Слайд 1Педагог-психолог
высшей квалификационной категории
Демьяненко Ольга Александровна
Новосибирск, 2019
Аддиктивное поведение детей
и подростков
Слайд 2 Аддиктивное поведение (англ.
addiction – зависимость, пагубная привычка) – форма девиантного поведения, которая выражается
в стремлении уйти из реальности посредством изменения своего психического состояния. Этот механизм реализуется путем употребления определенных веществ (алкоголь, запрещенные препараты) или повторением какого-либо вида деятельности – игромания, трудоголизм, переедание и так далее. Деструктивный характер подобной активности определяется, во-первых, вредоносным воздействием на организм (если речь идет о химических аддикциях) и, во-вторых, деятельностью индивида, которая, как правило, способствует разрыву его отношений с социумом. Отличительной особенностью аддиктивного поведения является то, что человек не в состоянии справиться со своей зависимостью самостоятельно.
Слайд 3Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:
сниженная переносимость
трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
скрытый комплекс
неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
стремление говорить неправду;
стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
стремление уходить от ответственности в принятии решений;
стереотипность, повторяемость поведения;
зависимость;
тревожность
Слайд 4Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей
со следующими условиями:
Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм,
семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).
Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.
Низкая адаптация к условиям школы.
Нестабильность, незрелость личности.
Неспособность подростка самостоятельно справиться с зависимостью.
Слайд 5Некоторые авторы выделяют дополнительные факторы риска, которые повышают вероятность возникновения
аддиктивного поведения, однако самостоятельно не могут его вызвать:
Желание быть особенным,
выделяться из серой массы обывателей.
Азартность, стремление к острым ощущениям.
Незрелость личности.
Низкая психологическая устойчивость или душевная незрелость.
Трудности с самоидентификацией и самовыражением.
Чувство одиночества, беззащитности.
Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.
Эмоциональная скудность.
Слайд 6По мнению E.Bern, у человека существует шесть видов голода:
голод по
сенсорной стимуляции;
голод по признанию;
голод по контакту и физическому поглаживанию;
сексуальный голод;
голод
по структурированию голода;
голод по инцидентам.
Слайд 7Виды аддикций:
Нарушение пищевого поведения (булимия, анорексия, голодание).
Химические зависимости (наркомания, токсикомания,
алкоголизм, курение).
Лудомания или гэмблинг – зависимость от игр (азартные игры
и компьютерную зависимость обычно разделяют).
Религиозный фанатизм, сектантство.
Сексуальная аддикция, длительное прослушивание музыки, основанной на ритме;
Полное погружение в какой-то вид деятельности с игнорированием жизненно важных обязанностей и проблем и др.
Слайд 8Этапы аддиктивного поведения (по Ц.П. Короленко и Т.А. Донских):
«Первые пробы».
Первоначально происходит знакомство с наркотиком эпизодически, с получением положительных эмоций
и сохранением контроля.
«Аддиктивный ритм». Постепенно формируется устойчивый индивидуальный ритм употребления с относительным контролем. Этот этап часто называется стадией психологической зависимости, когда наркотик действительно помогает на некоторое время улучшать психофизическое состояние. Постепенно происходит привыкание ко все большим дозам наркотика, одновременно с этим накапливаются социально-психологические проблемы и усиливаются дезадаптивные стереотипы поведения.
Слайд 9Этапы аддиктивного поведения (по Ц.П. Короленко и Т.А. Донских):
3.
«Аддиктивное поведение» (аддикция становится стереотипным механизмом реагирования). Характерно учащение
ритма употребления при максимальных дозах, появление признаков физической зависимости с признаками интоксикации и полной утратой контроля. Защитный механизм аддикта выражается в упорном отрицании существующих у него психологических проблем. Но на подсознательном уровне возникает чувство тревоги, беспокойства, неблагополучия (отсюда и появление защитных реакций). Происходит внутренний конфликт между «Я прежним» и «Я аддиктивным».
4. Полное преобладание аддиктивного поведения. Исходное «Я» разрушено. Наркотик перестает приносить удовольствие, он употребляется для того, чтобы избежать страдания или боли. Все это сопровождается грубыми изменениями личности (вплоть до психического расстройства), контакты крайне затруднены.
5. «Катастрофа». Происходит разрушение личности не только в психическом, но и в биологическом планах (хроническая интоксикация приводит к поражению органов и систем жизнедеятельности человеческого организма).
Слайд 10Признаки химической зависимости:
Внешние признаки:
- бледность кожи;
- расширенные или суженные зрачки;
-
покрасневшие или мутные глаза;
- замедленная речь;
- плохая координация движений.
Поведенческие признаки:
-
увеличивающееся безразличие к происходящему рядом;
- уходы из дома и прогулы в школе;
- трудность в сосредоточении, ухудшение памяти;
- неадекватная реакция на критику;
- частая и неожиданная смена настроения;
- необычные просьбы дать денег;
- пропажи из дома ценностей, одежды и др. вещей;
- частые необъяснимые телефонные звонки.
Признаки - "улики":
- следы от уколов, порезы, синяки;
- свернутые в трубочку бумажки, маленькие ложечки, капсулы, бутылки, пузырьки.
Слайд 11Профилактика наркомании в школе
1 уровень — превентивный
Это четкая и доступная
информация для детей, подростков, родителей, учителей с целью разъяснения не
столько вреда наркотиков, сколько пользы здорового образа жизни, формирования здорового морально — психологического климата, создания условий для разумной организации в проведении свободного времени, разъяснения определенных норм поведения.
Профилактика I уровня — это работа учителя и классного руководителя, забота родителей и родных, внимание школьного психолога и врача. Это повседневная работа, требующая определенных знаний по проблеме.
Слайд 12Профилактика наркомании в школе
Работа должна проводиться по определенным принципам:
1. Индивидуальная
направленность;
2. Выявление групп риска с использованием различных методов (медицинских, психологических,
педагогических и др.);
3. Работа с лицами групп риска по групповым и индивидуальным программам;
4. Организация специальных лагерей для детей с девиантным поведением. Следует иметь в виду, что чаще в "рядах наркоманов" могут оказаться подростки с акцентуациями и психическими заболеваниями.
Слайд 13Благодарю за внимание!
МКУ Центр «Родник» оо «ВИТА»
Красный пр-т 161/1
225-98-11
https://vk.com/vita_centr