Разделы презентаций


Динамические структуры данных

Содержание

Зачем нужны указатели Существует три причины, по которым невозможно написать хорошую программу без использования указателей:указатели позволяют функциям изменять свои аргументыс помощью указателей осуществляется динамическое распределение памяти;указатели повышают эффективность многих процедур.Кроме того,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Указатели

Указатели

Слайд 2Зачем нужны указатели
Существует три причины, по которым невозможно написать хорошую

программу без использования указателей:
указатели позволяют функциям изменять свои аргументы
с помощью

указателей осуществляется динамическое распределение памяти;
указатели повышают эффективность многих процедур.
Кроме того, использование указателей при обращении к элементам массива или структуры делают программу более эффективной.

Зачем нужны указатели Существует три причины, по которым невозможно написать хорошую программу без использования указателей:указатели позволяют функциям

Слайд 3Что такое указатель
Указатель (pointer) – переменная, в которой хранится адрес

другого объекта. Обычно – это адрес другой переменной.
Если одна переменная

содержит адрес другой, то говорят, что первая переменная ссылается на вторую, как это изображено на рисунке.


Что такое указательУказатель (pointer) – переменная, в которой хранится адрес другого объекта. Обычно – это адрес другой

Слайд 4Объявление указателя
Переменная, содержащая адрес ячейки памяти, должна быть объявлена как

указатель.
Объявление указателя состоит из имени базового типа, символа * и

имени переменной.
В общем виде объявление указателя записывается в виде:
тип_указателя *имя_указателя;
Базовый тип указателя определяется типом переменной, на которую он может ссылаться. Им может быть любой допустимый тип.
Например,
int *pointer, *mas[10];
float *pointer;

Объявление указателяПеременная, содержащая адрес ячейки памяти, должна быть объявлена как указатель.Объявление указателя состоит из имени базового типа,

Слайд 5Операторы для работы с указателями
Оператор
m = &count;
присваивает переменной m

адрес переменной count. Этот адрес относится к ячейке памяти, которую

занимает переменная count. Если переменная занимает несколько ячеек памяти, ее адресом считается адрес первого байта.
Если m содержит адрес переменной count, то оператор
q = *m;
присваивает переменной q значение переменной count.

Предположим, переменная count хранится в ячейке памяти под номером 0012FF64, а ее значение равно 25. Тогда переменной m будет присвоено значение 0012FF64.

Операторы для работы с указателямиОператор m = &count;присваивает переменной m адрес переменной count. Этот адрес относится к

Слайд 6Инициализировать указатель можно
используя адрес уже объявленной переменной с помощью оператора

взятия адреса &
выделяя под него память функцией malloc()

Инициализировать указатель можноиспользуя адрес уже объявленной переменной с помощью оператора взятия адреса &выделяя под него память функцией

Слайд 7Пример
#include "stdafx.h"
#include "conio.h"
void main() {
int someVariable = 4; //объявляем и

инициализируем переменную someVariable
int *pointer; //объявляем указатель
pointer = &someVariable; //инициализируем его

адресом переменной someVariable
*pointer=*pointer+1; // изменяем значение, находящееся по адресу, на который ссылается указатель pointer
printf("Текущее значение переменной someVariable = %d\n", someVariable);
printf("Текущее значение переменной *pointer = %d", *pointer);
getch();
}
Выведет строки:
Текущее значение переменной someVariable = 4
Текущее значение переменной*pointer = 5
Пример#include

Слайд 8Присваивание указателей
Указатель можно использовать в правой части оператора присваивания для

присваивания его значения другому указателю. Если оба указателя имеют один

и тот же тип, то выполняется простое присваивание, без преобразования типа. В следующем примере
#include
int main(void)
{
int x = 99; int *p1, *p2;
p1 = &x; p2 = p1;
printf("Значение по адресу p1 и p2: %d %d\n", *p1, *p2); /* печать значение x дважды */
printf("Значение указателей p1 и p2: %p %p", p1, p2); /* печать адреса x дважды */
return 0;
}
после присваивания
p1 = &x;
p2 = p1;
оба указателя (p1 и р2) ссылаются на х. То есть, оба указателя ссылаются на один и тот же объект. Программа выводит на экран следующее:
Значения по адресу p1 и р2 : 99 99
Значения указателей p1 и р2: 0063FDF0 0063FDF0

Присваивание указателейУказатель можно использовать в правой части оператора присваивания для присваивания его значения другому указателю. Если оба

Слайд 9Преобразование типа указателя
Указатель можно преобразовать к другому типу
Эти преобразования бывают

двух видов:
с использованием указателя типа void *
без его

использования.
В языке С допускается присваивание указателя типа void * указателю любого другого типа (и наоборот) без явного преобразования типа указателя
Тип указателя void * используется, если тип объекта неизвестен. Например, использование типа void * в качестве параметра функции позволяет передавать в функцию указатель на объект любого типа, при этом сообщение об ошибке не генерируется. Также он полезен для ссылки на произвольный участок памяти, независимо от размещенных там объектов. Например, функция размещения malloc()возвращает значение типа void *, что позволяет использовать ее для размещения в памяти объектов любого типа.

Преобразование типа указателяУказатель можно преобразовать к другому типуЭти преобразования бывают двух видов: с использованием указателя типа void

Слайд 10
В отличие от void *, преобразования всех остальных типов указателей

должны быть всегда явными
Т.е должна быть указана операция приведения типов
(тип

*)
В языке C++ требуется явно указывать преобразование типа указателей, в том числе указателей типа void *.
В отличие от void *, преобразования всех остальных типов указателей должны быть всегда явнымиТ.е должна быть указана

Слайд 11
Однако следует учитывать, что преобразование одного типа указателя к другому

может вызвать непредсказуемое поведение программы.
#include
int main(void)
{
double x =

100.1, y;
int *p;
/* В следующем операторе указателю на целое p
присваивается значение, ссылающееся на double. */
p = (int *) &x;
/* Следующий оператор работает не так, как ожидается. */
y = *p; /* attempt to assign y the value x through p */
/* Следующий оператор не выведет число 100.1. */
printf("Значение x равно: %f (Это не так!)", y);
return 0;
}

Однако следует учитывать, что преобразование одного типа указателя к другому может вызвать непредсказуемое поведение программы.#include int main(void){

Слайд 12Адресная арифметика
В языке С допустимы только две арифметические операции над

указателями:
суммирование
вычитание
Предположим, текущее значение указателя p1 типа int * равно

2000.
Предположим также, что переменная типа int занимает в памяти 2 байта.
Тогда после операции увеличения
p1++;
указатель p1 принимает значение 2002, а не 2001. То есть, при увеличении на 1 указатель p1 будет ссылаться на следующее целое число. Это же справедливо и для операции уменьшения. Например, если p1 равно 2000, то после выполнения оператора
p1--;
значение p1 будет равно 1998.
Операции адресной арифметики подчиняются следующим правилам. После выполнения операции увеличения над указателем, данный указатель будет ссылаться на следующий объект своего базового типа. После выполнения операции уменьшения — на предыдущий объект
Адресная арифметикаВ языке С допустимы только две арифметические операции над указателями: суммированиевычитаниеПредположим, текущее значение указателя p1 типа

Слайд 13
Применительно к указателям на char, операций адресной арифметики выполняются как

обычные арифметические операции, потому что длина объекта char всегда равна

1. Для всех указателей адрес увеличивается или уменьшается на величину, равную размеру объекта того типа, на который они указывают. Поэтому указатель всегда ссылается на объект с типом, тождественным базовому типу указателя. На рисунке приведен пример размещения в памяти переменных char (слева) и int (справа) (предполагается, что длина целочисленной переменной равна 2 байтам).
Применительно к указателям на char, операций адресной арифметики выполняются как обычные арифметические операции, потому что длина объекта

Слайд 14
К указателям можно добавлять целые числа или вычитать из них

целые числа. Выполнение оператора
p1 = p1 + 12;
"передвигает" указатель

p1 на 12 объектов в сторону увеличения адресов.
Кроме суммирования и вычитания указателя и целого, разрешена еще только одна операция адресной арифметики: можно вычитать два указателя. Благодаря этому можно определить количество объектов, расположенных между адресами, на которые указывают данные два указателя; правда, при этом считается, что тип объектов совпадает с базовым типом указателей. Все остальные арифметические операции запрещены.
К указателям можно добавлять целые числа или вычитать из них целые числа. Выполнение оператора p1 = p1

Слайд 15Сравнение указателей
Стандартом С допускается сравнение двух указателей. Например, если объявлены

два указателя р и q, то следующий оператор является правильным:


if(p < q) printf("p ссылается на меньший адрес, чем q\n");
Однако, сравнение указателей может оказаться полезным, только тогда, когда два указателя ссылаются на общий объект, например, на массив.
Сравнение указателейСтандартом С допускается сравнение двух указателей. Например, если объявлены два указателя р и q, то следующий

Слайд 16Указатели и массивы

Указатели и массивы

Слайд 17Доступ к элементам массива с помощью адресной арифметики
Рассмотрим следующий фрагмент

программы:
char str[80], *p1;
p1 = str;
Имя массива без индекса возвращает

адрес первого элемента массива. Поэтому здесь p1 указывает на первый элемент массива str. Обратиться к пятому элементу массива str можно с помощью любого из двух выражений:
str[4]
или
* (p1+4)

Доступ к элементам массива с помощью адресной арифметикиРассмотрим следующий фрагмент программы: char str[80], *p1;p1 = str;Имя массива

Слайд 18Обращение к элементам массива
В языке С существуют два метода обращения

к элементу массива:
адресная арифметика
индексация массива
Стандартная запись массивов с индексами

наглядна и удобна в использовании, однако с помощью адресной арифметики иногда удается сократить время доступа к элементам массива. Поэтому адресная арифметика часто используется в программах, где существенную роль играет быстродействие.
/* Индексация указателя s как массива. */
void putstr(char *s) {
register int t;
for(t=0; s[t]; ++t) putchar(s[t]);
}
/* Использование адресной арифметики. */
void putstr(char *s) {
while(*s) putchar(*s++);
}
Обращение к элементам массиваВ языке С существуют два метода обращения к элементу массива: адресная арифметикаиндексация массиваСтандартная запись

Слайд 19Пример работы с массивами через указатели
#include "stdafx.h"
#include
#include
#define SIZE

10
 int main(void) {
int mass[SIZE], *p, *first,*max, *i; first=mass;
for (p=first;

pp=mass; max=first;
while (p if (*p>*max) max=p;
p++;
}
printf("max = %d", *max);
 for (p=first; pprintf("%d ", *p);
 getch();
return 0;
}
Пример работы с массивами через указатели#include

Слайд 20Индексация указателей на многомерные массивы
Например, если а – это указатель

на двухмерный массив целых размерностью 10×10, то следующие два выражения

эквивалентны:
a == &a[0][0]
Более того, к элементу (0,4) можно обратиться двумя способами:
либо указав индексы массива: а[0][4],
либо с помощью указателя: *((int*)а+4).
Аналогично для элемента (1,2): а[1][2] или *((int*)а+12).
В общем виде для двухмерного массива справедлива следующая формула:
a[j][k] эквивалентно *((базовый_тип*)а+(j*кол-во_столбцов)+k)
Правила адресной арифметики требуют явного преобразования указателя на массив в указатель на базовый тип

Индексация указателей на многомерные массивыНапример, если а – это указатель на двухмерный массив целых размерностью 10×10, то

Слайд 21Массивы указателей
Как и обычные переменные, указатели могут быть собраны в

массив. В следующем операторе объявлен массив из 10 указателей на

объекты типа int:
int *x[10];
Для присвоения, например, адреса переменной var третьему элементу массива указателей, необходимо написать:
x[2] = &var;
В результате этой операции, следующее выражение принимает то же значение, что и var:
*x[2]
Для передачи массива указателей в функцию используется тот же метод, что и для любого другого массива: имя массива без индекса записывается как формальный параметр функции.
Например, следующая функция может принять массив x в качестве аргумента:
void display_array(int *q[])
{
int t;
for(t=0; t<10; t++)
printf("%d ", *q[t]);
}
Необходимо помнить, что q – это не указатель на целые, а указатель на массив указателей на целые.
Массивы указателейКак и обычные переменные, указатели могут быть собраны в массив. В следующем операторе объявлен массив из

Слайд 22Указатели и строки

Указатели и строки

Слайд 23Указатели и строки
Большинство операций языка Си, имеющих дело со строками,

работают с указателями. Рассмотрим, например, приведенную ниже бесполезную, но поучительную

программу:
/* Указатели и строки */
#include
#include
#define PX(X) printf("X = %s; значение = %u; &X = %u\n",X,X,&X)
void main( )
{SetConsoleCP(1251);
SetConsoleOutputCP(1251);
static char *mesg = "Сообщение";
static char *copy;
copy = mesg;
printf("%s\n",copy);
PX(mesg);
PX(copy);
}

Указатели и строкиБольшинство операций языка Си, имеющих дело со строками, работают с указателями. Рассмотрим, например, приведенную ниже

Слайд 24Массив и указатель: различия
Возможны два способа объявления массива:
static char heart[

]="Я люблю язык Cи!";
char *head = "Я люблю язык Pascal!";
Основное

отличие состоит в том, что указатель heart является константой, в то время как указатель head - переменной. Посмотрим, что на самом деле дает эта разница.
Во-первых, и в том и в другом случае можно использовать операцию сложения с указателем:
for(i=0;i<7;i++)
putchar(* (heart+i));
putchar('\n');
for(i=0;i<7;i++)
putchar(* (head+i));
putchar('\n');
В результате получаем:
Я люблю
Я люблю

Массив и указатель: различияВозможны два способа объявления массива:static char heart[ ]=

Слайд 25
Но операцию увеличения можно использовать только с указателем:
while ((*head) !=

'\0') /* останов в конце строки */
putchar(*(head++)); /* печать символа и перемещение

указателя */
В результате получаем:
Я люблю язык Pascal!

Но операцию увеличения можно использовать только с указателем:while ((*head) != '\0')	/* останов в конце строки */putchar(*(head++));	/* печать

Слайд 26
Предположим, мы хотим изменить head на heart. Можно так:
head=heart; /*

теперь head указывает на массив heart */
но теперь можно и

так
heart = head; /* запрещенная конструкция */
Ситуация аналогична x = 5 или 5 = x. Левая часть оператора присваивания должна быть именем переменной. В данном случае head = heart, не уничтожит строку про язык Cи, а только изменит адрес, записанный в head.

Предположим, мы хотим изменить head на heart. Можно так:head=heart; /* теперь head указывает на массив heart */но

Слайд 27
Вот каким путем можно изменить обращение к head и проникнуть

в сам массив:
heart[13] = 'C';
или
*(heart+8)='C';
Обратите внимание, переменными являются элементы массива,

но не имя!

Вот каким путем можно изменить обращение к head и проникнуть в сам массив:heart[13] = 'C';или*(heart+8)='C';Обратите внимание, переменными

Слайд 28Массивы указателей часто используются при работе со строками
Например, можно написать

функцию, выводящую нужную строку с сообщением об ошибке по индексу

num:
void syntax_error(int num)
{
static char *err[] = {
"Нельзя открыть файл\n",
"Ошибка при чтении\n",
"Ошибка при записи\n",
"Некачественный носитель\n"
};
printf("%s", err[num]);
}
Массив err содержит указатели на строки с сообщениями об ошибках. Здесь строковые константы в выражении инициализации создают указатели на строки. Аргументом функции printf() служит один из указателей массива err, который в соответствии с индексом num указывает на нужную строку с сообщением об ошибке. Например, если в функцию syntax_error() передается num со значением 2, то выводится сообщение Ошибка при записи.
Массивы указателей часто используются при работе со строкамиНапример, можно написать функцию, выводящую нужную строку с сообщением об

Слайд 29Динамическое распределение памяти
Динамическое распределение означает, что программа выделяет память для

данных во время своего выполнения
Память для глобальных переменных выделяется во

время компиляции, а для нестатических локальных переменных – в стеке
Во время выполнения программы ни глобальным, ни локальным переменным не может быть выделена дополнительная память. Но довольно часто такая необходимость возникает, причем объем требуемой памяти заранее неизвестен
Такое случается, например, при использовании динамических структур данных, таких как связные списки или двоичные деревья. Такие структуры данных при выполнении программы расширяются или сокращаются по мере необходимости. Для реализации таких структур в программе нужны средства, способные по мере необходимости выделять и освобождать для них память.
Динамическое распределение памятиДинамическое распределение означает, что программа выделяет память для данных во время своего выполненияПамять для глобальных

Слайд 30Куча
Память, выделяемая в С функциями динамического распределения данных, находится в

т.н. куче – динамически распределяемой области памяти (heap)
Динамически распределяемая область

памяти – это свободная область памяти, не используемая программой, операционной системой или другими программами и расположенная между кодом программы, сегментом данных и стеком. Размер динамически распределяемой области памяти заранее неизвестен, но как правило в ней достаточно памяти для размещения данных программы
КучаПамять, выделяемая в С функциями динамического распределения данных, находится в т.н. куче – динамически распределяемой области памяти

Слайд 31Функции динамического распределения памяти
Функция malloc() выделяет требуемый участок свободной памяти
Функция

free() освобождает участок памяти, то есть возвращает системе
В программу,

использующую эти функции, должен быть включен заголовочный файл
Прототип функции malloc() следующий:
void *malloc(size_t количество_байтов);
количество_байтов — размер памяти, необходимой для размещения данных
тип size_t определен в как некоторый целый без знака
Функция malloc() возвращает указатель типа void *, поэтому его можно присвоить указателю любого типа
При успешном выполнении malloc() возвращает указатель на первый байт непрерывного участка памяти, выделенного в динамически распределяемой области памяти
Если в динамически распределяемой области памяти недостаточно свободной памяти для выполнения запроса, то память не выделяется и malloc() возвращает нуль
Функции динамического распределения памятиФункция malloc() выделяет требуемый участок свободной памятиФункция free() освобождает участок памяти, то есть возвращает

Слайд 32Пример
Выделение непрерывного участка памяти объемом 1000 байтов:
char *p;
p =

malloc(1000); /* выделение 1000 байтов */
 
В C++ нужно преобразовывать типы

указателей явно. Для этого строчку, в которой указателю р присваивается это значение, нужно переписать следующим образом:
char *p;
p = (char*) malloc(1000); /* выделение 1000 байтов */
 После присвоения указатель p ссылается на первый из 1000 байтов выделенного участка памяти.
В следующем примере выделяется память для 50 целых. Для повышения мобильности (переносимости программы с одной машины на другую) используется оператор sizeof.
int *p;
p = malloc(50*sizeof(int));

ПримерВыделение непрерывного участка памяти объемом 1000 байтов: char *p;p = malloc(1000); /* выделение 1000 байтов */ В C++

Слайд 33Проверка успешности выделения памяти
Если malloc() не смогла по какой-либо причине

выделить требуемый участок памяти, то она возвращает нуль
p = malloc(100);
if(!p)

{
printf("Нехватка памяти.\n");
exit(1);
}
Конечно, вместо выхода из программы exit() можно поставить какой-либо обработчик ошибки
Проверка успешности выделения памятиЕсли malloc() не смогла по какой-либо причине выделить требуемый участок памяти, то она возвращает

Слайд 34Функция free()
Функция free() противоположна функции malloc() в том смысле,

что она возвращает системе участок памяти, выделенный ранее с помощью

функции malloc().
Функция free() имеет следующий прототип:
void free(void *p)
Здесь р — указатель на участок памяти, выделенный перед этим функцией malloc()
Функцию free() ни в коем случае нельзя вызывать с неправильным аргументом, это мгновенно разрушит всю систему распределения памяти
Функция free() Функция free() противоположна функции malloc() в том смысле, что она возвращает системе участок памяти, выделенный

Слайд 35Динамическое распределение строки
 #include "stdafx.h"
 #include
#include
#include
 
int main(void)
{
char *s;

register int t;
s= (char*)malloc(80); // указателю присваивает адрес первой

ячейки памяти, выделенной для хранения 80 байт информации
if(!s) {
printf("Требуемая память не выделена.\n");
exit(1);
}
gets(s);
for(t=strlen(s)-1; t>=0; t--) putchar(s[t]);
free(s);
getch();
return 0;
}


Слайд 36Динамическое размещение двумерного массива
#include "stdafx.h"
#include
#include
 int pwr(int a, int

b);
 
int main(void)
{
/* Объявление указателя на массив из 10 строк

в которых хранятсяцелые числа (int). */
int (*p)[10];
 
register int i, j;
 
/* выделение памяти для массива 4 x 10 */
p = (int(*)[10]) malloc(40*sizeof(int));
 
if(!p) {
printf("Требуемая память не выделена.\n");
exit(1);
}
 
for(j=1; j<11; j++)
for(i=1; i<5; i++) p[i-1][j-1] = pwr(j, i);
 
for(j=1; j<11; j++) {
for(i=1; i<5; i++) printf("%10d ", p[i-1][j-1]);
printf("\n");
}
getch();
return 0;
}
 
/* Возведение чисел в степень. */
int pwr(int a, int b)
{
register int t=1;
 
for(; b; b--) t = t*a;
return t;
}

Динамическое размещение двумерного массива#include

Слайд 37
Указатель р в главной программе (main()) объявлен как
int (*p)[10]
Следует

отметить, что скобки вокруг *р обязательны
Такое объявление означает, что р

указывает на массив из 10 целых. Если увеличить указатель р на 1, то он будет указывать на следующие 10 целых чисел
Таким образом, р – это указатель на двухмерный массив с 10 числами в каждой строке. Поэтому р можно индексировать как обычный двухмерный массив. Разница только в том, что здесь память выделена с помощью malloc(), а для обыкновенного массива память выделяет компилятор

Указатель р в главной программе (main()) объявлен как int (*p)[10]Следует отметить, что скобки вокруг *р обязательныТакое объявление

Слайд 38Операторы динамического выделения памяти
В языке С++ используются операторы динамического выделения

памяти new и delete
указатель = new тип;
delete указатель;
Пример
Выделение памяти под

переменную целого типа
int *p;
p=new int;
delete p;
Выделение под массив целых чисел
int *p;
p=new int [10];
delete [] p;
Операторы динамического выделения памятиВ языке С++ используются операторы динамического выделения памяти new и deleteуказатель = new тип;delete

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика