Слайд 1Актуальные проблемы НИР в области образования
и информационных технологий
К вопросу
о тематическом планировании НИР, выборе тем курсовых и ВКР
Слайд 2Предпосылки
Болонский процесс
Анализ тематических планов РАО
Современные подходы к оценке качества
образования
Из зарубежных источников
Разумные идеи
Слайд 3Основные задачи
Болонского процесса
Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней
Принятие системы,
основанной на двух основных циклах (бакалавриат – магистратура)
Внедрение системы кредитов
по типу ECTS
Содействие мобильности студентов и преподавателей
Европейское сотрудничество в сфере гарантии качества образования
Содействие европейскому межинституциональному сотрудничеству
Обучение в течение всей жизни
Равноправное партнерство вузов и студентов в управлении
Внедрение и признание совместных степеней
Привлекательность общеевропейского пространства высшего образования для студентов из других частей мира
Слайд 4ПРАЖСКОЕ КОММЮНИКЕ
2001 г.
«…министры отметили, что качество – основное условие для
доверия, доступности, мобильности, совместимости и привлекательности Европейской зоны высшего образования…»
«…
министры особо подчеркнули, что качество высшего образования и научных исследований является и должно быть важным определяющим фактором международной привлекательности и конкурентоспособности Европы…»
Слайд 5ДУБЛИНСКИЕ ДЕСКРИПТОРЫ
ГРУППА «СОВМЕСТНАЯ ИНИЦИАТИВА ПО КАЧЕСТВУ» JQI
(JOINT QUALITY INITIATIVE), ДУБЛИН,
18 ОКТЯБРЯ 2004 Г.
Идентификаторы качества квалификаций:
Короткого цикла обучения (в рамках
подготовки бакалавров)
Бакалавров
Магистров
Кандидатов наук (Ph.D)
Дифференциация требований:
Знание и понимание
Применение знаний и понимание
Построение заключений
Коммуникация
Навыки обучения
Слайд 6ДЕСКРИПТОРЫ КВАЛИФИКАЦИИ «БАКАЛАВР»
продвинутый уровень работы с текстом с элементами, требующими
глубоких знаний в сфере изучения…
разработка и предъявление аргументации
сбор
и интерпретация информации, относящейся к предмету изучения…
умение представлять информацию, идеи, проблемы и их решения…
развитые навыки, необходимые для обучения на следующем уровне с высокой степенью автономии…
Слайд 7ДЕСКРИПТОРЫ КВАЛИФИКАЦИИ
«МАГИСТР»
наличие основы для оригинального развития и применения идей в
контексте проводимого исследования…
способность находить решения проблем в новых или
незнакомых средах в более широком (междисциплинарном) контексте…
способность к интеграции знаний и построению заключений на основе неполной или ограниченной информации…
умение представлять заключения и подкреплять знания фактами (узкая сфера) в профессиональной и непрофессиональной аудитории (монолог)…
навыки так называемого самонаправляемого обучения, или автономии…
Слайд 10Рейтинг веб-сайтов университетов мира
Webometrics (по критериям наполняемости,
поддержки и популярности)
Показатели:
Число страниц
сайта, покрываемых поисковыми системами Google, Yahoo, Live Search, Exalead
Число уникальных
внешних ссылок на страницы сайта вуза через поисковые системы
Число размещенных на сайте файлов с данными (публикации, презентации и др.)
Число страниц и ссылок на сайт вуза через Google Scholar (научные труды)
Из 13 000 университетов мира в рейтинг вошло 4000
(в т.ч. из 477 российских вузов – 69)
www.webometrics.info
Слайд 20Анализ тематических планов РАО
Классификатор по направлениям:
- уровень (дошкольный, начальная базовая,
профильная школа, довуз, профессиональное образование, послевуз)
- специальности (педагогика, методика,
психология)
- предметное обучение
- методология образования
Слайд 21Основные исследования
Уточнение понятий, новая их интерпретация
Применение известных форм, средств, технологий
в конкретных ситуациях, новая их интерпретация в современных условиях
Обобщение опыта
образовательной деятельности в те или иные методики
Слайд 22Современные подходы к оценке качества образования
Другая интерпретация показателей качества образования!!!
Качество
НИР
Качество УМКД (обеспечения)
Качество ППС
Рейтинг веб-сайтов
Слайд 23Из зарубежных источников
Визуализация знаний
Конструктивизм
Интеллектуальность и адаптивность
E-learning
Слайд 24Визуализация знаний
До недавнего времени термин «визуализация знаний» вообще в научной
литературе не употреблялся, в отличие, например, от визуализации информации (Information
visualization)
Основная цель визуализации – улучшить передачу знаний, стимулировать когнитивные процессы.
Слайд 25Визуализация знаний
Одно из главных свойств интеллекта - умение распознавать и
объяснять зависимости и связи между различными объектами, способность выявлять аналогии
и делать выводы.
Подход основан на описании целей связей между элементами знаний
Слайд 26Визуализация знаний
- описание причин и целей всевозможных связей между различными
элементами (purpose-driven knowlegde visualization).
Визуализация знаний – это набор графических элементов
и связей между ними, используемый для передачи знаний от эксперта к человеку или группе людей, раскрывающий причины и цели этих связей в контексте передаваемого знания.
Визуализация должна представлять конкретную проблему или задачу (например: анализ бизнес-процессов, структура организации) и отвечать на вопрос: для чего, для решения какой проблемы необходима предлагаемая передача знаний?
Слайд 27Визуализация знаний
Формально ВЗ можно описать следующим образом:
KnowViz = F (E,
D, P),
где E – множество элементов (различные графические элементы, такие
как таблицы, диаграммы, деревья и т.д.);
D – множество связей между различными элементами;
P – цели этих связей.
Слайд 28Конструктивизм
Конструктивизм определяет ученика активным участником обучения, который формирует («конструирует») свое
знание самостоятельно, что часто называется практическим обучением
Слайд 29Конструктивизм (принципы)
знание должно быть сформировано исходя из опыта, накопленного при
решении конкретной или аналогичной проблемы;
материал не должен быть разбит на
отдельные независимые модули и секции, а должен быть представлен как единое целое;
обучающийся может сам управлять процессом обучения. При этом выбранный «путь» обучения, вовсе не должен быть линейным, последовательным, в отличие от классической парадигмы;
сами обучающиеся являются активными игроками в этом процессе;
обучающимся предлагаются не общие абстрактные модели, а решения конкретных задач.
ученики сами формулируют свое понимание вопроса, исходя из представленных примеров, основанных на реальных ситуациях.
Слайд 30Конструктивизм и информационный подход
Деятельность и опыт
Системность и целостность
Индивидуализация за счет
нелинейности
Все-для-всех и Субъект –субъектные отношения
Проектная деятельность по решению конкретных задач
(образование будущего)
Рекурсивность
Слайд 31Интеллектуальность обучения
Не все студенты достигают желаемых результатов обучения, при котором
их всех обучают одинаковым образом;
Качество обучения связано с тем, что
студент думает о том, что он изучает, и как он подходит к самому процессу обучению;
Качество достижения заданных результатов связано с тем, как преподаватель адаптирует разные подходы к обучению для конкретной аудитории;
Слайд 32Интеллектуальность
В Рижском техническом университете были проведены исследования по определению оптимального
времени сеанса работы с обучающей системой, используя математическую модель управления
процессом усвоения учебной информации вида (Авчухова, 1977):
Z (t) = φ (1 – eψt),
где Z(t) – количество усвоенной обучаемым информации в семантических единицах текста (сетах);
t – время поступления информации; Ż (t) |t=0 = 0;
φ – параметр модели, определяющий максимальное количество информации, остающейся в памяти человека в процессе непрерывного обучения;
ψ – параметр модели, характеризующий утомляемость обучаемого.
Слайд 33Интеллектуальность
На основе полученных экспериментальных данных были рассчитаны параметры модели ψ
= 0,0270 (1/мин), φ = 121,74 (сета) и Т =
1 / ψ = 37 мин. (время, за которое скорость усвоения информации уменьшается в е раз),
а также определены изменение скорости приращения усваиваемой информации и значения параметра ψ в различные периоды учебного года
Слайд 34Жизненный цикл электронного учебного курса
ЭУК – как компьютерная программа!(тема диссертации)
каскадная
модель из 5 этапов:
-стратегическое планирование,
-проектирование,
-реализация,
-тестирование,
-эксплуатация и сопровождение
Слайд 35Проблемы
определение времени, необходимого обучаемому для отдыха при работе с ЭУК,
т.к. скорость усвоения информации резко падает после 30 минут работы;
оценка
экономической эффективности применения ЭУК и трудозатраты преподавателей;
Оценка объективности метода автоматического тестирования и оценка целесообразности его применения с точки зрения трудозатрат и времени тестирования.
Слайд 37Информационный подход
Объясняет все эмпирические педагогические методы и подходы
Мера обученности –
энтропия знаний (энтропия учебной информации, задачи, теста и пр)
Познание и
обучение – информационный процесс (механизм восприятия, осознания, запоминания и извлечения информации на основе тезаурусного распознавания с обратной связью)
Этим надо заниматься серьезно!
Слайд 38Информационный процесс формирования знания
Цель
Фрагмент мира
Искусственные источники информации
Слайд 39К закону сохранения количества информации
Тезаурус
Энтропия
Знание
Слайд 40К закону сохранения количества информации
Энтропия Н – беспорядок, хаос
Знание -
способ упорядочивания
Тезаурус Т – это объем упорядоченности
Н +Т =
const
для любой замкнутой системы
Слайд 41Информационный подход
Эволюционный, непрерывный процесс формирования тезауруса (компетенции)
Эволюционный, непрерывный характер развития
знаний (компетентности)
Основной процесс познания – информационное моделирование
Слайд 42Концептуальные основы организации и формирования НИР:
Актуальность и финансовое обеспечение в
настоящем
Инвестиционная привлекательность для будущего
Личностная заинтересованность (для души).
Использование в учебном процессе
Слайд 43Направления НИР
Теория информационного моделирования.
Инновационные модели в образовании. Открытое образование с
позиций информационного процесса.
Сетевые образовательные программы. Средства сетевого обучения.
Диагностика результатов учебного
процесса. Средства и технологии компьютерной диагностики информационных качеств обучаемых.
Теория и методика обучения информатике, математике.
Слайд 44Проблемы фундаментальные
1. Исследование процесса восприятия информации (объект, событие, действие)
с позиции информационного процесса: восприятие текста, видеообраза, речи. Восприятие нового
и старого сообщения. Основные параметры: объем информации и время его восприятия.
Слайд 45Проблемы фундаментальные
2. Исследование процесса запоминания информации: текста, видеообраза, речи. Оперативная
и долговременная память. Время диссипации образа в памяти от его
объема.
Слайд 46Проблемы фундаментальные
3. Проблемы воспроизводства информации: текста, видеообраза, речи. Репродукция,
шаблон, прямое отражение. Индивидуальность шаблонности, легкая корректировка отражения. Продукция, ассоциация,
креатив. Воспроизводство как функция восприятия и запоминания.
Слайд 47Проблемы фундаментальные
4. Исследование деятельности. Интерпретация результатов деятельности. Качество продукта. Измерение
эффективности деятельности.
Слайд 48Проблемы прикладные
Каким должен быть электронный учебник
Как измерять результаты обучения
Организация самостоятельной
учебно-научной работы в сети
Сетевые технологии обучения и воспитания
Слайд 49МКС
Проект - грант КГПУ (2009-2010 гг)
Проективные порталы и модели вертикальной
интеграции вуза и школы как факторы формирования центра отрытого образования
в крае
Слайд 50Научная проблема, на решение которой направлен проект
Повышение качества образовательного
процесса подготовки будущего учителя с высоким уровнем готовности к профессиональной
деятельности в современной ИКТ- насыщенной школе за основе принципов вертикальной интеграции высшего и общего образования, создания проективных порталов (все-для-всех) образовательного назначения для реализации принципов открытого образования.
Слайд 51Цель проекта
создание Центра отрытого образования на базе КГПУ, позволяющего
вовлечь образовательное сообщество края к совместному созданию и использованию коллективных
сетевых образовательных ресурсов и функционирующего путем проектно-исследовательских образовательных сетевых проектов
Слайд 521. Разработка концепции центра отрытого образования для интегрированной системы вузовского
и общего образования.
Необходимо выявить организационные, содержательные и управленческие структуры, принципы
коллективного взаимодействия участников образовательного процесса по научной, учебной и внеучебной работе центра над открытыми коллективными информационными ресурсами
Слайд 532. Теоретическое обоснование и разработка модели вертикальной интеграции научной, исследовательской
и проектной деятельности вуза и школы
На примере факультета информатики и
гимназии 10 проанализировать, обобщить и вывить принципы информационного подхода к вертикальному формату организации НИР, НИРС и научной деятельности школьников в режиме констатирующего педагогического эксперимента.
Слайд 543. Формирование сети лабораторий на факультете информатики, определение их функционала
Создание
материально-технической базы и теоретико-методологической базы их исследований,
Планируется создать 12
лабораторий, в которую вовлекаются школьники, студенты с 1 по 5 курс, аспиранты и соискатели.
Слайд 554. Разработка отрытого проективного портала проектов (прообраз МКС)
Включены (?) 5
основных базовых разделов (модулей) системы: сетевая профильная школа (грант РГНФ
2007-2008 гг.), тестовая система Тестосфера, экспертная система (Буторин Д.Н.), модуль телекоммуникационных проектов,
модуль отрытых ресурсов по информатике (надо создать)
Сайт Центра (надо создать)
Сайт конференции «Открытое образование» (надо создать)
и др (будут сформулированы в процессе работы).
Слайд 56Как участвовать в развитии и использовании МКС
Диагностический модуль (задачи удаленного
контроля обученности, на основе теории распознавания тестируемого, диагностика информационных процессов
восприятия, запоминания, извлечения информации (Кузенков Н., Грушевский Ю., Гавриков В.Л.), классические формы сетевого контроля (Симонова А.)
Слайд 57Как участвовать в развитии и использовании МКС
Слайд 58
Успешной деятельности всем нам!