Слайд 2Д. С. Лихачев: «Из всех периодов истории российской культуры именно
XIV – XV вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит
восстановление прерванного процесса создания единого государства и возрождение культуры. В дальнейшем этот процесс, несмотря на многочисленные кризисные моменты, уже более не прерывался, а лишь приобретал новые черты.
Слайд 3«Слово о погибели русской земли»
Возникло в XIII веке, вскоре после
нашествия монголо-татар. Это плач по утраченному величию русской земли. По
жанру близко к «Слову о Полку Игореве». Видимо, написано одним из дружинников.
Слайд 4О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами
прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками, чистыми полями,
дивными зверями, разнообразными птицам, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозным, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!
И в те дни, - от великого Ярослава, и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя владимирского, - обрушилась беда на христиан…
Слайд 5Написана в к. XIII – начале XIV в. Говорится о
разорении Рязанского княжества монголо-татарами.
Часть повести –
Сказание о
Евпатии Коловрате.
Слайд 6Евпатий Коловрат – рязанский боярин, воевода, богатырь. Когда Батый напал
на Рязань, он находился в Чернигове, но, узнав о нападении,
с малой дружиной спешно двинулся в Рязань. Он застал город уже разоренным, «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены». Вместе с уцелевшими, присоединившимися к нему, отправляется в погоню за монголами. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнеметных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: « И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем ис тмочисленых пороков, и едва убиша его».
Слайд 7Град Китеж по легенде находился в Нижегородской области у озера
Светлояр. Узнал об этом прекрасном городе Батый, прознал тайные тропы
к озеру Светлояру. Жители, к удивлению монголов, совсем не оборонялись, а только молились. Монголы атаковали город, но тут со всех сторон ударили фонтаны воды и стали затапливать и город, и захватчиков. Отступили нападавшие, а город погрузился в воду.
Далее легенда гласит, что жители остались живы и тот, кто чист душой, может слышать звон колоколов и даже разговоры жителей города.
Слайд 8Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его,
князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая.
Написано в
к. XIVв. Софонием Рязанцем. Заметно влияние «Слова о Полку Игореве».
«О жаворонок, летняя птица, радостных дней утеха, взлети к синим небесам, взгляни на могучий город Москву, воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу! Словно бурей занесло соколов из земли Залесской в поле Половецкое! Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони ржут , трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамена русские у Дона Великого на берегу».
Слайд 9Создано в XV веке, рассказывает не только о князе Дмитрие
и его братьях, но и о рядовых участниках сражения. Автор
неизвестен. Победа на Куликовом поле предопределена Божьей волей, которая и двигала князем Дмитрием.
Слайд 10Новый жанр в русской литературе – описание путешествия. Афанасий Никитин
– тверской купец, совершивший в 1468 – 1475 годах путешествие
в Персию и Индию.
« В Индийской стране простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много – дивятся белому человеку. У тамошнего князя фата на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних – фата через плечо перекинута, другая фата на бердах. А у слуг княжеских и боярских одна фата на бердах обернута, да щит, да меч в руках, иные с дротиками, другие с кинжалами, а иные с саблями, а другие с луками и стрелами; да все наги, да босы, да крепки, а волосы не бреют»
Слайд 11В Новгороде и Пскове русские зодчие продолжают традиции домонгольской архитектуры.
Использовалась кладка из грубо отделанных известковых плит, валунов и частично
кирпича, что создавало впечатление силы и мощи:
-церковь Спаса на Ковале в Новгороде
-церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде
Слайд 12Грановитая палата новгородского кремля, построена в 30-е годы XV в.
Нижние этажи использовались для хозяйственных целей, верхние – место, где
новгородские архиепископы принимали гостей, дары, праздничные трапезы, принимали послов.
Новгородский Кремль – построен в 1333 г., в 1478 перестроен.
Псковский Кремль.
Слайд 13В 1367 году начинается строительство белокаменного Кремля в Москве. Толщина
стен – 2-3 метра, в стенах были бойницы, которые закрывались
щитами, а проезды в башнях – деревянными створами, окованными железом.
В 1485 – 95 годах при Иване III стены и башни перестраивают из красного кирпича. Протяженность стен 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина – от 3 до 6 м. Верх стен украшен зубцами – мерлонами. Вдоль стен – 20 башен.
Архитекторы Антон Фрязин, Пьетро Соляри, Алевиз Фрязин, Марк Руффо.
Слайд 14
Водовзводная Угловая Арсенальная
Беклемишевская Космодемьянская
Боровицкая Никольская Петровская
Оружейная Сенатская Вторая Безымянная
Комендантская Спасская Первая Безымянная
Троицкая Набатная Благовещенская
Средняя Арсенальная Константино-Еленинская Тайницкая
Слайд 15Собор Спаса на Бору, 1330 г.
Успенский собор, 1475 – 89,
Аристотель Фиораванти
Благовещенский собор, 1484 – 89, псковские мастера.
Слайд 161487 – 1491, архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Соляри.
Восточный
фасад отделан белым камнем – рустом.
В XVI в. была расписана.
Слайд 17Феофан Грек
поселился в Новгороде в 1370 годуВ 1378 году
он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине
улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.
Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией
Слайд 18(около 1375/80. — 17 октября 1428)
Наиболее известный и почитаемый
мастер московской школы иконописи. В 1988 году канонизирован в лике
преподобного.
Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре.
Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина
В конце XIV — начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал свой шедевр — икону «Живоначальная Троица» В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире
Слайд 19Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную
чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды
среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса — клав) явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом. Дерево — мамврийский дуб — превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо — за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора — за спиной третьего ангела (Святой Дух).