УСТНАЯ  РЕЧЬ  И  ЕЁ  РАЗНОВИДНОСТИ
ДИАЛОГ
ПОЛИЛОГ
    МОНОЛОГ
                                
ТЕМП
Быстро
Очень быстро
Нормально
Скороговоркой
Замедленно
Очень медленно
                                
1.Прочитайте диалог , учитывая окраску голоса:
     - Алло .Слушаю вас.
     - Павлик дома?
     - Нет, он ещё не приходил из школы.
Возможны варианты:    спокойный    -  резкий
                           сердитый     -  робкий
                           уверенный   -  испуганный.
                                                           
Варианты силы голоса :     громко, слишком громко , шёпотом, тихо…
                                
Жест – движение , что-то выражающее или сопровождающее речь. 
Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние.
Реакция собеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то
Невербальные
  средства
Жест
Мимика
Реакция собеседника
                                
       Артисты говорят в гримёрной,
       Твой друг беседует с тобой-
       Стиль это просто 
       А не какой – нибудь иной.
       Рассказ читаешь или стих,
       Роман, поэму , пьесу –
       Знай в них                 стиль,
       Стиль очень интересный.
       Ещё есть стиль
       Статей в журнале политическом,
       Газетных очерков, заметок –
       Запомни также стиль и этот.
       А биографию открой –
       А правила когда мы учим,
       Употребляем стиль  
Разговорный
Художественный
Публицистический
Официально - деловой
Научный
                                
        общение
(разговорные слова, неполные
предложения,диалог )
 
НАУЧНЫЙ-
сообщение
(термины)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ –
    воздействие
  (образные слова)
ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ
     (сообщение)
(особые слова и обороты)
             ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ
   сообщение информации , воздействие
(общественно-политическая лексика,совмещение
торжественной лексики и разговорных средств )
                                
Стилевые черты
    - Мы не всегда знаем, о чём будем говорить.
    - Мы не знаем , какие слова подберём.
    - Мы должны видеть и слышать участника разговора.    
Языковые средства: ограничен состав книжных слов,много просторечных
слов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких
предложений, богатство интонаций.
                                
Сфера употребления – язык художественной литературы.
Цель использования – создание художественного образа,
эмоционально – эстетическое воздействие.
Языковые средства :   
           1.Эпитеты, сравнения, метафоры,
             гипербола и т. д.
           2.Стилистические фигуры ( фигуры
речи) : анафора, антитеза ,бессоюзие ,градация ,
инверсия ,параллелизм ,риторический вопрос ,об-
ращение ,умолчание ,эллипсис, эпифора.  
Художественный стиль отличается образностью,
широким использованием изобразительно –вырази-
тельных средств языка.
                                
2.Основная функция – эстетическая.
3.К средствам
художественной выразительности
относятся РИТМ ,РИФМА ,ИНТОНАЦИЯ,ЗВУКОПИСЬ
.
 4.Характерная особенность – соединение различных
стилей речи , совмещение слов «высоких» и «низких»,
присутствие разговорной лексики ,иногда – просторе-
чий , диалектизмов ,профессионализмов.
5.Тип речи – рассуждение ,рассуждение с элементами
описания, описание .
                                
ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, СУДЕБНАЯ РЕЧЬ . ДОКЛАД.
                                
Сфера употребления - используется в официальной обста-
новке ( сфера законодательства , делопроизводства,
административно –правовой деятельности ). 
Цель –сообщение, информирование.
Основные жанры: законы, приказы ,постановления
резолюции, протоколы, акты ,справки , инструкции,
объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт ,
докладная…)
Особенности языка:
1.Официально – деловая лексика
2.Устойчивые , стандартизированные
 обороты речи
3.Точность,не допускающая иного 
толкования.
                                
Цель использования – сообщение , информирование.
Основные черты:
  1.Точность, не допускающая иного
толкования.
2.Неличный характер.
3.Стандартизованность,стереотипность
построения текста.
4.Долженствующе-
предписывающий характер.   
       Языковые особенности.
1.Лексика – широкое употребление стандартных оборотов речи.
специальной терминологии.
2.Синтаксис – осложнённые простые предложения.
3.Типы речи – почти отсутствуют повествование и описание.
4.Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительные
средства языка.
                                
 У ручья ( выросла, вымахала) красавица Роза . На ветку перед ней (сел, взгромоз-
дился) Соловей . С восхищением он( смотрел , уставился) на Розу, ( воспевая, 
расхваливая ) её красоту . Соловьиные ( трели, верещания ) звучали над ручьём ,
 и тот ( вторил, поддакивал ) им тихим ( журчанием , бульканьем ).
Но пришла осень.( Опали , отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей ( унёс,
уволок ) их вдаль , и ( смолкла , заглохла ) соловьиная песня.
                                              А.Смирнов.
                                
Глаза.
Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазёнки: серые, плутоватые – всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят.
  Спросили глаза :
   - Что вы бегаете? Чего ищете ?
 Забегали глазёнки, засуетились, говорят :
   - Да так себе ,понемножечку ,полегонечку , нельзя – помилуйте , надо же – 
cами знаете .
 И были гляделки : тусклые, нахальные .Уставятся и глядят. Спросили глаза :
    - Что вы смотрите ? Что видите?
Скосились гляделки , закричали :
    - Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы ? Да мы вас !
Искали глаза глаз таких же прекрасных , не нашли и сомкнулись.
                                         Ф. Сологуб.
                                
2. Выразительная и изобразительная сила повество-
вания заключается в наглядном представлении дейст-вия.
3. Особая роль принадлежит глаголам, обозначающим 
последовательно сменяющие друг друга события ,по-
могают развёртыванию повествования.
                                
Особая роль принадлежит ГЛАГОЛАМ , особенно формам прошедшего време-
ни совершенного вида (они, обозначая последовательность событий, помога-
ют развёртыванию повествования ).
К тексту – повествованию можно поставить вопрос
                                            ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Метод фотографирования – НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ.
                                
Цель описания – сделать так , чтобы читатель (слушатель)
увидел предмет описания, представил его в своём сознании.
       Композиция описания:
1.Общее представление о предмете.
2.Отдельные признаки предмета.
  (описание деталей, частей)
3.Авторская оценка, вывод ,заключение .
Языковые особенности:
1. Широкое  использование
слов, обозначающих качест-ва , свойства предметов .
2. Употребление  глаголов несовершенного вида в форме прошедшего времени,
а для особой наглядности ,
изобразительности – в фор-ме настоящего времени.
3. Важную  роль играют определения , назывные и неполные предложения .
                                
Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить в чём – то, надо
уметь рассуждать , доказывать , логически мыслить , делать обоснован-
ные выводы . Это умение необходимо ,чтобы опровергнуть точку зрения
оппонента , с которым вы не согласны.
               Композиция
1. Тезис ( высказывается какая – то мысль )
2. Аргументы( доказательства или опровержение этой мысли).
       а)…
       б)…
       в)…
Убедительные, сопровождаемые примерами
3. Вывод ( заключение )
                                
Жанровые формы рассуждения
Письмо
Статья 
Рецензия    Доклад    Полемический диалог
                                
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть