Слайд 1
Академический модуль «Менеджмент и маркетинг»
Модуль 2 «Маркетинг»
Тема. Сущность и принципы
маркетинга
Слайд 2Marketing –
market + ing = рынок
+ продолжительные действия.
Рынок – это система взаимодействия субъектов, основанная на
достижении целей каждого за счет обмена результатами деятельности.
Цель производителя: прибыль через удовлетворение потребностей
товаром, услугой за определенную цену.
Цель потребителя: удовлетворение потребностей через оплаченный
товар (услугу).
Слайд 3Маркетинг – это одна из систем управления и организации деятельности
по разработке новой
продукции, производству и сбыту товаров
или предоставлению
услуг с целью
получения прибыли через удовлетворение
потребителя на основе учета комплексных
процессов, происходящих на рынке.
Маркетинг – это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.
Слайд 4
Маркетинг – философия бизнеса, направленная на совершенствование производства и получение
прибыли посредством изучения и удовлетворения потребностей потребителей.
Маркетинг – гармоническое сочетание
предпринимательской, управленческой, коммерческой, социальной, финансовой и других типов деятельности по удовлетворению потребностей, запросов и интересов потребителей в целях извлечения прибыли, обеспечения устойчивого функционирования и развития предприятия.
Слайд 5Основная идея маркетинга – вся работа предприятия должна быть подчинена
удовлетворению потребностей потребителей. Основная идея маркетинга – вся работа Маркетинг
– наука о рынке, изучение и применение которой наполнено творчеством и креативом.
Основная идея маркетинга – вся работа предприятия должна быть подчинена удовлетворению потребностей потребителей.
Слайд 6Цели маркетинга:
удовлетворение потребителя
повышение качества жизни
получение прибыли
достижение производителем устойчивого
конкурентного положения на рынке
Слайд 8Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд.
Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
Второй исходной идеей
маркетинга является идея человеческих потребностей.
Потребность ― нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Слайд 9Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения
ограничены. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставят
ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Запрос (спрос) ― это потребность, подкрепленная покупательной способностью
Понятие «сделка» ― непосредственно подводит нас к понятию «рынок».
Рынок ― совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Слайд 10Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о существовании
товаров для их удовлетворения
Товар ― все, что может
удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Если обмен ― основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.
Сделка ― коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Слайд 11Концепции маркетинга
Концепция совершенствования производства (новое оборудование и др.)
Концепция совершенствования товара
(качество, упаковка и др.)
Концепция интенсификации коммерческих усилий. Сбыт и стимулирование
продаж (реклама, скидки, лотереи)
Концепция социально-этичного маркетинга
Слайд 12Основные принципы маркетинга
Ориентация на перспективу и прогноз
Комплексность
Научность
Мобильность и гибкость
Демократичность
Децентрализация решений
и ситуационное управление
Исполнительская дисциплина
Слайд 13Объекты маркетинга
материальные блага (товары);
услуги;
организации;
личности (рынок знаменитостей);
места и территории;
события;
эксперименты
(опыт, технологии успеха);
собственность (недвижимость, имущество, финансы);
информация;
идеи.
Слайд 14Основные функции маркетинга
Планово-исследовательская, организационная, контрольная: Сбор и анализ информации, прогнозирование
рынка, разработка стратегий, составление плана и бюджета маркетинга, контроллинг.
Формирование рынка
и ценообразование: Поиск и разделение рынка, сбыта, сегментация рынка, разработка нового товара и модернизация старых, разработка жизненного цикла товара (ЖЦТ), разработка и осуществление ценовой стратегии.
Товародвижение и дистрибьюция: Выбор торговых посредников, формирование и эксплуатация каналов товародвижения, организация сбыта, логистика.
Управление продвижением товаров: Реклама, сервис, коммуникации.
Слайд 15История эволюции маркетинга
К XIX в – 1920 годы: Развитие торговли.
Становление рекламы. Эффективный сбыт.
Кризис 30-х годов (29-33 гг): Разработка и
продвижение продукции к потребителям и создание благоприятных условий для приобретения товаров.
До 60-х годов: Новая система производственно-сбытовых процессов, которая обусловила увеличение производства товаров.
Современные концепции маркетинга.
Слайд 16Маркетинговая среда
Искусство управления маркетингом заключается в максимальном
использовании предприятием внутренних
факторов, поддающихся контролю
и воздействию, и в максимальном приспособлении своих
возможностей к
внешним факторам, не поддающимся воздействию.
Слайд 17Маркетинговый комплекс –
модель "4P"
В 1960 году Е. Маккарти
была предложена модель маркетинга, основой которой стало комбинированное и координированное
использование различных инструментов маркетинга (модель "4P").
Эта модель получила название "маркетинг-микс" (комплексный маркетинг).
Маркетинговый комплекс – это набор поддающихся контролю маркетинговых инструментов, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
В ней выделялось четыре основных элемента маркетинга: товар (Product), цена (Price), продвижение (Promotion), товародвижение и распределение (Place).
Слайд 18Содержание
комплекса маркетинга
Покупатель (people)
Продукт (product)
ассортимент товаров, качество, дизайн, свойства, торговая
марка, упаковка, обслуживание, гарантии
Продвижение продукта (promotion)
Реклама, персональные продажи, стимулирование
сбыта, связи с общественностью, пропаганда
Место продажи (place)
Нужный товар в нужное время на нужном месте. Каналы сбыта, складские запасы, местоположение, транспортировка
Цена
(price)
Цена по прейскуранту, скидки, срок платежа, условия кредита.
«Marketing mix»,
«4 P»
Слайд 19Типы (методы) маркетинга -
«
–это система подходов, направленная на решение
задач маркетинга, исходя из спроса, его объема и характера.
Слайд 20конверсионный тип маркетинговой практики в условиях отрицательного спроса, когда значительная
часть рынка не принимает продукт и даже готова заплатить определенную
цену за отказ от его использования.
Стимулирующий тип – маркетинговая деятельность, направленная на создание дополнительных стимулов для покупки, помимо необходимости или желания приобрести товар. Например, предложение подарков покупателям
поддерживающий тип используется в условиях полноценного спроса, когда организация удовлетворена объемом сбыта. Задачей поддерживающего маркетинга является поддержание существующего уровня спроса с учетом измерения системы предпочтений потребителей и усиления конкуренции
ремаркетинг - используется в случае падения спроса. Стратегия этого вида маркетинга попытка восстановления спроса с помощью проникновения на новые рынки, изменения свойств товаров, ориентированных на новые потребности покупателей
Слайд 21демаркетинг – применяется в условиях чрезмерного спроса. В этом
случае используются различные способы и методы, позволяющие снизить спрос. Это
могут быть меры по снижению рекламы на сегменты рынка, передача прав на производство продукта, его реализацию другому предприятию (франчайзинг)
синхромаркетинг - используется в условиях колеблющегося спроса для стабилизации сбыта. Сбыт колеблется на сезонной, ежедневной или почасовой основе. Задача маркетинга – изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса во времени или с помощью гибких цен
противодействующий маркетинг применяется при иррациональном спросе, который создает угрозу благополучию общества в целом или безопасности отдельных его индивидов (алкоголь, табак, оружие). Задача маркетинга – ликвидировать или максимально снизить спрос, используя такие методы как: повышение цен, запрет или ограничение рекламы, антиреклама, ограничение доступа товара, формирование общественного мнения, негативного по отношению к потребителям данного товара
Слайд 22развивающийся маркетинг связан с формированием спроса. Этот тип маркетинга используется
в ситуациях, когда есть потенциальный спрос (есть потребительский спрос на
какую-либо вещь, которая еще не существует в виде конкретного товара). В данном случае стоит задача потенциальный спрос превратить в реальный, доставить или создать такой товар.