Слайд 21900-е
• Стиль ар-нуво.
• S-образный силуэт в женской одежде (1900-1905 г.г.)
•
Шляпы с широкими полями.
• «Эстетстский» костюм - силуэты и формы,
предлагаемые не дизайнерами, а архитекторами, художниками, писателями. Эстетстское движение возникло как протест против официальной моды. Все попытки реформирования моды тогда не получили поддержку у основной массы потребителей.
• Ориентализм в моде - стилистические элементы, заимствованные западными дизайнерами из культуры Азии.
• Шаровары в восточном стиле, кисточки, тюрбаны, эгретки (вошли в моду после русских сезонов в Париже).
• Яркие цвета и броские украшения.
• «Балканская» блуза.
Простые модели с завышенной линией талии и упрощенным мягким корсетом из вулканизированной резины. В последствии Пуаре отказался от корсета вовсе.
1.«Хромающие» юбки.
2.«Турецкие» шальвары.
3.Юбки-брюки.
4.Рукава-кимоно.
5.Туники с юбками «абажур».
6.Пальто-халаты, пальто овального силуэта.
7.Платья в стиле «неогрек» - модный стиль в то время.
8.Яркие цветовые сочетания: ярко синий -с желтым, оранжевый –с изумрудно-зеленым, розовый - с желтым.
9. Пуаре использует бархат,панбархат, тюль, переливающийся атлас, невесомый шелк, драгоценные вышивки, бисер, стразы, блестки.
10. Короткие женские стрижки.
Слайд 3Мода 1910-х годов.
Новые образы десятилетия построены на элементах довоенной моды.
Вопреки экономическому кризису, росту инфляции и острой нехватке тканей и
аксессуаров они поражают своей роскошью.
Общественные события периода 1910-1920 г.г., наиболее повлиявшие на развитие моды:
• Первая мировая война 1914-1918 г.г.
Исчезли:
• Корсеты.
• «Хромающие» юбки.
• Сложные прически.
• Большие шляпы.
• Вышивка, аппликация, кружево.
• Укоротились юбки.
Основные тенденции моды 20-х.
• Мужественность:
1. Шляпка – горшок с жетскими полями.
2. Практичный комбинезон.
3. Стиль «Ля гарсонн».
4. Строгие полоски на ткани.
5. Костюмы мужских фасонов.
6. Строгий шерстяной костюм.
7. Клубные пиджаки и смокинги.
8. Сорочки, галстуки, шляпы.
9. Закрытые туфли типа мужских полуботинок.
10. Узкие галстуки, галстуки- бабочки.
11. Брюки.
12. С мужскими элементами одежды - макияж «женщина вамп»: темные тени на веках, черная подводка на глазах, темно красная помада на тщательно нарисованных губах, цветной лак на ногтях.
Слайд 4Обтекающий S-силуэт - классический силуэт своего времени. Шелк, шифон, аппликации
и вышивка, делающая узоры трехмерными - основные мотивы моды начала
20-го века. Японские ирисы, украшающие низ платья, напоминают стилизованные эскизы в стиле японизма, который снова вошел в моду. Тонкий, мягкий шифон создает привлекательные плавные линии, которые являются отличительной чертой времени. Украшенное множеством тонкого воздушного шелкового кружева - это платье является классическим примером моды Belle Epoque. В период модерна легкие силуэты и натурализм ценились особо высоко. Особо почитались натуралистические темы - цветы и насекомые, которые часто используются для текстильного дизайна и аксессуаров.
Слайд 5Виноградные лозы - пример популярности органических узоров в моде начала
20-го века. Жанна Пакен - известная женщина-кутюрье, открывшая свой дом
моды в Париже в 1861 году, и 1896 году - филиал в Лондоне. В 1900 году Жанна - первая женщина, которую выбрали президентом отдела моды на Всемирной выставке. А в 1913 году первая из женщин-модельеров получила орден Почетного легиона.
Слайд 61908г Платье S-силуэта, созданное из трехмерных кружев с использованием растительных
и животных мотивов. Эта технология плетения кружев называется Ирландское кружево.
История Ирландского кружева идет из далекого 14 века. Уже тогда Ирландия была признанным производителем этого вида кружев. Изготавливали его монахини и девушки-послушницы в обителях, которые располагались на юге страны. Уже позже, в пятидесятых годах 18 века, когда страна была охвачена «картофельным голодом», популярность Ирландского кружева возросла еще больше. Первоначально Ирландское кружево использовалось для украшения воротников и манжетов, а с 1905 платья, полностью созданные из кружев, стремительно вошли в моду и покорили всю Европу.
Слайд 71909 Платье в стиле ампир, представляющее собой переходный период от
S-силуэта к простому бескорсетному платью.
Слайд 81910 Платье переходного периода, в которые женщины, наконец-то, потихоньку начинают
избавляться от жестких корсетов. Высокая линия талии и простой силуэт,
мягкие материалы, а также свободно облегающие линии освобождают женщину от искусственно-созданных форм и изгибов. После того, как Поль Пуаре ввел бескорсетные платья с высокой талией в 1906 году, простой силуэт прочно вошел в моду. Но, на самом деле, женщины все еще носили корсеты под платье, который в те времена был уже гораздо мягче и анатомичнее.
Слайд 9Серия "Дельфос" возникла в 1907 году и стала визитной карточкой
Мариано Фортуни. Для для этих платьев в древнегреческой стилистике использовались
дорогие японские и китайские шелка. Эта новая форма полностью поменяла понятие женской одежды, т.к. платья серии "Дельфос" подчеркивают естественные изгибы линии тела, а не искусственно созданные корсетные линии. Стеклянные бусины, находящиеся по бокам платья, призваны распрямлять платье на теле, и одновременно являются украшением.
Слайд 10Поль Пуаре освободил женщин от столетнего гнета: в 1906 г.
Дениза Пуаре — жена, муза и модель — явилась на
крестины дочери в платье без корсета, по тем временам все равно что голая. Модель этого платья, сообщает модный журнал того времени, между прочим, называлась «Лола Монтес» — именем танцовщицы и авантюристки, соблазнительницы с плохой репутацией. Представленные платья, помимо новаторского силуэта, также показательны своими яркими цветами: они были достигнуты благодаря использованию синтетических красителей. Эти цвета сразу обрели влияние в модных кругах, и в начале 1910-х годов улицы были наполнены яркими красками, как те, что мы видим на этих платьях.
Слайд 11Вечернее платье в египетской стилистике: стилизованное изображение скарабея на поясе
и асимметричная юбка. Это хороший пример восточного влияния на моду,
которое ощущалось в то время. Жанна Пакуин завоевал популярность среди женщин высшего общества и актрис, потому что ее платья, которые всегда исполнялись исключительно под заказ, всегда были великолепны и романтичны.
Слайд 12Благодаря блестящей ткани и прямому силуэту этого платья, люди могли
предвидеть моду предстоящих 1920-х годов. Этот узор или "seigaiha" (голубые
океанские волны) использовали 1920-х как популярный мотив Art Deco, сторонники которого придерживались геометричности узоров. Густав Бир, родившийся в Германии, открыл свой дом моды в Париже в 1905 году. Он также открыл филиалы в Ницце и Монте-Карло. Его концепцией являлось «консервативная элегантность для консервативных клиентов», и он представлял элегантные платья, которые были роскошны вплоть до мельчайших деталей. Такой подход был высоко оценен модной элитой, и дом моды был одним из самых популярных в 1910-х и 1920-х годах.
Слайд 16Поль Пуаре
20 апреля 1879, Париж, Франция — 30 апреля 1944,
Париж) — парижский модельер высшего класса, один из самых влиятельных создателей
моды. В истории моды имя Пуаре связано с созданием молодежного стиля.В 1903 году Пуаре основывал «Дом Пуаре и raquo».
Сын парижского торговца тканями в районе Чрева Парижа и довольно строгой и целеустремленной мамы, мечтавшей из сына сделать не кутюрье, а зонтичного мастера, Поль Пуаре был очень способным юношей. В детстве он одевал куклу, подаренную ему сестрами. Вероятнее всего этот интерес к созданию одежды был генетически унаследован. Ведь и две его сестры – модельер Николь Пуаре-Грульт и шляпница Мод Пансон, сделали также видные карьеры в мире моды. Правда и то, что их отношения никогда не были близкими.
Слайд 17Карьеру модельера Пуаре начал в самом престижном салоне Парижа начала
века - у Жака Дусе. Впрочем, там он долго не
проработал. Его идеи оказались совсем не подходящими для такого консервативного заведения. Довольно быстро Пуаре перебрался работать к конкурентам Дусе в ателье Ворта. Однако, и там он не смог продержаться долго. В итоге, мама Пуаре дает ему 50 тысяч франков и, он в 1904 году открывает собственный салон моды. Его успех был молниеносным благодаря хорошо выбранным сотрудникам и связям со старыми клиентками из домов Дусе и Ворта. первой клиенткой стала популярная актриса Режан. Вскоре Пуаре сам становится знаменитым и, его модели начинают носить многие француженки.А в 1912 учреждает самый эпатажный журнал того времени - 'Газетт дю бон тон' ("Журнал изысканного тона").
В 1906 году он создал узкое длинное платье, юбка которого начиналась от груди. Во многом, его революционный силуэт был основан на требовании женщин изменений одежды, а также эталонных образцах стиля модерн. В результате, Пуаре заменил корсет гибким бюстгальтером и поясом для чулок. «Женское движение борется за свободу, а я даю женщинам свободу движения», как писал он сам на страницах своего журнала «Газет дю Бон Тон». Он также отказывается от пастельных тонов, заменяя их сочными красками и невероятными цветочными узорами. Стоит отметить, что именно Поль Пуаре (Paul Poiret) привнес еще одно новшество — шелковые чулки телесного цвета, которые были популярны не только среди женщин, но и мужчин.
Слайд 18Дениза
В 1905 году музой Поля Пуаре стала его жена Дениза,
урожденная Буле – тонкая, черноволосая, юная, без корсета, свободная от
макияжа и пудры. «Как здорово, – признавалась она, – найти мужчину, который еще и является вашим супругом, и который одевает вас так, будто вы явились из волшебной страны». Каждый выход Денизы Поль Пуаре в парижские модные места ожидался, освещался прессой и обсуждался парижским мнением. В каждом из этих выходов был привкус эпатажа, доходящего до скандальности то юбка-кий, то юбка-брюки...
Слайд 19В 1910 году, Поль Пуаре (Paul Poiret) представил «хромую юбку»,
которая была очень сильно заужена книзу -юбки с шириной ниже
колена около 30 см, что женщины могли передвигаться только маленькими шажками. Однако такие юбки не стали пользоваться успехом.
Слайд 20Его имя - это модерн начала века, восточные мотивы, образ
женщины-цветка.
фантазия Пуаре черпала свои темы в экзотике.
Слайд 21В своих мемуарах, "скромно" озаглавленных 'Одевая эпоху', Пуаре отметил сильное
влияние на свое творчество русского театрального искусства, в особенности живописи
Бакста. Как декоратор Русских сезонов, Бакст стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище. Этот "дух уходящей эпохи" и стал тем питательным раствором, на котором выросло и расцвело творчество Пуаре. Его восточные наряды, вдохновленные постановками Сергея Павловича Дягилева «Синий бог» и «Шехерезада», стали триумфом кутюрье. Он ввел в моду кафтаны, тюрбаны и вуали, украшенные кружевами, бахромой, жемчугом и перьями.
Поль и Дениза Пуаре вошли в историю моды и как устроители грандиозных костюмированных праздников, проводившихся ежегодно, каждый из которых имел свою тему. В 1911 году он провел свой самый грандиозный показ под названием «1002-я ночь». Сам Пуаре играл на нем роль восточного султана, а Дениза – шахини. Вместо традиционных, набивших оскомину длинных черных платьев "ниспадающих с плеч безнадежно печальными складками", Пуаре выводит на подиум девиц в самых экзотических восточных нарядах. Как писали парижские газеты: "одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь даже почтенные супруги политиков готовы бросить все и уехать к турецкому султану, лишь бы иметь такие наряды".
Слайд 22Привлеченный блеском русского двора и стремлением расширить клиентуру, осенью 1911
года Поль Пуаре вместе с группой манекенщиц отправился с показами
по городам Восточной Европы, включая Варшаву, Москву и Петербург. Москву он полюбил! Причиной тому стала его дружба с выдающийся московской создательницей мод – Надеждой Петровной Ламановой, которую Пуаре знал по Парижу. Судя по его воспоминаниям, Ламанова хорошо накормила кутюрье и показала ему Кремль, Щукинский музей современной живописи и блошиный рынок на Сухаревке. Пуаре был в восторге от народных русских костюмов – сарафанов, косовороток, кокошников, кичек, шалей и платков и привез их в Париж изрядное количество. По возвращении во Францию цветы и орнаменты этих ярких русских изделий вдохновили кутюрье на создание коллекции платьев на русскую тему – первой в мире. Названная «Казань» эта коллекция «русских» вышивок и уборов, сапог и сарафанов, нескольких платьев под тем же названием «Казань», сохраненная стараниями супруги и детей Пуаре, ушла с молотка в Париже в мае 2005 года… в 1913 году Поль Пуаре принимает к себе в Дом первого русского – Романа Тыртова, петербуржца и сына адмирала, широко прославившегося в Европе и Америке в 1920е годы под псевдонимом Эрте. Эрте рисует для Пуаре юбку-абажур и оттачивает свое мастерство непревзойденного иллюстратора мод стиля Ар Деко.
Слайд 23В период 1890—1910 годов модельер пропагандировал возвращение к античной моде:
предлагал Парижу платье в виде туники и пеплос.
Слайд 24В его эскизах чередуются японские кимоно, яркая персидская вышивка, пестрый
батик и восточные тюрбаны с мехом и парчой.
Пуаре навсегда ввел
в европейскую женскую моду некое подобие японского кимоно: длинное свободное одеяние с широкими рукавами, подпоясанное широким поясом, которое получило название "Пуаре-оби". Интересно, что мысль о кимоно пришла в голову Пуаре благодаря событиям русско-японской войны! Не зная толком, что там произошло, Пуаре разработал этот сюжет, желая сделать приятное своему русскому другу Дягилеву.
Слайд 25А в апреле 1911 в журнале Art et Décoration появились
первые фотографии мира моды. На этих снимках фотограф Эдвард Штайхен запечатлел моделей
Пуаре. Так мода приобрела еще одно выражение в качестве тонкого искусства.
Слайд 26Впоследствии, Поль Пуаре (Paul Poiret) начинает путешествовать по разным странам,
где искал новые идеи и переносил их на свои модели.
По возвращению в Париж, он основал Школу прикладного искусства, где стали создаваться ткани, мебель и аксессуары под маркой «Paul Poiret». Кроме того, он также организовывает собственное производство духов. В 1911 году, Пуаре создал юбку-брюки, которая вызвала скандал. В результате, папа Пий X предал модельера анафеме, за столь дерзкий, по тем временам, проступок. Однако Пуаре не обращал на это внимание, а вновь делал открытия. Он основал мастерские, в которых впервые стали переносить эскизы художников на ткани, первым из которых был Рауль Дюфи (Raoul Dufy).
В начале века в Европе восторжествовал модерн. Этот изящный стиль изменил все: архитектуру, живопись, музыку, поэзию. Первым, кто заметил это и перенес модерн в искусство одеваться, был Пуаре. Он сжигает эскизы вечерних туалетов, разработанные им еще в салоне Ворта, и предлагает капризному и непостоянному Парижу свою новую коллекцию.
Слайд 27Пуаре действительно вошел в историю как великий реформатор: он изменил
силуэт, ввел в моду новую красочную гамму тканей для дамского
платья, набивные ткани, новые сочетания, индивидуализировал парфюмерные запахи – и в результате раскрепостил женщину, освободив от оков многовековых предрассудков. Пуаре создал нечто гораздо большее, чем новый костюм – новый образ жизни, стиль, который царил в Европе и Америке более десяти лет, до начала 1920-х годов.
Слайд 28работы ателье «Мартин» – дочернего предприятия Поля Пуаре, создававшего убранство
интерьеров.
Слайд 29Несмотря на его невероятную популярность, Пуаре призывают на службу в
армию, а после его возвращения уже все изменилось.В мире моды
уже властвовала Коко Шанель (Coco Chanel). Однако кутюрье не хотел даже слышать об этом. Он устраивает роскошные празднества и только зарабатывает огромные долги. В 1925 году, Пуаре представляет свои модели на выставке декоративного искусства, а затем отправляет по Сене три корабля, на одном из которых расположил ресторан, на другом — салон моделей, а на третьем — бутик с мебелью, парфюмерией и аксессуарами. После завершения своего турне, спонсоры отказались возместить его расходы. В результате, Поль Пуаре (Paul Poiret) становится банкротом. в 1927 г. закрывает свой модный дом
После того, как Пуаре обеднел, ему требовались средства для существования. Его спасла Колет, его верная подруга, которая предоставила мастеру возможность работы в театре. Там он еще долгое время придумывал великолепные костюмы для театральных постановок. Пуаре не смог приспособиться к эмансипации, демократизации и индустриализации моды после Первой мировой войны, он относился к созданию костюма как к искусству, что в межвоенный период не было востребовано.
Вскоре от него уходит жена и в 1944 году, знаменитый кутюрье, коренным образом, изменивший мир моды, умирает.
Слайд 30Однако, уже с конца 1950х годов начинается возрождение интереса публики
к творчеству Поля Пуаре. И что неожиданнее всего, этот интерес
был спровоцирован его вдовой, Денизой, устроившей первую ретроспективную выставку его моделей. Музеи моды мира начинают каталогизировать свои модели с грифом Paul Poiret. В эпоху хиппи, в конце 1960х годов, в Нью-Йорке возникает мода носить винтажных вещи от Пуаре. Выставки его творчества собирают значительные толпы почитателей его не меркнущего таланта. Цены на его модели начинают стремительно расти вверх, коллекционеры раскупают флаконы духов «Розин», подушки и коврики от «Мартин».
Слайд 31Вечернее платье №1 Вечернее платье
1910-1911
Платье из бежевого шелкового атласа с
верхним платьем из шелкового тюля; вышивка разноцветным бисером и золотыми
нитями; пеплум из золотистого тюля.
Слайд 32Вечернее платье №2
Около 1920
Серебряная ткань ламе; шелковый тюль на груди;
верхняя юбка из шелкового тюля с серебряной вышивкой, растительный и
геометрический узоры; пояс из такой же ткани; деревянные бусины.
Слайд 33Манто№1
Весна 1923
Темно-розовая шелковая жаккардовая ткань с цветочным орнаментом; воротник, стойка
и рукава из пурпурного шелкового атласа с золотой вышивкой; рукава
«долман»
Слайд 34Манто «Мандарин»
Около 1923
Черная шерстяная ткань с саржевым переплетением, с вышивкой
швом «цепочка» (тамбурный шов) в виде хризантем, птиц и волн;
отложной воротник; подкладка из черного крепдешина.