Разделы презентаций


КУЛЬТУРА РОССИИ XIV – XV вв

Содержание

Д. С. Лихачев: «Из всех периодов истории российской культуры именно XIV – XV вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса создания единого государства и возрождение культуры. В дальнейшем

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 2Д. С. Лихачев: «Из всех периодов истории российской культуры именно

XIV – XV вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит

восстановление прерванного процесса создания единого государства и возрождение культуры. В дальнейшем этот процесс, несмотря на многочисленные кризисные моменты, уже более не прерывался, а лишь приобретал новые черты.
Д. С. Лихачев: «Из всех периодов истории российской культуры именно XIV – XV вв. являются особенно важными.

Слайд 3«Слово о погибели русской земли»
Возникло в XIII веке, вскоре после

нашествия монголо-татар. Это плач по утраченному величию русской земли. По

жанру близко к «Слову о Полку Игореве». Видимо, написано одним из дружинников.
«Слово о погибели русской земли»Возникло в XIII веке, вскоре после нашествия монголо-татар. Это плач по утраченному величию

Слайд 4О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами

прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками, чистыми полями,

дивными зверями, разнообразными птицам, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозным, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!
И в те дни, - от великого Ярослава, и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя владимирского, - обрушилась беда на христиан…
О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и

Слайд 5Написана в к. XIII – начале XIV в. Говорится о

разорении Рязанского княжества монголо-татарами.
Часть повести –
Сказание о
Евпатии Коловрате.

Написана в к. XIII – начале XIV в. Говорится о разорении Рязанского княжества монголо-татарами. Часть повести –Сказание

Слайд 6Евпатий Коловрат – рязанский боярин, воевода, богатырь. Когда Батый напал

на Рязань, он находился в Чернигове, но, узнав о нападении,

с малой дружиной спешно двинулся в Рязань. Он застал город уже разоренным, «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены». Вместе с уцелевшими, присоединившимися к нему, отправляется в погоню за монголами. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнеметных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: « И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем ис тмочисленых пороков, и едва убиша его».

Евпатий Коловрат – рязанский боярин, воевода, богатырь. Когда Батый напал на Рязань, он находился в Чернигове, но,

Слайд 7Град Китеж по легенде находился в Нижегородской области у озера

Светлояр. Узнал об этом прекрасном городе Батый, прознал тайные тропы

к озеру Светлояру. Жители, к удивлению монголов, совсем не оборонялись, а только молились. Монголы атаковали город, но тут со всех сторон ударили фонтаны воды и стали затапливать и город, и захватчиков. Отступили нападавшие, а город погрузился в воду.
Далее легенда гласит, что жители остались живы и тот, кто чист душой, может слышать звон колоколов и даже разговоры жителей города.
Град Китеж по легенде находился в Нижегородской области у озера Светлояр. Узнал об этом прекрасном городе Батый,

Слайд 8Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его,

князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая.
Написано в

к. XIVв. Софонием Рязанцем. Заметно влияние «Слова о Полку Игореве».
«О жаворонок, летняя птица, радостных дней утеха, взлети к синим небесам, взгляни на могучий город Москву, воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу! Словно бурей занесло соколов из земли Залесской в поле Половецкое! Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони ржут , трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамена русские у Дона Великого на берегу».
Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего

Слайд 9Создано в XV веке, рассказывает не только о князе Дмитрие

и его братьях, но и о рядовых участниках сражения. Автор

неизвестен. Победа на Куликовом поле предопределена Божьей волей, которая и двигала князем Дмитрием.
Создано в XV веке, рассказывает не только о князе Дмитрие и его братьях, но и о рядовых

Слайд 10Новый жанр в русской литературе – описание путешествия. Афанасий Никитин

– тверской купец, совершивший в 1468 – 1475 годах путешествие

в Персию и Индию.
« В Индийской стране простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много – дивятся белому человеку. У тамошнего князя фата на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних – фата через плечо перекинута, другая фата на бердах. А у слуг княжеских и боярских одна фата на бердах обернута, да щит, да меч в руках, иные с дротиками, другие с кинжалами, а иные с саблями, а другие с луками и стрелами; да все наги, да босы, да крепки, а волосы не бреют»
Новый жанр в русской литературе – описание путешествия. Афанасий Никитин – тверской купец, совершивший в 1468 –

Слайд 11В Новгороде и Пскове русские зодчие продолжают традиции домонгольской архитектуры.

Использовалась кладка из грубо отделанных известковых плит, валунов и частично

кирпича, что создавало впечатление силы и мощи:
-церковь Спаса на Ковале в Новгороде
-церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде


В Новгороде и Пскове русские зодчие продолжают традиции домонгольской архитектуры. Использовалась кладка из грубо отделанных известковых плит,

Слайд 12Грановитая палата новгородского кремля, построена в 30-е годы XV в.

Нижние этажи использовались для хозяйственных целей, верхние – место, где

новгородские архиепископы принимали гостей, дары, праздничные трапезы, принимали послов.
Новгородский Кремль – построен в 1333 г., в 1478 перестроен.
Псковский Кремль.
Грановитая палата новгородского кремля, построена в 30-е годы XV в. Нижние этажи использовались для хозяйственных целей, верхние

Слайд 13В 1367 году начинается строительство белокаменного Кремля в Москве. Толщина

стен – 2-3 метра, в стенах были бойницы, которые закрывались

щитами, а проезды в башнях – деревянными створами, окованными железом.
В 1485 – 95 годах при Иване III стены и башни перестраивают из красного кирпича. Протяженность стен 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина – от 3 до 6 м. Верх стен украшен зубцами – мерлонами. Вдоль стен – 20 башен.
Архитекторы Антон Фрязин, Пьетро Соляри, Алевиз Фрязин, Марк Руффо.

В 1367 году начинается строительство белокаменного Кремля в Москве. Толщина стен – 2-3 метра, в стенах были

Слайд 14

Водовзводная Угловая Арсенальная

Беклемишевская Космодемьянская


Боровицкая Никольская Петровская
Оружейная Сенатская Вторая Безымянная
Комендантская Спасская Первая Безымянная
Троицкая Набатная Благовещенская
Средняя Арсенальная Константино-Еленинская Тайницкая
Водовзводная        Угловая Арсенальная      Беклемишевская

Слайд 15Собор Спаса на Бору, 1330 г.
Успенский собор, 1475 – 89,

Аристотель Фиораванти
Благовещенский собор, 1484 – 89, псковские мастера.

Собор Спаса на Бору, 1330 г.Успенский собор, 1475 – 89, Аристотель ФиоравантиБлаговещенский собор, 1484 – 89, псковские

Слайд 161487 – 1491, архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Соляри.
Восточный

фасад отделан белым камнем – рустом.
В XVI в. была расписана.


1487 – 1491, архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Соляри.Восточный фасад отделан белым камнем – рустом.В XVI

Слайд 17Феофан Грек
поселился в Новгороде в 1370 годуВ 1378 году

он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине

улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.
Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией
Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 годуВ 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса

Слайд 18(около 1375/80. — 17 октября 1428)
Наиболее известный и почитаемый

мастер московской школы иконописи. В 1988 году канонизирован в лике

преподобного.
Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре.
Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина
В конце XIV — начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал свой шедевр — икону «Живоначальная Троица» В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире
(около 1375/80. — 17 октября 1428) Наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи. В 1988 году

Слайд 19Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную

чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды

среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса — клав) явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом. Дерево — мамврийский дуб — превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо — за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора — за спиной третьего ангела (Святой Дух).
Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика