Слайд 3СРЕДА ОБИТАНИЯ МХОВ -
влажные леса, горные районы, пещеры, болота,
стволы деревьев, крыши, сырые подвалы и помещения, затемненные стены домов...
Мхи освоили все эти среды обитания. Эти растения прекрасно поглощают и удерживают воду. Поэтому их появление в естественной среде свидетельствует о заболачивании территории.
Слайд 4 Мхи плохо приспособлены к жизни на суше.
Они растут в сырых и затенённых местах, на гниющей древесине,
под водой, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках.
Слайд 5Классификация моховидных
ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ (22000)
КЛАСС ПЕЧЁНОЧНИКИ
(9500 видов)
КЛАСС ЛИСТОСТЕБЕЛЬНЫЕ (11500 видов)
ЗЕЛЁНЫЕ МХИ
СФАГНОВЫЕ
Слайд 6Печеночники – очень древние мхи. Многолетнее растение имеет разветвленное плоское
зеленое слоевище, прикрепленного к почве ризоидами – нитевидными выростами.
Ткани разделяются
на основную и фотосинтезирующую.
Маршанция растет в сырых лесах и на болотах
Риччия растет в теплых районах, разводят в аквариумах.
Размножаются половым путем и вегетативно.
Класс Печеночники
Слайд 9ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ
МАРШАНЦИИ
Маршанция
В длину
таллом может достигать 10 см, ширина составляет 1-2 см. На нижней стороне слоевища расположены чешуйки и ризоиды, служащие для прикрепления растения к почве.
Слайд 10Моховидные размножаются бесполым и половым путем.
Бесполое размножение – спорами и
вегетативно (частями слоевища, стеблями и листьями).
Половое размножение – гаметами (половыми
клетками) – сперматозоиды (мужские) и яйцеклетки (женские).
Без воды невозможно оплодотворение, поэтому мхи обитают во влажных местах.
Слайд 12ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ
Чашечки с выводковыми почками. Выводковые почки способны отде-ляться от
материнского организма и, прорастая, давать новые растения.
Слайд 13
ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ МОХОВИДНЫХ
ПЕЧЁНОЧНЫЕ МХИ
Органы размножения располагаются на верхней поверхности слоевища.
Мужские органы - щиток на тонком стебельке или сидячий щиток.
Женские органы размножения – «звездочки на ножках».
Слайд 14
Во время дождя, когда роса и вода сперматозоид с помощью
жгутиков передвигается к яйцеклетке и оплодотворяет её.
После оплодотворения из
возникшей зиготы на женских особях развивается особый орган с коробочкой со спорами(спорофит). Споры созревают, высыпаются и прорастают.
Слайд 16КЛАСС ЛИСТОСТЕБЕЛЬНЫЕ МХИ
Кукушкин лён
Данные растения
являются высшими. Это первые выходцы на сушу.
Имеют листья и
стебли, механические и проводящие ткани. Процесс фотосинтеза. Листостебельные мхи имеют ризоиды вместо корней.
У сфагнума нет ризоидов.
Сфагнум
Мох Шребера
Неккера курчавая
Слайд 17Женское растение
Мужское растение
Кукушкин лён – двудомное растение. Мужское и женское
растения выглядят по-разному.
Взрослое растение учёные называют – гаметофит, то
есть растением, у которого созревают половые клетки – гаметы сперматозоиды и яйцеклетки.
Слайд 18КЛАСС ЛИСТОСТЕБЕЛЬНЫЕ МХИ (Зеленые мхи)
Многолетние крупные растения около 17 см.
в высоту. У листостебельных мхов хорошо видны стебель и мелкие
зелёные листья. Нижние листья на стебле развиваются в форме чешуек.
В нижней части стебля находятся ризоиды – примитивные аналоги корней, закрепляющие растения и поглощающие воду из почвы.
Кукушкин лён
Слайд 19Спорофит = ножка + коробочка со спорами (спорангий)
Слайд 20Мох Шребера
Внешний вид - дерновинки крупные, рыхлые, зеленые до светло-
или желто-зеленых, блестящие.
Стебли 5-15 см длиной, восходящие, обычно перистоветвящиеся, с
прямо отстоящимиострыми, согнутыми верхушками или утончающимися ветвями, с красноватой корой.
Листья вогнутые, заостренные, внизу с отогнутыми краями. Клетки листа линейные,
Органы размножения - Коробочка на красной, 2-3 см длиной ножке, наклоненная, слегка согнутая. Крышечка высококоническая, заостренная. Споры 14-20 шт, почти гладкие. Спороносит осенью.
Местообитания - На сухой лесной почве, покрытых лесной подстилкой скалах и валунах, гнилой древесине, валеже, в основании деревьев, па сухих лугах, на кочках моховых облесенных болот.
Распространение - В лесах, в тундрах и на лугах по всей России.
Слайд 21МОХ - Неккера курчавая
Внешний вид - Коврики обширные, зеленые или
желтовато-зеленые, блестящие.
Стебель 3-20 см длиной, свисающие.
Листья языковидные, внезапно заостренные (в
сухом состоянии — поперечноволнистые); жилки нет или она короткая, вильчатая, слабо заметная.
Органы размножения - Двудомный. Коробочка на более или менее длинной ножке. Спороносит весной.
Местообитания - На стволах деревьев и на затененных, большей частью известковистых скалах в лесах.
Распространение - Юг Европейской части, Кавказ.
Слайд 22Зигота образовалась на верхушке материнского (женского) растения, там, где была
яйцеклетка
Спорофит вырастает на месте оплодотворенной яйцеклетки
Слайд 23Жизненный цикл мха
Размножение зависит от воды
Подвижные сперматозоиды по воде движутся
к яйцеклеткам
Происходит слияние гамет – оплодотворение
Образуется зигота – оплодотворённая яйцеклетка
Из
зиготы прямо на женском растении прорастает многолетняя коробочка на ножке – спорофит
В коробочке созревают споры
Созревшие споры попадают в почву и прорастают в новый гаметофит
Слайд 25Численность – около 300 видов
Стебель сильно ветвится, нет ризоидов!!!
Стебель и
ветви покрыты мелкими светло-зелёными листьями
Растут 1-2 см в год
Накапливают в
клетках листьев влагу, что приводит к заболачиванию местности
Нижние части растений отмирают и разлагаются, так образуется торф.
Сфагновые мхи (СФАГНУМ)
Слайд 26 МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА СФАГНУМА
Слайд 27Сфагнум – двудомное растение
Спорофит в виде круглой коробочки
Количество спор в
спорофите может быть от 20 000 до 200 000 в
зависимости от вида мха
На квадратном метре болота – примерно 15 млн. растений
Спорофит выбрасывает споры в июле
Коробочка как бы взрывается при сухой теплой погоде, споры разносятся ветром на различные расстояния
Споры имеют разный размер (20-50 мкм)
Еще один механизм переноса спор – потоком воды или брызгами от капель дождя
Жизненный цикл
сфагнума
Слайд 28Применение сфагнума
Для утепления стен домов
Подстилка в стойлах домашнего
скота, из-за его превосходной впитывающей способности
Образующаяся смесь навоза и
сфагнума - прекрасное удобрение
На фронтах I мировой использовался в качестве перевязочного материала. По впитывающей способности он в 6 раз превосходит вату. Обладает бактерицидными свойствами
Слайд 29ИСПРАВЬ ОШИБКИ ХУДОЖНИКА
СФАГНУМ
КУКУШКИН ЛЁН
МАРШАНЦИЯ
Слайд 30Все виды моховидных имеют простое строение. Роль корней выполняют ризоиды.
Тело представлено слоевищем у печёночников.
У листостебельных мхов имеются стебель
и листья, образующие побег.
Хорошо развита фотосинтезирующая ткань, но все остальные ткани отсутствуют или развиты слабо.
Слайд 31 3. РАЗМНОЖЕНИЕ МОХОВИДНЫХ
ТИПЫ РАЗМНОЖЕНИЯ
БЕСПОЛОЕ
ПОЛОВОЕ
ВЕГЕТАТИВНО
СПОРАМИ
ГАМЕТАМИ
Слайд 32НОВЫЕ ТЕРМИНЫ
СПОРОФИТ (коробочка на ножке) - орган, развиваю-щийся из зиготы.
В нём образуются споры (беспо-лое размножение).
ГАМЕТОФИТ – зелёное листостебельное растение,
развившееся из споры. На нём образуются гаметы (половое размножение).
Слайд 33ЛИСТОСТЕБЕЛЬНЫЕ МХИ
У листостебельных мхов органы размножения располагаются на стебле среди
листьев в верхушечной части побегов.
Слайд 37
Расставьте этапы размножения мхов в правильной последовательности.
1. Созревание спор.
2. Оплодотворение,
образование зиготы.
3. Высыпание созревших спор из коробочки.
4. Развитие спорофита.
5.
Развитие гаметофита.
6. Образование протонемы.
2
4
1
3
6
5
Слайд 38В жизненном цикле мхов идет чередование бесполого и полового поколения.
Для оплодотворения необходима вода, так как только в водной среде
сперматозоид может передвигаться к яйцеклетке и оплодотворить её.
Слайд 394. ЗНАЧЕНИЕ МОХОВИДНЫХ
Экологическая роль мхов заключается в закреплении почвы, препятствии
её эрозии.
Мхи служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных
и грибов.
Влагоёмкая подстилка из мхов выполняет функцию «промокашки», задерживающей некоторое количество влаги, не дающей ей просочиться сквозь почву как сквозь сито.
Мхи способны переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза и восстанавливать свои жизненные функции через месяцы и даже годы.
Слайд 40Лабораторная работа №7
«Внешнее строение мхов» (в классе)
Цель: знакомство с
внешним строением зеленых мхов, научиться их сравнивать.
Оборудование: гербарные экземпляры (сфагнум,
кукушкин лен, мох Шребера, Неккера курчавая), учебник
Ход работы:
1. Рассмотрите растения мха.
2. Определите особенности их внешнего строения, найдите стебель и листья
3. Определите окраску листьев.
4. Зарисуйте мхи в тетрадь и подпишите основные части.
5. Сделайте вывод: к какому царству, отделу, классу относятся растения, строение, особенности.
Слайд 41
Вывод:
Мхи растут в сырых и затенённых местах. Все виды моховидных
имеют простое строение. Роль корней выполняют ризоиды. Тело представлено слоевищем
у печёночников, у листостебельных мхов имеются стебель и листья, образующие побег. В жизненном цикле мхов идет чередование бесполого и полового поколения. Для оплодотворения необходима вода.
Слайд 42Изучить параграф 21, письменно ответить на вопросы в тетради.
Произвести дома
посев семян однолетних растений (бархатцы, циния, петуния, настурция, флоксы, львиный
зев). Вырастить на оценку рассаду (3 растения) и принести в школу 18-22 мая для посадки на школьном участке.
Домашнее задание