций различных органов (таких как почки, молочные железы, матка).
Щитовидная железа :
оказывают влияние на умственное, психическое и физическое развитие организма (дефицит гормонов в раннем возрасте приводит к задержке роста, патологии костной ткани.
Надпочечники :
- мозговое вещество выделяет в кровь норадреналин и адреналин , поддерживающий тонус симпатической системы и обладающий сосудосуживающими свойствами.
- корковое вещество является главным местом производства липидов (особенно лецитина и холестерина) и, по-видимому, участвует в нейтрализации токсинов, получающихся в результате мышечной работы и усталости.
Слайд 27ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
Обмен веществ и энергии – взаимосвязанные процессы,
которые лежат в основе функционирования организма.
Слайд 28
Белки – необходимый строительный материал.
Углеводы являются одним из основных
источников энергии
Жиры (липиды) – основной источник энергии в организме
Слайд 31
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ
Человек со дня рождения находится в трех биологических
ритмах: физическом, эмоциональном и интеллектуальном.
Физический цикл равен 23 дням. Он
определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения.
Эмоциональный цикл равен 28 дням и обусловливает состояние нервной системы и настроение.
Интеллектуальный цикл (33 дня) определяет творческую способность личности.
Слайд 32
РЕФЛЕКТОРНАЯ ПРИРОДА ДВИГАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлекс – это ответная реакция центральной
нервной системы на раздражение организма.
Путь, по которому проводятся нервные
импульсы при осуществлении рефлекса, называют рефлекторной дугой.
Слайд 33
Рефлекторная дуга состоит из:
1. чувствительных рецепторов, воспринимающих раздражение, по
которым сигналы поступают в центральную нервную систему;
2. вставочных нейронов,
обрабатывающих информацию внутри центральной нервной системы
3. нервных волокон, осуществляющих передачу двигательных команд на периферию.
Слайд 34Двигательное умение – это такой уровень овладения двигательным действием, при
котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления
Двигательный навык – это степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматически, т.е. не требуется специально направленного на них внимания.
Слайд 35Схема процесса овладения двигательными действиями
Цель
Обучение двигательному действию
Формирование
двигательного
умения
Формирование
двигательного
навыка
Формирование
двигательного умения
высшего порядка
Приобретение специальных знаний
Слайд 36
Формирование двигательного навыка условно можно разделить на три фазы:
генерализацию,
концентрацию,
автоматизацию
Слайд 37
В фазу генерализации новое движение еще не имеет в ЦНС
своей программы, поэтому при его выполнении возбуждаются многие мышечные группы
и появляются лишние движения. Главная задача состоит в торможении этих движений.
Слайд 38В фазе концентрации достигается высокая организованность управления.
При этом уменьшается
число параметров, по которым контролируется движение и осуществляется окончательный выбор
основной ориентации, необходимой для управления.
Лишние движения полностью тормозятся.
Контроль движения осуществляют рецепторы самой мышцы (изменение длины), сухожилий (напряжение) и суставов (положение конечности).
Слайд 39 Фаза автоматизации – высшая стадия двигательного навыка
характеризуется стабилизацией,
высокой степенью координации и автоматизации движений.
В фазе
автоматизации происходит становление двигательного динамического стереотипа, обусловливающего правильное и более совершенное выполнение действий, причем не требующих специально направленного на них внимания.
Слайд 40
АДАПТАЦИЯ
Общий адаптационный синдром Г. Селье – это комплекс
неспецифических реакций организма на действие раздражителя
Он протекает в несколько стадий:
стадия общего адаптационного синдрома – стадия тревоги;
переходная стадия – стадия долговременной адаптации;
стадия резистентности, высокой устойчивости к действию раздражителя;
стадия истощения.
Слайд 41По данным Г. Селье (1960), при действии сильного
раздражителя (стрессора) в
организме развивается
адаптационный синдром или стресс, в процессе которого
усиливается
деятельность передней доли гипофиза и
коры надпочечников. Эти изменения в эндокринной
системе во многом опреде-
ляют развитие
адаптационных реакций
в организме к интенсивной
физической или психологи-
ческой деятельности
Слайд 42Механизмы срочной адаптации являются врожденными, наследственно обусловленными (стартовая реакция «боевой
готовности»).
Процесс срочной адаптации реализуется по типу стресс - реакции.
Для стадии тревоги при срочной адаптации характерна предельная мобилизация физиологических функций, лежащая на грани нормы и патологии.
Слайд 43 Долговременная адаптация к длительно воздействующему стрессору возникает
постепенно, в результате длительного постоянного или многократно повторяющегося действия на
организм факторов среды.
Основными условиями долговременной адаптации являются последовательность и непрерывность воздействия экстремального фактора. По существу, она развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в результате постоянного количественного накопления изменений, организм приобретает новое качество
Слайд 44Адаптация к физическим нагрузкам
Сенсорная нервная система
Сенсорная нервная система
Вегетативная нервная система
Гипоталамус
Гипофиз
Кровяная
ткань
Клетки организма
ДНК
Внешняя среда
Слайд 45Гипокинезия и гиподинамия
Гипокинезия – состояние организма, обусловленное недостаточной двигательной активностью.
Это состояние в ряде случаев приводит к гиподинамии.
Гиподинамия –
совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме, наступивших вследствие длительной гипокинезии.
Слайд 47 Даже у молодого, но двигательно неактивного человека
развивается ряд изменений, свойственных стареющему организму:
атрофические изменения в мышцах,
общая физическая детренированность,
детринированность сердечно-сосудистой системы,
понижение ортостатической устойчивости,
изменение водно-солевого баланса,
изменения системы крови,
деминерализация костей.
Слайд 48
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Замедление процессов старения
Формирование
личностных качеств
Экономизация и расширение резервов физиологических функций
Слайд 49Формирование личностных качеств.
Повышение силы нервных процессов при систематических занятиях
физическими упражнениями, их уравновешенность и подвижность придают личности такие характерные
черты, как активность, целеустремленность, умение быстро мобилизироваться и свободно переходить от одного вида деятельности к другому, высокую работоспособность и др.
Слайд 50Экономизация физиологических функций
проявляется как в состоянии покоя,
так и при дозированных воздействиях физических упражнений различного характера.
Этот эффект проявляется в брадикардии (уменьшении частоты сердечных сокращений), склонности к физиологической гипотензии, удлинении фазы диастолы и отчетливой тенденции к снижению концентрации некоторых гормонов в крови и др.
Слайд 51Расширение резервов физиологических функций
Физическая активность стимулирует функции внешнего дыхания, улучшая
ЖЕЛ, МВЛ. В результате тренировок улучшается оксигенация крови, возрастает содержание
гемоглобина, нормализуется кислотно-щелочной баланс крови, снижается холестерин в крови. Занятия физической культурой оказывают многостороннее влияние на сердце, улучшаются факторы гемодинамики, увеличивается сократительная функция миокарда за счет усиления питания мышцы сердца во время выполнения физических нагрузок, активизируется региональный кровоток, раскрываются дополнительные резервные сердечные сосуды.
Слайд 52Замедление процессов старения
При систематической, адекватной физиологическим возможностям занимающихся физической нагрузке
стимулируются адаптационные механизмы и нейрогуморальные механизмы регуляции, активно противодействующие инволютивным
процесса.
Выполнение физических препятствует развитию дегенеративных изменений двигательного аппарата. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвоночным дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза.
Слайд 53Повышение резистентности организма к патогенным воздействиям
поддерживается высокой аэробной способностью, обеспечиваемой
кардиореспираторной системой, высокими энерготратами, тренированными механизмами терморегуляции и поддержанием должного
уровня массы тела.