Слайд 1Адаптация первоклассниковк школе
Подготовила: педагог-психолог МБОУ СОШ №108
Масис Елена Ивановна
Слайд 2Содержание
Трудности адаптационного периода.
Агрессия первоклассников. Конфликты со сверстниками.
Готовность к школьному обучению.
Рекомендации
для родителей.
Признаки успешной адаптации.
Слайд 3Трудности адаптационного периода.
Слайд 4Начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов
в жизни ребенка.
Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая
социальная роль.
Школа – это новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки.
Слайд 5Процесс привыкания ребенка к школе довольно длительный процесс и связан
со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.
Процесс приспособления
ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам и называется адаптацией.
Слайд 6Адаптация может длиться от двух недель до шести месяцев в
зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника.
Слайд 7Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят
порог школы.
Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость
исчезает.
Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы.
И это естественно!
Слайд 8Поступление в школу может стать трудным испытанием.
Хотя бы с одной
из следующих проблем сталкивается каждый ребёнок:
режимные трудности;
коммуникативные трудности;
проблема взаимоотношения
с учителем;
проблемы связанные с изменением семейной обстановки.
Слайд 10У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он
не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые
не всегда кажутся ему разумными.
«Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать?»
После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной.
Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.
Слайд 11
Агрессия первоклассников. Конфликты со сверстниками.
Класс – это группа, которая структурируется,
происходит выстраивание иерархии.
Многие пытаются занять более «высокое» положение в своей
группе.
Распределяются роли: кто будет лидером, кто ведомым, кто изгой или «белая ворона.
Слайд 12В драках первоклашки начинают проверять «Кто круче?» Попутно проясняют –
«что мне можно и нельзя по отношению к другим», «что
я могу ждать от других» - задаются границы.
Когда каждый узнает про каждого, агрессия спадает, появляется ощущение «Мы – группа, мы - вместе». Это не значит, что не будет драк совсем, но в сложившемся коллективе уровень взаимоотношений более тёплый, каждый на своём месте.
Агрессия первоклассников. Конфликты со сверстниками.
Слайд 13При поступлении в школу каждый ребёнок должен иметь базовую психологическую
подготовку по следующим компонентам:
Интеллектуальная готовность;
Личностная готовность;
Социально-психологическая готовность;
Физическая готовность.
Слайд 14Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Это необходимый уровень развития каждого познавательного
процесса, дополненный осведомленностью об окружающем мире и способностью воспринимать и
усваивать новые знания.
Слайд 15Личностная готовность
Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции -
положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
Эта личностная готовность выражается в
отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.
Слайд 16Социально-психологическая готовность
Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со
сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Слайд 17Физическая готовность
Это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости его организма, необходимая
степень развития двигательных навыков и качеств, физическая и умственная работоспособность.
Слайд 18«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать
и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым
всему этому научиться»
Венгер Л. А.
Слайд 19
Соблюдает ли ребенок режим дня?
Общаетесь ли Вы с ребенком ежедневно?
Интересуетесь школьными делами? Закрепляете школьный материал? Читаете Вы ребенку на
ночь?
Приучаете ли Вы ребенка к самостоятельности? Что он делает по дому? Есть ли у него постоянные поручения: заправить кровать, вынести мусор, убрать свои игрушки и вещи?
Вопросы для родителей
Слайд 20Умеет ли Ваш ребенок слушать взрослых? Выполняет ли он Ваши
просьбы и поручения с первого раза?
Готов ли Ваш ребенок к
школе? Он умеет слышать и выполнять требования? Он может выразить свою мысль, о чем-то попросить, что-то рассказать?
Умеет ли он общаться со сверстниками? Играет ли он с другими детьми во дворе без ссор и скандалов?
Вопросы для родителей
Слайд 22Рационально организуйте режим дня:
Для первоклассника желательно организовать дневной сон, чтобы
снизить нагрузку и предотвратить переутомление;
Домашние задания (уроки) нужно выполнять не
поздним вечером, перед сном, а в середине дня (в установленное время), в проветренном помещении;
Важно, чтобы у ребенка оставалось личное время для просмотра мультфильмов, прогулок и игр;
Больше отдыхать на свежем воздухе. Телевизор (компьютер) смотреть не более 1 часа;
Слайд 23Рационально организуйте режим дня:
Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:
- собрать школьные принадлежности ;
- подготовить обувь, одежду.
Желательно позаботится
о том, чтобы начинать день с утренней зарядки, а перед сном обязательно погулять хотя бы час-полтора;
Вовремя ложиться спать (укладывайте в 21:00).
Слайд 24Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и
услышать ваш голос.
Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача.
Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
Слайд 25Рекомендуемые фразы для общения:
Ты у меня умница!
Как здорово, молодец!
Как хорошо
у тебя получилось, научи меня!
Спасибо тебе…
Если бы ты не помог
(помогла), мне бы одной не справиться!
Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
Слайд 26Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы,
не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните,
как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь, пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
Слайд 27После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2
часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
Не заставляйте делать все упражнения сразу:
20 минут занятий – 10 минут перерыв.
Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
Слайд 28В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь,
то..».
Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать
только ребёнку.
Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу воспитания и образования решайте без него.
Слайд 29Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое
самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
Учтите, что даже
«большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.
Слайд 30К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем,
будьте требовательны к результатам его деятельности.
С самого начала учения
вселяйте в детей веру и оптимизм: “Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра».
Слайд 31Признаки успешной адаптации.
Первокласснику в школе нравится, он идет туда с
удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах.
Он понимает,
что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
Слайд 32Признаки успешной адаптации.
Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру
(легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании
(может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
У него появились друзья - одноклассники, и вы знаете их имена.
Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе. На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"
Слайд 33Основные показатели благоприятной психологической адаптации ребенка.
Формирование адекватного поведения.
Установление контактов с
учащимися, учителем.
Овладение навыками учебной деятельности.
Слайд 34Помните, что организм ребенка испытывает серьезные трудности и выполняет очень
трудную для него «работу».
Помогите ему, будьте терпимы!
Ваша любовь и
понимание – это помощь вашему ребенку в этот сложный для него период жизни.