Слайд 2ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Пименова Т.С.
старший преподаватель
Институт филологии
и межкультурной коммуникации
Слайд 3
ПЛАН
Индивидуализация и дифференциация образования: история вопроса.
Психолого-педагогические подходы к реализации индивидуализации
и дифференциации образования.
Современные технологии индивидуализации и дифференциации образования.
Слайд 4ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Индивидуализация в образовательном процессе – это построение индивидуальных образовательных программ.
Индивидуализация – это
новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика: он становится
субъектом, а не объектом образовательного процесса.
Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Слайд 5ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
Дидактический принцип, предполагающий учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе занятий
и внеаудиторной работы.
Слайд 6
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования
учащихся и различного построения обучения в выделенных группах.
Дифференцированный подход
в обучении:
– это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
– это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Слайд 7
ЛЕКЦИЯ № 1
Индивидуализация и дифференциация образования: история вопроса.
Слайд 8
Платон (между 429 и 427 до н. э. - 347
до н. э.), древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля
Слайд 9Ян Амос Коменский (1592-1670), чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ
Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы
Слайд 10Джон Локк (1632-1704), английский педагог и философ, представитель либерализма и
политической философии, один из самых влиятельных мыслителей эпохи Просвещения и
теоретиков либерализма
Слайд 11
Жан-Жак Руссо́ (1712-1778), французский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения,
музыковед, композитор и ботаник, виднейший представитель сентиментализма, предтеча Великой французской
революции
Слайд 12
Николай Иванович Пирогов (1810-1881), русский хирург, учёный-ана́том, естествоиспытатель, педагог, профессор,
создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель
русской школы анестезии, тайный советник)
Слайд 13
Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1871), русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики
в России
Слайд 14
Лев Николаевич Толстой (1828-1910), русский писатель и мыслитель, педагог
Слайд 15
До революции 1917 г.:
- начальные училища
- реальные училища
- коммерческие
училища
- кадетские корпуса
После революции 1917 г. в старших классах
второй ступени:
- специализация в гуманитарных науках
- специализация в естественно-математических науках
- специализация в технических науках
Слайд 16
В "Основных принципах единой трудовой школы" говорилось о "постепенном сужении
круга знаний, фиксированном внимании на специально выбранных предметах...".
Слайд 17
Михаил Алексеевич Мельников (1887-1976), действительный член Академии педагогических наук РСФСР,
автор программ трёхлетнего начального обучения, книг для чтения, кинофильмов и
картин по развитию речи учащихся, учебников и методических пособий по русскому языку для начальной школы. Разработал систему дифференцированного обучения (факультативные занятия, классы и школы с программой занятий по избранным предметам).
Окончил Казанский учительский институт (1913 г.).
Слайд 18
Николай Михайлович Шахмаев (1919-1991), академик АПН СССР, автор учебных и
методических пособий для вузов и школ, в том числе «Элементарного
курса физики» для 8-10 классов и пробного учебника физики для 8-10 классов.
Родился в Казани.
Слайд 191960-1970-е г.г.
• наиболее приемлемая форма - дифференциация по интересам,
возможная - по выявленным способностям
• недопустима дифференциация по "общим"
способностям: опыт подобной дифференциации свидетельствует о неизбежных потерях в воспитании учащихся
• дифференциация обучения не может проводиться за счет снижения общего (базового) уровня общеобразовательной подготовки
• необходимый педагогический эффект должен достигаться за счет глубины изучения программы, а не за счет ее расширения
Слайд 20Индивидуализация и дифференциация образования: история вопроса.