Слайд 1ачарйа-основатель Международного общества сознания Кришны
Слайд 2Вводное занятие
Дневник и рабочая тетрадь
Цели Бхакти-правеши
- Понимание Священных писаний
- Разочарование в других путях
- Уважение
Основы садху-санги
Основы бхаджана-крии
- Вкус
- Предание
- Введение в семью Шрилы Прабхупады
- Ознакомление с действующими духовными учителями.
Слайд 5 1. Почему мы с вами сидим здесь, оказались в Движении
сознания Кришны, в то время как другие люди занимаются иными
духовными практиками, а кто-то наслаждает свои чувства в материальном мире (посещает рестораны, казино и т.д.) ?
Слайд 6Потому что у нас есть вера в Бога, вера в
то, что мы идём правильным путём
Слайд 72. Что является целью нашего преданного служения?
Слайд 8(Еще один шанс, глава 21)
Усилить любовь и
привязанность к Верховной Личности Бога – это, по словам Шри
Чайтаньи Махапрабху, должно стать нашей главной целью: према пум-артхо махан.
Слайд 10 Шраддха, или вера – первая ступень лестницы
бхакти
Шри Чайтанья Махапрабху в беседе с Санатаной
Госвами дал такое
определение шраддхи, или веры:
«Шраддха, или вера, есть непоколебимая уверенность в то, что практики преданного служения достаточно, чтобы достичь всех прочих целей и исполнить все прочие обязанности. Такая вера помогает практике преданного служения».
Суть шраддхи, по определению Дживы Госвами, шастрартха вишваса – твердая убежденность в истинности заключений священных писаний, то есть подлинная шраддха всегда основана на шастрах.
Слайд 114. Каковы две разновидности шраддхи?
Слайд 12Вера, твердо укорененная в священных писаниях и полностью основывающаяся на
них, называется шастрия шраддхой.
Только она позволяет
правильно практиковать преданное служение.
Другая разновидность веры, которая очень распространена среди тех, кто идет каким-то духовным путем или следует заповедям той или иной религии, называется лаукика шраддхой . Точнее всего на русский язык это понятие можно перевести словом «суеверие»
Шрила Вишванатха Чакраварти по-другому называет эти две разновидности веры свабхавики-шраддха, естественная, живая вера, и балад-утпадита-шраддха, навязанная вера.
Естественная вера возникает в результате общения с садху, хорошо знающими священные писания и способными рассеять сомнения человека. Такая вера приводит к правильному поклонению.
Навязанная вера – результат слепого подражания и социального давления. Она не основана на свободном, осознанном выборе и потому никогда не приводит к правильной духовной практике поклонения Кришне, и, стало быть, не может привести к очищению от ненужных желаний в сердце (анартх).
///
Слайд 13Путь формирования шастрия-шраддхи
описан Дживой Госвами
Он назван им вичара-прадхана. Необходимо:
1. Общение с садху , которое зарождает в сердце человека интерес
к определенной форме поклонения. Этот начальный импульс приводит к постепенному росту интереса и подталкивает человека к
2. общению с несколькими шравана-гуру, под руководством которых он начинает изучать писания. Изучая писания, человек прежде всего сосредоточивается на…
3. понимании логики шастры.
4. Размышляя над священными писаниями,
5. он постепенно, под руководством наставников избавляется от двух видов сомнений –
- сомнении в существовании того, о чем говорит шастра (а есть ли все это вообще?)
- сомнении в истинности услышанного из шастры.
///
Лаукика-шраддха
Лаукика-шраддха, или навязанная социумом вера, есть не что иное, как суеверие. Суеверие – это предрассудок, не основанный на разумных, рациональных основаниях и не приводящий к осознанной практике.
Чаще всего суеверие – это хаотический набор верований в сверхъестественные потусторонние силы. Они побуждают человека механически следовать ритуалам, уповая на их магическую силу и могущество.
Шри Кришна говорит в Бхагавад-гите:
«О Арджуна, жертвоприношения, благотворительность, аскеза и прочие религиозные обряды, если они совершаются без веры, приводят к временным, преходящим результатам, как в этом мире, так в мире ином». Вся 17 глава Гиты, озаглавленная «Разновидности веры», описывает разные формы лаукика-шраддхи, закрепляющей человека в царстве гун материальной природы.
///
Признаки
чистой веры
Чистая вера всегда порождает горячее желание практиковать преданное служение, и питает в сердце садхаки надежду на достижение высшей цели.
Признаки
нечистой веры
Нечистая же вера, ослабленная неразрешенными
сомнениями и вынужденная для своего сохранения питаться суевериями, в лучшем случае, приводит к формальной, механической, показной практике, а в худшем случае, и вовсе не порождает импульс к конкретной деятельности в преданном служении.
Слайд 175. У всех ли преданных в ИСККОН есть шастрия-шраддха?
Слайд 18 По силе и чистоте шастрия-шраддху можно подразделить
на три категории.
1. Уттама-шраддха
Ее главная характеристика
– нирбандха, целеустремленность, сильный вкус и желание следовать по пути бхакти. Именно такая вера должна возникнуть в результате прохождения человеком этого этапа. Формирование такой веры приведет к тому, что человек будет уделять практике преданного служения первостепенное значение и стараться не тратить времени на бессмысленные занятия.
2. Мадхьяма-шраддха
Чистая, но не очень сильная вера, не сопровождающаяся сильным желанием следовать по пути, но и свободная от заблуждений относительно действенности других путей. Могут оставаться сантименты по отношению к другим путям, хотя человек не пытается идти другими путями.
///
Слайд 19 3. Каништха-шраддха
Декларативная вера, вера на словах. Смешанная
вера с элементами суеверий и зависимости от путей кармы и
гьяны. Ум такого человека нестабилен. Не порождает желание следовать по пути или повторять мантру. Очень часто такой человек прибегает к помощи других форм духовной практики, пытается смешивать разные виды практики и проч.
///
Элементы
шраддхи
Шраддху можно разделить на следующие составные части (элементы):
1. Понимание Священных писаний
2. Разочарование в других путях
3. Уважение
4. Вкус
5. Предание
Задание
1
Положите свою ладонь на лист бумаги и обведите её ручкой.
На получившемся рисунке внутри каждого пальца впишите соответственно пять элементов шраддхи.
(Таким образом, эти элементы лучше запомнятся)
Задание 2
Распределите между группами элементы шраддхи.
Каждая группа должна показать сценку, демонстрирующую один
из элементов шраддхи.
По очереди
поделитесь впечатлениями от занятия:
Слайд 25ачарйа-основатель Международного общества сознания Кришны