Слайд 15.1.2. Базисные условия поставки «ИНКОТЕРМС 2010»
Слайд 2Толкование базисных условий поставки
Одним из ключевых элементов договора купли-продажи,
существенно влияющих на логистические издержки, связанные с транспортировкой, являются обязательства
по поставке — приемке товара — базис поставки.
Следует рассмотреть толкование базисных условий поставки, в соответствии с которым в международной практике производится в соответствии с международными стандартными условиями поставки «Инкотермс 2010» (место, срок, способ поставки, распределение риска, страхование).
Слайд 3В «Инкотермс 2000» были представлены 13 базисных условий поставки, кодовые
названия которых согласованы с Европейской экономической комиссией ООН.
Все базисные
условия классифицированы по четырем категориям, условно названным Е, F, С, D, с учетом различия в объеме обязательств контрагентов по доставке товара
Слайд 4Цель и сфера действия «Инкотермс»
Цель и сфера действия «Инкотермс» заключается
в том, чтобы предоставить свод международных правил толкования наиболее распространенных
внешнеторговых терминов.
С их помощью можно избежать разных толкований указанных терминов в отдельных странах или значительно уменьшить их количество.
Подчас стороны договора не знают о существовании иной торговой практики в других государствах (это может порождать непонимание, споры и судебные процессы, ведущие к затратам времени и денег).
Для решения данной проблемы Международная торговая палата (МТП) опубликовала в 1936 г. свод международных правил, толкования внешнеторговых терминов, известный как «Инкотермс 1936» («Incoterms 1936»). Поправки и дополнения вносились в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 и 2010 гг.
Слайд 5Сфера действия «Инкотермс» ограничена вопросами, относящимися к правам и обязательствам
сторон договора купли-продажи в части поставки проданных товаров (за исключением
«неосязаемых» товаров, например таких, как программное обеспечение компьютеров).
Следует отметить, что смысл «Инкотермс» часто понимают неправильно:
во-первых, их ошибочно относят, скорее, к договору перевозки, а не купли-продажи,
во-вторых, иногда безосновательно считают, что они предусматривают все обязательства, которые стороны могут включить в договор купли-продажи.
Однако «Инкотермс» имеют дело только с отношениями между продавцом и покупателем по договору купли-продажи.
Слайд 6Распределение рисков
«Инкотермс» имеют дело с рядом определенных обязательств, налагаемых на
стороны (таких как, обязательство продавца предоставить товар в распоряжение покупателя
или передать его для перевозки или доставить по назначению), и с распределением между сторонами в этих случаях риска.
Они оговаривают также, упаковке, обязательство покупателя принять поставку и представить доказательства того, что соответствующие обязательства выполнены.
Слайд 7«Инкотермс» не предназначены для замены тех условий договора, которые нужны
для его завершения, путем инкорпорирования стандартных или индивидуально согласованных условий.
«Инкотермс» не занимается в общем последствиями нарушения договора и освобождением от ответственности вследствие различных нарушений. Эти вопросы должны быть решены специальными оговорками в договоре купли-продажи и применяемым законодательством.
«Инкотермс» используют главным образом, в тех случаях, когда товары продают с поставкой через национальные границы. Отсюда и появилось их определение как международных внешнеторговых терминов.
Однако на практике на них ссылаются в договорах купли-продажи даже при операциях на внутренних рынках.
Слайд 8В смешанных, комбинированных и интермодальных перевозках по логистическому принципу «от
двери до двери» традиционная критическая точка (например, «сходни корабля») для
условий CIF, FOB, CFR уже не рассматривается адекватно как точка, где разделяются функции, цена и ответственность за риск между сторонами, заключившими контракт.
В современных логистических системах эта точка переместилась в порт или наземный терминал, где товары загружаются в контейнеры, тентованные полуприцепы, платформы или паллеты.
Слайд 9Основные причины пересмотра «Инкотермс»
Основная причина пересмотра «Инкотермс» заключается в необходимости
учета современной торговой практики.
Так, в 1980 г. был введен термин
Free Carrier или FCA (франко-перевозчик) из-за многочисленных случаев, когда в морской торговле точкой приема груза вместо традиционной точки FOB (перемещение через поручни судна) стала точка на берегу (до погрузки на борт судна), где груз укладывают в контейнер для последующей перевозки морем или комбинацией разных видов транспорта (смешанные перевозки грузов).
Пересмотр 1990 г. привел к тому, что пункты, относящиеся к обязанности продавца представлять доказательство о поставке, допустили замену бумажной документации электронными сообщениями, если стороны на это согласны.
Новой логистической технологии транспортировки в связи с внедрением компьютерной обработки документов и стандарта UN / EDIFACT было уделено большое внимание при пересмотре «Инкотермс» в 2000 г.
Слайд 10Новая редакция «Инкотермс 2010»
Правила «Инкотермс 2010» были опубликованы 27.09.2010 г. с
обновленными правилами торговли, вступившими в силу с 01.01.2011 г.
В новой
редакции «Инкотермс 2010» уменьшилось число терминов до 11. Исключены термины DDU, DAF, DEQ, DES. Были включены два новых термина — DAT (поставка на терминале) и DAP (поставка в месте назначения) вместо существующих ранее в «Инкотермс 2000» DAF (поставка на границе), DES (поставка с судна), DEQ (поставка с причала), DDU (поставка без оплаты пошлин).
Слайд 11Содержание терминов «Инкотермс 2010»
Слайд 12В соответствии с новыми терминами поставка осуществляется в согласованном месте
назначения, а именно: по термину DAT — путем предоставления товара
в распоряжение покупателя незагруженным с прибывшего транспортного средства, по термину DAP — товар предоставляется в распоряжение покупателя готовым для разгрузки (в наших условиях для перегрузки под таможенным контролем или же для растаможки).
Также имеются различия в распределении расходов и рисков в FOB (франко-борт), CFR (стоимость и фрахт), CIF (стоимость, страхование и фрахт). В «Инкотермс 2000» при этих же условиях поставки риск переходил после доставки до борта судна, а в «Инкотермс 2010» переход риска осуществляется после полной погрузки груза на борт судна.
Слайд 13В основном «Инкотермс» предназначены для регулирования внешнеэкономических сделок по поставке
товара. Другими словами, предприятия должны находиться в разных государствах и
товары должны перемещаться через государственную границу.
В то же время не существует запрета относительно регулирования отношений во внутренних сделках и применения «Инкотермс». Такой вывод вытекает из ст. 421, 422 Гражданского кодекса (ГК) РФ.
В соответствии с названными статьями условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Слайд 14Использование «Инкотремс» позволяет достичь единообразного в коммерческом обороте уточнения диспозитивных
правил ст.458 (о моменте исполнения обязанности продавца передать товар), ст. 459
(о моменте перехода риска случайной гибели товара), ст. 510 ГК РФ (определяющей порядок поставки товара в виде двух условий: либо путем отгрузки его транспортом, предусмотренным договором поставки, что соответствует условию франко-перевозчик FCA «Инкотермс 2010», либо путем получения товаров покупателем в месте нахождения поставщика).
Следовательно, если стороны пришли к соглашению о том, что их внутренние отношения по договору поставки будут регулироваться «Инкотремс» полностью, либо в определенной части вопросов, указанные правила будут применяться в той части, в которой российским законодательством допускается такое регулирование.