Слайд 1Характеристика дорожно-транспортных происшествий и катастроф.
Медико-социальная значимость
дорожно-транспортного травматизма
Слайд 3Социальная значимость автомобильного транспорта в Российской Федерации
Ежесуточный объем пассажирских перевозок
=37%
Доля ежегодного транспортного грузооборота = 39%
В перечень перевозимых грузов входят
все
9 классов опасных веществ, утвержденных международными конвенциями и соглашениями.
Их перевозки регламентируются соответствующими документами.
Слайд 4Терминология:
Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных
средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Слайд 5Дорога включает в себя:
одну или несколько проезжих частей
трамвайные пути
тротуары
обочины
разделительные полосы
Слайд 6Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки
по дорогам людей,
грузов или оборудования, установленного на нем.
Слайд 8Человеческий фактор
10% - профессионально непригодны по психофизиологическим тестам.
50% из совершивших
ДТП непригодны по психофизиологическим тестам
Лихачество.
Нетрезвый за рулем.
Слайд 9Дорожно-транспортное происшествие (ДТП)-
событие, возникшее в процессе движения по дороге
транспортного средства и с его участием, при котором погибли или
ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.
Слайд 10Дорожно-транспортная катастрофа (ДТК) – это ДТП с особо тяжкими последствиями,
т.е. происшествия, в которых погибли
1 человек или более, либо
пострадало (ранено и погибло) 10 человек и более.
ДТК составляют 0,03% от всех регистрируемых в РФ дорожно-транспортных происшествий,
в них погибает в среднем 0,52% от общего числа погибших.
Слайд 11Стандарт катастрофы ООН – очагом массового поражения следует считать территорию
или местность, где появилось одновременно не менее или более 10
пораженных или заболевших, нуждающихся в неотложной медицинской помощи.
Под данный стандарт подходят 65,7% событий на транспорте, причем 18% этих событий приходится на автомобильный транспорт.
Авиационный – 23,3%; водный – 15,1%, железнодорожный – 9,4%.
Слайд 12При ДТП:
высокая тяжесть повреждений
63,5% - сочетанные повреждения
20,8%- множественные
65% - погибают
на догоспитальном этапе
66,7- 90,7% - нуждаются в стационарном лечении.
Слайд 13Виды ДТП:
Столкновения – происшествие, при котором движущиеся транспортные средства (ТС)
столкнулись:
между собой
с подвижным составом железных дорог
с внезапно остановившимся ТС
Столкновение
могут быть:
встречные
попутные
боковые
Слайд 14Опрокидывание – происшествие, при которых ТС опрокинулись
Причины опрокидывания:
воздействие неблагоприятных условий
техническая
неисправность
неправильное размещение или крепление груза
неправильные приемы управления
Слайд 15Наезд на препятствие – происшествие, при котором ТС наехало или
ударилось о неподвижный предмет (столб, дерево, ограждение и т.д.).
Слайд 16Травма людей внутри автомобиля
(столкновение, опрокидывание, падение с высоты)
В механизме формирования
повреждений выделяют две фазы:
соударение тела с частями и деталями кабины
автомобиля (обязательная фаза)
сдавление тела между сместившимися частями кабины (необязательная фаза)
Слайд 17
Удары: головой о потолок, ветровое стекло, выступающими частями кабины;
ноги о
приборный щиток;
кисти рук, лицо, грудная клетка,
живот о рулевое колесо;
при
отбрасывании тела вниз и назад
травма шеи.
Слайд 18Травма ног и таза седоков переднего сиденья о приборный щиток
при столкновении автомобиля с препятствием
Слайд 19Наиболее опасные места в автомобиле
переднее сидение для пассажира
(«место смертника»)
У
пассажиров повреждения костей черепа обычно более тяжелые, чем у водителей,
чаще встречаются переломы шейного отдела позвоночника (хлыстовая травма).
Слайд 20Боковое столкновение - страдают люди со стороны удара
Ремни безопасности здесь
бесполезны, чаще – тазобедренная область и грудная клетка.
Заднее столкновение –
вероятность серьезных травм шеи, вплоть до смертельных, повреждение бензобака и его возгорание.
Опрокидывание – повреждения индивидуальны, чаще голова и позвоночник
Слайд 21Наезд на велосипедиста
Наезд на животное
Наезд на грузовой транспорт
Наезд на стоящее
ТС.
Слайд 22Наезд на пешехода – происшествие, при котором:
ТС наехало на человека
человек
натолкнулся на движущееся ТС
человек пострадал от перевозимого ТС груза, выступающего
за габариты ТС
Слайд 23Варианты наезда автомобиля на пешехода
фронтальный (лобовой) передней частью
тангенциальный (касательный) боковой
частью
наезд задней частью
Механогенез травмы при фронтальном столкновении легкового автомобиля с
пешеходом
Слайд 24Касательное столкновение мотоцикла с обгоняемым транспортом.
Слайд 25Взрывная травма
Взрыв- процесс импульсного выделения огромной энергии за короткий промежуток
времени, сопровождающийся выделением тепла и образованием большого количества сжатых газообразных
продуктов.
Повреждающие факторы:
продукты детонации (процесс превращения твердого вещества в газообразное):
ударная волна
осколки и части взрывного устройства
специальные поражающие средства и вторичные снаряды.
Слайд 26 Тяжелые травмы – основная причина смертельных исходов при ДТП.
В
структуре причин летальности травмы занимают третье место.
Среди пострадавших:
политравма - 41%;
изолированная ЧМТ - 38%;
закрытая травма груди, живота - 8%;
изолированная травма опорно-двигательного аппарата - 13%.
Слайд 27Причины летальности и отягощающие факторы:
неблагоприятные погодные условия
транспортировка, особенно длительная;
дефицит сил
и средств в до госпитальный период;
дефицит времени и информации о
пострадавшем.
Слайд 28Для экстремальных ситуаций характерна высокая необоснованная смертность
Страны СНГ – летальность
при ДТП - 16-17%;
Армения (1988 г.) – 80% (Богоявленский И.Ф.)
Германия,
Англия, США и др.
- 2-5%;
Военные действия – 10%;
Данные ВОЗ - до 20%.
Слайд 29В Англии только результате транспортных аварий ежегодно погибают более
4000 человек.
Возраст - 35-45 лет.
Каждая смерть в молодом возрасте предъявляет
английскому обществу счет в размере 550 000 фунтов стерлингов или 800 000 долларов.
Слайд 3071,4% ДТП зарегистрировано в населенных пунктах
28,3% - на автомобильных дорогах
70%
ДТП – по вине детей:
Рискованные дни – пятница и суббота
Время
суток – 16-20 часов
Слайд 31Ежегодно:
гибнет – 1,5 тыс. детей
ранено- 22 000 детей
Догоспитальная летальность –
40%
из них 99% - до прихода скорой помощи
Слайд 32Локализация травмы при ДТП
У живых
У погибших
Слайд 34Россия 1990 - 2007гг
Травмы головы и шеи – основные причины
гибели при несчастных случаях и ДТП. Среди пострадавших, доставленных в
стационар и умерших в первые сутки, 70% имели тяжёлую ЧМТ, изолированную или сочетанную.
Слайд 35Важное
Травма головного мозга (ЧМТ) относится к
типу органического повреждения с
наиболее неблагоприятным исходом
лечения!
Слайд 37Наличие 3х субстанций
Головной мозг (собственно вещство) - 80%
Артериальная кровь, венозная
кровь - 10%
Ликвор - 10%
Слайд 39Первичное повреждение головного мозга
Происходит в момент травмы и носит
необратимый
характер
Слайд 40Вторичное повреждение мозга
Возникает из-за: гипоперфузиии г. мозга (вызывается артериальной гипотензией
в сочетании с повышенным ВЧД), анемиии, гипергликемии.
Данные явления поддаются медицинскому
вмешательству!
Чем раньше будет начато адекватное тяжести состояния лечение тем лучше прогноз!
Слайд 41 Классификация
По тяжести
- легкая (сотрясение и
ушиб головного мозга легкой степени);
- средней тяжести
(ушиб головного мозга средней степени тяжести);
- тяжелая (ушиб головного мозга тяжелой степени и сдавление мозга)
Слайд 42По характеру и опасности инфицирования:
- Закрытая травма без повреждения мягких
тканей головы, раны не проникающие глубже апоневроза, переломы костей свода
черепа без повреждения прилегающих мягких тканей и апоневроза
- Открытая: повреждения при которых имеются раны мягких тканей головы с повреждением апоневроза или переломом основания черепа, сопровождающимся кровотечением, назальной и/или ушной ликвореей.
Проникающая: с повреждением твердой мозговой оболочки.
Непроникающая: без повреждения твердой мозговой оболочки.
Слайд 43Диффузные формы:
Сотрясение головного мозга, как правило развивается вследствие тупой
травмы головы и проявляется переходящей симптоматикой в виде тошноты, рвоты,
спутанности сознания, кратковременной потери сознания, головокружения или амнезии.
Ушиб головного мозга: легкой, средней, и тяжелой степени тяжести (экстрапирамидная, диэнцефальная, мезеэнцефальная, мезеэнцефалобульбарные формы.
Диффузное аксональное повреждение: необратимое повреждение аксонов нервных клеток, возникающих при резком замедлении движения, чаще возникает в результате автомобильной аварии.
Слайд 44Локальные формы
Сдавление головного мозга возникает как результат внутричерепной гематомы
или дислокации структур головного мозга вследствие изменения их взаиморасположения при
повышении внутричерепного давления: эпидуральная гематома, субдуральная гематома, внутримозговая гематома, поэтажная (как сочетание нескольких) гематом, вдавленный перелом, субдуральная гидрома, пневмоцефалия, очаг ушиба головного мозга
Слайд 45Внутричерепная гематома
Характерные признаки:
наличие
светлого промежутка
симптоматика нарастающего сдавления головного мозга (триада Кушинга )
Слайд 46Оценка ЧМТ на этапе СП
Характер травмы - открытая, закрытая.
Уровень сознания
по шкале ком Глаго.
Зрачковые реакции.
Неврологическая симптоматика.
Признаки высокого ВЧД.
Слайд 47Шкала ком Глазго
Открывание глаз – произвольное (4), на обращённую речь
(3), на болевой раздражитель (2), отсутствует (1)
Словесный ответ – полный
(5), спутанная речь (4), непонятные слова (3), нечленораздельные звуки (2), речь отсутствует (1)
Слайд 48Шкала ком Глазго
Двигательная реакция – правильно выполняет команды (6), целенаправленная
реакция на боль (5), нецеленаправленная реакция на боль (4), тоническое
сгибание на боль (3), тоническое разгибание на боль (2), реакция отсутствует (1)
Слайд 49Оценка результата
15 баллов – ясное сознание
12 – 14 баллов –
сопор
9 – 11 баллов – кома
8 баллов и ниже –
немедленная интубация трахеи и ИВЛ
3 балла – смерть мозга
Слайд 50Патологические симптомы
Двустороннее расширение зрачков -
указывает
на аноксическое поражение
головного мозга либо на двустороннее
его
ущемление.
Головная боль, потеря сознания, другие
симптомы - «бравада” в форме отказа от
медицинской помощи
Слайд 52Первый этап
Оценить реакцию пациента на громкую речь или осторожное встряхивание
(при отсутствии признаков травмы)
При отсутствии ответа – вызов помощи
A Airway
(Воздушные пути): открыть, посмотреть, послушать, почувствовать дыхание
B Breathing (Дыхание): при отсутствии самостоятельного дыхания выполнить два вдувания воздуха
C Circulation (Кровообращение): оценить пульс, при его отсутствии начать непрямой массаж сердца 100 в мин (30:2). При отсутствии дефибриллятора – выполнить прекордиальный удар
D Defibrillation (Дефибрилляция): присоединить монитор, оценить ритм, дать разряд до 3 раз.
Слайд 53Второй этап
A Airway (Воздушные пути): наладить ИВЛ.
B Breathing (Дыхание): вентиляция
100% кислородом. Подтвердить адекватность вентиляции с помощью капнометра и сатурометра
C
Circulation (Кровообращение): оценить ритм, при необходимости начать непрямой массаж 5:1, обеспечить венозный доступ, при необходимости ввести антиаритмики
D Differential Diagnosis (Дифференциальный диагноз): попытаться найти и устранить причину состояния
Слайд 54А, В, С, D
Выполняются всем больным при
необходимости.
Внезапное ухудшение состояния больного
- императив к
повторной оценке состояния
в последовательности А, В, С, D
Слайд 55
Важное:
Потеря проходимости дыхательных
путей равноценна потере контроля над
состоянием больного, однако это
до сих
пор ежедневно происходит в госпиталях
(и др. ситуациях) по всему
миру.
A.I.J. 1991 Brain
Слайд 56Особенности при ЧМТ
Для восстановления проходимости дыхательных путей не используется тройной
приём Сафара – может стать роковым для больного
Лучшее решение для
этапа СП – комбитьюб или ларингеальная маска с предварительным наложением воротника Шанца
Слайд 57Особенности при ЧМТ
В ходе интубации трахеи избегать переразгибания головы
Механическая очистка
верхних дыхательных путей должна быть энергичной и быстрой. При исходной
брадикардии показана инъекция 0,5 мл атропина в вену
Слайд 60Критерии эффективности дыхания
Сатурация 92 – 94%
Розовые ногти и губы
Отсутствие затруднений
при вдохе и выдохе
Хорошая подвижность грудной клетки
Слайд 61Восстановление системной гемодинамики
При СЛР целесообразно:
Поднять ноги пострадавшего
Использовать повышенные дозы эпинефрина
- 3 – 5 мг на одно введение (способствует повышению
диастолического давления в аорте до уровня, обеспечивающего достаточный коронарный кровоток)
Слайд 62Нейропротекция
Сульфат магния – подавляет избыточную активность «возбуждающих» аминокислот в головном
мозге
Цитофлавин 10 – 20 мл в 200 мл 0,9% натрия
хлорида
Глицин 1 грамм сублингвально
Семакс 2 – 3 капли 1% р –ра в каждую ноздрю
Слайд 63Купирование гиповолемии
Проводится быстро до достижения АД ср
90 мм рт ст
Наряду с 0,9% р-ром натрия хлорида в
объёме 1,5 – 2 л в настоящее время эффективно используют растворы ГЭК
Слайд 64Шейный воротник
Травма «ныряльщика», любая травма на воде;
Спортивная, хулиганская травма
ДТП;
Механизм травмы
неизвестен;
Если известно, что человек падал головой вниз.
Слайд 65При повышенном ВЧД
Маннитол, фуросемид в вену
ИВЛ в режиме гипервентилляции в
течение 10 - 15 минут (обеспечивается центральная вазоконстрикция продолжительностью 35
— 45 минут)
Положение на носилках с возвышенным головным концом
Слайд 66Обезболивание ЧМТ
Сочетанная ЧМТ — наркотические анальгетики. Снимают вегетативное реагирование, предупреждают
развитие шоковых реакций
Изолированная ЧМТ — ненаркотические анальгетики (НПВП, трёхкомпонентные препараты)
Слайд 67Глюкокортикоиды
Нет доказанной эффективности.
Не используются в странах североамериканского континента, Европы.
В России не применяются в Приморском крае, г. Екатеринбурге и
Свердловской области, в г. Пермь и некоторых других территориях.
Слайд 68Профилактика судорог
Бензодиазепины по 2,5 мг через 20 минут до дозы
20 мг или клинического эффекта — наиболее безопасный метод
Слайд 69Гипотермия
Краниоцеребральная локальная гипотермия достигается использованием любого подручного холода.
Способствует
понижению ВЧД