Слайд 1ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Санкт-Петербургский государственный университет
телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»
САНКТ- ПЕТЕРБУРГ
Слайд 3Состав системы охранной телевизионной
Основные средства:
-видеокамеры с объективами;
-видеомониторы;
-устройства коммутации и обработки
видеосигналов;
-видеорегистраторы;
-устройства аналого-цифрового преобразования сигналов.
Дополнительные средства:
-источники электропитания;
-устройства крепления и поворота видеокамер;
-
кожухи для видеокамер;
-устройства освещения и инфракрасной подсветки;
-аппаратура передачи видеосигнала по различным каналам;
-другие средства, предназначенные для обеспечения работы СОТ.
Слайд 4СОТ подразделяют на:
Аналоговые;
Цифровые;
Комбинированные.
Слайд 5Устройства коммутации и обработки видеосигналов
Видеомониторы
Видеорегистраторы
Состав системы охранного телевидения
ГОСТ Р 51558-2008
«Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие
технические требования. Методы
испытаний»
Источник
электро-
питания
Устройства
аналого-цифрового
преобразования
видеосигналов
Дополнитель-
ные
средства
Слайд 6Основные характеристики телекамер
тип и формат матрицы;
разрещающая способность;
чувствительность;
наличие и параметры электронного
затвора;
напряжение питания и потребляемый ток;
наличие АРУ;
диапазон рабочих температур;
конструктивное исполнение.
Слайд 25Достоинства цифровых СОТ
Быстрый доступ к видеоинформации, хранящейся в архиве;
Быстрый поиск
информации по различным критериям;
Одновременный доступ многих пользователей;
Удобный интерфейс;
Высококачественное изображение;
Простота передачи
и размножения видеоинформации
Слайд 26Кодирование RGB сигнала при передаче
Y = 0.299R + 0.587G +
0.114B,
U = R - Y,
V = B -
Y,
Декодирование RGB сигнала на приеме
R = Y + U,
B = Y + V,
G = Y - 0.509U - 0.194V.
Слайд 30Полная скорость передачи
10 х 13,5 + 10 х 6,75 +
10 х 6,75 = 270 Мбит/с.
CB=0,564(B-Y)
CR=0,713(R-Y)
Слайд 34JPEG
Файлы, содержащие данные JPEG, обычно имеют расширения jpeg, .jfif, .jpg,
.JPG, или .JPE. Однако из них .jpg самое популярное расширение
на всех платформах.
Алгоритм JPEG позволяет сжимать изображение как с потерями, так и без потерь (режим сжатия lossless JPEG).
Алгоритм JPEG в наибольшей степени пригоден для сжатия фотографий и картин, содержащих реалистичные сцены с плавными переходами яркости и цвета. Наибольшее распространение JPEG получил в цифровой фотографии и для хранения и передачи изображений с использованием ЛВС.
JPEG малопригоден для сжатия чертежей, текстовой и знаковой графики, где резкий контраст между соседними пикселами приводит к появлению заметных артефактов. Такие изображения целесообразно сохранять в форматах без потерь, таких как TIFF,GIF, PNG или RAW.
JPEG (как и другие методы искажающего сжатия) не подходит для сжатия изображений при многоступенчатой обработке, так как искажения в изображения будут вноситься каждый раз при сохранении промежуточных результатов обработки.
JPEG не должен использоваться и в тех случаях, когда недопустимы даже минимальные потери, например, при сжатии астрономических или медицинских изображений. В таких случаях может быть рекомендован предусмотренный стандартом JPEG режим сжатия Lossless JPEG (который, к сожалению, не поддерживается большинством популярных кодеков) или стандарт сжатия JPEG-LS.
Слайд 35Принцип сжатия в JPEG
При сжатии изображение преобразуется из цветового пространства
RGB в YCbCr (YUV). Следует отметить, что стандарт JPEG (ISO/IEC
10918-1) допускает и другие виды преобразования (например, с числом компонентов, отличным от трёх), и сжатие без преобразования (непосредственно в RGB), однако спецификация JFIF (JPEG File Interchange Format, предложенная в 1991 году специалистами компании C-Cube Microsystems, и ставшая в настоящее время стандартом де-факто) предполагает использование преобразования RGB->YCbCr.
После преобразования RGB->YCbCr для каналов изображения Cb и Cr, отвечающих за цвет, может выполняться "прореживание" (subsampling), которое заключается в том, что каждому блоку из 4 пикселов (2х2) яркостного канала Y ставятся в соответствие усреднённые значения Cb и Cr (схема прореживания "4:2:0"). При этом для каждого блока 2х2 вместо 12 значений (4 Y, 4 Cb и 4 Cr) используется всего 6 (4 Y и по одному усреднённому Cb и Cr). Если к качеству восстановленного после сжатия изображения предъявляются повышенные требования, прореживание может выполняться лишь в каком-то одном направлении — по вертикали (схема "4:4:0") или по горизонтали ("4:2:2"), или не выполняться вовсе ("4:4:4").
Стандарт допускает также прореживание с усреднением Cb и Cr не для блока 2х2, а для четырёх расположенных последовательно (по вертикали или по горизонтали) пикселов, то есть для блоков 1х4, 4х1 (схема "4:1:1"), а также 2х4 и 4х2. Допускается также использование различных типов прореживания для Cb и Cr, но на практике такие схемы применяются исключительно редко.
Далее яркостный компонент Y и отвечающие за цвет компоненты Cb и Cr разбиваются на блоки 8х8 пикселов. Каждый такой блок подвергается дискретному косинусному преобразованию (ДКП). Полученные коэффициенты ДКП квантуются (для Y, Cb и Cr в общем случае используются разные матрицы квантования) и пакуются с использованием кодов Хаффмана.
Матрицы, используемые для квантования коэффициентов ДКП, хранятся в заголовочной части JPEG-файла. Обычно они строятся так, что высокочастотные коэффициенты подвергаются более сильному квантованию, чем низкочастотные. Это приводит к огрублению мелких деталей на изображении. Чем выше степень сжатия, тем более сильному квантованию подвергаются все коэффициенты.
При сохранении изображения в JPEG-файле указывается параметр качества, задаваемый в некоторых условных единицах, например, от 1 до 100 или от 1 до 10. Большее число обычно соответствует лучшему качеству (и большему размеру сжатого файла). Однако даже при использовании наивысшего качества (соответствующего матрице квантования, состоящей из одних только единиц) восстановленное изображение не будет в точности совпадать с исходным, что связано как с конечной точностью выполнения ДКП, так и с необходимостью округления значений Y, Cb, Cr и коэффициентов ДКП до ближайшего целого. Режим сжатия Lossless JPEG, не использующий ДКП, обеспечивает точное совпадение восстановленного и исходного изображений, однако его малая эффективность (коэффициент сжатия редко превышает 2) и отсутствие поддержки со стороны разработчиков программного обеспечения не способствовали популярности Lossless JPEG.
Слайд 36Достоинства и недостатки JPEG
К недостаткам сжатия по стандарту JPEG следует
отнести появление на восстановленных изображениях при высоких степенях сжатия характерных
артефактов: изображение рассыпается на блоки размером 8x8 пикселов (этот эффект особенно заметен на областях изображения с плавными изменениями яркости), в областях с высокой пространственной частотой (например, на контрастных контурах и границах изображения) возникают артефакты в виде шумовых ореолов.
Однако, несмотря на недостатки, JPEG получил очень широкое распространение из-за достаточно высокой (относительно существовавших во время его появления альтернатив) степени сжатия, поддержке сжатия полноцветных изображений и относительно невысокой вычислительной сложности.
Слайд 37Фотография заката в формате JPEG с уменьшением степени сжатия слева
направо
Слайд 38MJPEG (Motion JPEG)
MJPEG (Motion JPEG) — покадровый метод сжатия видео,
основной особенностью которого является сжатие каждого отдельного кадра видеопотока с
помощью алгоритма сжатия изображений JPEG.
При сжатии методом MJPG межкадровая разница не учитывается.
Слайд 39Преимущества и недостатки MJPEG
Основным преимуществом видеосжатия Motion JPEG является простота
реализации, что делает MJPEG подходящим для реализации в устройствах с
ограниченными вычислительными ресурсами.
Чрезвычайно быстрый нелинейный видеомонтаж — если какой-либо кадр берётся целиком (без изменений) из одного MJPEG-источника, его можно записать в выходной MJPEG-поток как есть, без декодирования-сжатия.
При высоком битрейте MJPEG даёт качественные стоп-кадры, что позволяет его использовать, например, в системах видеонаблюдения (там это нужно, чтобы, например, выяснить номер проехавшего автомобиля или подробно рассмотреть лицо преступника). Однако при отсутствии межкадрового сжатия достижение заданного битрейта требует использования большего, чем в случае MPEG, покадрового сжатия, что приводит появлению заметных артефактов сжатия.
Недостатками MJPEG являются более низкий коэффициент сжатия по сравнению с потоковыми методами сжатия, например, MPEG-4 и проявляющаяся при высоких степенях сжатия блочная структура изображения.
Слайд 40MPEG-4
MPEG-4 — это международный стандарт, используемый, преимущественно для компрессии цифрового аудио
и видео. Он появился в 1998 году, и включает в
себя группу стандартов сжатия аудио и видео и смежные технологии, одобренные ISO/IEC Moving Picture Experts Group (MPEG). Стандарт MPEG-4 в основном используется для передачи потокового видео, записи фильмов, видеотелефонии и других приложений, в которых активно используется сжатие цифровых видео и звука.
MPEG-4 всё ещё находится на стадии разработки и делится на несколько частей. Ключевыми частями стандарта MPEG-4 являются часть 2 (MPEG-4 part 2, включая Advanced Simple Profile, используемый такими кодеками как DivX, Xvid, Nero Digital и 3ivx, а также Quicktime 6) и часть 10 (MPEG-4 part 10/MPEG-4 AVC/H.264 или Advanced Video Coding, используемый такими кодеками, как x264, Nero Digital AVC, Quicktime 7, а также используемый в цифровых дисках следующего поколения, таких, как HD DVD и Blu-ray Disc).
Слайд 41MPEG-4
MPEG-компрессия использует следующие основные идеи:
Устранение временной избыточности видео, учитывающее
тот факт, что в пределах коротких интервалов времени большинство фрагментов
сцены оказываются неподвижными или незначительно смещаются по полю.
Устранение пространственной избыточности изображений подавлением мелких деталей сцены, несущественных для визуального восприятия человеком;
Использование более низкого цветового разрешения при yuv-представлении изображений (y — яркость, u и v — цветоразностные сигналы) — установлено, что глаз менее чувствителен к пространственным изменениям оттенков цвета по сравнению с изменениями яркости.
Повышение информационной плотности результирующего цифрового потока путем выбора оптимального математического кода для его описания (например, использование более коротких кодовых слов для наиболее часто повторяемых значений).
Изображения в Mpeg-последовательности подразделяются на следующие типы:
I (intra), играющие роль опорных при восстановлении остальных изображений по их разностям;
P (predicted), содержащие разность текущего изображения с предыдущим I или P с учетом смещений отдельных фрагментов;
B (bidirectionally predicted), содержащие разность текущего изображения с предыдущим и последующим изображениями типов I или P с учетом смещений отдельных фрагментов.
Слайд 42Изображения объединяются в группы (GOP — Group Of Pictures), представляющие
собой минимальный повторяемый набор последовательных изображений, которые могут быть декодированы
независимо от других изображений в последовательности. Типичной является группа, в которой I тип повторяется каждые полсекунды. Обратим внимание, что в изображении основная часть фрагментов сцены предсказывается на основании соответствующих смещенных фрагментов изображения. Собственно кодированию подвергаются только разности этих пар фрагментов. Наряду с этим B-изображения не используются для предсказания никаких других изображений. В силу зависимости изображений в процессе их кодирования меняется порядок следования.
Точность кодирования должна быть максимальной для I, ниже — для P, минимальной — для B. Установлено, что для типичных сцен хорошие результаты достигаются при отведении числа бит для I в 3 раза больше, чем для P , и для P в 2-5 раз больше, чем для B. Эти отношения уменьшаются для динамичных сцен и увеличиваются для статичных.
Отдельные изображения состоят из макроблоков. Макроблок — это основная структурная единица фрагментации изображения. Он соответствует участку изображения размером 16*16 пикселов. Именно для них определяются вектора смещения относительно I- или P-изображений. Общее число макроблоков в изображении — 396. Для повышения устойчивости процесса восстановления изображений к возможным ошибкам передачи данных последовательные макроблоки объединяют в независимые друг от друга разделы (slices), максимальным числом 396. В предельном случае «чистой» передачи на изображение приходится всего один раздел из 396 макроблоков. В свою очередь каждый макроблок состоит из шести блоков, четыре из которых несут информацию о яркости Y, а по одному определяют цветовые U- и V-компоненты. Каждый блок представляет собой матрицу 8*8 элементов. Блоки являются базовыми структурными единицами, над которыми осуществляются основные операции кодирования, в том числе выполняется дискретное косинусное преобразование (DCT — Discrete Cosine Transform) и квантование полученных коэффициентов.
Слайд 43MPEG-4 part 10/MPEG-4 AVC/H.264
Был создан ITU-T Video Coding Experts Group
(VCEG) совместно с ISO / IEC Moving Picture Experts Group
(MPEG) в рамках совместной программы Joint Video Team (JVT).
Стандарты ITU-T H.264 и ISO/IEC MPEG-4 Part 10 (формальное название — ISO/IEC 14496-10) технически полностью идентичны. Финальный черновой вариант первой версии стандарта был закончен в мае 2003 года.
Слайд 44JPEG-2000
JPEG 2000 (или jp2) — графический формат, который вместо ДКП, применяемого
в формате JPEG, использует технологию вейвлет-преобразования, основывающуюся на представлении сигнала
в виде суперпозиции базовых функций — волновых пакетов.
В результате такой компрессии изображение получается более гладким и чётким, а размер файла по сравнению с JPEG при одинаковом качестве оказывается меньшим. JPEG 2000 полностью свободен от главного недостатка своего предшественника: благодаря использованию вейвлетов, изображения, сохранённые в этом формате, при высоких степенях сжатия не содержат артефактов в виде «решётки» из блоков размером 8х8 пикселей. Формат JPEG 2000 так же, как и JPEG, поддерживает так называемое «прогрессивное сжатие», позволяющее по мере загрузки видеть сначала размытое, но затем всё более чёткое изображение.
Слайд 51Пример: сетевые камеры AXIS, общие характеристики
Базируются на TCP/IP
Встроенный Web server
Установлена
ОС Linux
10/100 Mbit сетевой интерфейс
Не требуется подключение к PC
Порт RS-232
для подключения модема или управления внешними устройствами
Поддержка протоколов TCP/IP, HTTP, FTP, SMTP, ARP, BOOTP, PPP, CHAP & PAP
Внутренний буфер для хранения видео информации
Поддержка JPEG/M-JPEG компрессии кадров
Контроль доступа
Цифровой вход/выход
Автоматическое тестирование работоспособности
Слайд 52AXIS 2100 сетевая камера
Камера для использования внутри помещений (3 –
10.000 люкс)
1/4” Sony Super HAD CCD матрица
4 mm объектив (CS-Mount)
Автоматическая
диафрагма
Компенсация подсветки
Скорость до 10 кадров/сек (PAL)
Разрешение 640x480 & 320x240
Управление внешними устройствами, получение команд от внешних устройств
Буфер до 1,5 MB (>100 кадров)
Защита от несанкционированного доступа
250 KB флэш для html файлов
Автоматическое самотестирование
Автоматическая установка максимальной скорости передачи изображений
Слайд 53AXIS 2120 сетевая камера
Камера для использования внутри/снаружи помещений (1 –
200.000 люкс)
1/3” Sony Super HAD CCD матрица
Объектив с автофокусом 3,5-8
мм (CS-Mount)
Автоматическая диафрагма
Компенсация подсветки
Скорость до 25 кадров/сек (PAL)
Разрешение 704x576 & 352x288
Управление внешними устройствами, получение команд от внешних устройств
Встроенный детектор движения
Буфер 8 MB (>500 кадров)
Защита от несанкционированного доступа
2 MB флэш для html файлов
Язык описания – PHP
Самотестирование
Установка максимальной скорости передачи изображений
Слайд 54 AXIS 2420 сетевая камера
Камера для использования внутри/ снаружи помещений
(1 – 200.000 люкс)
1/3” Sony Super HAD CCD матрица
Разъем CS-Mount
для объективов c автофокусом (поставляется без объектива)
Аналоговый видео выход
Автоматическая диафрагма
Компенсация подсветки
Скорость до 25 кадров/сек (PAL)
Разрешение 704x576 & 352x288
Слайд 55AXIS 2420 сетевая камера
Встроенный детектор движения (5 зон)
8 MB буфер
(>500 images)
Управление внешними устройствами, получение команд от внешних устройств
2 MB
флэш для html файлов
Язык описания – PHP
Самотестирование
Порт RS232/485 для управления PTZ
Защита от несанкционированного доступа
Установка максимальной скорости передачи изображений
Начало поставок - 2001
Слайд 57Видео серверы AXIS 2400/ 2401
TCP/IP видео серверы с
4 видео входами,
FBAS, BNC - AXIS 2400
1 видео входом и 1 видео
выходом - AXIS 2401
Подключение – стандартные CCTV камеры
Скорость до 25 кадров/сек (PAL)
Разрешение 704x576, 352x288 и 176x144
Цифровой вход с внешних устройств на каждый видео канал
Управление внешними устройствами
Буфер 8 MB (>500 кадров)
Защита от несанкционированного доступа
Возможность программирования с помощью script языков (PHP)
Самотестирование
2 порта (RS232/485) для управления PTZ
Установка максимальной скорости передачи изображений
Слайд 59Обобщенная структурная схема тепловизора