Слайд 1Наивысшая ступень человеческого сознания, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире,
накапливать опыт, формировать представление о предметах и явлениях. Это познавательный
процесс, который позволяет получать знания об окружающем мире на основе суждений, выводов и умозаключений.
Что такое Мышление?
Слайд 2Существуют следующие формы мышления:
- понятие – форма мышления, отражающая
существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом
или группой слов;
- суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными;
- умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.
Слайд 3Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе как животное,
но и преобразует окружающий мир.
Человек делает общие выводы из опыта
разнообразных наблюдений, получает новые знания из уже имеющихся и начинает мыслить. Таким образом, мышление – это всегда поиск, всегда открытие чего-то существенное нового как для личного опыта, так и для духовного обогащения человека в целом. Мышление дает возможность знать то, что мы непосредственно не наблюдаем, оно позволяет нам предвидеть ход событий и результаты собственных действий.
Слайд 5• Предметное мышление. Люди с практическим складом ума предпочитают предметное
мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве
и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.
Слайд 6• Символическое мышление. Люди с математическим складом ума отдают предпочтение
символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода
(в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами.
Слайд 7• Знаковое мышление. Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое
мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений. Знаки объединяются
в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами.
Слайд 8• Образное мышление. Люди с художественным складом ума предпочитают образный
тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени,
осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.
Слайд 9• Креативность – творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию
принципиально новых идей. Креативность включает в себя повышенную чувствительность к
проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для развития творческого мышления используются обучающие ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для включения новых элементов, поощряется к формулировка множества вопросов.
Слайд 10Тип мышления – индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип
мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности.
Чтобы узнать
свой тип мышления, рекомендуем выполнить Задание 3.