Слайд 1
Опыт российских регионов
духовно-нравственного воспитания
в дошкольных образовательных
учреждениях
Заведующий сектором
образования
отдела религиозного образования и катехизации
Оренбургской епархии
Воронов Борис Раилевич
Слайд 2Развитие системы непрерывного православного образования
Слайд 4Смоленская область, г. Велиж,
Православный детский сад №2
Слайд 5НДОУ «Тверской православный детский сад
Святой Анны Кашинской»
Слайд 6Задачи православного детского сада:
знакомить детей с основными понятиями христианского православного
вероучения;
знакомить детей с традициями православной Церкви, молитвами, календарем, праздниками;
воспитывать в детях доброжелательное отношение друг ко другу, терпимость, уважение и бережное отношение к ближнему и окружающему миру;
учить детей оценивать поступки свои и окружающих, явления и события происходящие в мире, относиться к происходящему с точки зрения христианской морали.
Слайд 7В основе
особый уклад жизни,
православные традиции,
православный календарь.
Слайд 11Православный детский сад «Пересвет», г.Бор Нижегородской области, 2014 г.
Слайд 12НДОУ «Центр развития ребенка — Православный детский сад «Вера, Надежда,
Любовь»,
г. Невинномысск , Ставропольский край
Слайд 13Православный детский сад неполного дня «Колосок» с детской развивающей студией
на базе семейного центра при храме Равноапостольной Марии Магдалины, г.Саратов,
2012 г.
Слайд 14Одной из форм просветительской работы являются информационные уголки по духовно-нравственному
воспитанию для родителей и детей
Слайд 17Православные
группы в детских садах
Слайд 18Православные группы в детском саду №131, г. Тула
Слайд 19Православный уголок для детей и информационный для родителей имеется в
каждой группе детского сада
Слайд 20Систематические занятия
по православной культуре
Слайд 21
В Свердловской области около
100 детских садов изучает православную культуру
(2007 г.)
Слайд 22Программы по православной культуре для ДОУ
«Добрый мир» Шевченко Л.Л.;
«Мир –
прекрасное творенье» Гладких Л.Г. ;
«Основы православной культуры» О.К. Харитоновой, В.Дорофеева
Слайд 23Областной эксперимент
«Региональная модель реализации духовно-нравственного воспитания
детей в системе дошкольного образования
в Белгородской области»
Открыты экспериментальные площадки в 14 ДОУ: два НДОУ
«Православные детские сады «Рождественский», «Покровский» г. Белгорода, одно МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением православного духовно-нравственного развития «Сретенский», одиннадцать МДОУ области.
Слайд 24Цель эксперимента
заключалась в решении вопросов научного, организационного и кадрового обеспечения
региональной вариативной модели реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного
образования.
Слайд 25
Программно-методическое сопровождение воспитательно-образовательной работы НДОУ, МДОУ обеспечивается программами:
«Мир – прекрасное
творение», Гладких Л. П.
комплексной программой воспитания, образования и развития
детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой;
программой «От рождения до школы» автора Веракса Н. Е., а также дополнительными образовательными программами по линиям развития
Слайд 264 возрастные группы
младшая (3-4 года);
средняя (4-5 лет);
старшая (5-6
лет);
подготовительная (6-7 лет)
Слайд 27Цель программы:
целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его
приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского
народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья.
Слайд 28Содержание православной культуры представлено в 7 разделах:
1. Бог – творец
мира;
2. Жизнь Иисуса Христа и Богородицы;
3. Храм – дом Божий;
4.
Главные православные праздники;
5. Жития святых;
6. Божьи заповеди;
7. Художественная культура.
Слайд 30Создание условий для функционирования системы духовно-нравственного воспитания в детском саду
через проектную деятельность
Слайд 31Краткосрочные социально-педагогические проекты:
«Святое мое Белогорье», «Красной нитью рябина зажглась», «Широка
Масленица»;
Семейные исследовательские проекты: «Моя любимая мамочка», «Моя первая православная книга»,
«Пасхальная радость»;
Творческо-исследовательские проекты: «Кукла – закрутка»; «Пасхальный перезвон»; «По святым местам».
Слайд 32Долгосрочные:
«Дидактические игры и мультимедийные пособия как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников»
(постоянно действующий с 2010 г.); «В здоровом теле – здоровый
дух» (с 2010 г. в православном детском саду «Рождественский»);
«Социально-педагогическое проектирование в системе взаимодействия детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию (долгосрочный, 2010-2013 гг. в православном детском саду «Покровский»);
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение их к культуре казачества»; «Свет любви» (2 года, д.с. «Сретенский»);
«Устное народное творчество в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» (2010 – 2013гг., д.с. № 23 г. Белгород);
«Проектно-модульный подход к реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и к обеспечению их художественно-эстетического развития» (2010-2014 гг., д.с. «Кристаллик» п. Чернянка;
Исследовательский проект «Познание мира вместе со взрослыми»; «Тропинка в природу»; «С чего начинается Родина?»; «Святые подвижники»; «Храмы родного города – Старого Оскола» (3 года, д.с. № 72 «Акварель» г. Старый Оскол).
Слайд 33Конкурсы семейных работ
«Красота Божьего мира»,
«Рождество Христово»,
«Пасхальная радость»,
«Пасхальное
яйцо»,
«Мой подарок Божией Матушке»,
«Семья – ковчег спасения»,
«Великая
Пасха – Великая Победа»
Слайд 34
Результативность по окончанию экспериментальной работы:
1. При работе с родителями:
1.Активно
возрождаются традиционные православные ценности в семьях воспитанников:
1.1. Налажены более
тесные контакты с семьями воспитанников через организацию Семейных гостиных, «Школ семейного воспитания», «Маминых школ», Семейных социально-педагогических проектов, тематических родительских собраний, родительских лекториев с участием священнослужителей, психологов, социальных педагогов;
1.2. Подготовлены DVD-диски для проведения вышеназванных форм работы;
1.3. Налажен выпуск газет для детей и родителей, постоянно обновляется информационный материал православного воспитания для родителей;
1.4. Разработаны социально-педагогические программы по устроению семейного досуга, возрождению традиций совместной деятельности взрослых и детей; в том числе для семей, имеющих детей с проблемами в развитии;
Слайд 351.5. Возросло участие семей в подготовке и проведении мероприятий, соответствующих
праздникам православного календаря;
1.6. Пополняется методический кабинет «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного
возраста в детском саду и в семье» в каждом ДОУ;
1.7.Осуществляется диссеминация лучшего опыта семейного воспитания в средствах массовой информации, а также в профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях;
1.8. В образовательных учреждениях пополнен фонд библиотек семейного чтения для детей и родителей;
1.9. Разработаны лектории для родителей по проблемам воспитания и духовного и физического;
Слайд 362. Для педагогов:
2.1. Кадровое обеспечение в ДОО отмечено стабильностью и
высоким уровнем профессионализма.
2.2. Просветительская работа с педагогами отмечена следующими показателями:
2.3.Проводились систематические встречи священнослужителей с педагогическими коллективами ДОО;
2.4. Организовывались тематические заседания педагогических Советов по духовно-нравственному воспитанию;
2.5. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников через проведение аттестации в Синодальном отделе Русской Православной Церкви (православные детские сады «Рождественский», «Покровский», д.с. «Сретенский»), а также принимая активное участие в семинарах, педагогических чтениях по духовно-нравственному воспитанию детей
2.6. Обобщен опыт работы 4 педагогов по духовно-нравственному воспитанию на районном, 3 педагога областном уровне;
2.7. Педагоги активно выступают на радио и телевидении, а также публикуются в журналах.
Слайд 372.8. Апробируя программу «Мир - прекрасное творение», педагогами ДОО –
участниками экспериментальной работы подготовлено к изданию учебно-методическое пособие для педагогов
дошкольных образовательных организаций;
2.9.В 2013 г. вышел Сборник методических разработок для педагогов дошкольных образовательных организаций «Дорогою добра» и 7 сборников методических разработок согласующихся с православным календарем;
2.10.Разработано: 104 дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию;
2.11.Создана фильмотека, которая позволяет использовать видеоматериал в соответствии с учебно-тематическим планом;
2.12.Создано сетевое взаимодействие педагогов, занимающихся экспериментальной работой.
Слайд 38Мероприятия
к православным праздникам
Слайд 42Примерные темы занятий по программе православного воспитания детей дошкольного возраста
Слайд 43Добрый мир. Православная культура для малышей.
Автор: Людмила Леонидовна Шевченко,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета. Гриф
— «Допущено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви» от 14.09.2011 года.
Слайд 44Добрый мир. Православная культура для малышей.
Москва. Изд-во «Центр поддержки культурно-исторических
традиций Отечества»
Сайт http://www.trad-center.ru
Телефоны: 8 (499) 138-61-57, 8 926-529-93-06.
Факс: 8
(499) 138-61-57
Слайд 45Истоки. Воспитание на социокультурном опыте.
Авторы: Игорь Алексеевич Кузьмин,
профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва,
Александр Васильевич
Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда. Гриф — «Одобрено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви» от 25.12.2013 года.
Слайд 46 ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
развитие духовно-нравственных основ образования;
интеграция обучения и воспитания
в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
формирование гражданской
ответственности и осознание учащимся, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
приобщение в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
укрепление статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.
Слайд 47Программа занятий с детьми «Введение в традицию»
Автор: Анастасия Алексеевна Абрамова, кандидат
культурологии, вице-президент по программным вопросам Центра для детей и родителей
«Рождество» г. Москва,
режиссёр-педагог. Гриф — «Одобрено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви» от 14.06.2012 года.
Слайд 48Книги серии «Праздники» для чтения детям дошкольного возраста
Автор: А.В.
Бородина, кандидат культурологии, автор и разработчик учебных курсов «История религиозной культуры»
и «Основы православной культуры».
Гриф — «Допущено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви» от 26.02.2013 года.
Слайд 49Отдел религиозного образования и катехизации Оренбургской епархии
г.Оренбург, ул.Челюскинцев, 17 (Оренбургская
духовная семинария, 3 этаж)
8 (3532) 43-63-83
Слайд 50
Опыт российских регионов
духовно-нравственного воспитания
в дошкольных образовательных
учреждениях
Заведующий сектором
образования
отдела религиозного образования и катехизации
Оренбургской епархии
Воронов Борис Раилевич