Разделы презентаций


1 Творчество Германа Гессе (1877–1962) Нобелевская премия по литературе

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ1.Биография 2.ТворчествоОсобенности творчестваЛитературные произведенияРоман «Игра в бисер» - вершина творчестваПроизведения живописи

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Творчество
Германа Гессе
(1877–1962)



Нобелевская премия
по литературе  1946

«За вдохновенное творчество, в

котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а

также за блестящий стиль».
ТворчествоГермана Гессе(1877–1962)Нобелевская премия по литературе  1946 «За вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические

Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
1.Биография
2.Творчество
Особенности творчества
Литературные произведения
Роман «Игра в бисер» - вершина творчества
Произведения

живописи





СОДЕРЖАНИЕ1.Биография 2.ТворчествоОсобенности творчестваЛитературные произведенияРоман «Игра в бисер» - вершина творчестваПроизведения живописи

Слайд 3  Немецкий романист, поэт, критик и публицист Герман Гессе родился

в семье миссионеров-пиетистов и издателей богословской литературы в г. Кальв,

в Вюртемберге. Мать писателя, Мария (Гундерт) Гессе, была филологом и миссионером, многие годы прожила в Индии, замуж за отца Г. вышла, уже будучи вдовой и имея двоих сыновей. Иоханнес Гессе, отец писателя, в свое время также занимался в Индии миссионерской деятельностью.

В 1880 г. семья переехала в Базель. Хотя Г. с детства мечтал стать поэтом, его родители надеялись, что он последует семейной традиции, и готовили его к карьере теолога. Исполняя их желание, в 1890 г. он поступает в Латинскую школу в Гёппингене, а на следующий год переходит в протестантскую семинарию в Маульбронне. Но как Г. ни старался, пиетиста из него не получилось, и после неудачной попытки бежать мальчик был исключен из семинарии.

1. БИОГРАФИЯ

  Немецкий романист, поэт, критик и публицист Герман Гессе родился в семье миссионеров-пиетистов и издателей богословской литературы

Слайд 4 Некоторое время юноша работал в издательстве отца,

а затем сменил несколько профессий: был подмастерьем, учеником книготорговца, часовщиком

и, наконец, в 1895 г. устроился работать продавцом книг. Здесь у него появилась возможность много читать и продолжить свое самообразование.

Вступив в 1899 г. в литературное общество «Маленький кружок», Г. опубликовал свои первые книги: томик стихов «Романтические песни» и сборник коротких рассказов и стихотворений в прозе «Час после полуночи». В том же году он начал работать продавцом книг в Базеле.

Первый роман Г. «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера» появился в 1901 г., однако литературный успех пришел к писателю только через

три года, когда вышел его второй роман «Петер Каменцинд». После этого Г. оставил работу, уехал в деревню и стал жить исключительно на доходы от своих произведений. В 1904 г. он женился на Марии Бернуйи; у супругов было трое детей.

Некоторое время юноша работал в издательстве отца, а затем сменил несколько профессий: был подмастерьем,

Слайд 5 «Петер Каменцинд», как и другие романы писателя,

автобиографичен. Здесь Г. впервые касается своей излюбленной темы, которая впоследствии

повторялась во многих его произведениях: стремление личности к самосовершенству и цельности.
В 1906 г. он пишет повесть «Под колесом» которая была навеяна воспоминаниями об учебе в семинарии и в которой исследуются проблемы творческой личности в буржуазном обществе. В эти годы Г. пишет много очерков и эссе в различные периодические издания и до 1912 г. работает соредактором журнала «Март».

Его роман «Гертруда» появился в 1910 г., а на следующий год Г. совершает путешествие в Индию, по возвращении откуда выпускает сборник рассказов, очерков и стихотворений «Из Индии» (1913). В 1914 г. выходит роман «Росхальде».
В 1912 г. Г. и его семья окончательно поселяются в Швейцарии и в 1923 г. получают швейцарское гражданство. Будучи пацифистом, Г. выступал против агрессивного национализма своей родины, что привело к падению популярности писателя в Германии и личным оскорблениям в его адрес.

«Петер Каменцинд», как и другие романы писателя, автобиографичен. Здесь Г. впервые касается своей излюбленной

Слайд 6 Вместе с тем во время первой мировой

войны Г. оказывает поддержку благотворительной организации помощи военнопленным в Берне

и выпускает газету, а также серию книг для немецких солдат. Г. придерживался мнения, что война – это неизбежный итог духовного кризиса европейской цивилизации и что писатель должен способствовать рождению нового мира.
В 1916 г. из-за тягот военных лет, постоянных болезней сына Мартина и душевнобольной жены, а также из-за смерти отца у писателя произошел тяжелый нервный срыв, от которого он лечился методом психоанализа.

Под влиянием теорий Юнга Г. пишет роман «Демиан» (1919), который снискал большую популярность среди молодежи, вернувшейся с войны и пытавшейся наладить жизнь в послевоенной Германии. «Демиан» передал дух времени, вызвав чувство благодарности у целого поколения молодых людей, которые увидели в романе выражение собственной внутренней жизни и проблем, возникающих в их среде. Разрываясь между домашними устоями и опасным миром чувственных переживаний, герой романа сталкивается с двойственностью своей собственной природы. Эта тема нашла свое дальнейшее выражение в более поздних произведениях Г., где вскрывается противоречие между природой и духом, телом и сознанием.

Вместе с тем во время первой мировой войны Г. оказывает поддержку благотворительной организации помощи

Слайд 7 В 1919 г. Г. покидает семью и

переезжает в Монтаньолу, на юг Швейцарии. А в 1923 г.,

через год после выхода в свет «Сиддхарты», писатель официально разводится с женой.
Местом действия «Сиддхарты» является Индия времен Гаутамы Будды. В этой повести нашли свое отражение путешествие Г. по Индии, а также давний интерес писателя к восточным религиям.

В 1924 г. Г. женится на Руфи Венгер, однако этот брак продлился всего три года.

В романе «Степной волк» (1927), следующем значительном произведении писателя, Г. продолжает развивать тему фаустовского дуализма на примере своего героя, мятущегося художника Гарри Галлера, ищущего смысл жизни. По словам современного литературоведа Эрнста Розе, «Степной волк» был первым немецким романом, проникшим в глубины подсознания в поисках духовной цельности».
В «Нарциссе и Гольдмунде» (1930), где действие происходит в средневековой Германии, духу противопоставляется жизнь, аскетизму – жизнелюбие.

В 1919 г. Г. покидает семью и переезжает в Монтаньолу, на юг Швейцарии. А

Слайд 8 В 1931 г. Г. женится в третий

раз – на этот раз на Нинон Долбин – и

в том же году начинает работу над своим шедевром «Игра в бисер», который был опубликован в 1943 г. Этот утопический роман представляет собой биографию Йозефа Кнехта, «магистра игры в бисер», интеллектуального занятия, которым увлекалась элита

высокодуховной страны Касталии в начале XXV в. В этой, главной книге Г. повторяются основные темы ранних романов писателя. «Игра в бисер» – это не телескоп, направленный на далекое будущее, но зеркало, отражающее с волнующей остротой парадигму сегодняшней реальности.

В 1946 г. Г. была присуждена Нобелевская премия по литературе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль». В своей речи представитель Шведской академии Андерс Эстерлинг сказал, что Г. вручается награда «за поэтические достижения человека добра – человека, который в трагическую эпоху сумел защитить истинный гуманизм».
Г. призывает нас: «Вперед, подымайтесь выше! Побеждайте себя! Ведь быть человеком – это значит страдать от неизлечимой двойственности, это значит разрываться между добром и злом».

В 1931 г. Г. женится в третий раз – на этот раз на Нинон

Слайд 9 В 1946 году Гессе присудили Нобелевскую премию

за вклад в мировую литературу.
В том

же году он был удостоен премии Гете.
В 1955 году ему вручили Премию мира, учрежденную немецкими книготорговцами, а через год группа энтузиастов учредила именную премию Германа Гессе.
Гессе умер в возрасте 85 лет в 1962 году в Монтаньоле.

Премия А. Нобеля

При жизни Герман Гессе считался элитарным писателем. В 70-е годы его слава вышла за пределы узких интеллектуальных кругов и его творчеством заинтересовалась молодежь, сделавшая писателя своим пророком. Молодых читателей привлекала мысль Гессе, неоднократно высказанная в его произведениях, о том, что противопоставить любой трагедии можно только разум и силу, связанную с нравственным усовершенствованием человека. И эта задача уже не казалась Гессе утопией, интеллектуальной игрой. За ней писатель видел грядущее, в котором люди перестанут испытывать страх как перед смертью, так и перед жизнью, ибо она есть дар, который можно реализовать лишь поднявшись еще на одну ступень совершенства.

В 1946 году Гессе присудили Нобелевскую премию за вклад в мировую литературу.

Слайд 10
Награды:

«Кальвская премия Германа Гессе» — вручается каждые два года

поочередно либо немецкому литературному изданию, либо переводчику произведений Гессе.

«Литературная премия Германа Гессе» — вручается каждые два года в Карлсруэ.

- «Медаль Германа Гессе города Кальв» — медаль вручаемая за заслуги перед городом.


Награды: «Кальвская премия Германа Гессе» — вручается каждые два года поочередно либо немецкому литературному изданию, либо переводчику

Слайд 112. ТВОРЧЕСТВО
Для творчества Гессе, особенно раннего, характерны

черты романтизма. В его первых произведениях очень сильно влияние таких

немецких классиков, как Гёте, Шиллер, Новалис и др. Темы и образы, свойственные этому направлению литературы, прослеживаются на протяжении всего его творчества — герой, противопоставленный окружающей среде; тема путешествия, побега от общества и поисков себя.

Другой ярко выраженной особенностью произведений Гессе является крайняя автобиографичность. Многие герои имели реальные прототипы в жизни, как, например, магистр Томас — Томас Манн, отец Иаков — Якоб Буркхард. Главных героев писатель часто наделял собственными чертами, а порой и именем, так Гарри Галлер получил инициалы автора, а Гермина — вовсе женский вариант имени Герман. Практически все сколь-нибудь важные события своей жизни Гессе отражал на страницах собственных книг. Период обучения писателя в Маульбронне лег в основу романа «Под колесом», отношения с женой Марией воплотились в «Росхальде», многие эпизоды жизни Гессе описаны в «Германе Лаушере».
2. ТВОРЧЕСТВО   Для творчества Гессе, особенно раннего, характерны черты романтизма. В его первых произведениях очень

Слайд 12 Большое влияние на писателя оказало увлечение психоанализом.

Возможно, наиболее ярко это отражено в «Демиане», где главный герой

Синклер стоит на пути поиска Самости, а друг Гессе психоаналитик Йозеф Ланг предстает в образе Писториуса. Начиная с этого романа, данная психологическая теория раскрывается в последующих работах писателя. Так, в поисках внутренней сущности, Сиддхартха приходит в реке, а Гарри Галлер в «Магический театр».

Близка психоанализу и концепция единства противоположностей, которая проявляется в образе Галлера и в идее Абраксаса, божества, сочетающего в себе добро и зло. Для творчества Гессе особенно характерен прием противопоставления человек-общество, главные герои вступают в конфликт с окружающей средой, как, например, Галлер — бюргерство или Златоуст — монастырь.

В творчестве Гессе находят единство и такие понятия, как Запад и Восток. Истоки этого кроются в биографии самого писателя, выросшего в семье с глубокими христианскими традициями, вобравшей в себя часть культуры Индии. Так это единство воплотилось в Йозефе Кнехте, философе в определенной степени постигшем европейскую и восточную мудрость.
Большое влияние на писателя оказало увлечение психоанализом. Возможно, наиболее ярко это отражено в «Демиане»,

Слайд 13 Особо важное место в произведениях писателя занимает

тема искусства. В «Степном волке» Гессе говорит об упадке музыки,

ставшей жертвой человеческого бескультурья: на смену Моцарту пришел саксофонист Пабло, развлекающий публику неспособную понять и оценить высшее искусство. В «Игре в бисер» музыка предстает уже как некое таинство, особая дисциплина, составная часть Игры, законсервированная в рамках Касталии. Об искусстве как о призвании говорится и в романе «Нарцисс и Златоуст», где главный герой пытается постичь таинство воплощения образа в предмете.

При жизни писателя обвиняли в безразличии к политике и войнам, сосредоточившимся на внутренних поисках, в то время как снаружи мир менялся и развивался. На рубеже 60-70 годов Гессе становится кумиром так называемой «бунтующей молодежи» и самым читаемым европейским писателем в США и Японии.

Герман Гессе, нобелевский лауреат 1946 года, - один из самых читаемых авторов XX века. Все свое творчество он называл "затянувшейся попыткой рассказать историю своего духовного развития", "биографией души". Одна из основных тем творчества писателя - судьба художника во враждебном ему обществе, место подлинного искусства в мире.
Особо важное место в произведениях писателя занимает тема искусства. В «Степном волке» Гессе говорит

Слайд 14ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Романы:

1904 — «Петер Каменцинд» / нем.  Peter Camenzind
1906 — «Под

колесом» / нем. Unterm Rad
1910 — «Гертруда» / нем.  Gertrud
1912—1913 —

«Росхальде» / нем.  Roßhalde
1915 — «Кнульп» / нем.  Knulp
1919 — «Демиан» / нем. Demian
1922 — «Сиддхартха» / нем.  Siddhartha
1927 — «Степной волк» / нем.  Der Steppenwolf
1930 — «Нарцисс и Златоуст» / нем.  Narziss und Goldmund
1932 — «Паломничество в Страну Востока» / нем.  Die Morgenlandfahrt
1943 — «Игра в бисер» / нем.  Das Glasperlenspiel
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Романы:1904 — «Петер Каменцинд» / нем.  Peter Camenzind1906 — «Под колесом» / нем. Unterm Rad1910 — «Гертруда»

Слайд 16Рассказы и новеллы:

1905 — «Июль» / нем. Heumond
1906 — «Казанова исправляется» / нем. Casanovas

Bekehrung
1908 — «Обручение» / нем. Die Verlobung
1913 — «Циклон» / нем. Der Zyklon
1916 — «Юность

прекрасна» / нем. Schön ist die Jugend
1918 — «Душа ребенка» / нем. Kinderseele
1919 — «Последнее лето Клингзора» / нем. Klingsors letzter Sommer
1919 — «Клейн и Вагнер» / нем. Klein und Wagner

Биографии и автобиографии:

1904 — «Боккаччо» / нем. Boccaccio
1904 — «Франциск Ассизский» / нем. Franz von Assisi
1925 — «Курортник» / нем. Kurgast
1927 — «Путешествие в Нюрнберг» / нем. Die Nürnberger Reise
1937 — «Листки памяти» / нем. Gedenkblätter

Рассказы и новеллы:1905 — «Июль» / нем. Heumond1906 — «Казанова исправляется» / нем. Casanovas Bekehrung1908 — «Обручение» / нем. Die Verlobung1913 — «Циклон» /

Слайд 17Сборники стихотворений:

1899 — «Романтические песни» / нем. Romantische Lieder
1902 — «Стихотворения» / нем. Gedichte
1911 —

«В дороге» / нем. Unterwegs
1920 — «Стихотворения художника» / нем. Gedichte des Malers
1921 —

«Избранные стихотворения» / нем. Ausgewählte Gedichte
1928 — «Кризис: отрывок из дневника» / нем. Krisis : Ein Stück Tagebuch
1929 — «Утешение ночи» / нем. Trost der Nacht
1937 — «Новые стихотворения» / нем. Neue Gedichte
1942 — «Стихотворения» / нем. Gedichte

Экранизации:

«Степной волк» (фильм) (1974), реж. Фред Хайнс
«Сиддхартха» (фильм) (1972), реж. Конрад Рукс

Сборники стихотворений:1899 — «Романтические песни» / нем. Romantische Lieder1902 — «Стихотворения» / нем. Gedichte1911 — «В дороге» / нем. Unterwegs1920 — «Стихотворения художника» /

Слайд 18РОМАН «ИГРА В БИСЕР» – ВЕРШИНА ТВОРЧЕСТВА
«Игра

в бисер» (нем. Das Glasperlenspiel) — последний и главный роман Г. Гессе,

над которым он работал с 1931 по 1942 год.
Впервые роман опубликован 18 ноября 1943 года в цюрихском издательстве «Фретц и Васмут» в двух томах. В 1946 году Гессе был награждён Нобелевской премией по литературе в том числе и за это произведение.

Действие происходит в далеком будущем. Непогрешимый Магистр Игры и герой Касталии Иозеф Кнехт, достигнув пределов формального и содержательного совершенства в игре духа, ощущает

неудовлетворенность, а затем разочарование и уходит из Касталии в суровый мир за её пределами, чтобы послужить конкретному и несовершенному человеку. Касталийский Орден, Магистром которого является герой, — это общество хранителей истины. Члены Ордена отказываются от семьи, от собственности, от участия в политике, чтобы никакие корыстные интересы не могли повлиять на процесс таинственной «игры в бисер», которому они предаются, — «игры со всеми смыслами и ценностями культуры» как выражения истины. Члены Ордена проживают в Касталии, удивительной стране, над которой не властно время.

РОМАН «ИГРА В БИСЕР» – ВЕРШИНА ТВОРЧЕСТВА   «Игра в бисер» (нем. Das Glasperlenspiel) — последний и главный

Слайд 19 Название страны происходит от мифического Кастальского ключа

на горе Парнас, у вод которого бог Аполлон водит хороводы

с девятью музами, олицетворяющими виды искусства.
Роман написан от имени касталийского историка из далекого будущего и состоит из трех неравных по объему частей: вводного трактата по истории Касталии и игры в бисер, жизнеописания главного героя и произведений самого Кнехта — стихов и трех жизнеописаний. Предыстория Касталии излагается как резкая критика общества XX в. и его вырождающейся культуры. Эта культура характеризуется как «фельетонистическая» (от немецкого значения слова «фельетон», что означает «газетная статья развлекательного характера»). Суть её составляет газетное чтиво — «фельетоны» как особо популярный вид публикаций, изготовлявшихся миллионами. В них нет глубоких мыслей, попыток разобраться в сложных проблемах, наоборот, содержание их составляет «занимательный вздор», пользующийся неимоверным спросом. Сочинителями подобной мишуры были не только газетные щелкоперы, были среди них поэты и нередко профессора высших учебных заведений со славным именем — чем известнее было имя и глупее тема, тем больше был спрос. Излюбленный материал подобных статей составляли анекдоты из жизни знаменитых людей под заголовками вроде: «Фридрих Ницше и дамские моды в семидесятые годы девятнадцатого столетия», «Любимые блюда композитора Россини» или «Роль комнатных собачек в жизни знаменитых куртизанок». При этом умнейшие из фельетонистов сами потешались над своей работой, пронизанной духом иронии.
Название страны происходит от мифического Кастальского ключа на горе Парнас, у вод которого бог

Слайд 20 Большинство непосвященных читателей все принимали за чистую

монету. Другие же после тяжелого труда тратили свой досуг на

отгадывание кроссвордов, склонившись над квадратами и крестами из пустых клеточек. Однако летописец признает, что игравших в эти детские игры-загадки или читавших фельетоны нельзя назвать наивными людьми, увлеченными бессмысленным ребячеством. Они жили в вечном страхе среди политических и экономических потрясений, и у них была сильная потребность закрыть глаза и уйти от действительности в безобидный мир дешевой сенсационности и детских загадок, ибо «церковь не дарила им утешения и дух — советов». Люди, без конца читавшие фельетоны, слушавшие доклады и отгадывавшие кроссворды, не имели времени и сил, чтобы преодолеть страх, разобраться в проблемах, понять, что происходит вокруг, и избавиться от «фельетонного» гипноза, они жили «судорожно и не верили в будущее». Историк Касталии, за которым стоит и автор, приходит к убеждению, что подобная цивилизация исчерпала себя и стоит на грани крушения.
В этой ситуации, когда многие мыслящие люди растерялись, лучшие представители интеллектуальной элиты объединились для сохранения традиций духовности и создали государство в государстве — Касталию, где избранные предаются игре в бисер. Касталия становится некоей обителью созерцательной духовности, существующей с согласия технократического общества, пронизанного духом наживы и потребительства. Состязания по игре в бисер транслируются по радио на всю страну, в самой же Касталии, пейзажи которой напоминают Южную Германию, время остановилось — там ездят на лошадях. Основное её назначение — педагогическое: воспитание интеллектуалов, свободных от духа конъюнктуры и буржуазного практицизма.
Большинство непосвященных читателей все принимали за чистую монету. Другие же после тяжелого труда тратили

Слайд 21 В известном смысле Касталия — это противопоставление

государству Платона, где власть принадлежит ученым, правящим миром. В Касталии,

наоборот, ученые и философы свободны и независимы от любой власти, но достигается это ценой отрыва от действительности. У Касталии нет прочных корней в жизни, и потому её судьба слишком зависит от тех, у кого реальная власть в обществе, — от генералов, которые могут посчитать, что обитель мудрости — излишняя роскошь для страны, готовящейся, например, к войне.
Касталийцы принадлежат к Ордену служителей духа и полностью оторваны от жизненной практики. Орден построен по средневековому принципу — двенадцать Магистров, Верховная, Воспитательная и другие Коллегии. Для пополнения своих рядов касталийцы по всей стране отбирают талантливых мальчиков и обучают их в своих школах, развивают их способности к музыке, философии, математике, учат размышлять и наслаждаться играми духа. Потом юноши попадают в университеты, а затем посвящают себя занятиям науками и искусствами, педагогической деятельности или игре в бисер. Игра в бисер, или игра стеклянных бус, — некий синтез религии, философии и искусства. Когда-то давно некий Перро из города Кальва использовал на своих занятиях по музыке придуманный им прибор со стеклянными бусинами. Потом он был усовершенствован — создан уникальный язык, основанный на различных комбинациях бусин, с помощью которых можно бесконечно сопоставлять разные смыслы и категории. Эти занятия бесплодны, их результатом не является создание чего-то нового, лишь варьирование и перетолковывание известных комбинаций и мотивов ради достижения гармонии, равновесия и совершенства.

В известном смысле Касталия — это противопоставление государству Платона, где власть принадлежит ученым, правящим

Слайд 22Касталия

Касталия

Слайд 23 Около 2200 г. Магистром становится Иозеф Кнехт,

прошедший весь путь, который проходят касталийцы. Его имя означает «слуга»,

и он готов служить истине и гармонии в Касталии. Однако герой лишь на время обретает гармонию в игре стеклянных бус, ибо он все резче ощущает противоречия касталийской действительности, интуитивно старается избежать касталийской ограниченности. Он далек от ученых типа Тегуляриуса — гения-одиночки, отгородившегося от мира в своем увлечении изощренностью и формальной виртуозностью. Пребывание за пределами Касталии в бенедиктинской обители Мариафельс и встреча с отцом Иаковом оказывают на Кнехта большое влияние. Он задумывается о путях истории, о соотношении истории государства и истории культуры и понимает, каково истинное место Касталии в реальном мире: пока касталийцы играют в свои игры, общество, от которого они уходят все дальше, может счесть Касталию бесполезной роскошью. Задача в том, считает Кнехт, чтобы воспитывать молодых не за стенами библиотек, а в «миру» с его суровыми законами. Он покидает Касталию и становится наставником сына своего друга Дезиньори. Купаясь с ним в горном озере, герой погибает в ледяной воде — так гласит легенда, как утверждает летописец, ведущий повествование. Неизвестно, добился бы успеха Кнехт на своем пути, ясно одно — нельзя прятаться от жизни в мир идей и книг.
Эту же мысль подтверждают три жизнеописания, заключающие книгу и дающие ключ к пониманию произведения. Герой первого, Слуга, — носитель духовности первобытного племени среди мракобесия — не смиряется и приносит себя в жертву, чтобы не угасла искра истины. Второй, раннехристианский отшельник Иосиф Фамулус (по-латыни «слуга»), разочаро-

Около 2200 г. Магистром становится Иозеф Кнехт, прошедший весь путь, который проходят касталийцы. Его

Слайд 24вывается в своей роли утешителя грешников, но, встретив более старого

исповедника, вместе с ним все же продолжает служить. Третий герой

— Даса («слуга») не приносит себя в жертву и не продолжает служение, а бежит в лес к старому йогу, т. е. уходит в свою Касталию. Именно от такого пути нашел в себе силы отказаться герой Гессе Иозеф Кнехт, хотя это и стоило ему жизни.
Кнехт погибает ради того, чтобы могла существовать Касталия - страна разума и духовности. Своим отчаянным прыжком в ледяные воды озера он потрясает и пробуждает к новой жизни своего необузданного ученика. "Да, смерть Кнехта допускает, естественно, много толкований, - пояснял Гессе. - Для меня главным был мотив жертвы, которую он приносит смело и радостно. И этим, как я это понимаю, он не прервал, а выполнил свою педагогическую миссию". Было бы неправильно считать конец "Игры в бисер" пессимистичным. Кнехт погиб, но остался молодой Дезиньори, разбуженный и навсегда покоренный великолепной личностью своего воспитателя. В этом прозвучала надежда.

Гессе был убежден, что какими-то, пусть неизвестными ему путями человечество все же придет к созданию более гармонического общества, чем Европа середины XX века. Произведения Гессе переведены сейчас почти на все языки мира. Его читают, о нем спорят. Широко издают и изучают Гессе в ГДР. В наши дни, когда ряд модных философов на Западе категорически утверждает примат практицизма над "духовностью", его "Игра в бисер" приобретает особую актуальность.
вывается в своей роли утешителя грешников, но, встретив более старого исповедника, вместе с ним все же продолжает

Слайд 25 "Игра в бисер" создавалась в мрачные годы

фашизма в Германии и была завершена в 1943-м - переломном

году второй мировой войны. В одном из писем в январе 1955 года Гессе сам говорил, что Касталия была его отповедью фашизму, попыткой восславить духовность в "чумном, отравленном мире". В то же время Гессе ставил вопрос о необходимости спасения "духа", о том, что ради этого спасении интеллигенция должна покинуть свою изолированную Касталию (иными словами, все ту же пресловутую "башню из слоновой кости") и обрести свое "служение" в мире практики.

Издана "Игра в бисер" была в нейтральной Швейцарии, где жил Гессе. Интерес к новому большому произведению признанного писателя и мыслителя был чрезвычайно велик. Роман породил противоречивые толкования и острые дискуссии; не всеми, по разным причинам, он был понят и принят, но взволновал он всех читателей. Споры вокруг "Игры в бисер" не утихали и после войны, когда роман впервые стал доступен немецкой публике: значительная противоречивость, несомненно, давала почву для разных толкований. Но вместе с тем пришло широкое признание. Об "удивительном подарке", который Гессе сделал интеллектуальному миру и ему лично своим "великолепно зрелым и богатым романом-монументом", писал Герману Гессе в начале 1945 года его друг Томас Манн. В 1946 году Гессе присудили Нобелевскую премию.

Слайд 26ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ

Гессе с большой увлеченностью начал заниматься

живописью с времен Первой мировой войны. Будучи самоучкой, он с

первых шагов ставил себе целью преодоление душевного кризиса, однако написав около 3000 акварелей, он создал тем самым значительное наследие своих живописных работ, передающих в радужных красках красоты Тессина - избранного им места обитания на земле, где он и жил, начиная с 1919 года и вплоть до самой смерти в 1962 году.

Герман Гессе о живописи:
"От тоски, становившейся порой невыносимой, я нашел для себя выход, начав рисовать, чего никогда в жизни не делал, и даже попробовал писать картины. Имеет ли это какую объективную ценность, мне все равно, для меня это новое погружение в утешение искусством, которого не смогло мне практически дать сочинительство. Это как увлечение без страсти желаний, как любовь без претензий." (Из письма к Феликсу Брауну, 1917)
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ   Гессе с большой увлеченностью начал заниматься живописью с времен Первой мировой войны. Будучи

Слайд 27Тессинский пейзаж

Тессинский пейзаж

Слайд 28Zinnienstraus

Zinnienstraus

Слайд 29Gartentreppe mit Reben

Gartentreppe mit Reben

Слайд 30Haeuser in Montagnola
Weinreben vor der Casa rossa

Haeuser in MontagnolaWeinreben vor der Casa rossa

Слайд 31

СТУПЕНИ

Цветок сникает, юность быстротечна, И на веку людском ступень любая, Любая

мудрость временна, конечна, Любому благу срок отмерен точно. Так пусть же, зову жизни отвечая, Душа легко и весело простится С тем, с чем связать себя посмела прочно, Пускай не сохнет в косности монашьей! В любом начале волшебство таится, Оно нам в помощь, в нем защита наша. Пристанищ не искать, не приживаться, Ступенька за ступенькой, без печали, Шагать вперед, идти от дали к дали, Все шире быть, все выше подниматься! Засасывает круг привычек милых, Уют покоя полон искушенья. Но только тот, кто с места сняться в силах, Спасет свой дух живой от разложенья. И даже возле входа гробового Жизнь вновь, глядишь, нам кликнет клич призывный, И путь опять начнется непрерывный.

Герман Гессе
СТУПЕНИЦветок сникает, юность быстротечна, И на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика