Слайд 1Административное право
в государственном управлении
Слайд 2
Административное право — это отрасль права (система правовых норм), которая
в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные
отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.
Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.
Слайд 3
Предмет административного права – общественные отношения, возникающие в связи и
по поводу практической реализации исполнительной власти.
Слайд 4
Система административного права — это его внутреннее строение, которое выражается
в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем
разделением административного права на отдельные правовые институты.
Система административного права как отрасли права:
1. Общая часть: Предмет, Формы и методы, Субъекты административного права, Ответственность по административному праву, Административный процесс
2. Особенная часть: Экономическая сфера, Социально-культурная сфера, Административно-политическая сфера, Межотраслевая
Слайд 5
Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм.
Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет
административного права, образует административное законодательство.
В законодательном массиве административного права следует выделять:
общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию РФ),
отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т. п.);
законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.);
международные акты, действующие в данной сфере правоотношений.
Слайд 6
На федеральном уровне:
- Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные
договоры РФ
- Конституция РФ
- Постановления Конституционного Суда РФ
- Федеральные конституционные
законы
- Федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ
- Нормативные указы Президента РФ
- Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ
- Нормативные постановления Правительства РФ
- Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)
- Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)
Слайд 7
На региональном уровне:
- Конституции (уставы) субъектов РФ
- Постановления конституционных (уставных)
судов субъектов РФ
- Законы субъектов РФ
- Нормативные акты высших должностных
лиц субъектов РФ
- Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ
- Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
- Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции
Слайд 8
На муниципальном (местном) уровне:
- Уставы муниципальных образований
- Нормативные акты представительных
органов муниципального образования
- Нормативные акты главы муниципального образования
- Нормативные акты
местной администрации
Слайд 9
Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником
административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права,
обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.
Для административно-правовых отношений характерен обязательный субъект, в качестве которого обычно выступает соответствующий орган исполнительной власти (или должностное лицо), наделенный обязанностями и правами по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности. Этот обязательный субъект всегда действует юридически властно.
Второй стороной могут быть все другие возможные субъекты административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным условием. В тех случаях, когда таковое требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно-правового отношения.
Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.
Слайд 10
1) индивидуальные:
граждане РФ;
иностранные граждане;
лица без гражданства;
государственные служащие или должностные лица;
2) коллективные:
государственные (органы
исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения, структурные подразделения органов исполнительной
власти);
негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие объединения).
Слайд 11Административно-правовая норма
представляет собой правило, определенную меру должного поведения, установленную
государством и охраняемую средствами государственного принуждения.
Слайд 12
регулятивная - определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам правового государства,
поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного
управления;
охранительная - обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
защитная - обеспечение в сфере государственного управления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов РФ.
Слайд 13
подзаконность устанавливаемых субъектами исполнительной власти административно-правовых норм;
на них падает основная
нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения
в рамках функционирования механизма исполнительной власти.
Общими особенностями для всей совокупности административно-правовых норм являются:
огромное количество (по сравнению с нормами других отраслей права);
разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.
Слайд 14По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть:
обязывающими;
запрещающими;
уполномочивающими;
поощрительными.
Слайд 15
Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия
ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства
вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.
Диспозиция - это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.
Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Слайд 16
По назначению:
материальные
процессуальные
По методу воздействия на поведение субъектов:
предписывающие управомочивающие запретительные
По субъектам (адресатам) нормы, регулирующие:
деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
поведение граждан;
деятельность общественных и религиозных организаций;
деятельность государственных служащих
По форме предписания:
императивные (категоричные) рекомендательные.
Слайд 17
По действию в пространстве:
действующие на всей территории РФ;
действующие на территориях
субъектов РФ;
действующие на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними
или многосторонними соглашениями (например, СНГ).
По действию во времени:
срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия;
бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
По объему регулирования:
общие (распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти);
межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства и т.п.);
отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции, например, министерств).
Слайд 18Административно-правовое отношение - урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, складывающееся
в сфере реализации исполнительной власти.
Слайд 20
Субъекты административно-правовых отношений наделены административными правами и обязанностями. К ним
относятся:
органы исполнительной власти;
предприятия;
учреждения;
организации;
государственные служащие;
граждане, иностранцы, лица без гражданства.
Мера участия субъектов
в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.
Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным условием. В тех случаях, когда таковое требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно-правового отношения.
Слайд 21
Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и
дееспособностью.
Сущность административной правоспособности органов государственного управления предопределяется их специфическим назначением.
Она означает способность данных органов иметь и осуществлять в том или ином объеме задачи государственного управления, вступать в связанные с реализацией этих задач административно-правовые отношения. Ей соответствует объем государственно-властных полномочий, которыми наделяется данное звено системы органов государственного управления.Административная правоспособность органов государственного управления наступает с момента их образования и определения их компетенции; одновременно наступает административная дееспособность этих органов, т.е. способность практически реализовать свою правоспособность.
Административная правоспособность государственных служащих определяется тем, что они фактически осуществляют повседневную исполнительно-распорядительную деятельность, являясь служебным аппаратом органов государственного управления, и обладают с момента назначения и административной дееспособностью.
Административная правосубъектность служащего обусловлена занимаемой им должностью в аппарате управления. В более общем плане она определяется и предопределяется компетенцией данного органа управления, его административной правоспособностью. Конкретно его административная правоспособность закрепляется должностными инструкциями, а если таковых не имеется - общими или специальными нормами государственного и административного права.
Административная правоспособность граждан возникает с момента их рождения. Их частичная дееспособность в административно-правовой сфере наступает, как правило, с 14 лет, а полная - с 18 лет, т.е. с совершеннолетия.
Слайд 22
Общим объектом административно-правовых отношений являются отношения в сфере государственного управления.
Слайд 23
Административно-правовые отношения различаются:
1) по содержанию:
материальные;
процессуальные.
2) по соотношению прав и обязанностей
участников:
правоотношения между органами исполнительной власти и не подчиненными им участниками
отношений, не входящими в систему органов исполнительной власти (граждане, администрация негосударственных предприятий, учреждений и организаций и т.д.)
отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);
отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения):
а) отношения, предшествующие непосредственному управляющему воздействию (связи, возникающие по поводу, например, подготовки и принятия совместных нормативных актов управления - между двумя министерствами);
б) отношения, возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически властного решения (формирование межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий и т.п.). Эти две названные группы отношений относятся к числу административно-процедурных;
в) отношения административно-процессуального характера, в которых стороны занимают равноправное положение (например, рассмотрение административно-правовых споров);
г) отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, предварительное соглашение о приеме на ту или иную должность).
Слайд 24Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами
государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными
полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.
Слайд 25
Признаки исполнительной власти:
является самостоятельной ветвью единой государственной власти;
выступает в качестве
подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;
осуществляется органами исполнительной власти,
которые являются органами государственного управления;
обладает предметно-функциональной самостоятельностью;
обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;
организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;
ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;
носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;
имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.
Слайд 26
Цели деятельности исполнительной власти:
1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;
2) создание
условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;
3) создание условий для реализации
субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;
4) защита человека от противоправных посягательств.
Слайд 27
Функции исполнительной власти:
1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции РФ, федеральных
законов и законов субъектов РФ;
2) правозащитная – функция соблюдения и
защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;
6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;
7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
Слайд 28
Принцип народовластия (ст. 3 Конституции РФ) - народ является носителем
суверенитета и единственным источником власти, он реализует свою власть непосредственно
и через органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Принцип социальной справедливости (ст. 2, 7 Конституции РФ) закреплен в социальной политике государства, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Принцип демократизма (ст. 1, 3, 12, 31, 32 и др. Конституции РФ)осуществляется в двух основных формах: непосредственная — в референдумах, свободных выборах, собраниях, конференциях, сходах граждан, подачах петиций (коллективные обращения граждан по совершенствованию законодательства) и др.; представительная — через выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Принцип верховенства закона (ст. 4, 15 Конституции РФ) означает иерархическую правовую систему в соответствии с юридической значимостью нормативных правовых актов. Высшей юридической силой обладает основной закон государства — Конституция РФ. Все нормативно-правовые акты должны приниматься на основании и во исполнение основного закона.
Принцип разделения ветвей государственной власти (ст. 10 и 11 Конституции РФ).
Принцип разграничения предметов ведения и полномочий (ст. 71, 72, 73 Конституции РФ).
Принцип законности (ст. 15 Конституции РФ) в отличие от верховенства закона означает, что органы государственной власти, в том числе исполнительной, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения равны перед законом и обязаны его соблюдать.
Принцип приоритета прав человека и гражданина (ст. 2,18 Конституции РФ) права личности являются высшей ценностью, а все государственные органы и, в первую очередь, органы исполнительной власти, несут ответственность за несоблюдение этих прав. Права человека и гражданина должны быть реально и надежно защищены от любого злоупотребления органов государства и должностных лиц.
Принцип легитимности тесно связан с принципом демократизма, то есть оказания доверия и поддержки народом органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии со ст. 32, 33, 130, 131 Конституции РФ.
Принцип гласности (ст. 24 Конституции РФ) предполагает не только открытость информации и, прежде всего, законодательства, но и доступность, и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц по вопросам, затрагивающим интересы граждан. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально.
Принцип федеративного устройства Российской Федерации (ст. 1, 5 Конституции РФ) предполагает государственную целостность, единство государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов в РФ.
Принцип централизации является важнейшей гарантией против участившихся явлений сепаратизма.
Принцип децентрализации касается предметов ведения и полномочий субъектов Федерации (ст. 73 Конституции РФ), а также комплекса вопросов местного самоуправления в решении своих задач экономического и социально-культурного характера.
Принцип объективного учета национальных особенностей (ст. 17,19 Конституции) в деятельности органов исполнительной власти и государственного управлении в России в настоящее время является одним из наиболее актуальных. Многочисленные межнациональные конфликты требуют внимательного изучения этого принципа и учета при организации деятельности органов исполнительной власти.