Разделы презентаций


Особенности русской литературы 20-х гг. XX в.

Содержание

«С кем вы, мастера культуры?» (название статьи М.Горького, 1932 г.)Отношение к новой власти и готовность с ней сотрудничать.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Особенности русской литературы 20-х гг. XX в.

Особенности  русской литературы 20-х гг. XX в.

Слайд 2«С кем вы, мастера культуры?»
(название статьи М.Горького, 1932 г.)
Отношение

к новой власти и готовность с ней сотрудничать.

«С кем вы, мастера культуры?» (название статьи М.Горького, 1932 г.)Отношение к новой власти и готовность с ней

Слайд 3В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и гражданской войной,

выразился в том, что после 1917 года литературный процесс развивался

по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям.

Особенности литературы 20-х гг

В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и гражданской войной, выразился в том, что после 1917 года

Слайд 4Разделение писателей и поэтов



эмигрантская «потаённая»

советская
литература

литература литература
Разделение писателей и поэтов эмигрантская     «потаённая»  советская  литература

Слайд 5Эмигрантская литература
Многие, не признав новой власти и восприняв Октябрьскую революцию

как катастрофу для России, составили «первую волну» русской эмиграции
В начале

20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре.
И. Бунин, А. Куприн (вернулся в 1837), В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева (вернулась в 1939), Е. Замятин, К. Бальмонт и многие другие.
Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали — в изгнании, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, русского рассеяния.
Эмигрантская литератураМногие, не признав новой власти и восприняв Октябрьскую революцию как катастрофу для России, составили «первую волну»

Слайд 6«Потаенная» литература
Создавалась художниками, которые не имели возможности или же принципиально

не хотели публиковать свои произведения, которые не отвечали канонам «пролетарской

литературы», но отражали глубокий трагизм времени.
Это были произведения, написанные «в стол»
А. Платонов «Чевенгур» и «Котлован»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А. Ахматова «Реквием»
«Потаенная» литератураСоздавалась художниками, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения, которые не

Слайд 7Советская литература
создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к

читателю.
Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное

давление политического пресса.
Советская литературасоздавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю. Эта ветвь отечественной литературы испытывала на

Слайд 8Одна из ведущих тем этого периода – интеллигенция и революция
Литературный

процесс этого периода характеризуется не только разделением на «своих» и

«чужих», «своих, но не очень», но также борьбой различных литературных объединений
Одна из ведущих тем этого периода – интеллигенция и революцияЛитературный процесс этого периода характеризуется не только разделением

Слайд 9Борьба двух противоположных тенденций
1) стремление власти привести литературу к идеологической

монолитности и художественному единообразию.
Письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах»,1920 г.
Резолюция

«О политике партии в области художественной литературы»,1925 г.
Постановление «О перестройке литературно-художественных организация» 1932 г.
2) тенденция многовариантного литературного развития. Многоголосие, разнообразие авторских манер, обилие группировок, литературных объединений, салонов, групп
Борьба двух противоположных тенденций1) стремление власти привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию. Письмо ЦК РКП(б)

Слайд 10Литературные направления и группировки



Реализм Модернизм



Литературные группировки

Литературные направления и группировкиРеализм     Модернизм   Литературные   группировки

Слайд 11Литературные направления
I. Реализм.
Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX

столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм.
Социалистический реализм, новая

эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.
Литературные направления I. Реализм.Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный

Слайд 12Литературные направления
II. Модернизм
рождает жанр антиутопии (Замятин Е. «Мы») – произведения

о будущем, которое рисуется отнюдь неидеальным и светлым, в этих

произведениях предсказывается такое мироустройство общества, при котором человеческая личность будет обесценена, подавлена властью машин или политической диктатурой
фантастический гротеск (Булгаков М. «Роковые яйца»)
жанр фрагмента (Пильняк Б. «Голый год»)
развивает сатиру (Зощенко М.).
Литературные направленияII. Модернизмрождает жанр антиутопии (Замятин Е. «Мы») – произведения о будущем, которое рисуется отнюдь неидеальным и

Слайд 13Литературные группировки
РАПП
ЛЕФ
Имажинисты
«Перевал»
ОБЕРИУ
Конструктивисты
«Серапионовы братья»
ОПОЯЗ

Литературные группировки РАППЛЕФИмажинисты«Перевал»ОБЕРИУКонструктивисты«Серапионовы братья» ОПОЯЗ

Слайд 14РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей
1925-1932 гг.
Печатный

орган – журнал «На посту», «На литературном посту»
Представители

– Дм. Фурманов, Ал. Фадеев.
Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе, Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин – «классовые враги», Маяковский, Пришвин, К. Федин – «попутчики», теория «живого человека».
РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей 1925-1932 гг. Печатный орган – журнал «На посту», «На литературном посту»

Слайд 15ЛЕФ - левый фронт искусств
литературная группа
1922-1929 гг.

Печатный орган – журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ».
Представители – Маяковский

В., Б. Пастернак, О. Брик.
Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма», теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.
ЛЕФ - левый фронт искусств литературная группа 1922-1929 гг. Печатный орган – журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ». Представители

Слайд 16Имажинизм
литературное течение
1919-1927 гг.
Печатный орган – «Советская страна»
Представители –

С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич.
Идеи: «поедание образом смысла», которое

выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл
Имажинизм литературное течение 1919-1927 гг.Печатный орган – «Советская страна»Представители – С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич.Идеи: «поедание

Слайд 17«Перевал»
литературное объединение
Кон.1923-нач. 1924 – 1932 гг
Печатный орган – журнал

«Красная новь».
Представители – В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М.

Светлов.
Идеи: выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма
«Перевал»литературное объединение Кон.1923-нач. 1924 – 1932 ггПечатный орган – журнал «Красная новь».Представители – В. Катаев, Э. Багрицкий,

Слайд 18ОБЕРИУ – объединение реального искусства
литературно – театральная группа.
1927-1928

гг.
Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский.
Идеи: в основе

творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.
ОБЕРИУ – объединение реального искусства литературно – театральная группа. 1927-1928 гг.Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А.

Слайд 19Конструктивизм
литературное течение
1923-1930 гг.
Представители – И. Сельвинский, В. Ибнер, В. Луговской.
Идеи:

целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом –

многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма
Конструктивизмлитературное течение1923-1930 гг.Представители – И. Сельвинский, В. Ибнер, В. Луговской.Идеи: целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато,

Слайд 20«Серапионовы братья»
литературная группа.
1921 г.
представители – К. Федин, В. Каверин,

М. Слонимский.
Идеи: «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция), поиски

новой художественной формы, цель – овладение техников писательского мастерства
«Серапионовы братья»литературная группа. 1921 г.представители – К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский.Идеи: «поиски приемов овладения новым материалом»

Слайд 21В период с 1921-го по 1934 русская литература несет невосполнимые

утраты. Уходят из жизни Александр Блок (1921), Николай Гумилёв (1921),

Валерий Брюсов (1924), Сергей Есенин (1925), Фёдор Сологуб (1927), Владимир Маяковский (1830), Саша Чёрный (1932), Александр Грин (1932), Андрей Белый (1934).
В период с 1921-го по 1934 русская литература несет невосполнимые утраты. Уходят из жизни Александр Блок (1921),

Слайд 221929 год
Все изменилось.
Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова,

А. Платонова, Б. Пильняка.
С этого года было резко нарушено

относительное равновесие сил.
В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы.
Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях.
Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.
1929 годВсе изменилось. Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка. С этого года

Слайд 23Учимся грамотно дискутировать
Можно ли сегодня быть образованным человеком, не имея

представления о литературной ситуации России 1920-х гг.?
Будете ли вы готовы

к правильным оценкам, если повторится историческая ситуация 20-х гг?
Можно ли прочитать историю литературной борьбы 1920-х гг как приключенческий (авантюрный) роман?
Учимся грамотно дискутироватьМожно ли сегодня быть образованным человеком, не имея представления о литературной ситуации России 1920-х гг.?Будете

Слайд 24Домашнее задание
На выбор:
Написать сочинение-миниатюру «К чему может привести вмешательство государства

в литературный процесс?»
Подготовить сообщение об одном из писателей литературы русского

зарубежья (оказавшимся в эмиграции), воспользовавшись статьей учебника стр. 206-219.
Опережающее задание: учить 2 стихотворения В. Маяковского наизусть (2 на выбор:«Послушайте!», «Нате!», «Лиличка!», отрывок из стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче» (со слов «И скоро, дружбы не тая…» до конца), «А вы могли бы?»
Домашнее заданиеНа выбор:Написать сочинение-миниатюру «К чему может привести вмешательство государства в литературный процесс?»Подготовить сообщение об одном из

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика