Слайд 1Адаптация первоклассников к условиям школы
Слайд 2 Адаптация — естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании)
к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым
социальным ролям.
Адаптация к школе — многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Слайд 3Физиологическая адаптация
Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В
этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным
напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
Следующий этап адаптации — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным вариантам реакции на новые условия.
После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Слайд 4Социально-психологическая адаптация
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он
проходит через особый этап своего развития — кризис 7 (6)
лет.
Изменяется социальный статус бывшего малыша — появляется новая социальная роль «ученик».
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.
Слайд 5 В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной
сфере ребенка. Интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению
влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.
Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении — первый год учебы является безоценочным.
Слайд 6Для оптимизации адаптационного периода первоклассников им необходимо помочь познакомиться друг
с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой
и школьными правилами.
Если вы знаете что ребенок застенчив, расскажите как обращаться за помощью к учителю, педагогу, (попросить воды, сходить в туалет и т.д)
Слайд 7Для легкой адаптации первоклассника
к школе важно:
1) Помочь ребенку вжиться в
позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник).
Сформировать «внутреннюю позицию школьника», представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне (Л. И. Божович.) Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила, что делают на перемене.Расскажите как вы ходили в школу, просмотрите фотографии.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же сформирует эмоционально-положительное отношение к школе;
Слайд 8 Простроить режим дня в соответствии со школьным днем и
за 2 недели до школы придерживаться этого режима например в
игре, играя в школу, меняясь ролями учитель-ученик.
Подготовить к своеобразному школьному питанию (творожные запеканки, каши и т.д)
Слайд 9 Ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность,
аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы,
как все это можно достичь;
Слайд 10 Развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть
развитие произвольности поведения.
Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие
правилу, внимательно слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий;
Слайд 11 Готовятся к школе не только дети, но и родители.
Познакомьтесь с информацией об учебной мотивации, как развивать учебную мотивацию.
Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а так же мотивов достижения. Н. И. Гуткина считает, что учебная мотивация обеспечивает необходимый уровень произвольности, и положительного отношения к заданиям.
Слайд 12Необходимо развивать элементарные навыки навыки общения (спросить у другого как
тебя зовут, что ты любишь делать, давай поиграем). Навыки общения
позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и других участников совместной коллективной деятельности.
Слайд 13Признаки успешной адаптации:
Первый признак — это удовлетворенность ребенка процессом обучения.
Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
Слайд 14Второй признак — насколько легко ребенок справляется с программой, необходимо
поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность,
а так же не сравнивать с другими детьми. Выполняя задания через каждые 15 минут делайте перерыв. Все дети разные. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успехе, не давать ему поддаваться унынию («У меня ничего не получится!»), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
Слайд 15Третий признак — это степень самостоятельности ребенка при выполнении им
учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток
выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
Слайд 16Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в
школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями — с одноклассниками
и учителем.