Слайд 1Выставки.
Презентации.
Игровые проекты.
События.
Организация предметно-развивающей среды.
Формы социального развития детей
Слайд 21. Выставки
В.И.Даль: выставки – это «собрание каких-либо замечательных предметов».
С.И.Ожегов: выставки
– собрание предметов, расположенных для обозрения, а также место, где
они собраны.
Ф.Брокгауз, И.Ефрон: выставки – публичные, особо устроенные места для обозрения произведений промышленности, искусства страны, округа или многих стран, имеющие целью представить общую картину состояния промышленности или искусства данного периода времени.
Слайд 4 Основные задачи социализации:
создавать условия, чтобы ребенок мог
транслировать окружающим собственный внутренний мир и осознавать значимость своей личности;
способствовать
освоению им социальных ролей и соответствующих правил и норм поведения.
Слайд 5 Для выставки определяется специальное место в группе,
при этом учитываются:
тематика,
объём,
материалы.
Выставочные материалы
должны содержать информацию о владельце; экспонаты – название, имя, фамилию владельца.
Слайд 6 Предварительная работа включает работу по накоплению, расширению
или уточнению знаний детей о объектах выставки:
используется чтение познавательной
литературы,
проводятся беседы, экскурсии,
организуется совместная продуктивная деятельность по созданию выставочных экспонатов,
т.е. делается всё, чтобы вызвать у детей интерес и желание поучаствовать в В.
Слайд 7 Педагог вместе с детьми:
определяет место расположения
выставки,
ведет работу по ознакомлению с новыми социальными ролями
экскурсовод,
посетитель,
автор работы.
Слайд 8Задания:
Сформулировать критерии анализа и оценки различных форм социального развития
детей («мозговой штурм»).
Оценить конспекты по разработанным критериям.
Слайд 9Задания:
Проанализировать конспекты выставок и определить:
виды выставок для младшего и старшего
дошкольного возраста;
задачи организации выставок для мл. и ст. дошк. возраста;
виды
выставочных материалов;
формы предварительной работы.
Слайд 10Задания:
Разработать собственный конспект(ы) выставки, представить свою выставку на практическом занятии,
оценить чужие конспекты, выбрать лучшие.
Слайд 112. Презентации
С.Д.Сажина: презентация – активная форма работы, позволяющая в различных
видах детской деятельности выразить общие интересы группы.
Основные
задачи социализации:
создавать условия для накопления ребенком первичного опыта общения;
содействовать разновозрастному общению;
оказывать помощь в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
Слайд 13 Предварительная работа:
изготовление приглашений для детей другой
группы;
изготовление подарков и призов для гостей;
приготовлений угощений для всех участников;
подготовка
групповой среды к презентации, а также личных или групповых объектов и материалов для презентации;
разработка игр и упражнений;
подбор и разучивание стихов, песен, рассказов и др.
Слайд 14Задания:
Проанализировать и оценить конспекты П. по критериям.
Разработать свой конспект.
Оценить чужие
конспекты, выбрать лучший.
Слайд 153. Игровые проекты
И.п. – это групповые формы взаимодействия
детей, способ организации деятельности, характеризующийся поэтапным практическим взаимодействием педагогов и
воспитанников до достижения игровой цели.
Слайд 16 Основные задачи социализации:
обогащать социальный опыт ребенка, помогать
осознавать нормы и правила поведения;
осваивать разнообразные социальные роли
формировать у детей
умение сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими.
Слайд 17 Требования к игровым проектам:
обязательное получение продукта, который
в дальнейшем будет использоваться в детской деятельности;
включение игровых моментов, способствующих
развитию коммуникативных навыков.
Слайд 18Задания:
Оценить конспекты И.п. по критериям.
Проанализировать конспекты И.п. и определить:
затраты времени
на организацию и проведение;
требования к проектам;
особенности работы в средн. и
старш. дошкольном возрасте;
что может выступать в качестве продукта проекта.
Разработать свой конспект, оценить чужие.
Слайд 194. События
С. И. Ожегов: событие – значительное явление, факт общественной,
личной жизни.
С. Д. Сажина: форма с помощью, которой создаются условия
для самореализации ребенка в группе сверстников и развития у него адекватной самооценки своих возможностей.
В педагогике событийный подход предполагает наличие в жизни детей ярких эмоционально-насыщенных дел, которые значимы и привлекательны для коллектива и личности.
Слайд 20 Основные задачи социализации:
создавать условия для самореализации ребенка
в группе сверстников;
развивать у детей адекватную оценку своих возможностей;
воспитывать нравственные
качества и отношения у дошкольников.
Слайд 21 Методика (см. информацию на листах)
«События»
могут быть приурочены к праздничным календарным или знаменательным датам группы,
в дальнейшем на основе событий могут формироваться традиции группы, но в основном это самостоятельное мероприятие.
В события, как и во все другие формы приобщения детей к детской субкультуре, обязательно включаются минуты свободного общения детей разных возрастных групп.
Слайд 22 При организации событий необходим подбор:
игр и ситуаций,
направленных на формирование нравственной основы и развития у детей чувства
собственного достоинства;
игр и упражнений, где дети могут говорить о разных качествах сверстников;
игр и упражнений, где дети могут демонстрировать свои способности и узнавать ближе друг друга.
Слайд 23Задания:
Оценить конспекты по критериям.
Проанализировать конспекты событий и определить:
задачи и особенности
работы в средн. и старш. дошкольном возрасте;
каким видам деятельности отдается
предпочтение при данной форме работы.
Разработать свой конспект.
Слайд 24Соотнесите термины и их определения:
Слайд 25Конспект выставки, презентации, игрового проекта или события
Автор. Образовательная область (социально-коммуникативное
развитие). Форма работы (выставка, презентация, игровой проект, событие). Тема.
Возрастная группа
детей.
Цель (воспитательная, обучающая, развивающая).
Материалы.
Предварительная работа, в том числе включая индивидуальную работу.
Ход работы (описание деятельности воспитателя и детей, вводная, основная и заключительная части).
Слайд 26Задачи социального развития
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения
и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении ФГОС дошкольного образования"
Слайд 27Задачи социального развития
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения
и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении ФГОС дошкольного образования"
Слайд 285. Организация предметно-развивающей среды
Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом
процессе в значительной степени определяется ПРС, к-рая в результате проводимой
работы постепенно пополняется соответствующими компонентами.
Они позволяют ребенку:
глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других,
освоить различные социальные роли и взаимоотношения, партнерство,
усвоить ценности окружающего мира,
адаптироваться в социальном мире.
Слайд 29Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
возможность общения и совместной деятельности
детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения;
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Слайд 30Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной
и безопасной.
Показатели оценки развивающей среды:
• положительное эмоциональное ощущение ребенка
в группе;
• отсутствие конфликтов среди детей;
• наличие продуктов детской деятельности;
• динамика развития ребенка;
• невысокий уровень шума.
Слайд 31Компоненты детской субкультуры, присутствующие в группе постоянно:
предметы-накопители;
модели возрастных
периодов.
Слайд 32Предметы-накопители - это емкости для сбора и хранения значимых и
незначимых для детей вещей.
СУНДУЧОК
Цель: удовлетворять детскую потребность в собирательстве.
Основой
сундучка может стать коробка с крышкой, размером не менее 30x30x30 см, изготовленная в соответствии с общим дизайном группы.
У сундучка может быть название:
«Короб незаменимых вещей»,
«Корзина нужных и ненужных вещей»,
«Ларец», «Сундук пирата» и т.д.
Слайд 33Место в группе для сундучка определяется детьми, главное условие –
доступность и удобство использования, внутри него могут быть отделения для
классификации вещей.
Содержимым сундучка могут быть:
• потерянные детали от конструкторов, каких-либо игр (пирамидки, мозаика и др.);
• части машин и различных механизмов;
скрепляющие предметы (зажимы, бельевые прищепки);
• остатки ткани, проволока, веревки;
• ленты и многое другое,
т.е. те предметы, которые, на взгляд взрослых, ценности не имеют и их можно было бы выбросить. Для детей же это важные, незаменимые вещи, которые могут обязательно где-нибудь пригодиться.
Слайд 34СОКРОВИЩНИЦЫ
Цель: помочь ребенку осознать предпочтения других
Сокровищница — хранилище личных,
неприкосновенных вещей.
Это особая закрытая емкость, недоступная другим детям, где хранятся мелкие
предметы, найденные, полученные в подарок или выменянные, т.е. принадлежащие лично ребенку и воспринимаемые им как ценность.
Слайд 35В качестве сокровищницы можно использовать закрывающиеся емкости размером не менее
15x15x15 см, например, деревянные шкатулки или поздравительные бумажные сумочки.
Они могут
быть:
• одинаковыми по оформлению и иметь символ (знак) ребенка или
• разными, отличающимися по цвету, фактуре,
размеру и т.д.
В группе должно быть место на стене с крючками для сокровищниц в виде сумочек или полочка для сокровищниц в виде шкатулок. Оно также обозначается символом или картинкой.
Слайд 36Основную часть сокровищ составляют:
мелкие предметы (бусины, красивые пуговицы, значки
и др.), привлекающие внимание детей своей необычностью;
мелкие игрушки (из
киндер-сюрпризов);
предметы бижутерии (у девочек);
машинки, военная атрибутика и др. (у мальчиков).
Внимание! Воспитатель должен сформировать у детей уверенность, что содержимое сокровищниц неприкосновенно. Посмотреть или поиграть тем или иным предметом можно только с разрешения хозяина.
Слайд 37Модели возрастных периодов
Цель: помощь ребенку в осознании себя на разных
возрастных этапах.
ПАРОВОЗИК ВРЕМЕНИ
Паровозик может иметь как объемный, так и плоскостной
вид. Для изготовления первого используется коробка в виде паровоза из-под новогоднего подарка (можно использовать игрушку), а для вагончиков - конфетные коробки размером 10x15 см.
Вариант плоскостного паровозика может быть выполнен из пленки-самоклейки или нарисован, а вагончики в этом случае представляют собой карманы из оргстекла размером 10x15 см.
Слайд 38В вагончиках находятся альбомы с фотографиями детей в разных видах
деятельности и в разные моменты.
Фотоальбомы оформляются и заполняются в соответствии
с возрастом (первая младшая группа, вторая младшая, средняя и т.д.), постепенно, при непосредственном участии детей.
«Паровозик времени» в группе должен занимать почетное место и быть доступным детям, чтобы можно было свободно его рассматривать.
ЛАДОШКИ
Возрастная периодизация может быть выполнена во взаимосвязи с названием группы.
Например, группа называется «Ладушки-ладошки», поэтому фотографии детей в разные возрастные периоды помещаются на ладошки.
Слайд 39РАСТИШКА
Это может быть общий групповой альбом, который постепенно заполняется:
детскими
фотографиями,
рисунками,
мини-рассказами детей о себе, записанными воспитателем или родителями.
Фотоальбом
может находиться в книжном уголке, в котором отведено место для рассматривания (стол и удобный стул, лучше маленькое кресло).
Слайд 40Компоненты детской субкультуры, присутствующие в группе периодически (временно):
выставки;
коллекции.
Слайд 41Выставки
При классификации выставок руководствуются следующими основополагающими признаками:
целевое назначение;
масштаб;
месторасположения;
тематическая направленность;
виды представленных объектов, предметов;
продолжительность функционирования;
взаимодействие с другими формами работы.
Слайд 42АВТОРСКИЕ ВЫСТАВКИ
Моя любимая книга
В группе оформляется стенд с полочками в
виде большой книги. Родителям нужно принести любимую книгу своего ребенка
и его фотографию.
Первой на выставочной полке появляется любимая книга воспитателя, он рассказывает о ней детям, а рядом с ней ставит свою фотографию, чтобы было понятно, чья книга.
Постепенно выставка заполняется книгами детей, при этом воспитатель обращает внимание на каждое появляющееся издание. Новинка обязательно читается и рассматривается вместе с детьми.
Слайд 43ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
Выставочные материалы — предметы, которые дети сделали своими руками,
отражающие их интересы и увлечения. Это могут быть:
рисунки,
поделки
из пластилина, глины,
поделки из бросового и природного материала,
аппликационные работы,
вышивки и т.д.
Выставки могут отражать один вид увлечений или быть разноплановыми. При оформлении обязательна фотография ребенка. Экспонаты, как правило, подписываются.
Мое хобби
Один ребенок представляет свое увлечение.
Слайд 44СЕМЕЙНЫЕ ВЫСТАВКИ
Семейные увлечения
В группе подготавливается место для выставочных экспонатов, это
может быть стол или шкаф высотой не более 70 см.
Каждая работа должна иметь специальную этикетку, на
которой написано название, имя и фамилия автора или владельца.
Слайд 45ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ
Остров обезьян
Для оформления «острова» можно использовать:
подиум,
или большие кубы,
или длинный стол высотой1 не более 60
см,
с помощью крупного строительного материала создается рельеф,
подбирается драпировочная ткань зеленого цвета,
устанавливается искусственная пальма,
каждая принесенная обезьяна размещается на «острове».
Слайд 46Коллекции
Коллекционирование – тип детского собирательства, в основу которого положен принцип
объединения и систематизации материала.
Коллекция социальна и связана с жизнью ребенка
в группе сверстников:
модой,
соперничеством,
меновыми отношениями и т.п.
Коллекционирование дает ребенку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах.
Сначала детей нужно научить формировать коллекции, познакомив с их разновидностями и объяснив смысл собирательства.
Слайд 47Примерная тематика коллекций (предметы, которые могут стать основой создания коллекции):
машины;
игрушки из киндер-сюрпризов;
фантики;
значки;
календарики;
открытки;
куклы;
камни
(минералы);
вкладыши от жевательных резинок и др.
Слайд 48Коллекции могут быть:
индивидуальными и
коллективными.
Собранные предметы м/б представлены в
рамках выставки, если это индивидуальные коллекции, могут использоваться как игровой
материал.
КОЛЛЕКЦИЯ ФАНТИКОВ
Сбору фантиков предшествует беседа о конфетах и их разновидностях (исторический экскурс о том, всегда ли конфеты заворачивали в фантики, когда появилась эта традиция и зачем).
Обсуждается, как можно использовать собранные фантики, как их обыграть.
Слайд 49Компоненты детской субкультуры, полученные в результате реализации проектов
Слайд 50Проект «Выпуск журнала»
Процесс подготовки начинается с накопления материала (иллюстративного и
текстового). Используются альбомы дня рисования и старые журналы для вырезания
картинок. Затем материал классифицируется по определенной тематике. Заполняется журнал постепенно, поскольку включает в себя:
иллюстративный материал (картинки);
рисунки детей;
их рассказы;
кроссворды и др.
Слайд 51Проект «Ателье Фантазия» (средняя группа)
С помощью родителей подбираются отрезы
ткани разной формы, различных цветов, размеров для конструирования моделей одежды.
Найденные
иллюстрации моделей вклеиваются а альбом (журнал) мод. Для этого используются альбом для рисования и старые журналы.
В группе отводится специальное место для атрибутов (например, вешалка с полочкой, прикрепленная к стене) для крепления ткани подойдут кольца для штор, на полочке размешаются альбомы и журналы.
Слайд 52Здесь же должен находиться дополнительный материал (ленты, скрепки-крабы, шнурки, тесемки
и т.д.).
Целесообразнее расположить «ателье» рядом с уголком для переодевания.
В процессе
игры устраивается демонстрация моделей и постепенно оформляется альбом с коллекцией одежды, придуманной детьми. В роли моделей выступают ребята.
Слайд 53Журнал «Цветы»
Для оформления обложки подбирается соответствующая картинка, под которой пишется
название журнала.
На страницах размещаются разные виды цветов:
полевые,
садовые,
лесные,
комнатные и т.д. с указанием названий.
Также могут содержаться:
описание того, из каких цветов составлен букет,
рекомендации по флористике или по использованию цветов в косметике и медицине.
Слайд 54Благодарю за внимание!
Рожина Вера Анатольевна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры ПМДНО ВятГГУ
Слайд 55Задание:
Определить, что общего во всех формах приобщения к детской субкультуре.
Представить
собственные конспекты выставки, презентации, игрового проекта и события.
Оценить представленные конспекты
по разработанным критериям.