Разделы презентаций


АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Содержание

Учебные вопросы: 1. Понятия: здоровье, болезнь, образ жизни, среда обитания, производственная среда, факторы риска. Здоровье, его содержание и уровни, основные компоненты, группы здоровья. Факторы, определяющие здоровье человека. Показатели, характеризующие состояние здоровья человека.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБЕСЕПЕЧЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ДИСЦИПЛИНА

«МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ»

АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИКАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСЕПЕЧЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТДИСЦИПЛИНА«МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ»

Слайд 2Учебные вопросы:
1. Понятия: здоровье, болезнь, образ жизни, среда обитания, производственная

среда, факторы риска. Здоровье, его содержание и уровни, основные компоненты,

группы здоровья. Факторы, определяющие здоровье человека. Показатели, характеризующие состояние здоровья человека. Классификация функциональных состояний организма.
2. Физиология адаптации и стресса. Низшая и высшая нервная деятельность. Характеристика процессов адаптации. Общие принципы и механизмы адаптации. Проблема стресса.
3. Законы и закономерности гигиены. Принципы гигиенического нормирования.

Учебные вопросы:	1. Понятия: здоровье, болезнь, образ жизни, среда обитания, производственная среда, факторы риска. Здоровье, его содержание и

Слайд 3 Медико-биологические основы безопасности - комплексная дисциплина, изучающая взаимодействие окружающей среды

и человека. Она объединяет знания биологии, физиологии, гигиены, токсикологии, медицины

и психологии труда.
Основной целью дисциплины является формирование знаний о механизмах медико-биологического взаимодействия организма человека с факторами среды обитания и о принципах их санитарно-гигиенического нормирования.

Медико-биологические основы безопасности - комплексная дисциплина, изучающая взаимодействие окружающей среды и человека. Она объединяет знания биологии, физиологии,

Слайд 5 В статье 2 Закона ДНР «О здравоохранении», принятом Постановлением Народного

Совета 24.04.2015 г., также дается определение здоровья – это «состояние

физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

В статье 2 Закона ДНР «О здравоохранении», принятом Постановлением Народного Совета 24.04.2015 г., также дается определение здоровья

Слайд 6
Социальное здоровье - система ценностей, установок и мотивов поведения в

социальной среде

Физическое здоровье - текущее состояние функциональных возможностей органов и

систем организма

Психическое здоровье - состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, обусловленное потребностями биологического и социального характера.

Социальное здоровье - система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде	Физическое здоровье - текущее состояние функциональных

Слайд 8Основные факторы, определяющие состояние здоровья человека

Основные факторы, определяющие состояние здоровья человека

Слайд 10 Состояние здоровья оценивается по трем уровням:
соматический уровень подразумевает совершенство

саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, наилучшую адаптацию к окружающей

среде;
социальный уровень отражает меру трудоспособности и социальной активности, деятельное отношение к окружающему миру;
личностный уровень определяет стратегию жизни человека, степень его преобладания над обстоятельствами жизни.

Состояние здоровья оценивается по трем уровням: 		соматический уровень подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, наилучшую

Слайд 11 Здоровье человека следует рассматривать как динамическое состояние, которое включает в

себя следующие составляющие:
• соответствующий возрасту уровень развития физиологических систем;
• уровень

и гармоничность физического развития;
• хорошую умственную и физическую работоспособность и способность приспосабливаться к различным условиям среды;
• отсутствие функциональных отклонений и других признаков болезни в момент обследования.
Здоровье человека следует рассматривать как динамическое состояние, которое включает в себя следующие составляющие:	• соответствующий возрасту уровень развития

Слайд 12 Соответствие индивидуального здоровья эталону (всем четырем составляющим) может проявляться в

различной степени. Выделяют следующие группы здоровья:

1 группа — лица,

у которых все 4 комплексных показателя соответствуют возрасту.
2 группа — здоровые лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также снижена сопротивляемость к заболеваниям.
3 группа — лица, имеющие хронические заболевания в состоянии компенсации.
4 группа — лица, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.
5 группа — люди, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации.

Соответствие индивидуального здоровья эталону (всем четырем составляющим) может проявляться в различной степени. Выделяют следующие   группы

Слайд 13Изменения в состоянии здоровья на современном этапе характеризуются следующим образом:
-

значительно выше стала зависимость состояния здоровья человека от социально-экономических условий,

его среды обитания;
- увеличилась скорость изменения показателей, характеризующих здоровье (в более короткие сроки);
- произошли характерные демографические изменения (постарение населения, урбанизация, сдвиги в структуре смертности – увеличение удельного веса трудоспособного возраста);
- определился ряд заболеваний, частота которых резко возросла в последние годы (болезни органов кровообращения, хронические неспецифические заболевания органов дыхания, опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы, отравления, травмы);
-
Изменения в состоянии здоровья на современном этапе характеризуются следующим образом:- значительно выше стала зависимость состояния здоровья человека

Слайд 14- увеличилась численность заболеваний, которые раньше встречались реже: эндокринные, аллергические,

врожденные пороки, болезни иммунной системы и др.;
- возросла заболеваемость некоторыми

инфекционными и другими болезнями: туберкулез, СПИД, дифтерит, гепатит, заболевания крови и др.;





- определилась многофакторность влияния на здоровье человека и появилась необходимость системного подхода к профилактике заболеваний.

- увеличилась численность заболеваний, которые раньше встречались реже: эндокринные, аллергические, врожденные пороки, болезни иммунной системы и др.;-

Слайд 15Биологические показатели здоровья человека

Биологические показатели здоровья человека

Слайд 17 Факторы риска ‒ это факторы, потенциально опасные для здоровья человека,

способствующие возникновению заболеваний.
Для развития патологического процесса помимо фактора риска требуется

действие конкретного причинного фактора. Но в отличие от непосредственных причин заболеваний (вирусы, бактерии и т.д.), факторы риска действуют опосредованно, создавая фон для возникновения и развития болезней. Например, на заболеваемость раком лёгкого воздействуют курение, экология, место жительства и др.
Факторы риска ‒ это факторы, потенциально опасные для здоровья человека, способствующие возникновению заболеваний.Для развития патологического процесса помимо

Слайд 19 Важная часть здоровья человека - здоровый образ жизни - это

гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на

укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.
Важная часть здоровья человека - здоровый образ жизни - это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических

Слайд 20В структуру образа жизни входят:
1) трудовая деятельность и условия труда;
2)

хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени

на бытовую деятельность и др.);
3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой;
4) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи;
5) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса;
6) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).

В структуру образа жизни входят:1) трудовая деятельность и условия труда;2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые

Слайд 21 Медико-биологический смысл здоровья заключается в адаптационных возможностях человека и включает

следующие компоненты:
1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья

и повышению работоспособности;
2) активное занятие физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;
3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;
4) бережное отношение к окружающей среде, природе;
5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь и др.

Медико-биологический смысл здоровья заключается в адаптационных возможностях человека и включает следующие компоненты: 	1) сознательное создание условий труда,

Слайд 22 Согласно классификации ВОЗ болезнь - это нарушение нормальной жизнедеятельности организма,

обусловленное функциональными и/или морфологическими (структурными) изменениями, наступающими в результате воздействия

эндогенных и/или экзогенных, факторов.
Фундаментальные положения, которыми характеризуется любая болезнь:
болезнь, как и здоровье, одна из форм жизни;
болезнь - это общее страдание организма;
для возникновения болезни необходимо определенное coчетание факторов внешней и внутренней среды;
в возникновении и течении болезни важнейшая роль принадлежит компенсаторным и приспособительным реакциям организма;
любая болезнь сопровождается морфологическими изменениями в органах и тканях, что определяется единством структуры и функции.

Согласно классификации ВОЗ болезнь - это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными и/или морфологическими (структурными) изменениями, наступающими

Слайд 24







Переходные периоды от оптимума здоровья к болезни

Переходные периоды от оптимума здоровья к болезни

Слайд 25Классификация функциональных состояний организма:
1. Состояние физиологической нормы - характеризуется удовлетворительной

адаптацией к условиям окружающей среды. Имеются достаточные функциональные возможности организма.


2. Донозологические состояния - для поддержания равновесия организма с окружающей средой необходима мобилизация функциональных ресурсов, что требует напряжения регуляторных систем. Развивается различная степень напряжения адаптационных механизмов. Адаптационные возможности организма в покое не снижены, но способность адаптироваться к нагрузкам уменьшена.
3. Преморбидные состояния - характеризуется неудовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды. Функциональные возможности организма снижены.
4. Срыв механизмов адаптации - резкое снижение функциональных возможностей организма. Развиваются специфические патологические изменения на органно-системном уровне.

Классификация функциональных состояний организма:	1. Состояние физиологической нормы - характеризуется удовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды. Имеются достаточные

Слайд 26 Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) - все виды врожденной

и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются на основе физиологических процессов,

происходящих на клеточном, органном, системном и организменном уровнях.
Этим термином пользуются для характеристики широкого круга приспособительных процессов: от адаптивного синтеза белков в клетке и адаптации рецепторов к длительно действующему раздражителю до социальной адаптации человека и адаптации народов к определенным климатическим условиям.
Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) - все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются на

Слайд 27 Адаптация (на уровне организма человека) – процесс приспособления организма к

меняющимся условиям среды, что означает возможность приспособления человека

к природным, производственным или социальным условиям.
Адаптация (на уровне организма человека) – процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды, что означает возможность

Слайд 28 Защитно–приспособительные реакции регулируются рефлекторным и гуморальным путем, а главная роль

принадлежит высшей нервной деятельности.
К.А Анохин ввел в понятие системного

подхода, объясняющего каким образом организм с помощью механизмов саморегуляции обеспечивает оптимальные жизненные функции в нормальных и экстремальных условиях.
Работа целого организма складывается из совокупности деятельности многих функциональных систем.
Защитно–приспособительные реакции регулируются рефлекторным и гуморальным путем, а главная роль принадлежит высшей нервной деятельности. 	К.А Анохин ввел

Слайд 30









Схема универсальной организации функциональных систем

Схема универсальной организации функциональных систем

Слайд 31 В саморегулирующихся функциональных системах, к которым относится организм, центральные и

периферические органы динамически объединяются для достижения конечного приспособительного результата. Взаимодействуя

по принципу иерархии, функциональные системы обеспечивают слаженную работу всего организма, причем доминирует та функциональная система, действие которой наиболее важно для организма в данный момент.
В саморегулирующихся функциональных системах, к которым относится организм, центральные и периферические органы динамически объединяются для достижения конечного

Слайд 33 Основными показателями постоянства внутренней среды организма – гомеостаза, являются: температура

тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости. Они поддерживаются сложными

механизмами саморегуляции, в которых участвует нервная, эндокринная и сенсорные системы. При отклонении параметров факторов окружающей среды от оптимальных уровней, механизмы саморегуляции начинают функционировать с напряжением и в процесс поддержания гомеостаза включаются механизмы адаптации. Она обеспечивает репродуктивность, работоспособность и максимальную продолжительность жизни в неадекватных условиях среды. Если уровни воздействия факторов окружающей среды выходят за пределы адаптационных возможностей организма, то включаются компенсаторные механизмы, которые направлены на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме. Компенсаторные механизмы являются составной частью резервных сил организма.
Основными показателями постоянства внутренней среды организма – гомеостаза, являются: температура тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости.

Слайд 34Нервная система – это совокупность нервных клеток - нейронов.
Нервная

система - основной аппарат, регулирующий взаимоотношения между организмом и постоянно

меняющимися факторами внешней и внутренней среды, а также различными частями самого организма. Через нервную систему обеспечивается согласованное действие всех органов и адаптация всего организма в целом к условиям его существования.
Нервная система – это совокупность нервных клеток - нейронов. Нервная система - основной аппарат, регулирующий взаимоотношения между

Слайд 35









Строение нейрона

Строение нейрона

Слайд 36Функции нервной системы
- Осуществляет взаимодействие организма с окружающей средой, обеспечивая

приспособление организма к постоянно меняющимся условиям среды;
- Объединяет органы и

системы тела в единое целое и согласует их деятельность;
- На высшем этапе развития нервная система осуществляет психическую деятельность на основе физиологических процессов ощущения, восприятия, мышления.

Функции нервной системы	- Осуществляет взаимодействие организма с окружающей средой, обеспечивая приспособление организма к постоянно меняющимся условиям среды;	-

Слайд 40 Нервы, проводящие возбуждение от рабочих органов в головной или спинной

мозг, называются восходящими, или сенсорными (чувствительными).
Нервы, проводящие возбуждение из центральной

нервной системы к рабочим органам называются нисходящими, или двигательными.
Чаще нервы бывают смешанными, в их составе имеются как чувствительные, так и двигательные волокна.
Нервы заканчиваются рецепторами - окончаниями, обладающими избирательной чувствительностью к воздействию определенных факторов.
Нервы, проводящие возбуждение от рабочих органов в головной или спинной мозг, называются восходящими, или сенсорными (чувствительными).	Нервы, проводящие

Слайд 41
Функции нервной системы осуществляются по механизму рефлекса. Рефлекс – это

реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая

посредством центральной нервной системы.
В основе рефлекса лежит связь нейронов, образующих рефлекторную дугу (нейронный путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса).
Функции нервной системы осуществляются по механизму рефлекса. Рефлекс – это реакция организма на раздражение из внешней или

Слайд 43 Информацию о внешней и внутренней среде организма человек получает с

помощью сенсорных систем или анализаторов.
Сенсорные системы – это специализированные

части нервной системы, включающие периферические рецепторы (органы чувств), отходящие от них нервные волокна (проводящие пути) и клетки центральной нервной системы, сгруппированные вместе (сенсорные центры), где происходит обработка информации.
Информацию о внешней и внутренней среде организма человек получает с помощью сенсорных систем или анализаторов. 	Сенсорные системы

Слайд 46Схема возникновения ощущения в результате воздействия раздражителя

Схема возникновения ощущения в результате воздействия раздражителя

Слайд 47 Основной характеристикой анализатора является чувствительность рецептора, т.е. способность воспринимать раздражение.

Стимул минимальной интенсивности – вызывает минимальное ощущение. Величина минимальной интенсивности,

приводящая к минимальному ощущению, называется порогом ощущения или абсолютным порогом чувствительности.
Следующей характеристикой анализатора является адаптируемость к условиям внешней среды (способность приспосабливаться к меняющимся условиям природной, производственной и социальной среды).
Еще одной важной характеристикой анализаторов является – тренируемость. Основными параметрами тренируемости анализаторов являются интенсивность, длительность и частота, которые вместе определяют объем тренировочной нагрузки.

Основной характеристикой анализатора является чувствительность рецептора, т.е. способность воспринимать раздражение. Стимул минимальной интенсивности – вызывает минимальное ощущение.

Слайд 62 Генотипическая адаптация, когда на основе наследственности мутаций и естественного отбора

происходит формирование современных видов животных и растений. Генотипическая адаптация -

основа эволюции, так как ее достижения закреплены генетически и передаются по наследству.
Комплекс видовых наследственных признаков (генотип) становится пунктом следующего этапа адаптации, приобретаемой в процессе индивидуальной жизни. Это фенотипическая адаптация, она формируется в процессе взаимодействия особи с окружающей средой и обеспечивается структурными изменениями организма.
Фенотипическую адаптацию можно определить как развивающийся в ходе индивидуальной жизни процесс, в результате которого организм приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенному фактору внешней среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью и решать задачи, ранее неразрешимые.

Генотипическая адаптация, когда на основе наследственности мутаций и естественного отбора происходит формирование современных видов животных и растений.

Слайд 63 Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности воздействия на организм факторов

окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей

среды.
Основные задачи гигиены:
1. Изучение закономерностей воздействия факторов среды обитания на организм человека;
2. Обоснование гигиенических нормативов;
3. Разработка санитарного законодательства;
4. Организация надзора за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов.

Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и

Слайд 66ПРИНЦИПЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
1. Безвредности и безопасности (приоритета медико-биологических критериев )
2.

Опережения обоснования норматива по сравнению с появлением вредного и опасного

фактора
3. Единства
4. Зависимости эффекта от концентрации/дозы и времени воздействия
5. Разделения объектов нормирования
6. Пороговости
7. Лимитирующего показателя вредности
8. Моделирования в лабораторных условиях
9. Этапности в проведении исследований
10. Стандартизации условий и методов гигиенического нормирования
11. Единства экспериментальных и натурных исследований
12. Относительности норматива

ПРИНЦИПЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ1. Безвредности и безопасности (приоритета медико-биологических критериев )2. Опережения обоснования норматива по сравнению с появлением

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика