Слайд 13. Развитие естествознания.
3.1. Доклассическая стратегия
познания.
3.2. Классическая стратегия
познания.
3.3.
Неклассическая стратегия
познания.
Слайд 2Возникновение науки
Наука существовала всегда, во все времена.
Наука возникла в Древней
Греции (Элладе) в VI-V вв. до н. э .
Наука возникла
в западноевропейском мире в позднее средневековье (XII-XIV вв.).
Наука возникает в XVI-XVII вв.
Наука начинается в первой трети XIX века, когда исследовательскую деятельность объединили с системой высшего образования.
Слайд 3Естествознание
Доклассический этап развития естествознания
(до XVI - XVII века)
Неклассический этап развития
естествознания
(с середины XX века)
Классический
этап развития естествознания
(до начала XX века)
Слайд 43.1. Доклассическая стратегия познания
Натурфилософия - целостное учение об окружающем мире,
едином в своей сущности.
Главный вопрос – первооснова всего живого.
Фалес
Милетский, греческий философ (640—564 г. до н. э.): первоначалом всех вещей является вода.
Анаксимандр — ученик Фалеса (640—547 г. до н. э.), первовещество представлял, как бесконечное начало - «апейрон».
Анаксимен основой мироздания, или первоначалом всего, считал воздух.
Слайд 5Гераклит (540—480 г. до н. э.) считал, что природа находится
в вечном изменении, а из всех веществ наиболее изменчив огонь.
Существование
МИРа связано с круговоротом материи: «Смерть земли — рождение воды, смерть воды — рождение воздуха, смерть воздуха — рождение огня и наоборот».
Три великие идеи:
а) идея вечного движения;
б) идея единства Вселенной;
в) идея закономерности явлений.
Слайд 6Эмпедокл (490-430 г. до н.э.): четыре «корня» - огонь, воздух,
вода и земля.
Две «стихии»: любви и вражды. Их гармония
– устойчивое равновесие МИРа.
Анаксагор (500-428 г. до н.э.): элементарные частицы соединяются силой ума. Ум – тончайшее вещество.
Постепенно выделяются две основные физические концепции:
корпускулярная (атомистическая) концепция
континуальная концепция (концепция непрерывности материи).
Слайд 7Корпускулярная концепция
Демокрит, Эпикур, (IV-V век до н.э.)
В бесконечном пустом пространстве
беспорядочно движутся атомы. Все процессы есть изменения сочетаний различных атомов.
Слайд 8Континуальная концепция
Платон (428—348 до н. э.): мир идей - первичный,
а мир чувственных вещей — вторичный и производный.
Аристотель (IV
век до н.э.), ученик Платона: материя превращается в действительность только в соединении с формой, данной от Бога.
Материальный мир есть заполняющая все пространство субстанция, в которой совершаются движения.
Слайд 9Учение Аристотеля
МИР ограничен, имеет форму сферы, в центре - Земля.
Все заполняет «первичная материя».
Четыре «первичные силы» (горячее, холодное, сухое
и мокрое) образуют тела из четырех «стихий» (огонь, воздух, земля, вода).
Движения тел делятся на «естественные» (без приложения силы) и «насильственные».
Для земных тел естественно перемещение вниз («тяжелые» тела), или вверх («легкие» тела).
Для небесных тел естественно их круговое движение вокруг Земли.
Насильственное движение прекращается, если сила перестает действовать. Под действием постоянной силы тела движутся равномерно.
Слайд 10Геоцентрическая система Аристотеля - Птолемея
Земля
Меркурий
Луна
Марс
Венера
Солнце
Юпитер
Сфера
неподвижных
звезд
Слайд 113.2. Классическая стратегия познания
Н.Коперник, польский астроном (1473 – 1543
г.): «Солнце, как
бы восседая на Царском престоле, управляет вращающимся около него семейством светил»
Гелиоцентрическая система
Слайд 12Развитие классической науки
Джордано Бруно, итальянский ученый (1548 – 1600 г.):
существование
бесконечного количества миров;
движение Солнца по отношению к звездам;
вращение атмосферы Земли
вместе с Землей.
Слайд 13Прямая, соединяющая Солнце и какую-либо планету, за равные промежутки времени
описывает одинаковую площадь.
Кубы средних расстояний планет от Солнца относятся
как квадраты периодов их обращения.
Иоганн Кеплер, немецкий ученый (1570 – 1630 г.):
три закона:
Все планеты обращаются по эллиптическим орбитам, в фокусе которых находится Солнце.
Слайд 14Галилео Галилей, великий итальянский астроном и физик (1564—1642 г.):
развивал и
защищал взгляды Коперника;
открыл движение тел по инерции;
сформулировал принцип относительности движений:
во всех инерциальных системах отсчета все механические явления протекают одинаково;
соединил физику с математикой, положив начало классической механике.
Слайд 15Исаак Ньютон, английский физик (1643-1727 г.): «гипотез не измышляю»
изобрел первый
зеркальный телескоп;
эксперименты по оптике;
открыл закон всемирного тяготения;
вместе с Лейбницем разработал
основы интегрального и дифференциального исчислений.
Ньютон - создатель классической механики!
Слайд 16Классическая парадигма
В природе принципиально отсутствует случайность.
Представление о независимой роли наблюдателя
в природе.
В природе в целом отсутствует развитие.
Природа повторяется
на всех своих уровнях.
Редукционизм – способ объяснять сложные явления простым суммированием представлений о более простых явлениях.
Научная парадигма – система основополагающих научных взглядов, господствующих в науке в определенный период ее развития.
Слайд 17Достижения классического естествознания
1. Газовые законы и уравнение кинетической теории газов.
2. Первое и
второе начала термодинамики.
3. Волновая оптика: явления интерференции, дифракции и поляризации.
4. Законы излучения
и поглощения света.
5. Периодическая система элементов Менделеева.
6. Классификация Линнея и законы Менделя.
7. Законы Кулона и Ома.
Слайд 18Джеймс Максвелл, английский ученый (1831 – 1879 г.):
Создал кинетическую теорию
газов;
доказал статистическую природу второго начала термодинамики;
создал теорию электромагнитного поля;
открыл природу
света, как электромагнитной волны.
Майкл Фарадей, английский ученый (1791 – 1867 г.):
Открыл закон электромагнитной индукции;
основоположник теории электромагнитного поля.
Максвелл – создатель классической электродинамики!
Слайд 19В электродинамике корпускулярные идеи заменяются континуальными.
Существует единое непрерывное электромагнитное поле,
которое распространяется в виде электромагнитных волн.
Классическая электродинамика вступила в противоречие
с классической механикой.
Разрешение этих противоречий: А.Эйнштейн 1905 г. в статье «К электродинамике движущихся тел» сформулировал основы специальной теории относительности.
Создание Эйнштейном релятивисткой теории знаменует переход к неклассическому этапу естествознания.
Слайд 203.3. Неклассическая стратегия познания
Основные открытия конца XIX и начала XX
веков:
Исследования в области теплового излучения тел.
Квантовая теория фотоэффекта (А. Эйнштейн).
Разработка квантовой механики и ее основного уравнения (австрийский физик Э. Шредингер).
Релятивистская теория движения электрона (английский физик П. Дирак) .
Учение о радиоактивности и строении ядра атома (английский физик Э. Резерфорд).
Создание транзистора.
Слайд 21Макс Планк, немецкий физик (1858 - 1947 г.)
Гипотеза Планка: свет
излучается в виде порций – квантов:
Постулат Планка
Планк - основоположник квантовой
физики!
h = 6,62·10–34 Дж·с - постоянная Планка (квант действия) — основная константа квантовой физики,
- частота света.
Квантовая физика устанавливает способ описания и законы движения микрочастиц и их систем.
Слайд 22Неклассическая парадигма
Фундаментальная роль случайного в природе.
Невозможность независимой роли наблюдателя
в природе.
Эволюционный подход в описании материальных систем.
Представление об объекте,
как о нерасчленяемой целостности отдельных его качеств.
Исследование процессов и объектов, которые невозможно себе представить, исходя из простых наглядных механических моделей.
Слайд 23Классическая стратегия познания
Физика
Корпускулярная концепция
Континуальная концепция
Неклассическая стратегия познания
Химия
Биология
Учение о составе вещества
Структурная
химия
Учение о химических процессах
Эволюционная химия
Традиционная биология
Физико-химическая биология
Эволюционная биология
Квантовая концепция
Эволюционная физика
Свойства
пространства-времени