Слайд 126.02.02 «Судостроение»
базовая подготовка
ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт
Утвержден
Министерством образования и науки
РФ
7.05.2014г. (приказ № 440)
Слайд 2Характеристика профессиональной деятельности выпускников
Область профессиональной деятельности
деятельность по первичной
обработке листовых и профильных судостроительных материалов;
сборке секций и формированию
корпусов судов и другой морской и речной техники;
ремонту и утилизации судов и кораблей, другой морской техники
в качестве техника в судостроительных организациях, научно-исследовательских и конструкторских организациях судостроительного профиля различных организационно-правовых форм
Слайд 3Характеристика профессиональной деятельности выпускников
Объекты профессиональной деятельности
морские, рыбопромысловые и
речные суда и другая морская и речная техника, их механизмы
и оборудование;
элементы судовых конструкций, узлы, детали, системы;
техническая и технологическая документация;
технологическое оборудование;
процессы управления при производстве, техническом обслуживании и ремонте судов;
первичные трудовые коллективы
Слайд 4Характеристика профессиональной деятельности выпускников
Виды профессиональной деятельности (ВПД)
Контроль и пусконаладка
технологических процессов судостроительного производства.
Конструкторское обеспечение судостроительного производства.
Управление подразделением организации.
Выполнение работ
по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Слайд 5Требования к результатам освоения ППССЗ Общие компетенции
ОК.1.Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Слайд 6Требования к результатам освоения ППССЗ Общие компетенции
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и в команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Слайд 7Требования к результатам освоения ППССЗ профессиональные компетенции
Слайд 8Требования к результатам освоения ППССЗ профессиональные компетенции
по ВПД Контроль и
пусконаладка технологических процессов судостроительного производства
ПК 1.1. Проводить входной контроль качества
сырья, полуфабрикатов, параметров технологических процессов, качества готовой продукции.
ПК 1.2. Обеспечивать технологическую подготовку производства по реализации технологического процесса.
ПК 1.3. Осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины при изготовлении деталей корпуса, сборке и сварке секции, дефектации и ремонте корпусных конструкций и их утилизации.
ПК 1.4. Производить пусконаладочные работы и испытания.
Слайд 9Требования к результатам освоения ППССЗ профессиональные компетенции
по ВПД Конструкторское обеспечение
судостроительного производства
ПК 2.1. Разрабатывать конструкторскую документацию для изготовления деталей,
узлов, секций, корпусов.
ПК 2.2. Разрабатывать технологические процессы сборки и сварки секций, ремонта и утилизации корпусных конструкций.
ПК 2.3. Выполнять необходимые типовые расчеты при конструировании.
Слайд 10Требования к результатам освоения ППССЗ профессиональные компетенции
по ВПД Управление подразделением
организации
ПК 3.1. Организовывать работу коллектива исполнителей.
ПК 3.2. Планировать, выбирать оптимальные
решения и организовывать работы в условиях нестандартных ситуаций.
ПК 3.3. Осуществлять контроль качества выполняемых работ на уровне управления.
ПК 3.4. Проводить сбор, обработку и накопление технической, экономической и других видов информации для реализации инженерных и управленческих решений и оценки экономической эффективности производственной деятельности.
ПК 3.5. Обеспечивать безопасные условия труда на производственном участке.
Слайд 11Структура ППССЗ
(программы подготовки специалистов среднего звена)
Слайд 13Структура профессиональных модулей
ПМ.01 Контроль и пусконаладка технологических процессов судостроительного производства
Слайд 14Учебный план (фрагмент)
ПМ.01 Контроль и пусконаладка технологических процессов судостроительного производства
Слайд 15Судоходство и судостроение
«Три четверти планеты - моря и океаны…»
Конец XV
- начало XVIвв - эпоха великих географических открытий - начало
мировой торговли
Конец XIX в - переход от парусных деревянных к металлическим самоходным судам
Потребность в морских перевозках растет - факторы:
Рост населения
Расширение объема мирового производства
Территориальное разобщение добывающей и обрабатывающей промышленности
Преимущественная перевозка грузов водным путем (3/4 внешнеторговых перевозок)
автомобили - железнодорожный транспорт - суда - авиация
Слайд 16Распределение тоннажа торгового флота
(1985 г)
Слайд 17«Удобные» флаги
Около 60% судовладельцев поставили свои суда
под «удобные» флаги
Либерия
Слайд 19Судоходство и защита Океана от загрязнения
Международная Конвенция по предотвращению загрязнения
Океана с судов MARPOL 73/78
(МАРПОЛ 73/78)
1973 г - разработка Конвенции
1978
г - протокол изменений и дополнений
2.101983 г - Конвенция вступила в силу (ратифицировали 15 государств - 53,65% от мирового транспортного флота)
Требования зависят от водоизмещения, типа, возраста судна и др.
Слайд 20Международные организации по судостроению и судоходству
ИМО - международная морская организация
- специализированное учреждение ООН, отвечающее за разработку международных стандартов в
форме Конвенций, Кодексов, рекомендаций и руководств (с января 1959 г.)
МАКО - международная ассоциация классификационных обществ - согласованные требования к классификации, проектированию и постройке судов
(с 1992 г. классификационные общества должны подавать в секретариат МАКО в Лондоне сведения о судах, подлежащих списанию)
Слайд 21Грузы, перевозимые морем
Жидкие
сырая нефть и нефтепродукты
сжиженные газы
жидкие пищевые продукты и
полуфабрикаты
химикалии
Сухие
генеральные (тарно-штучные)
лесные
массовые (навалочные и насыпные)
рефрижераторные
специальные
Слайд 22Основные тенденции развития транспортных судов
Рост размеров судов
Сдерживающие факторы:
Размеры портов,
глубины
портов, проливов,
каналов;
Технические возможности
верфей;
Партионность грузов;
Длительность грузовых оперций
Танкеры - Суда для перевозки
массовых грузов - Сухогрузы
Слайд 23Основные тенденции развития транспортных судов
Увеличение скорости хода
Способствующие факторы:
Совершенствование судовых механизмов
уменьшение удельных расходов топлива,
использование дешевых сортов топлива
Сокращение длительности грузовых
операций
совершенствование судовых грузовых устройств
укрупнение грузов
развитие портовых грузовых средств
Конкурентные соображения
Слайд 24Основные тенденции развития транспортных судов
Совершенствование конструкции судов
Универсальные грузовые суда специализированные суда
контейнеровозы,
ролкеры, лихтеровозы и др.
Универсальные грузовые суда суда «открытого» типа
Слайд 25Основные тенденции развития транспортных судов
Морские суда - элемент единой мировой
транспортной системы
сухопутные (железнодорожные, автомобильные) - морские - воздушные перевозки
Изменяются способы
перевозки грузов, характеристики морских судов, методы управления судоходством
Контейнерные грузы - концентрация грузопотоков, создание системы межконтинентальных перевозок между ограниченным числом крупных контейнерных портов, принимающих большие суда (линейная система) с последующей транспортировкой меньших партий грузов в регионе на меньших судах (фидерная система).
Слайд 27Классификация судов
по общим основным признакам
По району плавания
морские (ограниченного и неограниченного
плавания)
рейдовые (портовые воды, устья рек с выходом на морские рейды)
внутреннего
плавания (речные и озерные)
смешанного плавания («река-море», «море-река»)
R1- удаление от места убежища не более 200 миль
R2- удаление от места убежища не более 100 миль
R2 RSN, R3 RSN - смешанное (река-море)
R3- рейдовое, портовое и прибрежное плавание
Слайд 28Классификация судов
по общим основным признакам
По средствам движения
самоходные
несамоходные
По роду движения относительно
воды
водоизмещающие
подводные
глиссирующие
СДПП
СВП
СПК
экранопланы
Слайд 30Классификация судов
по общим основным признакам
По типу двигателя
теплоходы (ДВС)
пароходы (паровая поршневая
машина)
турбоходы (паровая турбина)
газотурбоходы (газовая турбина)
электроходы
турбоэлектроходы
дизельэлектроходы
атомоходы (атомный реактор)
гребные и парусные
суда
Слайд 31Классификация судов
по общим основным признакам
По типу движителя
винтовые
колесные
со специальными движителями
крыльчатыми
водометными
роторными
весельные и
парусные
Слайд 32Классификация судов
по общим основным признакам
По материалу корпуса
стальные
из легких сплавов
пластмассовые
деревянные
железобетонные
композитные
Слайд 33Классификация судов
по общим основным признакам
По архитектурно-конструктивному типу
по числу корпусов
однокорпусные
катамараны
тримараны
по количеству
и расположению надстроек
одноотстровные
двухотстровные
трехотстровные
Слайд 34Классификация судов
по общим основным признакам
По архитектурно-конструктивному типу
по числу палуб
однопалубные
многопалубные
по расположению
МО
с кормовым расположением МО
со средним расположением МО
с промежуточным расположением МО
по
величине надводного борта
с минимальным надводным бортом
с избыточным надводным бортом (полнонаборные)
Слайд 35Классификация судов
по общим основным признакам
По ледовому классу
неарктические категории
Слайд 36Классификация судов
по общим основным признакам
По ледовому классу
арктические категории
Слайд 37Классификация судов
по назначению
Транспортные
Грузовые
Пассажирские (12 пассажиров)
Грузопассажирские (12 пассажиров, груз - 40%
Рг)
Специальные транспортные (буксиры и толкачи)
Промысловые
Добывающие
Добывающе-перерабатывающие
Перерабатывающие
Обслуживающие
Служебно-вспомогательные
Суда технического флота
Слайд 38Классификация судов
по назначению
Ледоколы Научно-исследовательские
Буксиры Медико-санитерные
Спасатели Плав. гостиницы
Противопожарные Учебные
Судоподъемные
Плав. маяки
Слайд 39Классификация судов
по назначению
Суда технического флота
Плав. краны
Плав. доки
Плав. мастерские
Плав. Электростанции
Буровые установки
Дноуглубительные
снаряды
Грунтоотвозные шаланды
Слайд 40Классификация судов
по назначению
универсальные
специальные
Рефрижераторы
Контейнеровозы
Лихтеровозы
Ролкеры
Балкеры
Лесовозы
Комбинированные суда
Танкеры
Газовозы
Для прочих жидких грузов
Слайд 43Главные плоскости и сечения судна
ДП - диаметральная плоскость -
продольно-вертикальная плоскость, проходящая посередине ширины судна и делящая его на
две симметричные части - правый и левый борта.
ОП - основная плоскость - горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку корпуса.
Плоскость КВЛ (конструктивной ватерлинии) - горизонтальная плоскость, проходящая
по уровню воды, делит судно на надводную и подводную часть.
Линия пересечения ДП и ОП называется основной линией (ОЛ).
ПМШ (или ) – плоскость мидель-шпангоута – поперечно-вертикальная плоскость,
проходящая посередине длины судна и делящая его на носовую и кормовую части.