Слайд 1
31 января после тяжелой и продолжительной болезни ушла из жизни
Марина Владимировна ЗАХАРЧЕНКО,
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социально-педагогического
образования СПб АППО
Прощание состоится 02.02.2019 года
в 10.00 Литургия в храме Архангела Михаила,
в 12.00 – панихида и прощание
Адрес:
ул. Долгоозерная, 17-а
(метро Комендантский проспект)
17.10.1959-31.01.2019
Слайд 2Марина Владимировна ЗАХАРЧЕНКО родилась в 1959 году.
Окончила философский факультет
Санкт-Петербургского государственного университета.
С 1995г. по 2019г. профессиональный путь Марины
Владимировны тесно связан с Академией постдипломного педагогического образования: доцент кафедры истории педагогики, заведующий кафедрой истории педагогики, профессор кафедры социально-педагогического образования.
В 2002 году Марина Владимировна защитила диссертацию на соискание степени доктора философских наук по теме: «Традиции в истории: опыт типологической интерпретации»
Исследование вернуло в культуру образования истинный смысл понятия «традиции», традиции как духовной неразрывной связи поколений.
Слайд 3
Марина Владимировна является основателем одной из научных школ академии по
направлению духовно-нравственного развития и воспитания
Является автором боле 10 монографий, учебников
и научных статей по православной культуре.
Она являлась консультантом докторантов. Под ее научным руководством защищено:
4 кандидатских и 3 магистратских диссертации.
Она являлась научным руководителем большого числа выпускных квалификационных работ
слушателей Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербургской духовной академии, Московской
духовной академии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Самарской православной духовной семинарии.
На протяжении многих лет Марина Владимировна являлась профессором кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии
Слайд 4Интервью с председателем оргкомитета региональных Знаменских образовательных чтений М. В.
Захарченко
Как восприняла Академия постдипломного образования вашу христианско-ориентированную инициативу?
Что значит, как
Академия восприняла? Это была идея одного из подразделений Академии. Наша деятельность разворачивалась в начале 90-х годов, когда, как вы помните, у нас "расцветали 100 цветов", то есть можно было двигаться в любом направлении. И тогда это выглядело достаточно странно, в декабре проводилась конференция по валеологии и планированию семьи, а в январе - наши Рождественские чтения. Мы соседствовали с самыми разными направлениями.
Сегодня система светского образования - это система плюралистичная, ценностно-дифференцированная. Христианскую традицию, очень значимую для истории культуры нашей страны, наша академия воспринимает как одну из возможных ценностных систем. К сожалению, для нас не как единственную. Приходится мириться с этим, в том мире, в котором мы живем, действительно ценности разные.
Слайд 5Обсуждаем Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года
Предлагаю не придумывать заново целевой блок Стратегии, а воспроизвести
в тексте основные тезисы уже действующих документов. Задачу же документа «Стратегия» вижу в разработке механизмов и способов реализации этих уже поставленных целей.
Предложения по редакции текста:
Стратегия создается на основе приоритетов, определенных Национальной Доктриной образования в РФ:
Стратегические цели развития общественно государственной системы воспитания тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:
преодоление социально-экономического и духовного кризиса;
обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.
Слайд 6Марина ЗАХАРЧЕНКО: «БУНТ ПРОТИВ АВТОРИТАРНОГО ВОСПИТАНИЯ
бессмысленный и беспощадный»
Ведь что такое
учительский авторитет? Выдающийся русский педагог и философ, протоиерей Василий Зеньковский
писал, что педагогический процесс вообще только на авторитете и стоит. Причем авторитеты бывают разными. Есть авторитет эмоциональный – когда учитель кричит, ведет себя агрессивно, и все его боятся и молчат. Есть авторитет интеллектуальный – когда человек очень много знает и его интересно слушать. А есть авторитет духовный, связанный с определенным внутренним устроением учителя и личностной симпатией к нему учеников. Ведь это очень важно – любить детей и нести им добро. Такие понятия, как “любовь к ученикам”, “духовный авторитет” эфемерны, описать их очень трудно, но можно. И это – не абстракции, не выдумки. Все это есть в реальной жизни и приносит реальные плоды.
Слайд 7«Не просто красота, а красота Христова спасет мир!»
Марина Захарченко, Русская народная
линия
Беседа с доктором философских наук М. В. Захарченко …
Как Вы
оцениваете состояние дел в духовно-нравственном воспитании молодежи?
- К сожалению, категория "духовность" достаточно сложно находила себе путь в образовании. Долгое время она была просто вычеркнута из жизни. И до сих пор ее очень по-разному трактуют.
Только что я приехала из Тюмени, где проходили Рождественские образовательные чтения (вслед за известными Международными Рождественскими чтениями в Москве). Что же там обсуждалось? Главной проблемой нашего общественного сознания сегодня является связь между категорией "духовное развитие" или "духовно-нравственное воспитание" и содержанием религиозной традиции. Ведь кто-то отождествляет духовно-нравственное воспитание с религиозным, кто-то - противопоставляет. Я полагаю, что отождествлять духовное воспитание с религиозным неправильно. Но и если будем игнорировать религиозную традицию, никакого духовного воспитания не получится.
Слайд 8Вопросы обращенные в будущее…
Не устарели ли исповедуемые школой нравственные идеалы?
Есть
ли в школе место размышлению о вечных ценностях?
Или новое время
диктует новые ценности?
Может быть, школе необходима аксиологическая революция в результате которой место идеалов истины, добра и красоты как ориентиров воспитания должны занять прагматические задачи воспитания деловых качеств человека, позволяющих ему выжить в новых жестоких условиях рынка и конкуренции?
Ответы на эти вопросы не могут быть получены извне. Они образуют основу ценностного самоопределения педагога в современных условиях и являются предметом его личностной ответственности. В зависимости от ответа от них выстраивается профессиональная стратегия педагога.