Слайд 1Особенности
русской литературы 20-х гг. XX в.
Слайд 2«С кем вы, мастера культуры?»
(название статьи М.Горького, 1932 г.)
Отношение
к новой власти и готовность с ней сотрудничать.
Слайд 3В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и гражданской войной,
выразился в том, что после 1917 года литературный процесс развивался
по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям.
Особенности литературы 20-х гг
Слайд 4Разделение писателей и поэтов
эмигрантская «потаённая»
советская
литература
литература литература
Слайд 5Эмигрантская литература
Многие, не признав новой власти и восприняв Октябрьскую революцию
как катастрофу для России, составили «первую волну» русской эмиграции
В начале
20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре.
И. Бунин, А. Куприн (вернулся в 1837), В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева (вернулась в 1939), Е. Замятин, К. Бальмонт и многие другие.
Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали — в изгнании, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, русского рассеяния.
Слайд 6«Потаенная» литература
Создавалась художниками, которые не имели возможности или же принципиально
не хотели публиковать свои произведения, которые не отвечали канонам «пролетарской
литературы», но отражали глубокий трагизм времени.
Это были произведения, написанные «в стол»
А. Платонов «Чевенгур» и «Котлован»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А. Ахматова «Реквием»
Слайд 7Советская литература
создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к
читателю.
Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное
давление политического пресса.
Слайд 8Одна из ведущих тем этого периода – интеллигенция и революция
Литературный
процесс этого периода характеризуется не только разделением на «своих» и
«чужих», «своих, но не очень», но также борьбой различных литературных объединений
Слайд 9Борьба двух противоположных тенденций
1) стремление власти привести литературу к идеологической
монолитности и художественному единообразию.
Письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах»,1920 г.
Резолюция
«О политике партии в области художественной литературы»,1925 г.
Постановление «О перестройке литературно-художественных организация» 1932 г.
2) тенденция многовариантного литературного развития. Многоголосие, разнообразие авторских манер, обилие группировок, литературных объединений, салонов, групп
Слайд 10Литературные направления и группировки
Реализм Модернизм
Литературные группировки
Слайд 11Литературные направления
I. Реализм.
Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX
столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм.
Социалистический реализм, новая
эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.
Слайд 12Литературные направления
II. Модернизм
рождает жанр антиутопии (Замятин Е. «Мы») – произведения
о будущем, которое рисуется отнюдь неидеальным и светлым, в этих
произведениях предсказывается такое мироустройство общества, при котором человеческая личность будет обесценена, подавлена властью машин или политической диктатурой
фантастический гротеск (Булгаков М. «Роковые яйца»)
жанр фрагмента (Пильняк Б. «Голый год»)
развивает сатиру (Зощенко М.).
Слайд 13Литературные группировки
РАПП
ЛЕФ
Имажинисты
«Перевал»
ОБЕРИУ
Конструктивисты
«Серапионовы братья»
ОПОЯЗ
Слайд 14РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей
1925-1932 гг.
Печатный
орган – журнал «На посту», «На литературном посту»
Представители
– Дм. Фурманов, Ал. Фадеев.
Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе, Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин – «классовые враги», Маяковский, Пришвин, К. Федин – «попутчики», теория «живого человека».
Слайд 15ЛЕФ - левый фронт искусств
литературная группа
1922-1929 гг.
Печатный орган – журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ».
Представители – Маяковский
В., Б. Пастернак, О. Брик.
Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма», теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.
Слайд 16Имажинизм
литературное течение
1919-1927 гг.
Печатный орган – «Советская страна»
Представители –
С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич.
Идеи: «поедание образом смысла», которое
выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл
Слайд 17«Перевал»
литературное объединение
Кон.1923-нач. 1924 – 1932 гг
Печатный орган – журнал
«Красная новь».
Представители – В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М.
Светлов.
Идеи: выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма
Слайд 18ОБЕРИУ – объединение реального искусства
литературно – театральная группа.
1927-1928
гг.
Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский.
Идеи: в основе
творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.
Слайд 19Конструктивизм
литературное течение
1923-1930 гг.
Представители – И. Сельвинский, В. Ибнер, В. Луговской.
Идеи:
целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом –
многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма
Слайд 20«Серапионовы братья»
литературная группа.
1921 г.
представители – К. Федин, В. Каверин,
М. Слонимский.
Идеи: «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция), поиски
новой художественной формы, цель – овладение техников писательского мастерства
Слайд 21В период с 1921-го по 1934 русская литература несет невосполнимые
утраты. Уходят из жизни Александр Блок (1921), Николай Гумилёв (1921),
Валерий Брюсов (1924), Сергей Есенин (1925), Фёдор Сологуб (1927), Владимир Маяковский (1830), Саша Чёрный (1932), Александр Грин (1932), Андрей Белый (1934).
Слайд 221929 год
Все изменилось.
Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова,
А. Платонова, Б. Пильняка.
С этого года было резко нарушено
относительное равновесие сил.
В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы.
Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях.
Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.
Слайд 23Учимся грамотно дискутировать
Можно ли сегодня быть образованным человеком, не имея
представления о литературной ситуации России 1920-х гг.?
Будете ли вы готовы
к правильным оценкам, если повторится историческая ситуация 20-х гг?
Можно ли прочитать историю литературной борьбы 1920-х гг как приключенческий (авантюрный) роман?
Слайд 24Домашнее задание
На выбор:
Написать сочинение-миниатюру «К чему может привести вмешательство государства
в литературный процесс?»
Подготовить сообщение об одном из писателей литературы русского
зарубежья (оказавшимся в эмиграции), воспользовавшись статьей учебника стр. 206-219.
Опережающее задание: учить 2 стихотворения В. Маяковского наизусть (2 на выбор:«Послушайте!», «Нате!», «Лиличка!», отрывок из стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче» (со слов «И скоро, дружбы не тая…» до конца), «А вы могли бы?»