Слайд 1ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
«Проблемы конкуренции в банковской деятельности»
Выполнила:
студентка
группы 5-ФКД,
Валеева Дарья Сергеевна
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
В условиях глобализации банковская конкуренция приобретает значение одной
из центральных проблем отечественной экономической науки и банковской практики. А
это вызывает необходимость глубокого и комплексного изучения банковской конкуренции, анализа как позитивного, так и негативного воздействия этого экономического процесса на социально-экономическое развитие России.
Все вышеизложенное требует сконцентрировать внимание на поиске и разработке новых методических и теоретических положений, направленных на совершенствование методов банковской конкуренции, повышение качества банковских услуг, реализацию неиспользованных резервов банковской конкуренции в целях развития рыночной экономики, исходя из мирового и отечественного опыта.
Слайд 3ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Целью дипломной работы является обобщение и
развитие научных представлений о природе и особенностях банковской конкуренции; комплексное
изучение методов оценки, степени конкуренции на рынке банковских услуг; разработка рекомендаций, направленных на развитие конкуренции в банковской сфере.
Задачи исследования, необходимые для достижения поставленной цели следующие:
- исследовать сущность понятия «банковская конкуренция», рассмотреть ее отличительные особенности, уровни и формы;
- определить факторы, оказывающие решающее влияние на формирование конкурентной среды банковского рынка;
раскрыть этапы развития конкуренции на рынке банковских услуг России;
- выявить основные проблемы банковской конкуренции в России;
- определить направления совершенствования конкурентных отношений;
- сравнить конкуренцию российских и зарубежных банков и ее перспективы;
- сформировать рекомендации по применению новых технологий в банковской сфере России.
Слайд 4ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Объектом исследования является банковская система России.
Предметом
исследования выступает процесс банковской конкуренции на внутреннем и внешнем рынках
России.
Слайд 5Уровни и формы банковской конкуренции
Слайд 6Методы и формы ценовой и неценовой конкуренции
Слайд 7Факторы влияющие на конкурентоспособность коммерческих банков
Слайд 8Динамика кредитных организаций России
Количество действующих кредитных организаций с участием нерезидентов в России
Слайд 9Индексы Херфиндаля-Хиршмана (ННI)
(расчет по 30 крупнейшим банкам РФ)
По
величине нетто-активов на 01.01.14: HHI=975, что свидетельствует об умеренном
уровне концентрации продавцов на рынке, соответственно, конкуренция на рынке является высокой
По вкладам физических лиц на 01.01.14: HHI=1411,7, что свидетельствует об умеренном уровне концентрации продавцов на рынке. Однако, судя по абсолютным показателям, на данном рынке присутствует явный лидер – это ОАО «Сбербанк России»
По величине розничного кредитного портфеля на 01.01.14: HHI=1248,19, что соответствует умеренной концентрации продавцов, однако, учитывая долю ОАО «Сбербанка России», составляющую около трети рынка, достаточно тяжело сообщить о высоком уровне конкуренции на данном сегменте рынка. Делается вывод о действии данного сегмента в рамках рынка с наличием доминирующей фирмы
По величине привлеченных средств корпоративных клиентов на 01.01.14: HHI=896,37, что свидетельствует об умеренном уровне концентрации продавцов на рынке. Данный сегмент рынка имеет лидера в лице ОАО «Сбербанка России»
По величине корпоративного кредитного портфеля на 01.01.14: HHI=1524,2, что свидетельствует об умеренном уровне концентрации продавцов на рынке. Доля лидера (ОАО «Сбербанка России») на данном сегменте составляет 36%, что является высоким показателем.
Слайд 10Основные тенденции банковской конкуренции в современных условиях российского рынка
1.
Монополистическое положение Сбербанка России, функционирующего в интересах государства и получающего
значительную поддержку с его стороны. Высокий уровень монополизации банковской системы – реальная угроза для выживания малых и средних банков в условиях неравной конкуренции с монополизированным банковским сектором (на три крупнейших банка с высокой долей государственного участия приходится более 90% всех частных вкладов).
2. Резкое усиление конкурентной борьбы.
3. Ориентация на сохранение и расширение клиентской базы.
4. Ориентация банков на расширенное обслуживание физических лиц с учетом индивидуального подхода.
5. Повышение качества услуг и их привлекательности для клиентов.
6. Усиление неценовой конкуренции на фоне гибкого, эластичного и мобильного применения процентных ставок и платы за услуги.
7. Расширение сети и экспансия региональной политики (в том числе в СНГ).
8. Внедрение современных технических средств и банковских технологий.
9. Усиление конкурентной борьбы с небанковскими учреждениями и нефинансовыми организациями.
10. Внедрение систем управления конкурентоспособностью банковских продуктов.
Слайд 11Пути развития банковского сектора РФ и повышения его конкурентоспособности:
1. Укрепление
устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов;
2. Повышение
качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;
3. Укрепления доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения;
4. Усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
5. Предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности.
6. Реализация инновационных банковских продуктов и расшрирение продуктовой линейки.
Слайд 12Системная специализация деятельности розничных банков
Слайд 13Процесс осуществления банковских инноваций
Слайд 14Доклад окончен.
Спасибо за внимание!