Слайд 1Теория и методология дизайна
Учебный курс
Слайд 2Тема 2.
Структура методологического знания дизайнера
Философская методология
структура и функции
методологического знания
современные мировоззренческие ориентации
Общенаучные принципы и методы исследования
системный подход
деятельностный
подход
Методологические основы дизайна
дизайн в контексте смены проектных парадигм
система дизайн-деятельности
основные элементы системы дизайна
творческий процесс в дизайне
базовые принципы дизайна
базовые категории дизайна
Слайд 3Структура и функции методологического знания
Структура методологического знания дизайнера
МЕТОДОЛОГИЯ – система
наиболее общих принципов логической организации, методов и средств науки, области
деятельности, имеющая мировоззренческий смысл.
Основные функции методологического знания –
внутренняя организация и регулирование процесса познания и практического преобразования действительности.
Слайд 4Структура и функции методологического знания
Структура методологического знания дизайнера
принципы и методы
исследования, характерные для конкретной дисциплины
конкретно-научная методология (предметная)
общие принципы познания
философская методология
1
системно-деятельностный
подход и т.д.
общенаучные принципы и методы исследования
2
3
Методология, как основа познания
Методологическое сознание
Мировоззрение
Слайд 5Структура методологического знания дизайнера
Структура и функции методологического знания
Мировоззрение – система
обобщенных взглядов на мир и человека в нем, на отношение
человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Основной вопрос мировоззрения – вопрос об отношении человека к миру, о его месте и назначении в этом мире, решение проблемы о статусе человека в объективной реальности.
социально-психологические установки индивида и общества, формирующиеся на основе превращения в личные взгляды убеждений, верований, знаний, ценностей, идеалов, норм того или иного сообщества
обобщенные знания (повседневные, профессиональные, научные и т.д.), на основе которых складывается конкретно-научная и универсальная картины мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания
Познавательный компонент
включает ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т.д., выполняющие функции социальных регуляторов общественного и индивидуального поведения
Структура мировоззрения
актуализация обобщенных знаний, убеждений, верований, ценностей идеалов и норм, реальной готовности человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах
Практический
компонент
Эмоционально-волевой компонент
Ценностно-нормативный компонент
Слайд 6Структура методологического знания дизайнера
Структура и функции методологического знания
функции философской системы
Аккумуляции
опыта построение различных видов моделей мира, мировоззренческой ориентации
Методологическая
осознание деятельности и
доведение ее до теоретических форм
Обоснование и выдвижение ориентиров
для деятельности
Формирование определенной модели мира
Слайд 7Философская методология.
Современные мировоззренческие ориентации
Структура методологического знания дизайнера
Человеческие потребности как фактор
развития общества
Потребность – психическое явление отражения нужды организма или
личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие.
Потребность возникает в связи с нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности).
Потребность - источник активности личности, а процесс ее удовлетворения -
целенаправленная деятельность. Осознавая потребность как цель, человек соотносит свои субъективные представления о потребности, с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.
Слайд 8Структура методологического знания дизайнера
Потребность – первичное звено в цепочке исторической
причинности
Философская методология
Современные мировоззренческие ориентации
Слайд 9Структура методологического знания дизайнера
Философская методология
Современные мировоззренческие ориентации
Виды человеческих потребностей
Материальные потребности
выражают необходимость обеспечения общественного существования человека как биологического вида; потребности
в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей (потребности в пище, жилище и одежде).
Духовные потребности – нужда индивидов и общества в целом в создании и освоении духовных ценностей: нравственном совершенствовании, удовлетворении чувства прекрасного, познании и т.д.
по сферам деятельности:
потребности труда
познания
общения
отдыха
по объекту потребностей
материальные
духовные
по функциональной роли:
доминирующие/второстепенные
центральные/периферические
устойчивые/ситуативные
по субъекту потребностей:
индивидуальные
социальные
по происхождению:
естественные
(запрограммированы
на генетическом уровне)
культурные
(формируются в процессе
общественной жизни)
Первичные потребности - по природе физиологические, как правило, заложены генетически (потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и сексуальные потребности).
Вторичные потребности - по природе психологические (потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо), обычно осознаются с опытом; различаются в большей степени, чем первичные.
Слайд 10Структура методологического знания дизайнера
Философская методология
Современные мировоззренческие ориентации
Социальные потребности определяются исходя
из функциональных прав и обязанностей существования индивида в обществе.
Чаще
всего социальные потребности классифицируют по таким признакам-критериям, как:
1) «для других» – выражают родовую сущность человека; потребность общения, потребность защиты слабого, потребность жертвовать собой во имя другого (альтруизм);
2) «для себя» – потребность самоутверждения в обществе, самореализации, самоидентификации, иметь свое место в обществе, в коллективе, власти и т.д.; неразрывно связаны с потребностями "для других", и только через них могут быть реализованы;
3) «вместе с другими» – выражают побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира и пр.
Слайд 11Структура методологического знания дизайнера
Философская методология
Современные мировоззренческие ориентации
Классификация потребностей А.Маслоу (амер.
психолог)
В основе системы классификации – иерархическая структура.
Потребности нижних уровней
требуют первичного удовлетворения и влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней.
Прежде, чем потребность следующего уровня станет определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Т.к. с развитием человека, как личности, расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.
Слайд 12Структура методологического знания дизайнера
Философская методология
Современные мировоззренческие ориентации
Ценности - относительно устойчивое,
социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных
общественных благ; представление человека о положительной значимости (то, что включается в общественный прогресс и служит ему) для него различных явлений, предметов.
Ценности и их роль в жизни человека
В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей.
Ценностные ориентации – выражают содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяют мотивацию его поведения, оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности; внерациональный регулятив поведения человека.
Слайд 13Структура методологического знания дизайнера
Философская методология
Современные мировоззренческие ориентации
Виды ценностей:
по содержанию
- экономические, политические, социальные и духовные;
по субъекту - субъективно-личностные ценности
(формируются в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида) и надындивидуальные - групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (результат развития общества и культуры);
по роли в жизни человека – утилитарные (прагматические ценности - жилище, питание и т.п.; определяют цель деятельности) и духовные (имеют самодостаточный характер, не нуждаются во вне лежащих мотивах, определяют смысл деятельности).
Слайд 14Структура методологического знания дизайнера
Философская методология
Современные мировоззренческие ориентации
В любой системе ценностей
можно выделить то, что:
предпочитается в наибольшей степени (акты
поведения, приближающегося к социальному идеалу);
считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);
не одобряется, порицается (в крайнем проявлении считается аморальным, преступным).
Высшая ценность – идеал (наилучшее, завершенное состояние того или иного явления).
Эстетический идеал - образ должной красоты, существующий в сознании человека.
Система ценностей. Ценности формируют определенную иерархическую структуру, распределяясь по степени общественной значимости и важности (ценности более и менее высокого порядка;более и менее предпочитаемые).
Любая социальная форма жизнеустройства имеет не отдельные ценности, а их систему. Без усвоения личностью этой системы, выработки собственного отношения к ней, невозможна ни успешная социализация личности, ни поддержание нормативного порядка в обществе.
Слайд 15Структура методологического знания дизайнера
Философская методология
Современные мировоззренческие ориентации
Глобализация – процесс всемирной
экономической, политической и
культурной интеграции и унификации.
Основная сфера глобализации –
международная экономическая система (мировая экономика).
Глобализация сопровождается:
формированием глобального рынка;
глобализацией производства и потребления;
стандартизацией, формированием однородных потребностей и интересов потребителей в масштабах всего мира (идеального типа глобального потребителя, который во всех странах хочет одно и то же, наслаждается и огорчается одним и тем же).
Ключевые факторы глобализации:
информационный – переход от индустриального общества к информационному; от иерархии к сетям; от альтернативного выбора «или/или» к многообразию выбора;
экономический – переход от национальной экономики к мировой; от краткосрочных задач к долговременным; от централизации к децентрализации;
технологический – переход от развитой техники к высоким технологиям.
Слайд 16Структура методологического знания дизайнера
Философская методология
Современные мировоззренческие ориентации
Основные следствия глобализации:
- кардинальное
изменение характера отношений людей с природным и социальным окружением (экологический
кризис - разрушение и изменение природы; размывание всяких мировоззренческих основ самоопределения человека - антропологический кризис);
- кардинальные трасформации и нивелирование локальных форм культуры и разрушение форм этнической, культурной, исторической, духовной идентификации человека;
- возникновение многочисленных субкультур в рамках культурного плюрализма, приводящее к потере целостности, дроблению культурного пространства на множество фрагментов;
- устремлённость к повседневному существованию;
- нарушение механизмов удержания культурного наследия (приятие ценностей «других» культур вызывает отчуждение от своей, исходной и не предполагает интегрирование в другое культурное пространство; активизация функций культуры, связанных с производством и обработкой культурной инноватики, и “гашение” защитной и трансляционной функций, направленных на сохранение и поддержание преемственности, кода культуры);
- расширение поля массовой культуры (заимствование кодов разных культур «на поверхностном и фрагментарном уровне, их упрощение и масштабная трансляция посредством средств массовой коммуникаии на широкие слои населения);
- культурный разрыв между развитыми и отсталыми странами (отсталые и развивающиеся страны - рынок сбыта продуктов культурной индустрии развитых стран, потребители их системы ценностей); между центром и периферией (глобализация культурного пространства затрагивает преимущественно мегаполисы и лишь опосредовано влияет на периферию).
Слайд 17Структура методологического знания дизайнера
Философская методология
Современные мировоззренческие ориентации
Постмодернизм
– мировоззрение, выражающее основные
тенденции, установки и ориентиры постиндустирального (информационного) общества; не сводится к
единому учению или теории, а представлено широким спектром различных подходов и точек зрения, касающихся разных областей знания, объединенных общими идеями.
Ключевые идеи:
нестабильность мира (мир находится в неустойчивом равновесии, балансируя на грани порядка и хаоса) отказ от господствующего представления о мире как универсуме, подчиненном сумме неизменных законов, в котором нет места хаосу, неустойчивости, нелинейности, неопределенности, и переход к его пониманию в качестве постоянно меняющейся, аморфной, инвариантной в своем развитии и бесконечно сложной реальности;
деконструкция (свободное мышление, в котором нет предписанных схем, обретение смысла - в процессе философствования; “всегда остаётся зазор между термином и явлением”) и децентрация (отрицание каких-либо привилегированных "центров" доминирования, расстановки ценностных акцентов) стремление разомкнуть, рассеять сложившиеся структуры, сделать их открытыми.
Слайд 18Структура методологического знания дизайнера
Философская методология
Современные мировоззренческие ориентации
Модернизм и постмодернизм: основные
черты и отличия
Модернизм
Постмодернизм
Однолинейность, одновариантность развития мира.
Многовариантность развития мира.
Иерархия культур с
выделением эталонных. Стремление к культурной универсализации, ассимиляции и т.д.
Идея культурного плюрализма. Равноценность культур, сомнение в превосходстве культур, считавшихся эталонными.
Вера в светлое будущее, безусловный оптимизм.
Сомнение в том, что завтра будет лучше, чем сегодня, предсказания конца света, истории и т.д.
Безоговорочная вера в прогресс
Отрицание прогресса, особенно морального. Скептическое отношение к долгосрочным последствиям научно-технического прогресса.
Вера в познаваемость мира и всесилие науки.
Сомнение в возможностях естественных и общественных наук, резкое сужение круга их функций.
Доверие государству как руке прогресса, опирающейся на достижения науки.
Недоверие к государству, отказ ему в праве вторгаться во многие сферы жизни общества, стремление к разгосударствлению общества.
Идея единой культуры общества
Идея фрагментарности культуры
Массовое производство одинаковых вещей
Замещение массового рынка микрорынками, рыночными нишами
Производство - базис общества
Общество постмодерна - это общество потребления
Основа экономики - национальный рынок
Формирование глобального рынка.
Каждая страна - особая культурная реальность. Чтобы познакомиться даже с отдельными ее частями, надо отправиться в путешествие.
Возникновение гиперреальности: по всему миру возникают участки иной культурной реальности («Дисней-ленд», «Макдональдс» и пр.).
Потребление - инструментальная деятельность, направленная на удовлетворение природных потребностей человека.
Потребление – это, прежде всего, потребление символов.
Слайд 19Структура методологического знания дизайнера
Философская методология
Современные мировоззренческие ориентации
Культура в контексте постмодернизма
Специфика
современной культуры обусловлена новыми способами производства и передачи информации: распространение
электронных средств связи, образующих разветвленную сеть коммуникаций, влияющих на объемы и скорость передачи культурной информации.
Главные компоненты культурного влияния – информация и коммуникация .
Средства коммуникации – инструмент не только влияния, но и «производства» масс.
Прерогатива культуротворческой деятельности – создание мира символов.
Основной объект культуры постмодернизма – текст.
Слайд 20Структура методологического знания дизайнера
Философская методология
Современные мировоззренческие ориентации
Главный концепт информационного общества
- виртуализация жизнедеятельности, формирование нового жизненного пространства, как целостного поля,
внутри которого находятся взаимодействующие между собой индивиды и специфика которого заключается в разорванности двух уровней существования: реального и виртуального.
В постиндустриальном обществе, в связи с разрушением традиционной социальной реальности как упорядоченной и центрированной системы координат, большое значение приобретает гиперреальность как сверхреальное пространство смыслов и ценностей.
Отражение глубинной реальности сменяется ее деформацией, затем – маскировкой ее отсутствия и наконец – утратой какой-либо связи с реальностью, замена смысла анаграммой, видимости – симулякром. Вместо истинной картины мира человек удовлетворяется множеством условных, знаково-произвольных картин, заменяющих ему объективную реальность.
Слайд 21Структура методологического знания дизайнера
Философская методология
Современные мировоззренческие ориентации
Искусство постмодернизма
Основные черты (1):
отказ от ценностей классической эстетики, опровержение всех канонов и авторитетов;
самоцельность формы и утрата смысла; разрушение "мерки" разумного сознания;
стремление к снятию барьеров между искусством и широкой публикой (при сохранении определенными произведениями искусства элитарного значения);
отсутствие в художественном процессе творческой доминанты;
отрицание гармонической упорядоченности, структурной целостности форм, предпочтение дисгармоничности, эклектизма, мозаичности и алогизма;
разрушение монополии интернационального стиля; недоверие к "тоталитаризирующему синтезу", принципиальный фрагментаризм, склонность к методам коллажа, произвольного монтажа, парадоксам, акцентированию "разломов", "краев" и т.д.; клиповость в различных областях эстетической практики (множественная внутренняя трансформация, перетекание, зыбкость образов, неожиданная оригинальная смена картин и пр.);
отсутствие сюжета, замысла, смысла компенсируется интертекстуальной насыщенностью;
Слайд 22Структура методологического знания дизайнера
Философская методология
Современные мировоззренческие ориентации
Искусство постмодернизма
Основные черты (2):
“гибридизация"
(смешение, скрещивание) традиционных жанров искусства, появление новых межвидовых форм (клип,
перформанс, хэппенинг и пр.), заимствование одними жанрами творческих стилей и методов других;
отстаивание права ирреализма (не все может быть "показано", "изображено", "иконизировано“);
установка на игру, иронию, аллегорию; "карнавализация“;
подвластность художника потоку впечатлений, стремление к особой "техничности“, сложности, вычурности формы, использование звуковых и световых эффектов;
стремление к освобождению инстинктов, эмансипации чувственности, пристрастие к эротическому, восхваление инстиктивного и спонтанного, стремление к гедонизму;
распространение деструктивных идей, продуцирующих образ катастрофы, распада, хаоса;
обращение к камерным формам (тенденция к дроблению, сокращению театральных трупп, появлению малых сцен);
произведения архитектуры и дизайна - не носители функций, а изображение символических содержаний и художественных тем.
Слайд 23Общенаучные методы и принципы исследования
Структура методологического знания дизайнера
Подход, в основе
которого – исследование объектов как систем.
Любой объект рассматривается как
совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая вход (ресурсы), выход (цель), связь с внешней средой и обратную связь, функционирование и развитие которых интерпретируется с точки зрения основных свойств системы как ЦЕЛОГО.
Системный подход ориентирует на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Его принципы помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов.
Системный подход
Слайд 24Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
целостность – рассмотрение
системы одновременно и как единого целого, и как подсистемы для
вышестоящих уровней;
иерархичность строения – рассмотрение системы как множества (не менее двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня (взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой);
структуризация – рассмотрение элементов системы и их взаимосвязей в контексте конкретной организационной структуры; как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры;
множественность – использование множества моделей (кибернетических, экономических, математических и пр.) для описания отдельных элементов и системы в целом.
Основные принципы системного подхода
Слайд 25Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
системно-элементный – выявление
элементов, составляющих данную систему (вещные компоненты, процессы, идеи и пр.);
системно-структурный – выяснение внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющий получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;
системно-функциональный – выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;
системно-целевой – научное определение целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;
системно-ресурсный – выявление ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;
системно-интеграционный – определение совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;
системно-коммуникационный – выявление внешних связей данной системы с другими, то есть, её связей с окружающей средой;
системно-исторический – выяснение условий во времени возникновения исследуемой системы, пройденных ею этапов, современного состояния, а также возможных перспектив развития.
Основные аспекты системного подхода:
Слайд 26Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Система – совокупность
элементов, их связей, взаимодействий между собой и внешней средой, образующее
присущую данной системе целостность, качественную определенность и целенаправленность.
Типы систем. Системы разделяются на классы по различным признакам и в зависимости от решаемой задачи.
Основания для классификации:
природа элементов;
тип целеустремленности (открытые и закрытые);
длительность существования;
изменчивость свойств;
сложность структуры и поведения (простые и сложные);
отношение к среде;
реакция на возмущающие воздействия;
степень участия людей в реализации управляющих воздействий и др.
Слайд 27Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Типы систем, исходя
из объективности их существования:
Реальные (физические) – системы, состоящие из материальных
элементов (механические, электрические, биологические, социальные и др. подклассы систем и их комбинации).
Абстрактные – системы, элементы которых не имеют прямых аналогов в реальном мире, создаются путем мысленного отвлечения от тех или иных сторон, свойств и (или) связей предметов и образуются в результате творческой деятельности человека (системы уравнений, идеи, планы, гипотезы, теории и пр.).
Типы систем, в зависимости от характера происхождения:
Естественные системы – продукт развития природы, возникли без вмешательства человека (климат, почва, живые организмы, солнечная система и пр.).
Искусственные системы – результат созидательной деятельности человека.
Смешанные системы – результат комбинации элементов, имеющих как естественное, так и искусственное происхождение.
Слайд 28Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Типы систем, в
зависимости от длительности их существования:
Постоянные – системы, которые в
процессе заданного времени сохраняют существенные свойства, определяемые их предназначением (к ним могут относиться как естественные, так и искусственные системы).
Временные – системы, изменяющие свои свойства в пределах заданного времени.
Типы систем, в зависимости от изменчивости их свойств:
Статические – система с одним состоянием.
Динамические – системы, имеющие множество возможных состояний, которые могут меняться как непрерывно, так и дискретно.
Типы систем, в зависимости от характера связи с внешней средой:
Изолированные – не обмениваются с внешней средой энергией и веществом; процессы самоорганизации невозможны.
Закрытые – не обмениваются с окружающей средой веществом, но обмениваются энергией.
Открытые – обмениваются с внешней средой энергией и веществом.
Слайд 29Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Типы систем, в
зависимости от реакции на возмущающие воздействия:
Активные – системы, способные
противостоять воздействиям внешней среды и сами могут оказывать воздействие на нее.
Пассивные – системы, неспособные противостоять воздействиям внешней среды, а также воздействовать на нее.
Типы систем, в зависимости от степени участия человека в реализации управляющего воздействия:
Технические - системы, функционирующие без участия человека; реализуют процесс технологического управления (адаптивные - приспосабливающиеся к изменению внешних и внутренних условий в процессе работы для достижения требуемого качества функционирования путем изменения своих параметров или структуры; неадаптивные).
Человеко-машинные – человек сопряжен с техническими устройствами, при этом окончательное решение принимает человек, а средства автоматизации лишь помогают ему в обосновании правильности решения.
Организационные системы – в основе функционирования принцип социальной регуляции, социальные системы (организованные группы, коллективы людей, общество в целом и пр.).
Слайд 30Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Типы систем, в
зависимости от их величины и степени сложности :
сложные –
системы, большим числом элементов и внутренних связей, их неоднородностью и разнокачественностью, структурным разнообразием, выполняют сложную функцию или ряд функций; компоненты сложных систем могут рассматриваться как подсистемы, каждая из которых может быть детализирована еще более простыми подсистемами; основные аспекты сложности: функциональная, структурная;
простые – системы, состоящие из небольшого количества взаимосвязей и небольшого количества элементов; служат для выполнения простейших функций, в них нельзя выделить иерархические уровни; отличительная особенность – четкая определенность числа элементов и связей как внутри системы, так и со средой;
большие – системы, ненаблюдаемые одновременно с позиции одного наблюдателя во времени или в пространстве, для которых существенен пространственный фактор и число подсистем которых очень велико, а состав разнороден;
малые – системы, характеризующиеся небольшим числом составленных элементов, состав которых, преимущественно, однороден.
Слайд 31Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Типы систем по
степени организованности:
хорошо организованные системы – системы, в которых исследователь
может определить все элементы, связи и детерминированные зависимости между элементами и целями системы (как правило, к таким системам относят класс технических систем); жесткие системы;
плохо организованные (диффузные) системы – вероятностные системы (выявленные закономерности распространяют на поведение системы с какой-то вероятностью), характеризующиеся набором основных макропараметров и закономерностей, с помощью которых можно оценивать их поведение; мягкие системы;
самоорганизующиеся системы – системы, характеризующиеся изменчивостью, нестабильностью, случайностью отдельных параметров и стохастичностью поведения, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям среды и помехам (как к внешним, так и внутренним), вырабатывать цели, варианты поведения и изменять структуру.
Слайд 32Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Типы систем, в
зависимости от природы элементов:
материально-вещественные – системы, характеризующиеся материальной природой элементов,
имеющие вещественную форму и способные удовлетворять потребности человека (предметы материального мира, представляющие ценность для человека);
процессуальные – системы, характеризующиеся процессуальной природой (процесс – развитие какого-нибудь явления; последовательная закономерная смена состояний в развитии чего-нибудь; физические, химические, биологические, психологические, производственные, культурные и пр. процессы);
знаково-информационные – системы, характеризующиеся знаковой природой элементов, обладающие внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления их элементов и служащие для осуществления индивидуальных и коллективных коммуникативных и трансляционных процессов (в зависимости от типа составляющих знаков – вербальные, жестовые, графические, образные, формализованные).
Слайд 33Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Определяющие функционирование системы:
Состояние
системы – совокупность состояний ее элементов и связей между ними.
Задание конкретной системы сводится к заданию ее состояний, начиная с зарождения и кончая гибелью или переходом в другую систему.
Ограничения системы – то, что определяет условия ее функционирования (реализацию процесса). Ограничения бывают внутренними и внешними.
Одно из внешних ограничений – цель функционирования системы.
Пример внутренних ограничений – ресурсы, обеспечивающие реализацию того или иного процесса.
Системный подход в дизайне предполагает рассмотрение объекта дизайн-проектирования как системы взаимоувязанных материально-функциональных и социокультурных элементов; требует установления функциональных связей между средой, ее элементами – вещами и процессами, протекающими в ней с участием человека (групп людей, общества).
Слайд 34Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Деятельность – характеристика
человека и условие его существования, активное взаимодействие человека со средой,
в котором он достигает сознательно поставленную цель, возникшую в результате появления у него определенной потребности.
– система методологических и теоретических принципов, в которой любой факт рассматривается как следствие определенной деятельности.
Деятельностный подход
Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени.
Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат
Слайд 35Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Субъект – осуществляет
деятельность и всегда находится в активном отношении к внешнему миру,
к объекту деятельности, который не удовлетворяет его и который он противополагает себе и своими действиями стремится переделать.
Объект – то, на что направлена деятельность, то, что противостоит субъекту; объект как материал сопротивляется воздействию на него человека, должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.
Предмет – сторона в объекте, на которую направлена деятельность, особый характер ее воздействия на объект (практически всегда совпадает с ее содержанием и предполагает ответ на вопрос: «что субъект делает с объектом?»).
Основные компоненты деятельности:
Стимул – объективное явление, действующее на человека (или животное) и вызывающее ответную реакцию. У человека стимул, отражаясь сознанием, становится мотивом.
Мотивы – психические явления, ставшие побуждениями к выполнению того или иного действия, поступка или деятельности; бывают как быстропроходящие, так и стойкие (в качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется). Действия у человека могут быть немотивированные, импульсивные и подчас даже неосознанные, но деятельность и поступки его всегда мотивированы.
Слайд 36Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Цель – сознательно
формулируемое основание деятельности, отвечает на вопрос «что именно сделать?»; предполагаемый
результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намеревается удовлетворить ту или иную потребность; основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих идеалов и ценностей; различают цель как объективное (объективный результат) и как субъективное психическое (предполагаемое) явление.
Задачи – определенная процедура, согласно которой достигается преобразование исходных условий деятельности для достижения ее заданной цели (задача отвечает на вопрос «как сделать» и нужна для создания технологического решения: «как?» а «вот так»: шаг 1 – шаг 2 – шаг 3).
Основные компоненты деятельности
Средства – «инструменты», которыми человек пользуется, выполняя те или иные действия и операции;
Условия деятельности – совокупность условий и факторов (внешних и внутренних), оказывающих на деятельность определяющее или значительное влияние; в числе внешних условий – физические, социальные, временные и пр.
Слайд 37Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Основные компоненты деятельности
Интериоризация
– формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней
деятельности.
Экстериоризация – процесс порождения внешних действий на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней сознательной деятельности человека.
Действие – относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.
Результат – конечный итог деятельности, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично); понятие имеет более общий характер по отношению к понятию «продукт»; может быть также отнесено к отдельным компонентам процесса деятельности.
Продукт деятельности – результат трансформации предмета деятельности, обязан ему своим происхождением; понятие относится лишь к целостной деятельности.
Основные типы продуктов: прямой/побочный; удавшийся/частично удавшийся/неудавшийся; полезный/бесполезный/вредный; необходимый/добавочный; конечный/промежуточный; основной/подготовительный; главный/дополнительный.
Слайд 38Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Слайд 39Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
в зависимости от
особенностей отношения человека к окружающему миру: практическая (направлена на преобразование
реальных объектов природы и общества); духовная (связана с изменением сознания людей и включает: познавательную, осуществляемую в научной и художественной форме; ценностно-ориентировочную, направленную на формирование системы ценностей, мировоззрения людей; прогностическую, предполагающую предвидение и планирование изменений действительности);
в зависимости от социальных форм объединения людей: коллективная; массовая; индивидуальная;
в зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления: однообразная, шаблонная, монотонная деятельность; инновационная; изобретательская, творческая;
в зависимости от общественных сфер: экономическая; политическая; социальная; культурная;
в соответствии с процессом становления личности: игровая; учение; труд;
в зависимости от особенностей проявления: внутренняя (происходит посредством умственных действий); внешняя (проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами).
Виды деятельности
Слайд 40Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Концепция взаимодействия как
методологический принцип познания
Взаимодействие – одна из основных философских категорий; отражает
процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.
Основывается на том, что:
без изучения взаимодействия в его общем и конкретном проявлении нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности; любой объект может быть понят и определён лишь в системе отношений и взаимодействия с другими окружающими явлениями, их частями, сторонами и свойствами;
каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны;
взаимодействие противоположностей – противоречие – глубинный источник, основа и конечная причина возникновения, самодвижения и развития объектов, их порождения или их возникновения;
каждой качественно определенной системе свойствен особый тип взаимодействия; взаимодействие частей развивающейся системы является одновременно и регулирующим, управляющим фактором, определяющим направление её развития;
взаимодействие может осуществляться лишь с помощью специфического материального носителя.
Слайд 41Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Cущность взаимодействия –
обменный процесс, в ходе которого разрешается противоречие между взаимодействующими сторонами.
Содержание взаимодействия – взаимодействующие элементы и механизм взаимодействия.
Элемент системы взаимодействия – неделимая часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению к ней и характеризующаяся конкретными свойствами, определяющими ее в системе однозначно.
Связь – совокупность зависимостей (односторонних, двусторонних) свойств одного элемента от свойств других элементов системы.
Категория взаимодействия – ключевое звено в методологии дизайна.
Изучая взаимодействие объектов, дизайнер пытается проследить, какое влияние оказало взаимодействие на внутренние элементы объектов и их связи, как оно отразится на характеристиках формы.
Слайд 42Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Модель взаимодействия
А
– среда или внешние условия реализации
взаимодействия
В и С
– взаимодействующие системы
Д – процесс взаимодействия систем В и С
Е – продукт взаимодействия
х – необходимые свойства систем и среды
(и их состояния), определяющие продуктивность
взаимодействия.
А – внешние условия дизайн-деятельности
С – субъект деятельности;
О – объект деятельности;
ПД – процесс деятельности;
ИД – инструменты деятельности
ИП – идеальный продукт взаимодействия
(элемент духовной культуры)
МП – материальный продукт взаимодействия
(изделие / другая искусственная система)
– – – элемент процесса распредмечивания
Модель взаимодействия в
соотнесении с дизайн-деятельностью
(по Чернышеву О.В.)
Слайд 43Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Опредмечивание – процесс,
в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в
нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или «очеловеченным» предметом.
Распредмечивание – процесс, в котором сущность, «логика предмета» становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием.
Эти два взаимосвязанных процесса заключают в себе три уровня:
деятельность вызывает в объекте или наследует из него такие изменения, которые аналогичны действию сил самой природы;
она создает и воссоздает произведения культуры, наследует и творит ее ценности;
совершается изменение самого субъекта, его приобщение к другим субъектам, включение в межчеловеческие отношения, в историческую связь с обществом.
Механизм преобразовательного характера предметной деятельности
Механизм преобразовательного характера предметной деятельности, взаимодействия субъекта и объекта культуры раскрывается через взаимосвязанные процессы опредмечивания и распредмечивания.
Слайд 44Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Процессы опредмечивания и
распредмечивания сквозь «призму дизайна»:
В процессе опредмечивания дизайнер впитывает интегрированный культурный
опыт (материальные и духовные ценности, научные достижения, существующие эстетические предпочтения, производственные возможности, конкретный опыт проектирования объектов данного типа и т.д.), который, трансформируясь в индивидуальном своеобразии его творческого «Я», становится частью его сознания.
В процессе распредмечивания:
В результате восприятия образа предмета у потребителя возникает определённая эмоциональная реакция (переживание), которая, накладываясь на идеалы и убеждения личности потребителя, формирует чувство, как более сложную форму эмоционального отношения; испытываемые потребителем чувства, в совокупности с его эстетической потребностью, побуждают к оценке вещи.
В процессе пользования предметом потребитель «прочитывает» его общественные свойства: гармоничная форма приобретает эстетическую значимость, удовлетворяя утилитарные и эстетические потребности; художественные идеи, воплощённые в системе морфологических признаков предмета, формируют его общее эмоционально-художественное воздействие и оказывают влияние на внутренние установки потребителя.
Потребитель в процессе распредмечивания проделывает путь, противоположный пройденному дизайнером в процессе опредмечивания: реконструируя заложенную в форму систему значений, он становится «опредмеченным» человеком и получает, помимо материально-утилитарного продукта, «духовный импульс» – идеальный продукт.
Слайд 45Структура методологического знания дизайнера
Общенаучные методы и принципы исследования
Механизм преобразовательного характера
предметной деятельности
Слайд 46Per áspera ad astra!
Грызите гранит науки :)
До новой встречи!
Теория и
методология дизайна